Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Теоретические предпосылки к изучению
проблемы нравственного воспитания детей

Дудырева Наталья Владимировна
Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу.
Все прогрессивные педагоги мира, которые принадлежали к различным национальностям и различным культурам в содержание воспитания на первый план ставили гражданственность и человечность гуманизм и нравственные принципы. Например, великий чешский гуманист-педагог Ян Амос Коменский признавал только ту педагогику, которая приносит пользу государству, помогая воспитывать хороших граждан.
Французский просветитель Жан-Жак Руссо (1712—1778) ставит перед воспитанием цель — воспитать «не судью, не солдата, не священника, а человека». Ж.-Ж. Руссо был против принуждения ребенка обучением. В своей книге «Эмиль, или о воспитании» он писал: «Не давайте вашему ученику никаких словесных уроков, он должен получить их лишь из опыта, не налагайте на него никаких наказаний, ибо он не знает, что такое быть виновным, никогда не заставляйте его просить прощения, ибо он не сумел бы вас оскорбить. Лишенный всякого нравственного мотива в своих поступках, он не может сделать ничего такого, что было бы нравственно злым и заслуживало бы наказания».
Понятие нравственное воспитание всеобъемлюще. Оно пронизывает все стороны жизнедеятельности человека. Именно поэтому выдающийся педагог современности В.А. Сухомлинский, разработав воспитательную систему о всестороннем развитии личности, вполне обосновано считал, что ее системаобразующий признак – нравственное воспитание. Как считают многие педагоги сердцевина нравственного воспитания – развитие нравственных чувств личности.
Как считает Л.А. Григорович нравственность – это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм.
По И.Ф. Харламову содержание нравственности заключается в следующем:
1. В отношение к Родине (патриотизм) – любовь к своей стране, истории, обычаям, языку, желание стать на ее защиту, если это потребуется.
2. В отношение к труду (трудолюбие) – предполагает наличие потребности в созидательной трудовой деятельности и ее, понимание пользы труда для себя и общества, наличие трудовых умений и навыков и потребность в их совершенствовании.
3. В отношение к обществу (коллективизм) – умение согласовывать свои желания с желаниями других, умение координировать свои усилия с усилиями других, умение подчинятся и умение руководить.
4. В отношение к себе – уважение себя при уважении других, высокое сознание общественного долга, честность и правдивость, нравственная чистота, скромность.
5. В человеколюбие или гуманность.
Нравственное воспитание — это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали. 
Основополагающей базовой категорией нравственного воспитания является по мнению Б.Т. Лихачева: «…понятие нравственного чувства – постоянного эмоционального ощущения, переживания, реальных нравственных отношений и взаимодействий.»
Основные задачи нравственного воспитания:
1) формирование нравственного сознания:
2) воспитание и развитие нравственных чувств;
3) выработка умений и привычек нравственного поведения. Нравственное воспитание включает: формирование у человека сознания связи с обществом, зависимости от него, необходимости согласовывать свое поведение с интересами общества; ознакомление с нравственными идеалами, требованиями общества, доказательство их правомерности и разумности; превращение нравственных знаний в нравственные убеждения, создание системы этих убеждений; формирование устойчивых нравственных чувств и нравственных качеств, высокой культуры поведения как одного из главных проявлений уважения человека к людям; формирование нравственных привычек.
По мнению Лихачев Б.Т. результатом нравственного воспитания является нравственная воспитанность. Она материализуется в общественно ценных свойствах и качествах личности, проявляется в отношениях, деятельности, общении. О нравственной воспитанности свидетельствует глубина нравственного чувства, способность к эмоциональному переживанию, мучениям совести, страданию, стыду и сочувствию. Она характеризуется зрелостью нравственного сознания: моральной образованностью, способностью анализировать, судить о явлениях жизни с позиций нравственного идеала, давать им самостоятельную оценку.
Нравственная воспитанность – это устойчивость положительных привычек и привычных норм поведения, культура отношений и общения в условиях здорового детского коллектива. О нравственной воспитанности говорит также наличие у школьника сильной воли, способность осуществлять нравственно - волевой контроль и самоконтроль, регуляцию поведения. Она проявляется в активной жизненной позиции, единстве слова и дела, гражданском мужестве и решимости в сложных жизненных ситуациях оставаться верным своим убеждениям, самому себе.  Нравственным следует считать такого человека, для которого нормы, правила и требования выступают как его собственные взгляды и убеждения, как привычные формы поведения. Говоря точнее, в своем истинном значении нравственность не имеет ничего общего с послушно-механическим исполнением, вынужденным только внешними требованиями установленных в обществе моральных норм и правил. Она есть как не что иное, как внутренний категорический императив личности, в качестве побудительных сил которого выступают ее здоровые общественные потребности, связанные с ними моральные знания, взгляды, убеждения и идеалы.
Содержание нравственного воспитания в современной школе претерпевает существенные изменения в связи с тем, что возникла острая необходимость возродить общечеловеческие ценности.
Главная такая ценность — жизнь. Право человека на жизнь свято и нерушимо. С молоком матери дети должны впитывать истину, что покушение на жизнь и здоровье других людей и свою жизнь недопустимо. Сегодня большую тревогу вызывает увеличение числа самоубийств среди школьников. Некоторые из них идут на это, потеряв смысл жизни, утратив идеалы, оказавшись в изоляции. Христианская мораль на протяжении веков учила — когда трудно, неуютно, одиноко, надо идти к людям, искать у них помощи и зашиты.
Актуальной проблемой остается отношение к детям как к ценности. Дать жизнь еще одному человеческому существу, иметь детей, воспитать их — на это, к сожалению, нет установки у многих молодых людей. В школе растут будущие отцы и матери, воспитатели своих детей. Однако до недавнего времени педагоги их так не воспринимали, в результате чего установка на брак, на материнство, на отцовство, на исполнение родительских обязанностей у многих выпускников школ не сформирована. Молодые люди, вступив в брак, или вообще не хотят иметь детей, решив «жить для себя», либо относятся к детям как к досадной помехе, уклоняются от исполнения своих родительских обязанностей. Все чаще молодые мамы оставляют детей в роддоме или бросают их на произвол судьбы.
Еще одна общечеловеческая ценность — свобода. В условиях демократизации значительно возросли права и свободы личности. И это особенно отчетливо выявило низкий уровень культуры, воспитанности многих старшеклассников, выпускников школ. Демократический стиль общения малокультурный человек понимает как безграничную свободу самовыражения, право игнорировать чувства, достоинство окружающих. На самом деле свобода и ответственность, свобода и дисциплина нерасторжимые понятия. Послушание в школе необходимо, это одно из условий плодотворного воспитания, особенно в младшем возрасте. Но от послушания ребенок должен как можно быстрее переходить к ответственности, к осознанной дисциплине.
Не утратили своего значения, а, наоборот, стали еще важнее такие нравственные качества, как патриотизм, интернационализм, долг, честь, совесть, порядочность, доброта, бескорыстие и другие. Чрезвычайно актуальны в системе современного нравственного воспитания проблемы полового воспитания школьников, отношения к труду. Проблем много, разных, сложных. Тунеядство, наркомания, алкоголизм, проституция, агрессивность, жестокость молодежи далеко не полный перечень негативных явлений, с которыми школа сталкивается ежедневно. Они разрушают и нравственную сферу, и самого человека: он деградирует духовно и физически. Идет процесс самоуничтожения. Нравственные критерии всегда и особенно в деле воспитания должны стоять выше всех других интересов. Сегодня вопрос стоит о спасении молодых поколений.
Если в физическом, эстетическом воспитании для достижения цели бывает достаточно организовать и осуществить систему хорошо подобранных воспитательных дел, то в нравственном воспитании все намного сложнее. Вдумчивые педагоги не без оснований утверждают: не от метода здесь нужно идти, не от формы, какими бы привлекательными, новыми и технологичными они ни казались, а от индивидуальности каждого воспитанника, особенностей конкретной ситуации и уже в соответствии с ними планировать воспитательные дела, избирать приемы и методы. Если это требование нарушается, то работа будет формальной.
В структуру воспитательных дел этической направленности педагог включает сведения о человеческой морали, добивается ясного понимания того, что мораль — форма человеческого сознания, часть человеческой культуры. Понимание сущности, норм и принципов морали приводит воспитанников к нравственным суждениям, с помощью которых они оценивают поступки — свои и других людей. На основе нравственных понятий, оценок и суждений формируются нравственные убеждения, которые, в конечном счете, и определяют поведение и поступки человека. Нравственно убежденный человек глубоко уверен в справедливости моральных норм, признает необходимость их выполнять. Но знание и понимание нравственных норм еще не могут сами по себе обеспечить действенность убеждений, а становятся лишь необходимой предпосылкой для их формирования. Нравственные знания становятся убеждениями, когда они применяются в жизненном опыте, продуманы, критически переработаны воспитанниками.
В систему этических воспитательных дел органично вплетаются средства, стимулирующие нравственные чувства, под которыми понимается переживание человеком своего отношения к действительности, людям, своему собственному поведению. Но конечная и главная цель этических воспитательных дел формирование нравственного поведения. Воспитательные дела составляют цепь нравственных поступков в ежедневных жизненных ситуациях. Именно поступок характеризует отношение человека к окружающей его действительности. Чтобы вызвать нравственные поступки, надо создать соответствующие условия. Однако даже поступки не всегда говорят о нравственной воспитанности. Важны и побудительные мотивы, которые движут человеком и объясняют поступки. Поэтому формирований высоконравственных мотивов деятельности — важная и необходимая часть этических воспитательных дел.
Чтобы воспитанник совершал нравственные поступки, него должна возникнуть в этом потребность. Формирований нравственных потребностей личности есть процесс усвоения переработки моральных норм и принципов в систему индивидуального сознания. С помощью нравственных потребностей создается основа самой природы морали — возможность CBOJ бедного выбора. Именно в выработке способности к свободному нравственному выбору состоит функция этических воспитательных дел.
Система поступков ведет к формированию нравственной привычки — устойчивой потребности совершать нравственные поступки. Привычки, как мы уже знаем, могут быть простыми (в их основе лежат правила общежития, культуры поведения, дисциплины) и сложными, когда создается потребность и готовность к деятельности, имеющей как общественное, так и личное значение.
Передовая педагогическая практика последних лет накопила ценный опыт, который должен быть учтен при организации и осуществлении этических воспитательных дел.
1. Нельзя допускать, чтобы процесс нравственного воспитания превращался в «кампанию по борьбе». Воспитание не «борьба», а длительная кропотливая работа, складывающаяся из повседневных будничных дел.
2. Нравственные качества личности не формируются без насущной жизненной необходимости. Поэтому можно организовать ситуации конфликтного столкновения нравственных позиций. Дайте воспитанникам пережить и почувствовать на себе последствия нарушений этических норм. Тогда древняя истина — поступай по отношению к другим так, как ты хочешь, чтобы они поступали по отношению к тебе, — приобретет понятный и конкретный смысл.
3. Как можно больше поступков, побуждаемых благородными желаниями, стремлениями личности к моральному идеалу, — вот одно из золотых правил воспитания нравственных качеств.
4. Проектируя этические воспитательные дела, создающие нравственные привычки, не будем забывать советы К.Д. Ушинского: нельзя вырабатывать сразу несколько привычек, так как это требует больших затрат нервной энергии и контроля над собой; нужна повторность разумных действий, вначале — чаще, затем — реже, чтобы не доводить нервную систему до переутомления; число повторений разумных действий очень индивидуально: для одного человека их может быть меньше, для другого больше, все зависит от приобретенного опыта; еще более длителен и труден процесс искоренения дурной привычки. Здесь, с одной стороны, надо действовать против причин, ее породивших, с другой — необходимо вытеснять дурную привычку воспитанием положительной (привычку к грубости вытеснять привычкой к вежливости, привычку лгать — привычкой говорить только правду); нужно при этом добиваться, чтобы ребенок понимал, насколько вредна дурная и полезна хорошая привычка.
5. Высокие нравственные качества основываются на простых, элементарных. Гуманизм, уважение к людям, милосердие нельзя воспитать, не вырабатывая навыков культурного поведения: вежливости, предупредительности, умения обращаться, деликатности в словах.
6. Для воспитания коллективизма, гражданственности, сознательной дисциплины и многих других нравственных качеств должны быть прочно усвоены конкретные привычки: заботиться о других, сочувствовать людям, тормозить свои эгоистические порывы, выполнять требования коллектива, обязательства перед людьми, отвечать за свои слова и действия и т. п.
7. Через призму моральных качеств рассматриваются и отрицательные привычки: слишком громко говорить, не слушать или перебивать других, грызть ногти, размахивать руками и т. п. На конкретных примерах покажите молодым людям, что их будущая жизнь, карьера могут не сложиться из-за таких безобидных на первый взгляд привычек.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»