Исаенкова Ирина Владимировна
Камерный ансамбль как средство воспитания ученика-исполнителя, ученика-музыканта.
“Техника пианиста в голове, а не в пальцах”.
Ференц Лист
В течении всего своего педагогического опыта, а также в течении последних пяти лет, активно вовлекаю своих учащихся в такую творческую и полезную форму работы, как разучивание ансамблей с различными музыкальными инструментами – скрипкой, флейтой, домрой.
При работе над подобными музыкальными ансамблями перед учениками встают различные новые задачи.
Первая – психологическая перестройка ученика-музыканта, каждый из которых имеет свой художественный вкус, свое представление о характере разучиваемого произведения, свое понимание фразировки, штрихов, тембра. Игра в ансамбле требует подчинения каждого учащегося интересам целого, осуществлению художественного замысла. Только при этом условии ансамбль станет творческим коллективом, только тогда ансамблевое музицирование.
Перед ансамблистами стоит и ряд технических задач, которые не зависят от степени совершенства владения ими своим инструментом.
Одна из таких задач – ощущение темпа и ритма произведения.
В отличии от сольного исполнительства, ансамблевая игра как правило, не дает ученику свободы темповых и ритмических отклонений и требует в этом отношении определенной стабильности. Не одинаковое исполнение технически сложной фразы в темпово-ритмическом плане разрушает ансамбль.
Также важной технической задачей является выработка у ансамблиста ощущения строя, стремления к постоянному контролю над точностью интонирования, особенно у солирующих струнных и духовых инструментов.
Особенностью строя в ансамбле со скрипкой является неизменный звук “ля”. Важным условием для настройки домры или балалайки является правильность положения у них подставок, без чего нельзя добиться чистоты интервалов, а следовательно и чистоты строя ансамбля с фортепиано.
Иногда ученик слышит нестройность звучания своего инструмента, но не может определить – выше или ниже нужного его подстроить. Учитель, как более опытный музыкант, помогает ансамблисту услышать нестройность и найти чистое звучание.
Определенной чуткости от учителя требует и умение помочь ученику “найти себя” в ансамбле. Здесь опять встает задача о необходимости определенной перестройки. Ведь на индивидуальном уроке учитель воспитывает и систематически укрепляет в ученике образ мышления музыканта-солиста.
Учитель должен объяснить ученику, что участвуя в ансамбле, на первое место он должен ставить единство звучания дуэта, трио или группы инструментов, умение вписаться в нее, слиться с ней.
Ученику это всегда легче сделать, если на индивидуальном уроке он правильно понял функцию своей партии в том или ином эпизоде – ведет ли она мелодическую линию, подголосок, выполняет ли роль гармонического заполнения, или это аккомпанемент к соло другого инструмента.
Разучивание партии концертмейстера в смешанных ансамблях развивает у детей фактически профессиональный комплекс умений и навыков пианиста:
1. Любовь ученика-пианиста к концертмейстерскому исполнительству.
2. Пианистическая оснащенность, без которой невозможно решение музыкальных задач.
3. Чувство партнерства, сопереживания.
4. Умение подчиняться творческой воле солиста, стать с ним единым целым, порой в ущерб своим музыкальным амбициям.
5. Познание специфики инструментального исполнительства
- штрихи (у струнников)
- дыхания (у духовиков)
- агогики у тех и других.
6. Быстрота реакции на сцене во время исполнения, своим предслышанием концертмейстер часто “спасает ситуацию” во время публичного концерта.
7. Умение читать разную фактуру аккомпанемента, учиться выделять главное, умение читать с листа.
8. Развитие общей музыкальной эрудиции ученика – так как из познания нового репертуара и рождается чувство стиля, меры и вкуса.
9. Побуждает детей к домашнему музицированию.
На уроках индивидуального фортепиано ученик готовится к полугодовым академическим концертам только по программе, изучая только фортепианные произведения, их классические формы.
Работа же над различными ансамблями развивает художественный вкус учеников, расширяет их музыкальный кругозор. В подобных инструментальных ансамблях происходит знакомство с новыми музыкальными инструментами, с новыми произведениями, композиторами, формируется новое отношение к вопросам музыкальной эстетики.
Также очень важно, что в ансамбле ученики общаются между собой, начинают дружить, репетируют друг у друга дома.
В ходе учебной и репетиционной работы любой ансамбль накапливает достаточно интересные творческие возможности.
Задача учителя – дать выход этим возможностям, предоставить детям выступления на публичных концертах, принять участие в ежегодных музыкальных фестивалях и концертах. Это приносит огромное творческое удовлетворение и ученикам и учителю, позволяет судить о росте ансамблевого исполнения, об умении учеников слушать себя и слышать друг друга.