Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Особенности летней кампании 2020 в условиях
сохранения риска распространения новой коронавирусной
инфекции в ДООЛ ГБОУ «Балтийский Берег»

 
Леонов В.В.,
педагог-организатор 

ГБОУ «Балтийский Берег»;
Ожиганова Ю.М.,

       начальник отдела
образовательных программ
ГБОУ «Балтийский Берег» 
   За период летней компании в ДООЛ ГБОУ «Балтийский Берег» отдохнуло 914  детей, находящихся в трудной жизненной ситуации Пушкинского и Кронштадтского, Приморского и Колпинского районов. Не для кого не секрет, насколько непросто было подготовиться к открытию в условиях дефицита ресурсов, режима самоизоляции и введения длительного периода нерабочих дней. Сложности возникали и с закупкой необходимого оборудования и расходных материалов, которые стали  дефицитным товаром и сроки поставки которых не соответствовали потребностям организации, и с доукомплектованностью медицинскими и педагогическими кадрами и их медицинским освидетельствованием, требования к которому  были существенно ужесточены, и к отсутствию алгоритма получения разрешения Роспотребнадзора на открытие ДООЛ. Последнее существенно осложнило нашу задачу и несколько затормозило процесс открытия лагерей.
        Мы действовали во многом методом проб и ошибок, сами разрабатывали весь комплект локальных актов, распорядительных документов, инструкций для персонала и обучающихся, а также формы журналов, графиков и других документов, необходимых для ежедневной работы в изменившихся условиях.
Во многом налаженные ранее алгоритмы подготовки лагерей к ЛОК не работали, приходилось много делать интуитивно, подключать дополнительные ресурсы, использовать практически все резервы, которые есть у организации.
      Когда наконец весь подготовительный этап был пройден, и дети 01 июля заехали в ДООЛ «Молодежное» лагерь заработал в штатном режиме. Заранее были скорректированы дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы смен, они не только  стали 14 дневными, был изменен  формат проведения всех общелагерных дел, из-за запрета на проведение массовых мероприятий, все они стали проводиться поотрядно, пришлось существенно изменить и усовершенствовать систему мотивации и стимулирования и игровой сюжет смен, потому что в условиях отсутствия непосредственного взаимодействия отрядов друг с другом, именно на эти два компонента легла основная  нагрузка по поддержанию системности единства всех аспектов общелагерной программы. Также были скорректированы все реализуемые в ДООЛ модульные программы объединений дополнительного образования.
Еще одним вызовом для педагогического коллектива стало изменение контингента обучающихся. Спортивные и творческие коллективы традиционно не только отдыхающие и оздоравливающиеся, но и продолжающие дополнительное образование по своим программам в ДООЛ ГБОУ «Балтийский Берег» в этом сезоне не приехали, путевки были предоставлены ребятам, находящимся в трудной жизненной ситуации. И только большой личный опыт работы с данной категорией начальника ДООЛ «Молодежное» Ожиганова О.Ю.  и группы сотрудников ООП, помог подготовить вожатско-воспитательский состав к работе с этой категорией детей и поддерживать теплую, почти семейную психологически комфортную атмосферу в лагерях и минимизировать напряжение, вызванное теми ограничениями, которые на сегодняшний день существуют и делают отдых детей не совсем привычным.
        Сокращение продолжительности смен поставило перед разработчиками программ еще одну дилемму: либо существенно корректировать целевой блок, идя по пути минимизации образовательных задач, или максимально интенсифицировать образовательный процесс, используя современные образовательные технологии. Непростые для восприятия детьми и подростками темы смен, например посвященные Дохристианской истории России I смена ДООЛ «Молодежное» «Неизвестная Русь. Книга долголетия.», II смена «Русь Изначальная. Потерянная быль» предполагали исследовательскую деятельность использование технологии living-history.
        Невозможность, из-за сложившихся условия использования социальных партнеров, подтолкнула авторов к разработке новых интерактивных форм проведения мероприятий, таких как Life-квест, иммерсивный квест, военно-тактические игры, детективные расследования.
Особенностью большинства этих мероприятий является то, что они проводятся для малых групп детей. В этом году это условие было продиктовано и методическими рекомендациями Роспотребнадзора, и ориентацией общелагерной программы на учет индивидуальных личностных особенностей детей. В этой связи особенный акцент был сделан на расширении форм работы с использованием квест технологии. Традиционно в качестве общелагерной формы использовался линейный квест либо с одномоментным стартом и поиском шифровок, ключей, и разгадыванием загадки, либо со стартом с задержкой по времени и выполнением серии заданий (испытаний) приводящих к итоговой цели.  На зимней смене был апробирован и отлично зарекомендовал себя «квест в темноте». При такой форме, готовится локация в замкнутом пространстве, куда на фиксированное время, по очереди, заходит каждый из членов команды. Ему ведущим ставится определенная задача: найти карту, ключ, определенный предмет. Содержание задания зависит от тематики квеста. Задание выполняется с завязанными глазами. Задача команды поддерживать участника, контролировать время  нахождения его в локации. Очень важна роль ведущего, который не только создает атмосферу таинственности, но и что наиболее важно обеспечивает безопасное нахождение участника в локации. Такая форма проведения мероприятия не только позволяет максимально включить каждого из участников в активную игровую деятельность, но и способствует воспитанию чувства ответственности каждого из членов команды за общий результат.
Несколько другая форма, решающая другие педагогические задачи- групповой квест в единой локации – квеструм или квест-комната. Создается локация в которой возможно одномоментное нахождение всей командой. Игровая задача найти и разгадать серию игровых задач при помощи подсказок, находящихся в локации и выйти из нее или спасти героя, героиню., достать из сейфа секретные документы или артефакт в зависимости от сюжета игры. При такой организации ребята действуют сообща, помогая друг другу, совместно осуществляют поиск и анализ полученной информации, и принимают общее решение о дальнейшем прохождении испытаний. Даная форма не только способствует развитию логического и критического мышления, позволяет развивать такие важные функции мышления, как способность к анализу и синтезу информации, но и призвана в первую очередь представить возможность каждому участнику команды выбрать для себя максимально комфортную роль в команде. Такая возможность обусловлена тем, что все участники находятся в локации с минимальными ограничениями свободы действий и передвижения и могут взаимодействовать произвольно, сами выстраивая стратегию своего поведения для достижения поставленной игровой цели. Именно поэтому, данное мероприятие является во многом диагностическим и позволяет педагогу, который является включенным наблюдателем увидеть уровень формирования временного детского коллектива, выявить явных и скрытых лидеров, назревающие критические точки межличностных взаимоотношений.
Еще одной новой интересной формой является life- квест, квест предполагающий проживание участниками ситуации характерных для реальной жизни и решения ряда ситуаций или проблем, с которыми могу или могли столкнуться люди в ту или иную историческую эпоху или в той или иной цивилизации.
 Данная форма стала наиболее востребована в ДООЛ «Молодежное» при реализации программы «Русь. Новый взгляд» посвященной древнерусской истории, ведущей технологией которой стала living- history или погружение в историю.
Моделируя локации, приближенные к жизни и быту того времени и погружая в него участников, авторы игры предлагают одну или несколько игровых ситуаций, решая которые участники ближе знакомятся с историей Древней Руси.
Те же педагогические цели и задачи во многом решает и другая инновационная форма – иммерсивный квест, который по большому счету является разновидностью life- квеста. Здесь, помимо самой локации, в которой происходит игровое взаимодействие вводятся еще и действующие герои – будь то исторические персонажи или выдуманные герои, которые помогают оживить тот или иной исторический, литературный сюжет и вовлекают участников квеста во взаимодействие.
Примером такого иммерсивного квеста может служить детективное расследование гибели киевского князя Ярослава Святославовича, проведенное в ДООЛ «Молодежное» во 2 смену. Выполняя роли следователей, криминалистов, оперативных работников, экспертов обучающиеся опрашивали героев-свидетелей данного исторического события, воеводу Свенельда, жену Владимира Олаву, самого Владимира Святославовича, его дядьку Добрыню, его верных воинов- викингов Сигурда и Олава, воеводу Ярополка Варяжко и других, и проведя анализ всех показаний, а так же исторических документов, выдвинули свои гипотезы о мотивах и виновности тех или иных исторических деятелей в данном преступлении. Такие мероприятия так же выполняют целый ряд важных на наш взгляд педагогических задач, не только способствуя повышению интереса к различным дисциплинам, будь то история России как в описываемом случае, или другие предметы школьного курса, но и способствуют развитию гибких навыков.
Широко используются творческие конкурсы и видеосъемка. Это позволяет ребятам из разных отрядов познакомиться с творчеством друг друга и принять участие в рейтинг голосовании. Очень удачна в этом контексте тематика смены в ДООЛ «Заря» «Будь готов», которая предполагает съемки на протяжении всей смены фильма об истории лагеря и реконструкцию жизни в лагере пионеров в 80 годы прошлого века.
       Конечно, новые условия реализации программ повышают в разы нагрузку на педагогов-организаторов, проводящих по 6-8 мероприятий в день, а также требует специальной углубленной подготовки вожатско-воспитательских кадров, так как акцент в этом сезоне все равно сделан на проведение внутри отрядной работы. В этой связи, очень пригодился опыт предыдущих лет, когда при подготовке вожатых к смене они не только разрабатывали серию отрядных дел в тематику смены, на которой они предполагают работать но и разрабатывали  свою программу деятельности отряда с учетом контингента детей, их возрастных особенностей, а так же тематику общелагерной программы.
       Проведя консультации и анализ программ с каждой из пар вожатый воспитатель удалось так спланировать образовательную часть отрядной деятельности, чтобы она повышала эффективность образовательного процесса общелагерной программы. В этом году этот аспект как никогда актуален. Анализируя мониторинг эффективности реализации программ 3-х смен в ДООЛ «Молодежное» и 2 – х смен в ДООЛ «Заря» можно с уверенностью сказать, что именно синхронизация образовательных задач на отрядном и общелагерном уровне и слаженная работа всего педагогического коллектива позволила добиться хороших  результатов по образовательному, развивающему отдыху детей.
      Еще одним вызовом для коллективов ДООЛ стал полный запрет на реальные контакты воспитанников с родителями. И сами ребята, и их законные представители с пониманием отнеслись к нему, потому что понимают его необходимость в сложившихся условиях. Вместе с тем тревожность родителей существенно возросла из-за невозможности приехать и встретиться со своим ребенком. И в этой ситуации, как никогда положительную роль, сыграли социальные сети. Группы ДООЛ «Вконтакте» и аккаунт в «Инстаграмм» не просто информируют родителей об основных мероприятиях смены, но и делятся  ежедневной информацией об общелагерной и внутриотрядной деятельности с большим объемом фото и видеоматериала являясь связующей нитью лагеря и родительского сообщества.
Анализ деятельности педагогов ДООЛ, а так же мониторинга результативности освоения обучающимися программ позволяет сделать вывод, что те вызовы, которые были брошены в начале летней кампании не только с честью приняты, но и позволили, благодаря комплексному подходу к решению поставленных задач, высокому профессионализму специалистов и их способности  к экспериментальной и аналитической деятельности, выйти на новый уровень как реализации общелагерных программ, так и их осмысления обучающимися, вожатыми и другими специалистами, а так же в целом повысить эффективность образовательного процесса в ДООЛ. Существенным преимуществом нового подхода к организации общелагерных мероприятий можно считать гораздо более персонифицированный подход к каждому из участников образовательного процесса, что позволило не только повысить удовлетворенность родителей и обучающихся, но и педагогов результатами своего труда.
      

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»