Конспект занятия в старшей группе
Путешествие в мир бактерий
Локтионова Евгения Александровна
Самое дорогое для человека — это здоровье. Человек в течение жизни сталкивается со многими инфекциями, вирусами, которые приводят к различным заболеваниям.
Попадая в организм через грязные руки, воду или дыхание бактерии могут вызывать опасные болезни.
Бактерии живут всюду: в воздухе, на земле, в почве и воде, в растениях и животных. Невидимые простым глазом, они очень сильно влияют на нашу жизнь.
И чтобы сохранить свое здоровье от этих вредителей, дети должны с малых лет знать как его сохранять, как нужно себя вести, чтобы микробы не попали в наш организм, соблюдать правила личной гигиены, употреблять в пищу только мытые овощи и фрукты, укреплять иммунитет, закаляться и делать прививки.
ЦЕЛЬ:
- сформировать элементарные представления детей старшего дошкольного возраста о микробах, оказывающее вредное и полезное влияние на здоровье человека.
- развивать познавательный интерес, творческую деятельность,обогатить практический опыт детей ( исследования и эксперименты ), знакомство с оптическим прибором — микроскопом и лабораторным оборудованием.
- Дать детям представление о микроорганизмах, об их образе жизни, познакомить с простыми способами борьбы с болезнетворными бактериями. Развивать способность внимательно слушать, рассуждать, выражать собственное мнение, эмоции, воображение, мышление, память, крупную и мелкую моторику.
- Воспитывать и укреплять дружеские отношения между детьми, умение коллективно выполнять работу, дать понимание важности заботы о собственном здоровье, его сохранении, бережном отношении к себе.
-помощь в организации экспериментов. Пополнение развивающей предметно- пространственной среды.
ОБОРУДОВАНИЕ:
-Микроскоп, пробирки, чашка Петри, ватные палочки,пинцет, лупа, песочные часы, пакетик агар-агара, кусочек хлеба с плесенью, стакан с водой и чайной ложкой-это для проведения экспериментов.
- рулон обоев, краски акварельные, клей ПВА, кисточки разного размера, карандаши, фломастеры, гелевые ручки, пластилин, бумажные салфетки, трубочки.
«Война микробов и бактерий» - кляксография ( коллективная работа ) - развивает фантазию, творческое мышление, моторику.
Фото
Разучивание стишков о микробах:
Чтобы ни один микроб
Не попал случайно в рот,
Руки мыть перед едой
Нужно с мылом и водой.
Микроб
Жил да был один микроб,
Явный замарашка.
У него был грязный лоб,
И в грязи рубашка.
У него была жена -
Серая микроба.
Собирала пыль она
Для еды на пробу.
Даже дочери у них -
Вредные бациллы -
Вызывали громкий чих
И боялись мыла.
У микробов был свой дом
На моей ладошке.
Жили в нём они ладом
С мышками и кошкой.
Но однажды в микроскоп
Я их обнаружил.
Долго мылом руки скрёб,
Чтоб идти на ужин.
Стала чистой как сугроб
Белая ладошка.
Где теперь живёт микроб?
Может у Серёжки?
МОЙТЕ РУКИ И ПЛОДЫ
Мойте руки и плоды,
Чтобы не было беды!
Есть такие вирусы,
Вирусы — вредилусы.
Попадут ребёнку в рот -
Заболит от них живот.
Вот какие вирусы,
Вирусы — вредилусы.
( И. Обыденный )
ЧИСТЫЕ ЗУБЫ
Кто чистит зубы по утрам,
Тот поступает мудро!
Кто чистит их по вечерам,
Тот поступает мудро!
А захотелось пожевать
Зефир иль бутерброд,
Кто мудр, тот будет полоскать
После еды свой рот!
Гони подальше тётку Лень,
И помни о зубах весь день!
( Р. Куликова )
ПОЗНАВАТЕЛЬНО — ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
« ЛАБОРАТОРИЯ « В ходе занятия дети познакомились с лабораторным оборудованием, осваивали прибор-микроскоп. Это вызвало неподдельный интерес у ребят и было обсуждено много вопросов: где живут микробы?, что едят микробы ?, откуда появляются микробы и бактерии? , вредные или полезные микробы ?.
ЭКСПЕРИМЕНТ 1: Налить в стакан воды и положить туда ложку. Если смотреть сбоку, то будет казаться, что ложка сломана и увеличилась в размерах. Это происходит потому, что вода преломляет свет.
Используя эффект преломления, учёные сделали из линз и зеркал МИКРОСКОП.
ЭКСПЕРИМЕНТ 2:
Для определения видов бактерий делают посев. Посев — это когда что-то сеют, а оно потом растёт. Например. Семена укропа сеют в почву. А бактерии сеют на специальное питательное желе в чашку Петри. Это плоская стеклянная баночка, заполненная питательным желе. В нее помещают немного бактерий и закрывают крышку. Бактерии едят питательное желе и размножаются. Через некоторое время колония бактерий так разрастается, что её становится видно без микроскопа. По виду колонии можно определить из каких бактерий она состоит. Подготовить три чашки Петри и сделать питательную среду для бактерий. После того как раствор остынет, можно делать посев.
Ватной палочкой провести по ладони и окунуть кончик палочки в чашку №1. Заклеить её скотчем и подписать «Рука».
Другой ватной палочкой провести по телефону и сделать посев в чашку №2. Тоже заклеить и подписать «Телефон».
Третьей ватной палочкой провести по колесам машинки игрушечной и макнуть в чашку №3 . Назвать «Машинка».
Баночки с посевом поместить в тёплом месте на пять — семь дней. И наблюдать за тем, как растут колонии. Каждый день делать фотографии. Давать описание колонии: какие из них похожи, какие отличаются. Сделать вывод из эксперимента.
Вывод: на руке и на телефоне живут плохие бактерии, в основном кожные, на колёсах машинки живут другие бактерии, в основном те, которые обитают на ковре, на полу. Посев — это анализ,который делают в медицинской лаборатории.
Посев бактерий помогает докторам определить, не заболел ли человек ангиной, туберкулёзом, дифтерией, коклюшем и другими болезнями,причиной которой становятся бактерии.
ПЛЕСЕНЬ
Плесень появляется на старом хлебе, который долго лежал в пакете. Маленькие частички плесени всегда летают в воздухе в поисках вкусненького. Как только они находят чем поживиться, сразу же начинают размножаться,превращаться в грибницу, которая выглядит как белые, зеленые или тёмные пятна на продуктах.
Изучили строение клетки бактерий,, и с удовольствием приступили к лепке «Гигантских микробов». Не каждый день твоей игрушкой может быть микроб. Очень понравилось детям играть в «войну» микробов, придумывать им свои суперсвойства, внешний вид и среду обитания.
ЭКСПЕРИМЕНТ:
Налить в стакан воды и положить туда ложку. Если смотреть сбоку, то будет казаться, что ложка сломана и увеличилась в размерах. Это происходит потому, что вода преломляет свет.
Используя эффект преломления, учёные сделали из линз и зеркал МИКРОСКОП.
ПРОСМОТР документальных фильмов ВВС, фрагменты фильма о бактериях и антибиотиках «Война миров. Бактерии», «Невидимая жизнь», обучающие мультфильмы «Зачем чистить зубы», « Микрополис 01 Микроистория», « Фиксики. Микробы», «Митя и микробус»...
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:
« Две лягушки на болоте»
На болоте две лягушки,
Две веселые подружки:
Рано утром умывались
Полотенцем растирались.
Ручками похлопали,
Ножками потопали.
Повернулись влево,
Повернулись вправо.
Вот здоровья в чем секрет!
Всем друзьям физкультпривет!
ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
К.И. Чуковский « Федорино горе », « Мойдодыр»,
Г.Б. Остер «Петька — микроб»,
Янины сказки « Лимончик и микроб, или зачем мыть руки».
Рассматривание и анализирование иллюстраций, журналов, энциклопедий, презентации.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ: в актовом зале на большом экране - фотографии.
Дидактические игры: Систематизировать представление детей о здоровье, чистоте и гигиене:
« Хорошо или плохо», «Правила гигиены», « Вредные или полезные», « Чих»,
« Чистые руки».
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Большая энциклопедия для любознательных.-М: Эксмо, 2013
- Ликум В.О. «Всё обо всем» детская энциклопедия
- М.Косовская, А.Тяхт, Д.Алексеев, С. Тяхт « Приключения Тима в мире бактерий»
- В.Фролов « Война с микробами, интегрирующие подробности открытия
Мечникова».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
В процессе занятий , исследований, было выяснено, что микробы бывают вредные и приносящие пользу, изучили многообразный мир бактерий, их среду обитания, образ существования,размножении, питании, их суперсвойства и воздействие на организм человека.
Дети усвоили культурно — гигиенические навыки, помогающие сохранить здоровье ребёнка.
Улучшили дружеские отношения, выполняя коллективные работы.
Развили память, внимание при разучивание стихотворений. Привили интерес к здоровому образу жизни.