Социально-культурная деятельность
как фактор социальной адаптации подростков
Михайлова Наталья Алексеевна
Современная экономическая и политическая ситуация в России, несмотря на целый ряд позитивных перемен в обществе, повлекла за собой череду новых, в том числе и социальных проблем. Изменение идеологии и системы ценностей, нестабильность правовых и законодательных критериев, падение морально-нравственных устоев, локальные военные и межэтнические конфликты ведут к безработице, миграции беженцев, криминализация общества и т.д. В результате в жизни людей происходят изменения, влияющие, прежде всего, на их социализацию. Они провоцируют повышение уровня эмоциональной напряженности и агрессивности, изменение системы взаимоотношений и взаимодействия на основе новых ценностных ориентиров, влияют на социальную адаптацию.Процессы, которые сегодня происходят в обществе, особенно негативно сказываются на подрастающем поколении. Растет количество детей, лишенных родительского попечения, увеличивается число подростков, ведущих асоциальный образ жизни, употребляющих наркотики и алкоголь. Особую тревогу вызывает увеличение количества подростков со школьной и социальной дезадаптацией, рост преступности несовершеннолетних.
Проблемы подростков никогда не были так актуальны, как в настоящее время в условиях социальной нестабильности, экономического кризиса, ослабления роли семьи, обесценивания морально-нравственных норм, резкого различия в материальных условиях жизни, поляризации слоев населения.
Социальная адаптация предполагает приспособление человека, как личности, к существованию в конкретном обществе, в соответствии с его требованиями и собственными потребностями, мотивами и интересами. Уметь приспосабливаться к условиям социальной среды необходимо человеку любого возраста. Возрастные особенности подростка часто усложняют его адаптацию в различных социальных условиях. Кроме того, адаптироваться ему необходимо не только к относительно стабильному взрослому миру, но и к сообществу, представленному сверстниками, нормы и ценности которого достаточно изменчивы. Многие подростки нуждаются в помощи при адаптации не только к новому социальному окружению, но и к прежнему окружению, которое представлено набором других социальных ролей.[1]
В подростковом возрасте процесс социальной адаптации протекает наиболее сложно, так как происходят большие изменения: и в организме, и в сознании. Появляется большое разнообразие отношений: (дружба, вражда, любовь и т. д.). На подростка сильное влияние оказывают микро- и макро - среды, а также различные социальные институты.
В настоящее время, к сожалению, все больше детей и подростков страдают от непонимания, одиночества, непринятости и даже отверженности. Все чаще можно встретить подростков, считающих, что они никому не нужны, что их никто не любит, а часто так и есть в действительности.
Проблема социальной адаптации подростков из неблагополучных семей является одной из самых важных, поскольку именно от благополучных условий процесса адаптации во многом зависит успешность дальнейшего становления личности подростка.
Как помочь подростку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации? Что делать, если рядом с нами оказался проблемный, трудный подросток? Как помочь тому, кто в любой ситуации чувствует себя отвергнутым? Какие средства и методы должен использовать специалист для достижения целей?
Ответы на эти вопросы и пути решения проблем постоянно ищут педагоги, психологи, социальные работники, службы сопровождения, т.е. все, кому приходится по роду своей деятельности общаться с «трудными» подростками, которые не нужны ни родителям, ни учителям, ни одноклассникам. Как правило, все эти дети из социально неблагополучных семей: неполных, семей алкоголиков, или наркоманов, безработных, асоциальных и т.д.
Одним из средств социальной адаптации подростков, развития их творческих способностей, расширения круга интересов, гуманизации мыслей, чувств и поступков, созидательной активности является социально-культурная деятельность, где процесс формирования и развития индивида осуществляется на основе доминирующих потребностей и мотивов поведения.
Социально-культурная деятельность, являясь средством социализации, способна повлиять на успешность социальной адаптации подростков из неблагополучных семей, научить их быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных ситуациях, выходить из конфликтных ситуаций и предотвращать их, самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, повышением интеллектуального и культурного уровня.
Одним из средств социальной адаптации подростков из неблагополучных семей является социально-культурная деятельность непосредственно в учебном заведении, так как она является доступной, контролируемой, обеспечивает подросткам комфортное общение и позволяет подросткам проявить свои способности, раскрыть творческий и физический потенциал.
Мероприятия социально-культурной деятельности способствуют усвоению культурных и духовных ценностей подростков, то есть социальной адаптации и дальнейшей социализации.
Такие формы работы, как коллективно-творческие дела, поручения, акции, игры, праздники, турпоходы, спортивные мероприятия, тематические недели, классные часы, экскурсии, диспуты, общественные поручения, способствуют развитию у подростков навыков общения в совместной деятельности, проявлению их личностных качеств. Важно, чтобы все они использовались комплексно и были направлены на единый результат - социальную адаптацию подростков из неблагополучных семей, а главное, чтобы за этими мерами всегда был виден подросток с его потребностями и личностными особенностями.
Включение подростков в социально-культурную деятельность позволило выявить положительные стороны подростков, изменить их личностные качества, улучшить детско-родительские отношения и семейный микроклимат, адаптировать к социуму.
Осуществление дифференцированного подхода в воспитании в процессе социально-культурной деятельности подростков, формирование адекватной самооценки, включение подростков в социальную деятельность, имеющую творческий характер, позволят эффективно реализовать социальную адаптацию подростков из неблагополучных семей в процессе социально-культурной деятельности.
[1] Александровская Э.М. и др. Технология психологической работы с подростками в массовой школе. Ж-л практического психолога, 1996, №3, №4, №5