Игра-викторина по шахматам "Своя игра"
для учащихся детского объединения
"Шахматы" первого года обучения
Лесная Ирина Викторовна
Цель - обобщение и систематизация знаний учащихся ДО "Шахматы" первого года обучения по дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программе "Шахматы" .Задачи:
- формировать у учащихся положительную мотивацию к занятиям в ДО "Шахматы" через игровую деятельность;
- развивать логическое мышление, память, речь;
- развивать умение работать сообща, в команде, согласовывать свои действия.
Возраст: 7-8 лет.
Количество участников: 12 - 15 человек.
Оборудование.
Для ведущего: компьютер, мультимедиа проектор, экран, интерактивная презентация, карточки с нумерацией для жеребьевки, таблички с названиями команд.
Для учащихся: чистые листы бумаги, фломастеры, ручки, цветные карандаши.
Для членов жюри: оценочные листы, ручки.
Предварительная работа: группа делится на 3 команды, в каждей команде выбирают капитана, придумывают название своей команде.
Форма организации детей: групповая.
Вид занятия: игра-викторина.
Методы, используемые на занятии: игровые, частично-поисковые, словестно-логические.
Ход занятия.
Организационный момент.
Вся в квадратах - белых, черных - деревянная доска,
А ряды фигур точеных - деревянные войска.
Люди их передвигают, коротают вечера,
Дети в шахматы играют - гениальная игра!
Слайд 2. Заставка - Шахматы.
- Ребята, а вы догадались о чем пойдет речь? (ответы детей)
- Почему шахматы называют гениальной игрой? (ответы детей)
Слайд 3. Заставка - Своя игра.
Шахматы - спортивная игра. Игроки меряются не физической силой, а состязаются, кто сообразительнее, находчивее и терпеливее. Игра, которая начнется через несколько минут, представит вам возможность блеснуть своими знаниями в области шахмат. Она похожа на телевизионну игру "Своя игра" и играть вы будете в команде.
Представление команд. Представление членов жюри.
Последовательность хода определяется жеребьевкой (карточки с нумерацией для жеребьевки - 1,2,3).
Вся в квадратах - белых, черных - деревянная доска,
А ряды фигур точеных - деревянные войска.
Люди их передвигают, коротают вечера,
Дети в шахматы играют - гениальная игра!
Слайд 2. Заставка - Шахматы.
- Ребята, а вы догадались о чем пойдет речь? (ответы детей)
- Почему шахматы называют гениальной игрой? (ответы детей)
Слайд 3. Заставка - Своя игра.
Шахматы - спортивная игра. Игроки меряются не физической силой, а состязаются, кто сообразительнее, находчивее и терпеливее. Игра, которая начнется через несколько минут, представит вам возможность блеснуть своими знаниями в области шахмат. Она похожа на телевизионну игру "Своя игра" и играть вы будете в команде.
Представление команд. Представление членов жюри.
Последовательность хода определяется жеребьевкой (карточки с нумерацией для жеребьевки - 1,2,3).
Актуализация комплекса знаний и способов деятельности.
- Ребята, на экране игровое поле. Залания представлены в виде рубрик (загадки, история, ребусы, задачки, всезнайка) и указана стоимость задания (10, 20, 30, 40 или 50). Каждая команда по очереди выбирает рубрику и стоимость вопроса. Игроки должны догадаться о чем идет речь в вопросе и дать ответ. За правильный ответ комада получает баллы, которые потом суммируются. Выигрывает та команда, у которой наибольшее колическтво баллов. (Например: выбираем Загадки 10. Ведущий зачитывает вопрос, команда обсуждает и один игрок от команды дает ответ).
Слайд 4. Заставка "Игровое поле".
- Ребята, в одном из блоков есть "хитрый" вопрос - "кот в мешке", его тема - олимпиада. На этот вопрос будут отвечать сразу все команды. Команда, которая знает ответ на вопрос, поднимает жетон и отвечает. Если ответ не верный, право ответа переходит следующей команде.
-Я желаю, чтобы сегодня на занятии вы помогали друг другу, решали проблемы вместе, у вас было хорошее настроение.
Слайд 4. Заставка "Игровое поле".
- Ребята, в одном из блоков есть "хитрый" вопрос - "кот в мешке", его тема - олимпиада. На этот вопрос будут отвечать сразу все команды. Команда, которая знает ответ на вопрос, поднимает жетон и отвечает. Если ответ не верный, право ответа переходит следующей команде.
-Я желаю, чтобы сегодня на занятии вы помогали друг другу, решали проблемы вместе, у вас было хорошее настроение.
Самостоятельное применение знаний в сходных и новых ситуациях.
Рубрика "Загадки"
Загадки о шахматной доске и шахматных фигурах.
Слайд 5.
10. 64 близнеца на два лица: половина белых, половина - черных. (Шахматная доска).
Слайд 6.
20. Силу если их сложить, можно 8 получить. (Пешка).
Слайд 7.
30. Их на поле всего два. Из-за них идет война. Одного поймать в ловушку - прекращается игра. (Король).
Слайд 8.
40. На шахматной доске сильнейший он. Плывет ну как ладья и топает как слон. (Ферзь).
Слайд 9.
50. Сами одного цвета, а дороги их - разного. (Слон).
Слайд 5.
10. 64 близнеца на два лица: половина белых, половина - черных. (Шахматная доска).
Слайд 6.
20. Силу если их сложить, можно 8 получить. (Пешка).
Слайд 7.
30. Их на поле всего два. Из-за них идет война. Одного поймать в ловушку - прекращается игра. (Король).
Слайд 8.
40. На шахматной доске сильнейший он. Плывет ну как ладья и топает как слон. (Ферзь).
Слайд 9.
50. Сами одного цвета, а дороги их - разного. (Слон).
Рубрика "Ребусы"
Зашифрованы названия шахматных фигур и шахматные термины.
Слайд 10.
10. КОТ *НЬ (конь)
Слайд 11.
20. ПЕЧКА Ч=Ш (пешка)
Слайд 12.
30. ФЛАГ = *НГ (фланг)
Слайд 13.
40. ЛЕВ (Е=О) *ПУШКА (ловушка)
Слайд 14.
50. ГОРА* И ЗОНТАЛЬ (горизонталь)
10. КОТ *НЬ (конь)
Слайд 11.
20. ПЕЧКА Ч=Ш (пешка)
Слайд 12.
30. ФЛАГ = *НГ (фланг)
Слайд 13.
40. ЛЕВ (Е=О) *ПУШКА (ловушка)
Слайд 14.
50. ГОРА* И ЗОНТАЛЬ (горизонталь)
Рубрика "История"
Вопросы касаются истории развития шахмат.
Слайд 15.
10. Родиной шахмат считается... (Индия).
Слайд 16.
20. Персидская фраза "шах - мат" означает... (король убит).
Слайд 17.
30. Первым чемпионом мира по шахматам был.... (Вильгельм Стейниц).
Слайд 18.
40. Шахматы в древности назывались... (Чатуранга).
Слайд 19.
50. Международный день шахмат отмечают... (20 июля).
Слайд 15.
10. Родиной шахмат считается... (Индия).
Слайд 16.
20. Персидская фраза "шах - мат" означает... (король убит).
Слайд 17.
30. Первым чемпионом мира по шахматам был.... (Вильгельм Стейниц).
Слайд 18.
40. Шахматы в древности назывались... (Чатуранга).
Слайд 19.
50. Международный день шахмат отмечают... (20 июля).
Рубрика "Задачки"
Думайте, тренируйте логику, сообразительность, мышление и память.
Слайд 20.
10. Сколько клеток на шахматной доске? (64).
Слайд 21.
20. Двое играли в щахматы 4 часа. Сколько часов провел за игрок каждый игрок? (4 часа).
Слайд 22.
30. Вова выиграл две партии, Дима проиграл две партии. Одну партию они сыграли в ничью. Сколько партий было сыграно? (3 партии).
Слайд 23.
40. Какая шахматная фигура является "отличницей"? (ладья).
Слайд 24.
50. КОТ В МЕШКЕ (олимпиада).
Какую игру называют "шахматами на льду"? (керлинг).
Слайд 20.
10. Сколько клеток на шахматной доске? (64).
Слайд 21.
20. Двое играли в щахматы 4 часа. Сколько часов провел за игрок каждый игрок? (4 часа).
Слайд 22.
30. Вова выиграл две партии, Дима проиграл две партии. Одну партию они сыграли в ничью. Сколько партий было сыграно? (3 партии).
Слайд 23.
40. Какая шахматная фигура является "отличницей"? (ладья).
Слайд 24.
50. КОТ В МЕШКЕ (олимпиада).
Какую игру называют "шахматами на льду"? (керлинг).
Рубрика "Всезнайка"
Проверим, насколько вы знаете своеобразный мир шахмат?
Слайд 25.
10. Грубый просмотр, приводящий к проигрышу партии? (зевок).
Слайд 26.
20. Самый мирный итог шахматной партии? (ничья).
Слайд 27.
30. Игра, где побеждает сторона, первая отдавшая все свои фигуры и пешки? (поддавки).
Слайд 28.
40. Как называют партию по быстрым шахматам? (рапид).
Слайд 29.
50. Край доски, расположенный на вертикалях a, b, c и f, g, h? (фланг).
Слайд 30. Спасибо за игру!
Слайд 25.
10. Грубый просмотр, приводящий к проигрышу партии? (зевок).
Слайд 26.
20. Самый мирный итог шахматной партии? (ничья).
Слайд 27.
30. Игра, где побеждает сторона, первая отдавшая все свои фигуры и пешки? (поддавки).
Слайд 28.
40. Как называют партию по быстрым шахматам? (рапид).
Слайд 29.
50. Край доски, расположенный на вертикалях a, b, c и f, g, h? (фланг).
Слайд 30. Спасибо за игру!
Рефлексия.
- Пока жюри определяет победителя, я предлагаю вам составить синквейн по теме нашей игры - викторины.
Синквейн (Приложение 2).
Синквейн (Приложение 2).
Шахматы
Игра
Интеллектуальная, мудрая
Думать, бороться, побеждать
Шахматы - гимнастика для ума
Мастерство
Самоанализ (диагностика работы в группе)
Игра
Интеллектуальная, мудрая
Думать, бороться, побеждать
Шахматы - гимнастика для ума
Мастерство
Самоанализ (диагностика работы в группе)
- Ребята, на партах у вас стоят коробки с цветными карандашами. Проанализируйте свою работу в группе. Можно выбрать только один критерий при самооценке.
В коробочке квадраты трех цветов.
Красный квадрат (активность) - Я активно работал в группе.
Желтый квадрат (польза) - Я был полезен группе.
Зеленый квадрат (эмоциональный фон) - Мне было комфортно (приятно) работать в группе.
Поднимите ваши варианты ответов. Педагог делает общий анализ результатов по группам и количеству цветных сигналов.
- Наступил момент подвести итоги нашей игры.
В коробочке квадраты трех цветов.
Красный квадрат (активность) - Я активно работал в группе.
Желтый квадрат (польза) - Я был полезен группе.
Зеленый квадрат (эмоциональный фон) - Мне было комфортно (приятно) работать в группе.
Поднимите ваши варианты ответов. Педагог делает общий анализ результатов по группам и количеству цветных сигналов.
- Наступил момент подвести итоги нашей игры.
Подведение итогов.
Награждение команды - победительницы и коман - участниц.
Используемая литература.
1. Сухин И. Шахматы для самых маленьких/ М.: АСТ, Астрель, 2007
2. Сухин И. Волшебные фигуры/ М.: Новая школа, 1994
3. Википедия. Свободная энциклопедия. Синквейн.
4. Хелен Миллиган, Мюррей Чандлер Шахматы для детей/ М.: Русский шахматный дом, 2014
5. Гершунский Б., Костьев А. Шахматы - школе/ М.: Педагогика, 1991
6. Интернет источники: kidsclever.ru\content\zagadki, https://www.google.ru/.
2. Сухин И. Волшебные фигуры/ М.: Новая школа, 1994
3. Википедия. Свободная энциклопедия. Синквейн.
4. Хелен Миллиган, Мюррей Чандлер Шахматы для детей/ М.: Русский шахматный дом, 2014
5. Гершунский Б., Костьев А. Шахматы - школе/ М.: Педагогика, 1991
6. Интернет источники: kidsclever.ru\content\zagadki, https://www.google.ru/.
Приложение 1.
Инструкция по работе с готовой презентацией.
1. Открыть презентацию - "показ слайдов".
2. Открыть слайд 1 (заставка).
- Перейти к следующему слайду (щелчок левой кнопкой мыши "Далее")
3. Открыть слайд 2 (заставка - картинка)
- Перейти к следующему слайду (щелчок левой кнопкой мыши "Далее")
4. Открыть слайд 3 (игровое поле)
- Выбрать рубрику и стоимость вопроса.
- Открыть вопрос, щелкнуть левой кнопкой мыши на место пересечения рубрики и стоимости вопроса. (Например, Загадки - 10, откроется Слайд 4).
- Открыть правильный ответ ("Проверка") - щелкнуть левой кнопкой мыши на экран в любой части слайда.
- Вернуться к слайду - Игровое поле (Слайд 3) - щелкнуть левой кнопкой мыши по изображению в нижнем правом углу, кнопка "Возврат".
5. Слайд 3 - Игровое поле. Те вопросы, которые уже задавались, изменят свой цвет стоимости (с яркого на светлый).
- Выбрать новую рубрику и стоимость вопроса (Например, История - 50) и т.д.
6. Завершить работу с презентацией - нажать правую кнопку мыши и выбрать "Завершить показ слайдов".
2. Открыть слайд 1 (заставка).
- Перейти к следующему слайду (щелчок левой кнопкой мыши "Далее")
3. Открыть слайд 2 (заставка - картинка)
- Перейти к следующему слайду (щелчок левой кнопкой мыши "Далее")
4. Открыть слайд 3 (игровое поле)
- Выбрать рубрику и стоимость вопроса.
- Открыть вопрос, щелкнуть левой кнопкой мыши на место пересечения рубрики и стоимости вопроса. (Например, Загадки - 10, откроется Слайд 4).
- Открыть правильный ответ ("Проверка") - щелкнуть левой кнопкой мыши на экран в любой части слайда.
- Вернуться к слайду - Игровое поле (Слайд 3) - щелкнуть левой кнопкой мыши по изображению в нижнем правом углу, кнопка "Возврат".
5. Слайд 3 - Игровое поле. Те вопросы, которые уже задавались, изменят свой цвет стоимости (с яркого на светлый).
- Выбрать новую рубрику и стоимость вопроса (Например, История - 50) и т.д.
6. Завершить работу с презентацией - нажать правую кнопку мыши и выбрать "Завершить показ слайдов".
Приложение 2.
Синквейн.
1 строка - одно существительное, выражающее главную тему синквейна.
2 строка - два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка - три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка - фраза, несущая определенный смысл.
5 строка - заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Так как синквейн - это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами, то использование его на данном занятии предполагает предварительную работу (дети уже знакомы с данным видом работы). Кроме того,возможна помощь взрослого при выполнениии данной работы.
2 строка - два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка - три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка - фраза, несущая определенный смысл.
5 строка - заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Так как синквейн - это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами, то использование его на данном занятии предполагает предварительную работу (дети уже знакомы с данным видом работы). Кроме того,возможна помощь взрослого при выполнениии данной работы.