Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Конкурс профессионального мастерства как форма повышения
квалификации педагогических работников ГБОУ «Балтийский берег»

Завражнова Алена Алексеевна
В связи с динамичностью процессов, происходящих в условиях модернизации современного российского образования, актуальной становится проблема превращения образовательной организации в самообучающуюся организацию, с развитой внутренней системой повышения квалификации. Возрастает значимость различных форм педагогического профессионального общения педагогов как средства стимулирования мотивации повышения квалификации, удовлетворения личностно значимых потребностей. Среди таких форм, получивших признание в педагогическом сообществе, существенная роль принадлежит конкурсам профессионального мастерства.
Конкурс профессионального мастерства как форма повышения квалификации педагогов имеет ряд существенных преимуществ перед традиционными формами повышения квалификации, а именно:
  • возможность осмыслить, проанализировать и сравнить собственную деятельность с деятельностью других педагогических работников;
  • участие в конкурсе активизирует рефлексию педагога, способствующую осознанию им затруднений и проблем педагогической деятельности, являющуюся катализатором поиска средств их преодоления;
  • возможность реализации личностно ориентированных потребностей в профессиональном росте, что невозможно в условиях массового повышения квалификации;
  • значительный потенциал в качестве стимулирования профессионального роста, формирования мотивации к профессиональному совершенствованию.
Актуальность проведения конкурса профессионального мастерства ГБОУ «Балтийский берег» обусловлена существующими требованиями, предъявляемыми современным образовательным сообществом к уровню сформированности профессиональных компетенций педагога, а также навыков при выполнении профессиональных задач, направленных развитие и формирование высококвалифицированного, творчески работающего, социально активного и конкурентоспособного педагога.
Конкурс профессионального мастерства ГБОУ «Балтийский берег» ежегодно организуется с целью диссеминации передового педагогического опыта. В отличие от традиционных форм повышения квалификации конкурс является более индивидуализированной и гибкой формой повышения квалификации, а также является многоаспектной формой, учитывающей специфику ГБОУ «Балтийский берег» как многопрофильного учреждения, реализующего широкий спектр образовательных программ.
Методическая служба ГБОУ «Балтийский берег» посредством проведения конкурса профессионального мастерства решает следующие задачи:
– обучение, консультирование;
– изучение и распространение лучшего педагогического опыта;
– вовлечение в научно-исследовательскую деятельность;
– инициирование педагогического творчества;
– создание благоприятной мотивационной среды для работы;
– обеспечение профессионального роста педагогов;
– рост творческой инициативы педагогов.
Проведение конкурса профессионального мастерства ГБОУ «Балтийский берег» предусматривает координацию и совокупность усилий всех структурных подразделений образовательной организации и участников образовательного процесса.
На этапе планирования и разработки положения о порядке проведения конкурса сочетаются элементы управления и самоуправления. Технология проведения конкурса обсуждается не только на научно-методическом совете ГБОУ «Балтийский берег», но и на уровне структурных подразделений. Это является частью организационно-управленческих условий конкурса, которые влияют на его уровень и результативность. К организационно-управленческим условиям, создаваемых административной командой, также можно отнести издание приказа, утверждение положения, определение группы экспертов. При проведении конкурса также учитывается психологическая составляющая, так как конкурс является стрессовой и напряженной ситуацией для педагогов, порождает проблемы в организации трудового дня. Конкурс приносит не только признание и успех, но и неудачу, и разочарование. Для решения данной проблемы создаются условия для психологической поддержки конкурсантов, обеспечения комфортных условий для участников в период подготовки и проведения конкурсных мероприятий. Для успешного осуществления конкурса обязательными условиями являются четкая организация работы руководителя экспертной группы, объективная оценка результатов на всех этапах.
Конкурс профессионального мастерства ГБОУ «Балтийский берег» является серьезной школой педагогического мастерства. Конкурс ставит участника в позицию исследователя и актуализирует затруднения, испытываемые им в собственной практике (выявление противоречий, формулирование концептуальных оснований опыта, самоанализ педагогической деятельности и пр.); формирует потребность преодолевать собственные затруднения; объективирует потребность самосовершенствования.
Также конкурс создает условия для мотивации повышения квалификации в области педагогической компетентности, для развития способности к целеполаганию, рефлексии, к оцениванию результатов, планированию и предвидению последствий педагогической деятельности.
С другой стороны, педагогический потенциал конкурса заключается в повышении квалификации не только педагогов-участников, но и всех субъектов конкурсного сообщества, в том числе: членов жюри, независимых экспертов, научных консультантов, и структурных подразделений ГБОУ «Балтийский берег», выдвигающих претендентов для участия в конкурсе.
При проведении конкурса педагоги отмечают:
– более частое обращение к научно-педагогической и методической литературе;
– возросшее стремление видеть и формулировать противоречия, побудившие к поиску эффективных способов решения;
– расширение профессионального круга общения.
По итогам конкурса у педагогов формируется критическая оценка результатов деятельности, проявляется готовность к самоизменению на основе диагностики и самодиагностики, к проявлению личной инициативы и дальнейшему профессиональному росту.
Необходимо отметить, что проведение ежегодного конкурса профессионального мастерства ГБОУ «Балтийский берег» помогает создать в коллективе творческую атмосферу, что является необходимым условием для благоприятного развития личностно-профессиональных качеств педагогов. Участие в конкурсе требует от участника конкурса глубокой педагогической, методической, дидактической подготовки, знания психолого-педагогических теоретических оснований представляемого опыта, а также понимания современных концепций образования. В то же время от всех служб, осуществляющих содержательную составляющую конкурса, требуется глубокое знание современных тенденций модернизации образования, а также педагогической практики. Педагогические идеи конкурсантов нередко, с одной стороны, отличаются своей оригинальностью, но, с другой, – содержат различные ошибки.
Поэтому каждый специалист, привлекаемый к оценочной деятельности, поставлен перед необходимостью овладения недостающими знаниями, глубокого владения сутью вопроса, аргументированной доказательности своих суждений, что актуализирует для экспертов, членов жюри и консультантов проблему повышения своей квалификации.
Результаты исследования эффективности данной формы повышения квалификации свидетельствуют о повышении мотивации членов педагогического коллектива к качественному труду, о развитии рефлексивных умений преподавателей в оценке качества собственной педагогической деятельности, о совершенствовании проектировочных умений при разработке моделей обучения и умений формирования учебно-методического обеспечения дисциплины.
Мониторинг участников конкурса даёт основание констатировать, что конкурсная деятельность участников оказывает, безусловно, значимое влияние на мотивацию профессионального роста и реальное повышение квалификации.
 
Положение о порядке проведения конкурса профессионального мастерства ГБОУ «Балтийский берег»
  1. Общие положения
    1. Положение о Конкурсе профессионального мастерства ГБОУ «Балтийский берег» (далее - Положение) определяет порядок проведения Конкурса профессионального мастерства (далее - Конкурс), его организационное обеспечение, условия участия в Конкурсе и определение победителей.
    2. Конкурс профессионального мастерства проводится среди педагогических работников ГБОУ «Балтийский берег».
  2. Цель и задачи Конкурса
    1. Цель конкурса: способствовать развитию мотивации к профессиональному росту, повышению значимости и престижа профессии педагогического работника.
    2. Задачи конкурса:
  • повышение эффективности и качества образовательной деятельности ГБОУ «Балтийский берег»;
  • создание условий для профессионального роста педагогических работников;
  • выявление и поддержка творчески работающих педагогов;
  • развитие и популяризация новых результативных форм и методов образовательной деятельности;
  • распространение передового педагогического опыта;
  • формирование навыков исследовательской деятельности педагогических работников ГБОУ «Балтийский берег».
  1. Организация конкурса
    1. Организационный комитет конкурса
      1. Общее руководство организацией и проведением Конкурса осуществляет Оргкомитет, состав которого утверждается генеральным директором ГБОУ «Балтийский берег».
      2. Оргкомитет Конкурса:
  • организует проведение Конкурса;
  • принимает заявки и материалы от участников;
  • комплектует экспертную группу;
  • организует экспертизу представленных на конкурс материалов;
  • разрабатывает критерии оценки представленных материалов;
  • осуществляет подведение итогов Конкурса и награждение победителей.
    1. Экспертная группа Конкурса
      1. Для экспертизы конкурсных материалов и оценки результатов, принятия решения о победителях Конкурса и их награждения, создается экспертная группа Конкурса (далее – ЭГ). Состав ЭГ формируется из ведущих специалистов ГБОУ «Балтийский берег», имеющих опыт практической и исследовательской работы в области образования.
      2. Состав ЭГ утверждается генеральным директором ГБОУ «Балтийский берег» и по решению организационного комитета может быть изменен или расширен.
      3. Оценка участников Конкурса осуществляется членами ЭГ методом экспертной оценки в строгом соответствии с утвержденными критериями.
      4. Победители Конкурса определяются по рейтингу, выстроенному на основе экспертных оценок.
4. Порядок проведения конкурса
4.1. Срок подачи заявок для участия в Конкурсе до 15.03.2019 г.
4.2. Организационный комитет составляет график проведения конкурсных мероприятий, который представляется экспертной группе до 01.04.2020 г.
4.3. Конкурс проводится в период с 01.04.2019 г. по 30.04.2020 г.
4.4. Конкурс проводится по следующим номинациям:
  • Номинация 1. «Мои педагогические достижения в дополнительном образовании»;
  • Номинация 2. «Лучший педагогический проект в сфере образования и развития детей (в рамках учебных предметов)»;
  • Номинация 3. «Лучший педагогический проект в сфере воспитания и социализации обучающихся».
В каждой номинации может быть от одного до трех победителей.
4.5. Порядок проведения Конкурса в Номинации 1 «Мои педагогические достижения в области дополнительного образования».
4.5.1. Для участия в Конкурсе в Номинации 1 представляются следующие документы и материалы:
  • заявка на участие в Конкурсе, составленная по форме согласно приложению 1 к настоящему Положению;
  • дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа в электронном виде согласно требованиям к материалам конкурса (приложение 2).
4.5.2. Конкурсные мероприятия в Номинации 1 проводятся в форме открытого занятия.
4.5.3. Проведение открытого занятия предполагает следующий регламент: 10 минут выступление конкурсанта с творческой самопрезентацией в свободной форме, 45 минут занятие, 5 минут самоанализ, 5 минут ответы на вопросы ЭГ.
4.5.4. Тему и форму открытого занятия, возраст детской аудитории выбирает конкурсант. Место проведения конкурсных мероприятий: ГБОУ «Балтийский берег», ул. Черняховского, д. 49-а, д. 49-б.
4.6. Порядок проведения Конкурса в Номинации 2 «Лучший педагогический проект в сфере образования и развития детей (в рамках учебных предметов)» и в Номинации 3 «Лучший педагогический проект в сфере воспитания и социализации обучающихся»
4.6.1. Для участия в Конкурсе в Номинации 2 «Лучший педагогический проект в сфере образования и развития детей (в рамках учебных предметов)» и Номинации 3 «Лучший педагогический проект в сфере воспитания и социализации обучающихся» представляются следующие документы и материалы:
  • заявка на участие в Конкурсе, составленную по форме согласно приложению 1 к настоящему Положению.
  • описание педагогического проекта согласно требованиям к материалам конкурса (приложение 2).
4.6.2. Конкурс в Номинации 2 и Номинации 3 предполагает предоставление на экспертизу материалов педагогического проекта и публичную защиту педагогического проекта.
  1. Требования к материалам конкурса
5.1. Требования к материалам конкурса в Номинации 1 «Мои педагогические достижения в дополнительном образовании»
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа принимается на конкурс в электронном виде и должна быть оформлена в соответствии с Примерными требованиями к образовательным программам дополнительного образования детей (письмо Минобрнауки от 11.12.2006 г. №06 – 1844) и Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), разработанные Минобрнауки России (письмо Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 08.12.2015 г. № 03-15-864/15-0-1).
  1. Требования к материалам конкурса в Номинации 2 «Лучший педагогический проект в сфере обучения и развития детей (в рамках учебных предметов)» и Номинации 3 «Лучший педагогический проект в сфере воспитания и социализации обучающихся»
Структура педагогического проекта должна включать следующие содержательные части:
  1. Концепция проекта.
    1. Актуальность. Краткое описание проблемы, на решение которой направлен проект.
    2. Цель проекта.
    3. Задачи проекта.
    4. Адресат проекта.
    5. Срок реализации проекта.
    6. Планируемые результаты.
    7. Формы обобщения и представления результатов проекта.
  2. Условия и ресурсное обеспечение реализации проекта.
  3. Планирование деятельности по направлениям проекта.
3.1 План – график выполнения проекта
  •  
Содержание проекта Срок (период) выполнения
Этап проекта
     
  1. Социальные эффекты проекта.
  2. Риски проекта.
Описание педагогического проекта принимается на Конкурс в печатном и электронном виде (страницы А4) в формате doc. Описание проекта должно быть выполнено: шрифтом 14 кегль, TimesNewRoman, междустрочный интервал 1,5; поля страницы: 3 см слева, по 2 см с остальных сторон. Страницы описания проекта нумеруются арабским шрифтом; заголовки должны быть выделены жирным шрифтом. Объем проекта – не более 5 страниц.
6. Критерии оценивания конкурсных работ
6.1. Представленные на конкурс материалы проходят профессиональную экспертизу и оцениваются согласно следующим критериям:
6.1.1. Критерии оценивания конкурсных работ в Номинации 1 «Мои педагогические достижения в дополнительном образовании»:
Максимальное количество баллов участника – 60.

 

Конкурсное мероприятие
Критерии оценивания Рекомендуемое количество баллов по каждому критерию Общее количество баллов
макс. факт. макс. факт.
Творческая самопрезентация Широта кругозора (общая и профессиональная эрудиция, знание и понимание процессов, происходящих в образовании, педагогической науке и в социальной практике) 4   10  
Аналитическая компетентность педагога (умение анализировать, обобщать и применять инновационные идеи в своей профессиональной деятельности) 4  
Культура презентации (культура публичного выступления, умение взаимодействовать с аудиторией, полнота и корректность подачи информации, уместность и сбалансированность информации, использование сопроводительных материалов) 2  
Открытое занятие Владение общей методикой преподавания данного вида деятельности 10   50  
Содержательность учебного занятия 5  
Результативность учебного занятия 5  
Воспитывающая направленность деятельности 3  
Разнообразие форм учебной деятельности 3  
Использование современных педагогических технологий, авторская методика преподавания 3  
Эффективность использования методов обучения и воспитания 3  
Сформированность общедидактических умений и навыков 3  
Использование методов и приемов общеразвивающего характера 3  
Современность и адекватность педагогических воздействий 3  
Адаптированность методики специальной подготовки к работе с обучающимися 3  
Использование современных технических средств обучения 2  
Методическая оснащенность учебного процесса 2  
Широта кругозора 2  
Итого 60  
 
6.1.2. Критерии оценивания конкурсных работ в Номинации 2 «Лучший педагогический проект в сфере образования и развития детей (в рамках учебных предметов)» и Номинации 3 «Лучший педагогический проект в сфере воспитания и социализации обучающихся»
Критерии оценивания Показатели
актуальность и новизна педагогического проекта  
социальная значимость проекта  
педагогическая обоснованность проекта; соответствие предложенных механизмов реализации педагогического проекта поставленным целям и задачам  
полнота представления организационного механизма реализации педагогического проекта  
измеримость и конкретность ожидаемых результатов  
умение вывить и сформулировать педагогическую проблему и предложить пути ее решения  
наличие сопутствующих констатирующих исследований  
показатель эффективности  
культура публичного выступления  
общая и профессиональная эрудиция  
Итого  
Оценка каждого показателя производится по четырехбальной системе:
0 баллов – критерий не отражен в проекте;
1 балл – критерий назван, но не раскрыт в проекте;
2 балла – критерий недостаточно раскрыт в проекте;
3 балла – критерий подробно раскрыт в проекте.
Максимальное количество баллов участника – 30.
7. Подведение итогов конкурса
7.1. По результатам проведения Конкурса участники Конкурса, набравшие наибольшее количество баллов в каждой номинации, признаются победителями Конкурса. Аналогичным образом определяются участники Конкурса, занявшие 2 и 3 место.
7.2. По итогам Конкурса победители Конкурса награждаются дипломами.
7.3. Дата проведения награждения победителей Конкурса определяется экспертной группой Конкурса.
 
Список литературы:
  1. Браже Т.Г. Развитие общей культуры учителя в системе непрерывного образования // Взаимосвязь общей и профессиональной культуры учителя: материалы конференции. – СПб, 1992. – 86 с.
  2. Гирба Е.Ю., Орлова Т.Э., Першина Л.А. Конкурс – ступень профессионального роста. Под редакцией к.п.н. Гирба Е.Ю. – М.: УЦ Перспектива, 2014. – 168 с.
  3. Привалова Г. Ф. Конкурс профессионального мастерства как средство развития творческого потенциала педагога. Дисс. ...канд. пед. наук. – Екатеринбург, 2008.
  4. Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html.
 
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»