Дополнительное образование в контексте идей
Национального проекта «Образование»: традиции
и новации в работе педагога дополнительного образования
Власова Светлана Анатольевна
«Традиция - то, что переходит или перешло от одного поколения к другому путем устной или литературной передачи (например: идеи, знания, взгляды, образ действий, вкусы)».Под традициями в образовании следует понимать устоявшиеся элементы содержания, средств и технологий обучения, воспитания, которые передаются из одного поколения работников образования к другому.
Инновации же — это новые явления в образовании, возникшие в самый современный (поздний) период его развития, т.е. процесс совершенствования педагогических технологий, совокупности методов, приемов и средств обучения.
Необходимость и неизбежность взаимосвязи инноваций и традиций в образовании ни у кого не вызывают сомнений. Но надо заметить, что беспорядочный, сметающий все на своем пути прорыв в новое, связанный с игнорированием, а при случае и разрушением всего "старого", не учитывающий уроков прошлого, приводит, в конечном счете, к тому же, что и отказ от реформ в пользу традиционного, привычного и притом не самого лучшего. Итогом будет отсутствие результата, по крайней мере, положительного. Инновации и традиции - это два полюса мира образования. Они должны служить ориентиром в развитии современного образования.
Инновационные процессы являются закономерностью в развитии современного образования. Дополнительное образование также обретает свободу и самостоятельность. Многие педагоги дополнительного образования работают не по утвержденным начальством конспектам, а по самостоятельно разработанным адаптированным и авторским программам.
Несмотря на различия содержания учебных программ дополнительного образования, общие представления о традиционном учебном процессе имеют сходные черты. Традиционным является урок — одновременное занятие с целой группой, в ходе которого педагог сообщает, передает знания, формирует умения и навыки, опираясь на предъявление нового материала (сообщение, изложение), его воспроизведение воспитанниками, оценивает результаты этого воспроизведения. Традиционное обучение носит преимущественно репродуктивный характер. Работа педагога ориентирована, прежде всего, на сообщение знаний и способов действий, которые передаются воспитанникам в готовом виде, предназначены для воспроизводящего усвоения; педагог является единственным инициативно действующим лицом учебного процесса.
На фоне сложившегося традиционного обучения черты нетрадиционных подходов также оказываются устойчивыми. Действительно, нетрадиционным для педагогов является:
- построение обучения в контексте непрерывного образования,
- курс на создание для учащегося возможностей занимать не просто активную, но и инициативную позицию в учебном процессе, не просто «усваивать» предлагаемый педагогом (программой) материал, но и познавать мир, вступая с ним в активный диалог, самому искать ответы и не останавливаться на найденном как на окончательной истине.
В этом ключе ведутся поиски, направленные на превращение традиционного обучения в живое, заинтересованное решение проблем.
Одним из современных подходов к обучению является инновационная деятельность.
Инновационная деятельность последних лет была направлена на преодоление жесткого манипулирования сознанием учащихся, формирование у них самостоятельности, установление гуманистических, доверительных отношений между воспитанником и педагогом, ориентируют на уважение к личности воспитанника. Одним из благотворных следствий этого процесса оказалась замена учебно-дисциплинарной модели взаимодействия педагога и воспитанника личностно- ориентированной моделью, утверждающей взгляд на ребенка как на личность. Ориентация на личность ученика в практике означает, прежде всего, смену стиля педагогического общения - от авторитарного к демократическому и гуманному, поощрение самостоятельности, формирование способности к индивидуальному интеллектуальному усилию, готовности к свободе выбора.
Инновационная деятельность не только создает основу для создания конкурентоспособности того или иного учреждения на рынке образовательных услуг, но и определяет направления профессионального роста педагога, его творческого поиска, реально способствует личностному росту воспитанников, вырабатывает уверенность маленького человека в себе, своих силах.
Цели инновационной деятельности:
- Развитие умения мотивировать действия, самостоятельно ориентироваться в получаемой информации;
- Формирование творческого нешаблонного мышления;
- Развитие детей за счет максимального раскрытия их природных способностей, используя новейшие достижения науки и практики;
- Качественное изменение личности ученика по сравнению с традиционной системой.
Инновационная технология предполагает организацию занятия в форме самостоятельного проектирования учебного материала, который в дальнейшем структурируется и моделируется в определенной форме: графической, знаковой или символической. Эти процессы направлены на увлеченное овладение учащимися изучаемым материалом, развитие у них потребности в познавательной деятельности и уверенности в своих познавательных возможностях.
Обновление процесса обучения в дополнительном образовании возможно через совершенствования педагогических технологий, поэтому педагогами дополнительного образования должны внедряться в практику инновационные технологии такие как: Личностно-ориентированные технологии, технологии дифференциации и индивидуализации, проектные технологии предполагают включение детей в социально- и личностно-значимую деятельность, здоровьесберегающие технологии и др.
Фундаментальным положением инновационных технологий является установка на индивидуальность в отношениях "человек-человек", на ценностное восприятие личности и мира. Инновации в дополнительном образовании начинаются с уважения к индивидуальности воспитанника и трансформации традиционной модели отношений "учитель-ученик" в модель "человек-человек", что накладывает своего рода табу на представление о ребенке как о сосуде, подлежащем наполнению, как "совокупности психических процессов", которые предстоит развивать.