ассуждения педагога по фортепиано о музыкальном воспитании ребёнка
чем мудрость и философия…
Л. Бетховен
Введение
Музыка вызывает у детей эмоциональный отклик раньше других видов искусства, именно поэтому важна задача музыкального воспитания. Только яркая, художественная музыка в хорошем исполнении обогащает музыкальными впечатлениями, развивает интерес и любовь, и желание самому прикоснуться, научиться играть на инструменте. Обучение должно быть комплексным – это сочетание музыкально-эстетического, интеллектуального и исполнительских навыков. Музыка задевает внутренние струны ребенка – любимые, нелюбимые или спрятанные.
Одна музыкальная фраза может стоить больше сотни слов и объяснений.
Современные дети
Современные дети младшего возраста, школьники эмоциональны, любознательны, деятельны, очень многие из них с большим количеством впечатлений от путешествий по всему миру, владеющие компьютером, живущие в интернете, развитые не по годам, имеющие разнообразные интересы, но это тот возраст, который легко поддается внушению, и задача педагога владеть избирательными индивидуализированными методами обучения.
Приступая к обучению игры на инструменте, дети уже имеют слушательский опыт восприятия и запоминания музыки и эмоциональной реакции на нее, то есть у них уже есть свое отношение к музыки.
Самое важное преподавателю, берущему на себя обязанность руководить ребенком, поступившем в музыкальную школу, это чтобы он понимал ребенка, его индивидуальные свойства, психику, относился с большим вниманием и любовью, так как занятия в классе два раза в неделю индивидуальные с ребенком и учеником, необходимо наладить положительные доверительные взаимоотношения, что способствует внедрению положительных эмоций, впечатлений, внимания, заинтересованности, желания прийти, показать себя, получить справедливую оценку. Педагог постепенно внедряет в жизнь детей музыку.
Методы обучения
Методы обучения игре на фортепиано различны, в зависимости от одаренности и способности ученика. Педагог должен прежде всего увлечь ученика, заставить его пережить новую для него музыку. До начала работы над музыкальным произведением необходим исполнительский показ, как одно из самых действенных средств на пути овладения конкретными исполнительскими задачами и трудностями.
В своей практике всегда стараюсь играть ученикам целиком все произведение до работы над выразительными и техническими деталями, и это почти всегда стимулирует ученика, вызывает интерес, пробуждает инициативу: «А я также хочу», «Вот я также сейчас попробую», «Как это у вас все получается?».
Обязательным моментом работы является словесное пояснение, которое дополняет представление ребенка о художественно-образном содержании произведения. Уже в самой короткой мелодии-песенке нужно дать ребенку возможность ощутить образный смысл, сделать ее доступной его восприятию. Для этого сочиняем стихи, подтекстовки. Я против авторитарной педагогики, когда развитие художественной индивидуальности подменяется только неукоснительным требованиям педагога. Это приводит к временным успехам, а в последствие к несамостоятельности ученика в постижение авторского текста.
Практика показывает, что обучение ученика-пианиста должно быть постепенном, наглядным, доступным, доброжелательным. Г. Нейгауз говорил: «Учитель игры на любом инструменте должен быть прежде всего учителем музыки, т.е. ее разъяснителем и толкователем. Особенно это необходимо на низших ступенях развития учащегося: тут уже совершено неизбежен комплексный метод преподавания, то есть учитель должен быть и историком музыки, и теоретиком, и учителем сольфеджио, и игры на фортепиано…».
И чтобы интерес к занятиям у учеников не угасал, процесс обучения должен быть посильным радостным, так как постижение азов музыкального искусства сопряжено с непомерной затратой усилий.
Дети обычно с удовольствием играют несложные пьески в четыре руки со своим педагогом. Конечно, начинается все с донотного периода, подбора по слуху, слушания и пения, изучения нотной грамоты, и овладения навыками звукоизвлечения и наконец игре по нотам. Желательно посещение концертов, лекций, слушания музыки в исполнение лучших оркестров, инструменталистов.
Общество потребления
Сейчас в нашем обществе потребления есть дети из очень обеспеченных семей, родители приводят их в музыкальную школу, покупают электронные пианино, желая научить своих детей играть на инструменте, окружают роскошью, одевают в дорогую одежду, покупают всевозможные вещи, возят по различным странам, устраивают для них шумные дни рождения, праздники с фейерверками, с аниматорами и т.д.
Дети развиваются под впечатлениями одних определенных условий. Когда детей подвергают с раннего возраста довольно сильным впечатлениям, у них возникает апатичное состояние. Им нужны все время новые и новые впечатления. Этим детям трудно сосредоточиться долго на чем-то, подумать, поработать, им нужно все сразу.
И чтобы не превратить ребенка в Эрика из кинофильма «Игрушка», нужно просто разговаривать и слушать, когда он задает вопросы, а не прерывать: «Поговорим потом». С одной стороны это просто, с другой – очень сложно. Если не отвечать на вопросы ребенка, то рано или поздно он перестает их задавать и закроются от вас.
А задача педагога научить ребенка не терять возможность восхищаться, не переставать радоваться разным вещам: природы, близкому человеку, животными, любой мелочи, которая заслуживает восхищения; смотреть на мир с любопытством, вслушиваться, созидать, творить, любить, трудиться.
Заключение
Крупнейшие композиторы разных эпох внесли свой вклад в дело воспитания юных пианистов, создав огромную художественную литературу для музыкально-творческого и пианистического воспитания детей.
Ведь уже на раннем этапе обучения игре на фортепиано дети полнее, чем при занятиях на других инструментах, знакомятся с музыкой, ее выразительными возможностями.
Человеческая память хранит много воспоминаний детства. Именно детские впечатления формируют нас и остаются на всю жизнь.