Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Жизнь любительского хорового коллектива в современном обществе

Воропаева Юлия Владимировна
Любительские хоровые коллективы русской песни способствуют сохранению и развитию народных певческих традиций, приобщают человека к музыкальному творчеству. Для творческого развития в коллективе  необходимо настроить такие человеческие  отношения  между  участниками, между участниками и руководителем, которые будут способствовать поддержанию интереса общения, создадут мотивацию для занятий в творческом коллективе, окажут содействие каждому певцу в реализации собственных потребностей.
Ключевые слова: любительский хоровой коллектив, психолого-педагогические основы, народное пение. 
Современное общество нуждается в художественном творчестве. Это подтверждается:
1) потребностью многих людей в самореализации через разные формы художественной деятельности,
2) активной работой любительских коллективов, особенно в городе. Любительское хоровое искусство нашей страны (в интересах автора статьи рассмотреть народное), приобщает к музыкальному творчеству тысячи людей, способствует сохранению и развитию народных певческих традиций, содействует вокально-эстетическому воспитанию.
Любительские хоровые коллективы – одна из форм художественного творчества, особенно доступная человеку без специального музыкального образования. Поэтому и руководство любительским  хором — не только сложная, но и ответственная работа. Понятно, что организационная, репетиционная и концертно-исполнительская деятельность – это   систематический и регулярный труд, руководителя художественного коллектива любого статуса, но в рассматриваемом нами случае, следует отметить следующее. В любительском коллективе занимаются люди в свободное от основной трудовой деятельности время, и поэтому сотворчество должно  доставлять радость и участникам,  и  руководителю, а также давать положительную энергию каждому из них. Руководителю следует найти грамотный музыкально-педагогический  подход, без  которого  коллектив не сможет добиться высоких художественных результатов, взаимопонимания участников.
В последние десятилетия наблюдается рост интереса общества к любительским народным коллективам, к хоровой педагогике. Но  в  то  же  время, как показывает практика, некоторые коллективы  не удерживаются «на  плаву» и, к сожалению, распадаются… Почему  так  происходит? Однозначного ответа на данный вопрос нет. Однако, что нужно отметить, исследования в этом направлении проводятся. Так, в Академии хорового искусства под руководством известного ученого Г.А. Струве провели комплексное исследование обозначенного явления, которое явно показало, что одной из основных причин распада любительских хоровых коллективов является низкое качество музыкально-педагогической и психолого-педагогической работы. Кроме того, результаты исследования указали на воспитательный  фактор, на недостаточную организацию воспитательной работы в таких коллективах. Отмечается также недостаточно высокий  уровень формирования особой среды человеческих отношений в  коллективе. [ ]
Становится понятно, что для творческого развития коллектива  необходимо выстроить такие человеческие  отношения  между  участниками и  руководителем, которые будут способствовать поддержанию интереса общения, создадут мотивацию для занятий в творческом коллективе, окажут содействие каждому певцу в реализации собственных потребностей.
 Коммуникативные отношения – одна из главных составляющих повышения результативности творческой деятельности любительского народного коллектива, ансамбля русской песни. Одна из главных задач  успешного  развития  любительского  хорового  коллектива — воспитание уважительного отношения  участников хора  друг  к  другу, потребности в совместном общении, в певческой деятельности. Вместе с тем, нужно заметить, что указанная выше задача, не может быть решена в ходе  нескольких репетиций. Такая работа потребует длительный временной период, месяцы, а иногда и годы. Но, для того, чтобы у участника коллектива сформировалась подлинная увлечённость хоровым пением, сложилась уверенность в собственных творческих возможностях, необходима и серьезная, на высоком уровне вокально-техническая подготовка, эмоциональная настройка хора, создание певческого ансамбля, а также возможность показать свои достижения и успехи в публичном выступлении, например, на концерте. Поэтому, перед  руководителем  стоят  непростые  задачи, решение которых необходимо:
  • внимательно относиться к каждому участнику хора, знать их трудности и заботы;
  • уметь добрым советом и конкретным делом помочь членам хорового коллектива;
  • беззаветно любить не только хоровое искусство, но и хормейстерскую работу;
  •  воспитывать у певцов хороший  художественный вкус, высокую духовность, нравственность, любовь к хоровому искусству;
  • грамотно и ответственно вести учебно-вокальную работу, концертно-организационную деятельность. 
Эти  задачи  усложняются тем, что руководителю любительского коллектива приходится работать с людьми разного возраста, различного образовательного и культурного уровня. Такой широкий и разнообразный спектр деятельности требует от него не только знаний, умений и навыков в области хорового искусства, но и широкой общей эрудиции и педагогической образованности. Руководитель хора должен обладать развитым интеллектом, педагогической интуицией и силой воли. Работа с любительским хором требует высокого уровня работоспособности, выносливости, крепкого здоровья, а также оптимизма. С такими  сложностями  психолого-педагогического  и  организационного  характера  встретилась и автор данной статьи – художественный руководитель ансамбля народной  песни  «Берегиня» Муниципального  казённого  учреждения  Культурно – досугового  центра  «Рондо» Всеволожского  района  Ленинградской  области.
Коллектив  основан  в  2006  году  как  хор  «Рондо».  В  репертуар  входили  в  основном  народные  песни те, которые хотели исполнять  участники коллектива. После неоднократной смены руководителей хора, большая  часть  участников прекратили занятия в этом коллективе. Причины они назвали следующие: «…не  нравился  репертуар,  пели  сначала  только  традиционный  фольклор, к  которому  были  не  готовы, а  потом,  с другим  руководителем, наоборот, только «академические  произведения». Репетиции были со всеми певцами, а  на  выступления  выходили только избранные, одни  и  те  же. Причины таких ситуаций не объяснялись. И возникал вопрос: зачем  же  ходить на занятия, репетировать, тратить своё время, если всё равно не позволят выступать  на  концерте… Руководитель боялся, что мы  споём  не  так…».    
17  ноября  2013  года автор статьи приступила к работе с хором «Рондо», познакомилась с участниками, которых осталось не много –  всего 8 певиц. Ситуация осложнилась тем, что через две недели  коллектив должен был принять участие в областном  фестивале. Отменить данное мероприятие было не возможно, т.к. заявка на участие уже была  отправлена, и все были настроены на конкурсное выступление. Обстоятельства сложились не простые. По Положению конкурса репертуар должен состоять из народных песен, которые коллектив давно не исполнял. Сценические костюмы также должны соответствовать направлению народного пения. Однако их не  оказалось. Перед руководителем встала сложная задача – подготовить коллектив к конкурсу, т.к. другого варианта не было. Встретились с участниками, обсудили ситуацию и начали работать. Совместные усилия, желание преодолеть сложную ситуацию, стремление к дальнейшей деятельности, сотворчеству, умения и навыки певцов, способствовали успешному выступлению. Результаты конкурса позволили участникам поверить руководителю и принять его. Дальше  стали  работать  вместе. 
Сегодня в  хоре занимается  25  человек,  возраст  участников  от  25-ти  и  до 75-ти  лет. Нужно заметить, что ни столько большой разрыв  в  возрасте, сколько разный уровень подготовки участников стал, в  начале,  трудностью в вокально-ансамблевой работе. Начали с кропотливой работы по настройке ансамбля, выстраиванию гласных звуков, унисонов,  работы над освоением певческого дыхания, опоры звука,  чёткой  и  ясной дикции, развития гармонического и мелодического видов музыкального слуха. Многим певцам часто хочется, чтобы  сразу  получалось всё  …  Но так в хоровой педагогике не бывает. Необходимо время, регулярная и плановая работа. Надо отметить, что большая часть участников ансамбля   воспринимала все требования руководителя с пониманием и интересом. И работа продолжалась. Когда хор стал  принимать  активное  участие  в  концертах, фестивалях, конкурсах, знакомиться с творчеством других коллективов, все еще больше поверили руководителю, поняли зачем нужна кропотливая и регулярная вокальная работа, работа над образом песни, и другие виды творческой деятельности.
Психологическая  обстановка  в  коллективе  сейчас  стабильная.  Многие занимаются пением еще и для улучшения здоровья. Участники отмечают, что после хоровых занятий «нормализуется  давление, улучшается  дыхание».  Это очень важно для человека, проживающего в мегаполисе. В  коллективе  постепенно складываются традиции поздравлять друг  друга  с   праздниками,  вместе  обсуждать  дальнейшие  творческие планы, поездки, выступления,  вести совместную  творческую  работу над освоением песенного репертуара, его сценической интерпретации, обсуждать  сценарии концертных программ. В настоящее время ведётся творческое  сотрудничество  с  хореографическим  коллективом и театральной студией, что  позволяет  расширить, разнообразить и украсить репертуар хора.  Все  радости  и  трудности    решаются  вместе, сообща, а  это – главное  в  работе  любительского  хорового  коллектива.    
 
Список литературы
1.   П.Г.Чесноков, "Хор и управление им", М., Музгиз, 1961
2.  Л.В. Шамина, «Работа с самодеятельным хоровым коллективом», М.,    Музыка, 1988
3.  Э.М.Суханова, "Педагогика как наука и искусство воспитания, Лекция, М. МГУК, 1997
4.  Н.К. Мешко, "Искусство народного  пения", Архангельск, Правда Севера, 2007
5.  С. Сагитов, "Методика музыкально-теоретического образования участников коллективов художественной самодеятельности", М., Музыка, 1972
6.  С.Попов, "Организационные и методические основы работы самодеятельного хора",  М., Профиздат, 1964
Сеть ИНТЕРНЕТ, базы данных по музыкальной педагогике.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»