Воспитательное значение личности
педагога дополнительного образования
Копытинская Анна Николаевна
Я расскажу на примере своего личного опыта о значении личности педагога дополнительного образования в воспитании детей. Немного о нашей школе, где я работаю педагогом-хореографом 18лет. Наша школа негосударственная, частная. Дает полное среднее образование с 1 по 11классы. В классах не более 12 человек. Благодаря малочисленности групп учащихся каждому ребенку уделяется достаточно внимания и в обязательном, и в дополнительном образовании.
Ребенок находится в школе с 10 утра до 17 вечера. Во второй половине дня, после основной учебы, дети делают домашние задания. А затем посещают творческие объединения:- хореография,
- вокал,
- хор,
- классическая гитара,
- флейта,
- фортепьяно,
- шахматы,
- тхеквондо,
- плавание,
- театр,
- киноискусство.
Школа для наших детей – это второй дом. Мы живем одной большой, дружной семьей, где педагоги, те люди, которые могут научить и которым доверяют свои проблемы. Наши дети даже со школьных каникул рвутся в школу потому, что здесь интересно, тепло и уютно, здесь всегда поддержат, помогут и направят в нужное русло. В школе ребята получают опыт общения друг с другом, учатся решать возникающие проблемы, жить, дружить и работать в коллективе.
Хореографией в нашей школе может заниматься любой ребенок с разными способностями и возможностями. Танцевальное искусство - это огромный труд. Я часто сталкиваюсь с тем, что дети не хотят трудиться. Чтобы научить ребенка трудиться, нужно увлечь его! А чтобы увлечь за собой, нужно самой с любовью относиться к делу, которому служишь, с любовью к детям, с любовью к зрителям! Поэтому мой девиз: «От души и для души!», а мое педагогическое кредо «Научить каждого ребенка своим творчеством дарить добро и радость людям».
В каждом маленьком ребенке скрыто очень много способностей и талантов. Важно создать все условия для того, чтобы ребенок мог в полной мере раскрыть все, чем наградила его природа. Развивая свои творческие задатки, свое воображение и фантазию, ребенок избавляется от комплексов, «зажатости», он чувствует уверенность в себе, обретая способность самостоятельно ориентироваться в окружающем его мире. Как правило, ребенок имеет ограниченный запас двигательных навыков, дети сутулятся, косолапят. Занятия по моим программам создают условия для устранения этих недостатков. Дети получают общее музыкально-танцевальное воспитание, развивают координацию. В дальнейшем, программы позволяют продолжить углубленные занятия танцами.
Моя методика строится:
- на доверии,
- на поиске и развитии дарований ребенка
- опора на потенциал
- значимость в коллективе
- последовательность обучения
- на справедливости (для педагога – это критерий профессионализма, а для ребенка - условие защищенности)
- на личном примере (когда ребенок видит перед собой педагога, который знает свое дело, позитивно смотрит на мир, умного, уверенного, он успешно обучается).
Я использую следующие технологии обучения:
1) групповая - одна возрастная группа,
2) коллективная - сводные репетиции, постановка танцев, разные возрастные группы,
3) индивидуальная - работа с солистами и отстающими,
4) игровая - я разработала игровой разминочный комплекс, который готовит ребенка к занятию. Танец-игра «Веселые самолетики»,
5) инновационная - на своих занятиях я создаю ситуацию, которая побуждает детей к развитию,
- использование видеороликов (создаются совместно педагогами и учащимися),
- создание презентаций к постановке танца,
- подборка и создание музыкального материала с помощью компьютерных технологий
Например, на Новый Год у нас была программа «Танцы и песни народов мира», где весь музыкальный материал, ребята подбирали сами, изучая историю танцев народов мира.
6) совместный просмотр отчетных концертов, анализ выступлений.
В нашей школе дети, учителя, педагоги дополнительного образования живут одной большой творческой семьей. Поэтому появилась идея привлечения учителей, педагогов ОДОД к участию в вокально-хореографических постановках вместе с детьми. Яркий пример - любимый «Японский с веерами», где учителя географии, математики, биологии и педагоги ОДОД танцуют, а учащиеся старших классов поют. Совместное участие педагогов и детей сближает. Они учатся друг у друга эмоциональности, терпимости, пониманию, непосредственности и творческому подходу. Очень часто сами дети и педагоги выступают идейными вдохновителями танцевальных замыслов.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
С радостью могу сказать, что подходя к концу каждого года обучения в начальных и старших классах, я вижу сплоченный, дружный коллектив, который быстро и качественно выполняет поставленные задачи, с любовью и интересом относится к предмету. Дети очень любят выступать на сцене, принимают участие в жизни школы:
- праздничные выступления на концертах,
- хореографическое оформление школьных спектаклей,
- отчетные концерты,
- выступления на конкурсах, в районных мероприятиях.
В заключении хочу сказать, мои педагогические взгляды просты!
1) если я хочу, чтобы ребенок полюбил то дело, которым занимается, я сама должна любить свое дело и своих учеников
2) если я хочу, чтобы ребенок проявлял инициативу, я должна его увлечь
3) если я хочу, чтобы ребенку было интересно, я должна постоянно учиться новому
4) я благодарна своим ученикам за то ,что они научили меня принимать их такими ,такими ,какие они есть, быть терпимей к ним, но требовательной к себе.
Воспитывая детей, я меняюсь сама!