Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Исаенкова Ирина Владимировна

 

Камерный ансамбль как средство воспитания  ученика-исполнителя, ученика-музыканта.

 

“Техника пианиста в голове, а не в пальцах”.

                                                     Ференц Лист

 

 

   В течении всего своего педагогического опыта, а также в течении последних пяти лет, активно вовлекаю своих учащихся в такую творческую и полезную форму работы, как разучивание ансамблей с различными музыкальными инструментами – скрипкой, флейтой, домрой.

   При работе над подобными музыкальными ансамблями перед учениками встают различные новые задачи.

   Первая – психологическая перестройка ученика-музыканта, каждый из которых имеет свой художественный вкус, свое представление о характере разучиваемого произведения, свое понимание фразировки, штрихов, тембра. Игра в ансамбле требует подчинения каждого учащегося интересам целого, осуществлению художественного замысла. Только при этом условии ансамбль станет творческим коллективом, только тогда ансамблевое музицирование.

   Перед ансамблистами стоит и ряд технических задач, которые не зависят от степени совершенства владения ими своим инструментом.

   Одна из таких задач – ощущение темпа и ритма произведения.

   В отличии от сольного исполнительства, ансамблевая игра как правило, не дает ученику свободы темповых и ритмических отклонений и требует в этом отношении определенной стабильности. Не одинаковое исполнение технически сложной фразы в темпово-ритмическом плане разрушает ансамбль.

   Также важной технической задачей является выработка у ансамблиста ощущения строя, стремления к постоянному контролю над точностью интонирования, особенно у солирующих струнных и духовых инструментов.

   Особенностью строя в ансамбле со скрипкой является неизменный звук “ля”. Важным условием для настройки домры или балалайки является правильность положения у них подставок, без чего нельзя добиться чистоты интервалов, а следовательно и чистоты строя ансамбля с фортепиано.

   Иногда ученик слышит нестройность звучания своего инструмента, но не может определить – выше или ниже нужного его подстроить. Учитель, как более опытный музыкант, помогает ансамблисту услышать нестройность и найти чистое звучание.

   Определенной чуткости от учителя требует и умение помочь ученику “найти себя” в ансамбле. Здесь опять встает задача о необходимости определенной перестройки. Ведь на индивидуальном уроке учитель воспитывает и систематически укрепляет в ученике образ мышления музыканта-солиста.

   Учитель должен объяснить ученику, что участвуя в ансамбле, на первое место он должен ставить единство звучания дуэта, трио или группы инструментов, умение вписаться в нее, слиться с ней.

   Ученику это всегда легче сделать, если на индивидуальном уроке он правильно понял функцию своей партии в том или ином эпизоде – ведет ли она мелодическую линию, подголосок, выполняет ли роль гармонического заполнения, или это аккомпанемент к соло другого инструмента.  

Разучивание партии концертмейстера в смешанных ансамблях развивает у детей фактически профессиональный комплекс умений и навыков пианиста:

1.     Любовь ученика-пианиста к концертмейстерскому исполнительству.

2.     Пианистическая оснащенность, без которой невозможно решение музыкальных задач.

3.     Чувство партнерства, сопереживания.

4.     Умение подчиняться творческой воле солиста, стать с ним единым целым, порой в ущерб своим музыкальным амбициям.

5.     Познание специфики инструментального исполнительства                                                         

 - штрихи (у струнников)                                                                                                               

 - дыхания (у духовиков)

      - агогики у тех и других.

6.     Быстрота реакции на сцене во время исполнения, своим предслышанием концертмейстер часто “спасает ситуацию” во время публичного концерта.

7.     Умение читать разную фактуру аккомпанемента, учиться выделять главное, умение читать с листа.

8.     Развитие общей музыкальной эрудиции ученика – так как из познания нового репертуара и рождается чувство стиля, меры и вкуса.

9.     Побуждает детей к домашнему музицированию.

   На уроках индивидуального фортепиано ученик готовится к полугодовым академическим концертам только по программе, изучая только фортепианные произведения, их классические формы.

   Работа же над различными ансамблями развивает художественный вкус учеников, расширяет их музыкальный кругозор. В подобных инструментальных ансамблях происходит знакомство с новыми музыкальными инструментами, с новыми произведениями, композиторами, формируется новое отношение к вопросам музыкальной эстетики.

   Также очень важно, что в ансамбле ученики общаются между собой, начинают дружить, репетируют друг у друга дома.

   В ходе учебной и репетиционной работы любой ансамбль накапливает достаточно интересные творческие возможности.

   Задача учителя – дать выход этим возможностям, предоставить детям выступления на публичных концертах, принять участие в ежегодных музыкальных фестивалях и концертах. Это приносит огромное творческое удовлетворение и ученикам и учителю, позволяет судить о росте ансамблевого исполнения, об умении учеников слушать себя и слышать друг друга. 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»