«Школа Безопасности» — основа подготовки и воспитания
подрастающего поколения
Винниченко Артем Андреевич,
педагог дополнительного образования ГБУДОД детского
оздоровительно-образовательного центра Красносельского района
Санкт-Петербурга «Центр безопасности жизнедеятельности»
педагог дополнительного образования ГБУДОД детского
оздоровительно-образовательного центра Красносельского района
Санкт-Петербурга «Центр безопасности жизнедеятельности»
Безопасность — необходимое условие дальнейшего развития общества, государства и цивилизации в целом. В настоящее время наблюдается устойчивая тенденция роста количества и масштабов чрезвычайных ситуаций различного характера. Перед прогрессивным человечество все более остро встает вопрос — что будет дальше? Как создать новые, эффективные системы и технологии противодействия опасностям?
Для реализации задач в области безопасной жизнедеятельности и более качественной подготовки подрастающего поколения необходимо более эффективно формировать физическую и психологическую устойчивость подростков к условиям воздействия неблагоприятных факторов ЧС и окружающей среды. Именно поэтому патриотическое и нравственное воспитание молодежи, популяризация деятельности спасателей и пожарных является одним из приоритетных в России.
Несомненно, что основам безопасной жизнедеятельности надо учить. Знания о зонах риска в повседневной жизни и способах спасения в них нужны не только взрослым людям. Эти знания, пусть элементарные, в равной степени нужны и учащимся начальной школы, и старшеклассникам, и студентам. Чем раньше начинать работу по просвещению детей о существующих в жизни опасностях и подготовке к действиям в них, тем раньше учащиеся приобретут опыт безопасного поведения.
Для повышения уровня подготовки подростков в области безопасной жизнедеятельности нами была разработана и реализована дополнительная общеобразовательная программа «Школа выживания», имеющая туристко-краеведческую направленность.
Цель программы: обеспечение охраны жизни и здоровья ребенка.
Задачи программы:
- привитие навыков безопасного поведения в природных и экстремальных условиях;
- создание условий для развития личности ребенка;
- развитие мотивации личности к познанию;
- адаптация к жизни в обществе;
- привитие приоритета общественных ценностей.
Данная программа предназначена для детей в возрасте от 10 до 15 лет. В этом возрасте легче сформировать мотивы, побуждающие подростков к соблюдению норм и правил безопасного поведения, что будет основой для привития самостоятельного безопасного стиля жизни. Программа призвана расширить кругозор ребенка, дать ему соответствующую возрасту адекватную картину мира, подготовить его к действиям в экстремальных ситуациях, привить практические навыки оказания пострадавшим первой доврачебной помощи и навыки выживания в природной среде и в условиях возможных техногенных аварий и катастроф.
Программа «Школа безопасности» позволяет расширить и углубить знания, получаемые учащимися в рамках школьного курса ОБЖ, что является необходимым в условиях ограниченности учебного времени и меняющихся условий жизни. Программа реализуется в течении 2-х лет, в объеме 14 часа (72 часа в год). Проводятся и теоретические, и практические занятия. Наряду с этим, для закрепления полученных знаний и умений, мы организуем профильные лагерные смены. Опыт проведения полевых лагерей и соревнований показывает, что для большинства детей и подростков деятельность, сопряженная с определенным риском, требующая точности, ловкости, проявления воли и мужества является крайне притягательной и интересной. Комплексный подход к обучению, включающий как учебные занятия с максимально насыщенной практической частью, так и творческие конкурсы, обучающие игры и проведение соревнований являются залогом успешной подготовки молодежи по действиям в условиях различных чрезвычайных ситуаций и позволит закрепить знания и сформировать навыки и умения.
К концу обучения по программе «Школа безопасности» каждый учащийся должен уметь:
- ориентироваться на местности;
- оказывать первую доврачебную помощь в экстремальных ситуациях;
- обладать навыками по прикладной физической культуре;
- пользоваться средствами индивидуальной защиты.
Должен знать:
- основные теоретические положения курса ОБЖ в объеме пройденного материала;
- основы выживания в различных условиях.
Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод, что в настоящее время безопасность становится обязательным условием и одним из критериев эффективности деятельности образовательного учреждения. В общем образовании роль гаранта в подготовке ребенка к различным экстремальным ситуациям отведена предмету «Основы безопасности жизнедеятельности», в дополнительном образовании этим гарантом могут стать дополнительные общеобразовательные программы, направленные на формирования у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к личной и общественной безопасности, получения практических навыков действий в чрезвычайных, опасных и негативных ситуациях.
Для реализации задач в области безопасной жизнедеятельности и более качественной подготовки подрастающего поколения необходимо более эффективно формировать физическую и психологическую устойчивость подростков к условиям воздействия неблагоприятных факторов ЧС и окружающей среды. Именно поэтому патриотическое и нравственное воспитание молодежи, популяризация деятельности спасателей и пожарных является одним из приоритетных в России.
Несомненно, что основам безопасной жизнедеятельности надо учить. Знания о зонах риска в повседневной жизни и способах спасения в них нужны не только взрослым людям. Эти знания, пусть элементарные, в равной степени нужны и учащимся начальной школы, и старшеклассникам, и студентам. Чем раньше начинать работу по просвещению детей о существующих в жизни опасностях и подготовке к действиям в них, тем раньше учащиеся приобретут опыт безопасного поведения.
Для повышения уровня подготовки подростков в области безопасной жизнедеятельности нами была разработана и реализована дополнительная общеобразовательная программа «Школа выживания», имеющая туристко-краеведческую направленность.
Цель программы: обеспечение охраны жизни и здоровья ребенка.
Задачи программы:
- привитие навыков безопасного поведения в природных и экстремальных условиях;
- создание условий для развития личности ребенка;
- развитие мотивации личности к познанию;
- адаптация к жизни в обществе;
- привитие приоритета общественных ценностей.
Данная программа предназначена для детей в возрасте от 10 до 15 лет. В этом возрасте легче сформировать мотивы, побуждающие подростков к соблюдению норм и правил безопасного поведения, что будет основой для привития самостоятельного безопасного стиля жизни. Программа призвана расширить кругозор ребенка, дать ему соответствующую возрасту адекватную картину мира, подготовить его к действиям в экстремальных ситуациях, привить практические навыки оказания пострадавшим первой доврачебной помощи и навыки выживания в природной среде и в условиях возможных техногенных аварий и катастроф.
Программа «Школа безопасности» позволяет расширить и углубить знания, получаемые учащимися в рамках школьного курса ОБЖ, что является необходимым в условиях ограниченности учебного времени и меняющихся условий жизни. Программа реализуется в течении 2-х лет, в объеме 14 часа (72 часа в год). Проводятся и теоретические, и практические занятия. Наряду с этим, для закрепления полученных знаний и умений, мы организуем профильные лагерные смены. Опыт проведения полевых лагерей и соревнований показывает, что для большинства детей и подростков деятельность, сопряженная с определенным риском, требующая точности, ловкости, проявления воли и мужества является крайне притягательной и интересной. Комплексный подход к обучению, включающий как учебные занятия с максимально насыщенной практической частью, так и творческие конкурсы, обучающие игры и проведение соревнований являются залогом успешной подготовки молодежи по действиям в условиях различных чрезвычайных ситуаций и позволит закрепить знания и сформировать навыки и умения.
К концу обучения по программе «Школа безопасности» каждый учащийся должен уметь:
- ориентироваться на местности;
- оказывать первую доврачебную помощь в экстремальных ситуациях;
- обладать навыками по прикладной физической культуре;
- пользоваться средствами индивидуальной защиты.
Должен знать:
- основные теоретические положения курса ОБЖ в объеме пройденного материала;
- основы выживания в различных условиях.
Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод, что в настоящее время безопасность становится обязательным условием и одним из критериев эффективности деятельности образовательного учреждения. В общем образовании роль гаранта в подготовке ребенка к различным экстремальным ситуациям отведена предмету «Основы безопасности жизнедеятельности», в дополнительном образовании этим гарантом могут стать дополнительные общеобразовательные программы, направленные на формирования у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к личной и общественной безопасности, получения практических навыков действий в чрезвычайных, опасных и негативных ситуациях.