Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Интерактивное занятие в рамках изобразительного творчества

Древняя Греция. Боги и герои

Молчанова Анастасия Григорьевна
Продолжительность занятия 1 час 30 мин (45мин. + 45 мин.)
Возраст учащихся – 10-12 лет.
Введение.
Занятие по теме Древняя Греция проходит в интерактивном режиме. Дети в форме игры узнают историю Древней Греции, понятие миф, художественные произведения. Здесь выступает практическая, творческая деятельность ученика, когда каждый выступает в роли художника, а также, участвуя в совместных заданиях, каждый имеет возможность проявить свою индивидуальность. Таким образом, происходит более глубокий анализ увиденного, закрепление полученных знаний.
Немаловажной стороной данного мероприятия является постоянный диалог между преподователем-ведущим и учениками. Рассматривая и анализируя работы Великих художников ребята в роли активного зрителя приобщаются к красоте окружающего мира и произведений искусства, осваивая опыт художественной культуры. 
Произведения академистов Х1Х века в данном занятии выбраны не случайно, т.к. они не только раскрывают аспект влияния древнегреческого искусства на  творчество художников уже в другой эпохе и стране, но и непосредственно сами находятся в Русском музее. Это дает возможность детям самостоятельно с родителями побывать в залах музея и рассмотреть картины «в живую» с более наполненным пониманием темы после пройденного урока. Такой опыт может послужить хорошим толчком для мотивации учеников в дальнейшем посещении музеев. 
1. Цель занятия.
Развитие способности к общению и обучению. Формирование возможности ведущей к эффективной совместной деятельности. Знакомство с художественными жанрами на примере творчества русских художников. Активизация внутренних резервов через обращение к мифу и архетипическим образам. 
2. Задачи.
Расширение эмоционального опыта через обращение к художественным произведениям.
Развитие фантазии и воображения.
Формирование восприятия произведений искусства, навыков обсуждения и общения по поводу искусства.
Развитие навыков конструктивного сотрудничества.
Обобщение полученных детьми на уроках знаний.
Активизировать умение видеть и анализировать.
Диалог в режиме вопрос-ответ. Ученик активен.
Стремится к узнаванию исторических (и прочих) взаимосвязей.
Развить способности восприятия и понимания произведений искусства во взаимосвязи с окружающей средой. 
Оснащение.
Оборудование занятия
для педагога: мультимедиа, компьютер, образовательная программа;
для учащихся: музыкальные инструменты, цветные ткани, бумага, жировые мелки.
Содержание.
1. Педагог начинает занятие с вопроса – что ребята знают о Древней Греции?
– Попробуем оттолкнуться от слова Древняя Греция. Термин «Древняя Греция» используется для обозначения грекоязычного населения в период древности и относится не только к территории, которую сегодня занимает современная Греция, но и к другим регионам, заселенным в прошлом греческим народом. Античная цивилизация ( I тыс. до н.э. —Y в. н.э.) вписала золотые страницы в историю мировой культуры. Достижения античной культуры поразительны, на них основана вся европейская цивилизация.
(слайд карты)           
– Объединяющую, формообразующую роль для всей древнегреческой культуры играла мифология. Древнейшими были божества, что воплощали силы природы. Боги в представлении греков обладали человеческим обликом, человеческими желаниями, мыслями, чувствами, даже человеческими пороками и недостатками. Они строгонаказывали тех, кто пытался приблизиться к ним по красоте, уму и могуществу. (слайды)
– Особое место занимает миф о титане Прометее — защитнике людей от произвола богов. Прометей похитил с Олимпа  огонь и передал его людям, за что Зевс приковал его к скале и обрек на вечные муки. Кроме мифов о богах существовали легенды о героях, самым любимым из которых был Геракл, который совершивший двенадцать великих подвигов. (слайд)            
Мифы и легенды о богах и героях складывались в целые циклы, ставшие в дальнейшем источником сюжетов для литературы, драматургии и скульптур.
Человечные, проникнутые гармонией образы греческой мифологии, стали почвой для развития древнегреческого искусства. До сих пор к ней не ослабевает и научный, и познавательный, и эстетический интерес. И художники академии художеств в 19 веке очень активно обращались к образам мифов.
2. А.Иванов  «Беллерофонт отправляется в поход против Химеры». 1829г.
(слайд картины)             
Дети рассматривают работу, обсуждают композицию, что бы это мог быть за сюжет, кто эти персонажи на картине, какие у них характеры.
Далее педагог рассказывает миф, который послужил основой для создания данного произведения.
­­– Сюжетом для картины послужила древнегреческая легенда о подвиге сына коринфского царя Главка Беллерофонта. Находясь у царя Ликии Иобата, герой должен был исполнить его повеление и сразиться с трехглавой огнедышащей Химерой. Боги подарили ему крылатого коня Пегаса. Напав на Химеру с воздуха, воин уничтожил опустошавшее страну чудовище. Изображен момент прощания отправляющегося на подвиг Беллерофонта с царем Иобатом. Герой по академической традиции представлен обнаженным. Рядом чудный конь полный готовности к полету. За ними видна летящая богиня Афина – покровительница воина. Слева, за сидящим царем, отвернувшись от происходящего, стоит царевна Дилоноя, — она горько переживает разлуку с любимым. В торжественной атмосфере картины звучит главная тема – прославление подвига идеального героя–воина.
3. Театр Древней Греции.
Педагог рассказывает и показывает на экране иллюстрации к теме театр Древней Греции.
– Театрализованные представления стали неотъемлемой частью государственных праздников . (В рассказ включены основные понятия –  идея - институт, жизнь, мировоззрение;  драма, комедия, игра, актеры ; устройство театра, костюм. Все изображения проецируются на экран.)
(Слайды) 
Ведущий предлагает создать костюм-плащ (гиматий, хламида ) в стиле греческих актеров из заранее подготовленных материй и аксессуаров. (До конца занятия все остаются в костюмах)
(слайд)                    
4. Упражнение «архетип и его основные черты характера».
Ведущий рассказывает про истоки драматургии.
– Сюжет в древнегреческом театре всегда строится на художественном конфликте, когда возникает противоборство, противоречие между изображенными в произведении действующими силами: характерами и обстоятельствами. Все это раскрывается в сюжете, а также в композиции. 
На полу раскладываются написанные на бумаге основные архетипы (царь, мудрец, воин, слуга) к ним ребята раскладывают варианты характера, которые, по их мнению подходят персонажу (ворчливость, сочувствие, властолюбие, гордость, смелость, грубость, и т.д.)
Теперь можно поговорить, между кем и кем из сложившихся в ходе задания образов может возникнуть конфликт и почему.
5. Следующим заданием будет нарисовать на маске характер, придать выражение чертам «лица» (маски выдаются  в виде заготовок). Далее ребята презентуют каждый свою маску застыв в позе наиболее ясно ее олицетворяющей.
После чего ведущий подводит детей к понятию скульптура. Возникает вопрос – в чем разница между объемным изображением и плоским.
– Объемное изображение было в традициях античности и называется такой вид искусства скульптура. (Можно еще раз показать фотографии древнегреческих скульптур представленных ранее).
6. С. Гальберг скульптура «Начало музыки» ("Фавн, прислушивающийся к звуку ветра в тростнике").
(слайд)                               
Разговор связанный с переживаниями, впечатлениями по поводу увиденной скульптуры и ее настроении, композиции.
– Фавн - бог плодородия, покровитель пастбищ, лесов, пастухов. Он родился с козлиными ногами, длинной бородой и рогами, и тотчас же по рождении стал прыгать и смеяться.  Фавн, как лесной бог, живёт в чащах, уединённых пещерах или близ шумящих источников, где он предсказывает будущее, ловит птиц. Часто его изображали с играющим на флейте.
– Фавн, представленный в образе прекрасного юноши, прислушивается к ветру, колеблющему тростник, и в сознании фантастического лесного существа возникает первая на земле музыкальная мелодия. Скульптор придал лицу фавна выражение вдохновения и акцентировал в его позе эмоциональную напряженность.
7. Ребятам предлагается сымпровизировать музыкальный этюд с помощью элементарных инструментов на тему «Природа просыпается».
8. К.П. Брюллов «Нарцисс, смотрящийся в воду».
(слайд картины)     
Знакомство с историей картины, ее создателем. Ведущий рассказывает миф, положенный в основу произведения, включает понятие автопортрет.
– Нарцисс, красивый юноша из Фестии или Лакедемона, был сыном нимфы Лейриопы и Кефисса. Его матери было предсказано, что он будет жить до старости, если не увидит своего лица. Юношей Нарцисс часто охотился в лесах. Однажды в жаркий полдень, утомленный зноем, Нарцисс, никогда никого не любивший, склонился над источником, чтобы утолить жажду и увидел свое лицо. Позабыв о сне и пище, Нарцисс проводил дни и ночи на берегу, любуясь своим отражением, и умер от тоски. Боги превратили его в цветок, который стал называться нарциссом.
– Эта картина признана одной из лучших работ К. Брюллова периода учебы в Академии художеств. В 1819 году в классе Андрея Иванова была "поставлена" в качестве задания для живописцев мужская фигура – полулежащий юноша, наклонившийся над водой. По воспоминаниям современников, художник писал пейзажный фон в парке Строгановской дачи на Черной речке. За эту картину в 1819 году Брюллов получил золотую медаль второго достоинства.
9. Детям дается задание создать из ткани свой «волшебный цветок» и придумать ему название. Цветок можно импровизационно «выложить» из разноцветных тканей на столах.
10. Упражнение в пластике «прорастание». Ребята сами пластически изображают растения и  «растут», ведущий комментирует направляя всех участников в одновременное действие.
– Сейчас вы семена в земле ( все дети сидят в удобных позах на корточках), вода вас питает и вы понемногу начинаете расти в высоту. (постепенно дети поднимаются в полной рост, голова и руки вытягиваются вверх) Проходя через землю на воздух у вас начинают появляться листики и постепенно на одной из веточек появляется бутон, который распускается под лучами теплого солнца и превращается в красивый цветок (все застывают в импровизированных позах).
11. Завершает занятие упражнение в парах. Пластический этюд на заданную тему - прощание, знакомство, спор, разлука и т.д.
Ребята разбиваются по двое и вытягивают карточку с заданием. Здесь также можно использовать маски ранее нарисованные.
12. Заключение. Индивидуальный рисунок мелками по теме « Мой герой » дает детям возможность самостоятельно проявить свои впечатления от полученного занятия.
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»