Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Сопровождение участников образовательного процесса
в школе в контексте идей Национального проекта «Образование»

(из опыта работы педагога-организатора и педагога дополнительного образования ОДОД)
Марченко Елена Николаевна,
педагог-организатор школы и педагог
дополнительного образования ОДОД ГБОУ СОШ № 494
Выборгского района Санкт-Петербурга
Главная цель каждого образовательного учреждения – создание оптимальных условий для достижения обучающимися результатов, соответствующих Федеральным государственным образовательным стандартам. Педагогический коллектив нашей школы реализует программу «Школа России», которая позволяет создать условия для достижения качественного результата образования и социализации обучающихся, т.е. способствует достижению цели, поставленной государством.
Целью моей деятельности является:
1.  организация здорового досуга детей, создание условий для развития социально успешной личности через творческую деятельность, раскрытие творческих способностей и удовлетворение творческих потребностей, развитие коммуникативных навыков, нахождение индивидуального подхода к каждому ребенку.
2.  В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством становится умение учиться.
Одним из условий достижения качественного результата образования является организация сопровождения всех субъектов образовательного процесса. В нашей школе сопровождение осуществляется по следующим направлениям:
– мониторинг индивидуально-личностного развития обучающихся и становления коллективов,
– сопровождение обучающихся в адаптационные периоды,
– сопровождение обучающихся с трудностями в обучении,
– поддержка всех участников образовательного процесса.
Сопровождение осуществляется через систему консилиумов,проведение  диагностики, коррекции, просвещение и консультирование всех субъектов ОП.
Система мониторинга является важной составляющей образовательного процесса школы, поскольку непосредственно связана с созданием условий образования, способствующих качественной социализации обучающихся. Осуществление мониторинга позволяет своевременно влиять на возникающую педагогическую ситуацию, выбирать адекватные формы и способы организации учебного процесса с учетом особенностей развития обучающихся, что помогает педагогам успешно решать образовательные и воспитательные задачи, определить направления работы по совершенствованию образовательного процесса и психолого-педагогического сопровождения качества образования в школе.
Мониторинг уровня эмоционального благополучия учащихся и развития классных коллективов позволяет своевременно осуществлять коррекцию образовательного процесса.
По данным мониторинга на большинстве уроков уровень эмоционального комфорта обучающихся всех параллелей высокий, привлекательность классных коллективов – выше среднего и высокий. Сравнительный анализ данных мониторинга выпускных классов за три года показал, что выпускники 4-х классов ежегодно отмечают высокий уровень привлекательности коллектива, эмоционального комфорта на всех уроках и во взаимоотношениях с педагогами и одноклассниками; уровень привлекательности коллектива для учащихся 9-х классов достаточный, а 11-х классов – высокий. Удовлетворены отношениями с педагогами 75% выпускников 9-х классов и от 80% до 90% выпускников 11-х, устраивают отношения с одноклассниками 87% девятиклассников и 96% одиннадцатиклассников. Удовлетворены качеством преподавания от 81% до 95% учащихся: выпускники отмечают качественное (86%) и доступное изложение учебного материала (68%), умение вызвать интерес к своему предмету (80%), разнообразие интересных заданий и форм уроков (57%), уважительное отношение педагогов к ученикам (61%).
С целью определения уровня образованности выпускников 4-х и 9-х классов в конце каждого учебного года проводятся психолого-педагогические консилиумы. Анализ данных за три года показал, что уровень образованности выпускников 4-х классов по всем сферам самоопределения и линиям образования [4] стабильно выше среднего, девятиклассников – средний.
Особое внимание в школе уделяется сопровождению обучающихся в период адаптации при переходе от одной ступени обучения к другой.
  1. Организация сопровождения обучающихся в период адаптации в начальной школе:
Работа с будущими первоклассниками:
Школа будущего первоклассника.
Совместные педсоветы детского сада и школы.
Родительские собрания в детских садах.
Консультации педагога .
Родительские собрания в Школе будущего первоклассника.
Работа с учащимися 1х классов
Семинар-практикум “Особенности адаптации первоклассников” для учителей 1х классов.
Диагностика готовности учащихся к обучению (педагог)
Педагогическое наблюдение и диагностика (учителя)
Работа коррекционных и развивающих групп (педагог)
Индивидуальные занятия (учителя, педагог)
Родительские собрания (учителя, педагог)
Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка. Это новый этап его жизни, где предстоит осваивать новые формы деятельности, вырабатывать новые формы отношений со взрослыми и сверстниками.
 Как же сделать так, чтобы этот процесс прошел для ребенка безболезненно? Здесь большую помощь может оказать взаимосвязь детского сада и школы. Воспитатель совместно с психологом выявляет готовность детей к обучению в школе, познавательные способности, состояние речи и особенности их социального развития. Нам же в школе без этой информации невозможно осуществлять эффективное педагогическое воздействие на ребенка. Поэтому совместная работа педагогов, учителя и воспитателя дает возможность детям с разным уровнем развития и разным уровнем подготовленности чувствовать себя комфортно в школе.
Для успешного обучения школьников необходимо учитывать особенности их адаптации (привыкания, приспособления) к школьной жизни.
Первый год обучения особенно трудный для ребенка: меняется уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам.
Наблюдения за первоклассниками показывают, что социально-психологическая адаптация может проходить по-разному. Значительная часть детей адаптируется в течение двух-трех месяцев обучения. Это проявляется в том, что ребенок привыкает к коллективу, ближе узнает своих одноклассников, приобретает друзей. У детей, благополучно прошедших адаптацию, преобладает хорошее настроение, активное отношение к учебе, желание посещать школу, способность добросовестно и без видимого напряжения выполнять требования учителя.
Другим детям требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Они могут до конца первого полугодия предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу выполняют требования учителя, часто выясняют отношения со сверстниками неадекватными методами (дерутся, капризничают, жалуются, плачут). У этих детей встречаются трудности и в усвоении учебных программ.
Стоить отметить, что в каждом классе есть дети, у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной (до одного года) адаптации. Такие дети отличаются негативными формами поведения, устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу. Часто именно с этими детьми не хотят дружить, сотрудничать, что вызывает новую реакцию протеста: они ведут себя вызывающе, задираются, мешают проводить урок и пр.
Наиболее напряженными для всех детей являются первые четыре недели обучения. Это период так называемой «острой» адаптации.
Чтобы обеспечить благоприятную адаптацию ребенка к школе, обеспечить благополучное развитие ребенка с учетом его индивидуальных особенностей необходимо продуктивное сотрудничество школы и дошкольного учреждения, в основе которого заложены принципы: преемственности, доступности, непрерывности.
Часто в школу приходят дети читающие, считающие, но не умеющие наблюдать и сравнивать. Это недостаточное развитие внимания и образного мышления, а также умения выполнять элементарные речевые творческие задания. Для решения этих проблем разработана программа преемственности детского сада и школы, которая помогает обеспечить мягкий переход ребенка на следующую ступень образования.
Нами проводится работа по программе «Тропинка к своему Я» под редакцией О.В. Хухлаевой, где большое внимание уделяется методу игры. Эта программа рассчитана для работы в детском саду с дальнейшим продолжением работы в школе.
Игра и сказки – уникальный и самый древний метод врачевания души, она работает в любом возрасте. Начиная с самого детства с помощью сказки наши предки, передавали малышам знания о природе и социуме, рассказывали о добре и зле. Лечение сказками. Разве это возможно?
К.И.Чуковский писал так: «По- моему, цель сказочника заключается в том, чтобы какою угодно ценою воспитывать в ребенке человечность-эту дивную способность человека волноваться чужими несчастьями, радоваться радостями другого, переживать чужую судьбу, как свою»
На сегодняшний день очень много различных авторских разработок по сказкотерапии.
Сказкотерапия для детей школьного возраста помогает им раскрыться и избавиться от волнующих проблем. Для младших школьников я использую сказки, в сюжете которых присутствует волшебство, а в работе с подростками и родителями применяю уже сказки-притчи, ведь они несут смысл жизненной философии.
Таким образом, сказка затрагивает всех участников образовательного процесса и никого не оставляет равнодушным.
2. Организация сопровождения обучающихся в период адаптации в средней школе:
Подготовительный этап. Диагностика уровня развития четвероклассников (учителя, педагог).
Педагогические консилиумы “Уровень образованности выпускников начальной школы” (учителя, педагог)
Посещение уроков и внеклассных мероприятий в 4х классах учителями-предметниками.
Проведение мероприятий учителями-предметниками для выпускников 4х классов.
Проведение совместного педсовета “Готовность выпускников начальной школы к обучению в 5 классе” (администрация школы, учителя, педагоги)
Адаптационный период
Посещение уроков в 5х классах (администрация, педагог-организатор, учителя начальной школы)
Педагогические консилиумы “Сохранение преемственности в обучении” (педагог-организатор, классные руководители бывших 4-х классов)
Семинар для учителей, работающих в 5-х классах “Особенности адаптации пятиклассников” (педагог)
Диагностика уровня комфорта, мотивации, адаптации учащихся, привлекательности классных коллективов (педагог)
Собеседование в конце года с классными руководителями по итогам адаптации (администрация)
Организация сопровождения обучающихся в основной школе:
Диагностика ожиданий и мотивации (педагог, администрация)
Посещение уроков администрацией, педагогом.
Диагностика привлекательности коллектива и эмоционального комфорта (педагог)
Диагностика уровня сформированности коллектива (педагог)
Индивидуальные и групповые консультации (педагог, учителя)
Тематические классные часы (классные руководители, педагог, администрация школы)
Родительские собрания (классные руководители, педагог, администрация)
Анализ процесса адаптации (за 3 года) показал, что у пятиклассников преобладает адекватная самооценка (от 70% - 85%), у большинства отсутствует школьная тревожность (от 60% до 79%), достаточный уровень познавательной мотивации наблюдается у 90% - 95% обучающихся, уровень эмоционального комфорта учащихся на уроках высокий, уровень привлекательности коллектива выше среднего и высокий. Десятиклассники уровень привлекательности коллектива отмечают как достаточный; устраивают отношениями с учителями от 63% до 84% обучающихся, с одноклассниками – от 62% до 89%. Уровень эмоционального комфорта десятиклассников на уроках гуманитарного и физико-математического цикла составляет от 61% до 100%, естественно научного цикла – от 65% до 100%. Данные мониторинга подтверждают, что в школе созданы условия для успешной адаптации обучающихся и получения ими качественного образования.
Педагогическое сопровождение учащихся с трудностями в обучении организовано в двух направлениях: предупреждение учебной неуспешности обучающихся и коррекция учебного неблагополучия.
Направление “Предупреждение учебной неуспешности обучающихся”.
1 этап
Анализ текущих учебных результатов обучающихся.
Анализ результатов диагностики школьников.
Контроль посещаемости уроков.
Цель: Своевременное выявление обучающихся с трудностями в обучении.
Планируемый результат: список учащихся, нуждающихся в педагогической и социально-педагогической поддержке.
2 этап
Беседы классного руководителя с учащимися.
Собеседование педагога-организатора или\ и социального педагога со школьниками.
Совещание классного руководителя, учителей, педагогов.
Цель: Выявление причин учебных трудностей.
Планируемый результат: План согласованных действий по предупреждению возможной неуспешности обучающихся.
3 этап
Реализация плана по предупреждению возможной неуспешности обучающихся.
4 этап
Анализ результатов обучающихся за четверть (полугодие).
5 этап
Осуществление анализа образовательной ситуации и коррекция плана действий (II этап).
Реализация плана действий (с III этапа).
Направление “Коррекция учебного неблагополучия обучающихся”:
1 Педагогическая поддержка.
1.1 Работа классного руководителя:
Организация взаимодействия со специалистами по оказанию психолого-педагогической поддержки.
Создание ситуации успеха во внеучебной деятельности.
Осуществление конструктивного взаимодействия с родителями.
1.2 Работа учителей-предметников:
Составление индивидуального плана работы с обучающимися (в свободной форме).
Проведение индивидуальных занятий.
Реализация дифференцированного подхода.
1.3 Работа педагога:
Индивидуальные развивающие занятия.
Индивидуальные консультации с ребенком.
Консультации с родителями.
2 Контроль.
2.1 За успешностью обучающихся осуществляют:
– классный руководитель,
– социальный педагог,
– заместитель руководителя по экспертизе качества образования.
2.2 За реализацией программы сопровождения осуществляют:
– заместитель руководителя по экспертизе качества образования,
– заместитель руководителя по методическому сопровождению ОП.
В рамках педагогического сопровождения в школе также в системе осуществляется психологическое консультирование всех участников образовательного процесса, что способствует повышению уровня психологической компетентности педагогов, профессиональному и личностному самоопределению учащихся, конструктивному решению межличностных и педагогических конфликтов. Так, анализ проблем, с которыми обращались обучающиеся, выявил снижение количества обращений, связанных с конфликтами “учитель – ученик” (в 1,7 раза), увеличилось количество консультаций по проблемам личностного совершенствования, в том числе в учебной деятельности, профессионального самоопределения. Педагоги чаще обращались по различным методическим проблемам (от 38% до 47%), осуществлению индивидуализации образовательного процесса и проблемам развития классных коллективов (от 23% до 35%).
Система педагогического просвещения обучающихся включает проведение тематических классных часов, ведение курсов по разработанной автором статьи программам “Познай себя” (6 – 7 класс), “Культура мышления” (8 – 9 класс), “Практикум рациональной умственной работы” (10 класс), “Тренинг аналитического и творческого мышления (11 класс). Занятия по данным программам нацеливают обучающихся на осознание своих особенностей, развивают навыки рефлексии и самопознания, способствуют повышению учебной мотивации и развитию культуры учения. По данным мониторинга уровень эмоционального комфорта учащихся на занятиях “Познай себя” 92% – 100%, “Культуры мышления” – от 82% до 100%; качество составляет 75% – 100%. Старшеклассники отмечают, что занятия помогли им овладеть рациональными приёмами организации учебной деятельности (91%), повысили интерес к учебе (87%), самоанализу (52%), более качественно подготовиться к экзаменам. Для снижения тревожности при подготовке и сдаче Государственных экзаменов для девятиклассников педагогом-организатором ведется практикум “Как подготовиться к экзаменам”, проводятся тематические классные часы, часы завуча.
Система работы по оказанию педагогической поддержки учителям и родителям направлена на развитие толерантности, навыков рефлексии и бесконфликтного общения, повышение профессионализма педагогов и педагогической культуры родителей, что позволяет создать условия для успешности учебной деятельности обучающихся.
С целью повышения культуры родителей разработан комплекс собраний по проблемам взаимоотношений родителей и детей, адаптации младших школьников, подросткового возраста, психологической готовности выпускников к экзаменам. Для определения образовательных потребностей семьи проводятся деловые игры с родителями первоклассников. Все это способствует повышению уровня педагогической компетентности родителей, учит взрослых сотрудничеству с детьми. С целью повышения психолого-педагогической компетентности педагогов в школе организована работа “Школы молодого педагога”, семинаров-практикумов “Основы педагогического общения”, “Психологические основы организации работы с неуспевающими учащимися”, “Психолого-педагогическая компетентность учителя” (ведет педагог-организатор) и методический семинар “Современные образовательные технологии” (администрация школы). По данным опроса интересно на занятиях всем участникам семинаров, полностью оправдались ожидания у 100% слушателей. Как положительный момент педагоги отметили практическую направленность занятий, высокий уровень представленной теоретической информации, необходимость представленной информации в практической деятельности.
Таким образом, осуществляемое в школе педагогическое сопровождение всех субъектов образовательного процесса способствует развитию толерантности, культуры общения и учебной деятельности учащихся, повышению профессионализма педагогов и педагогической культуры родителей, что создает условия для достижения обучающимися качественного результата образования.
 
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»