Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

От детского сада к школе

Некоторые аспекты психолого-педагогической готовности ребёнка к школе
Игнатьевская Наталья Владимировна,
педагог дополнительного образования ГБУДО
Центр детского (юношеского) технического творчества "Старт+"
Невского района Санкт-Петербурга
Структура
Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)
Психолого-педагогическая готовность к школьному обучению
Как подготовить ребёнка к школе? Советы психолога. 
Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)
Старший дошкольный возраст характеризуется как период существенных изменений в организме ребёнка и является определённым этапом созревания организма. в этот период идет интенсивное развитие и совершенствование опорно-двигательной и сердечно-сосудистой систем организма, развитие мелких групп мышц, развитие и дифференцировка различных отделов центральной нервной системы.[3]
Характерной особенностью данного возраста является также развитие познавательных психических процессов: внимания, мышления, воображения, восприятия, памяти, речи. [3]
Внимание. Если на протяжении дошкольного детства преобладающим у ребёнка является непроизвольное внимание, то к концу дошкольного возраста начинает развиваться произвольное внимание. Ребёнок начинает сознательно направлять и удерживать внимание на определённых предметах и объектах. [3]
Память. К концу дошкольного возраста происходит развитие произвольной зрительной и слуховой памяти. Память начинает играть ведущую роль в организации психических процессов. [3]
Мышление. К концу дошкольного возраста более высокого уровня достигает наглядно-образное мышление. В это время начинает развиваться логическое мышление, формируется способность ребёнка выделять существенные свойства и признаки предметов окружающего мира, формируется способность сравнения, обобщения, классификации. [3]
Воображение. К концу дошкольного возраста усиливается развитие творческого воображения. Этому способствуют различные игры, неожиданные ассоциации, яркость и конкретность представляемых образов и впечатлений. [3]
Речь. К концу дошкольного возраста расширяется активный словарный запас и развивается способность использовать в активной речи различные сложнограмматические конструкции. [3]
Для ребёнка 6-7 лет характерна эмоциональность и большая значимость эмоциональных реакций.
Психическое развитие и становление личности ребёнка к концу дошкольного возраста тесно связаны с развитием самосознания. в этом возрасте у ребёнка формируется самооценка на основе осознания успешности своей деятельности, оценок сверстников, оценки педагога, одобрения взрослых и родителей. ребёнок становится способным осознавать себя и то положение, которое он в данное время занимает в семье, в детском коллективе сверстников. [3]
У детей старшего дошкольного возраста формируется рефлексия, т.е. осознание своего социального "я" и возникновение на этой основе внутренних позиций.
В качестве важнейшего новообразования в развитии психической и личностной сферы ребёнка 6-7 лет является соподчинение мотивов. Осознание мотивов "я должен", "я смогу" постепенно начинает преобладать над мотивом "я хочу".[3]
В этом возрасте дети стремятся к самоутверждению в таких видах деятельности, которые подлежат общественной оценке и охватывают различные сферы.
Осознание своего "я" и возникновение на этой основе внутренних позиций к концу дошкольного возраста порождает новые потребности и стремления. В результате игра, которая является ведущей деятельностью на протяжении дошкольного детства к концу дошкольного возраста уже не может полностью удовлетворить ребёнка. У него появляется потребность выйти за рамки своего детского образа жизни, занять доступное место в общественно-значимой деятельности, т.е. ребёнок стремится к принятию новой социальной позиции - "позиции школьника". Это является одним из важнейших итогов и особенностей личностного и психического развития детей 6-7 лет. [3]
Ведущей деятельностью ребёнка  при поступлении в школу  становится учебная деятельность.
Успешность обучения во многом зависит от степени подготовленности ребёнка к школе.
   Психолого-педагогическая готовность к школьному обучению [1]
   Проблема определения уровня готовности к школьному обучению возникла в связи с ранним началом систематического обучения. Психологи говорят, что если человек в первые 10 лет жизни терпит неудачи, то к 10 годам у него пропадает мотивация, т. к. он уже не уверен в себе и мирится с неудачами. Неудач можно избежать, если предотвратить их на этом этапе. [1]
Следует различать педагогическую и психологическую готовность ребёнка к школе.
   Педагогическая готовность отражает уровень информированности ребенка, владение им элементарными школьными навыками (знание букв и цифр, умение читать, считать, писать). Ошибочно считается, что наличие этих навыков говорит о хорошей подготовленности ребёнка и достаточно для того, чтобы успешно учиться в школе. [1]
Этих навыков абсолютно недостаточно, чтобы прогнозировать успешность будущего ученика.
Гораздо большее значение для будущего первоклассника имеет психологическая готовность.
В современной психологии пока не существует единого и четкого представления о психологической готовности или школьной зрелости. [1]
Например, Л. И. Божович считает, что это определенный уровень мотивационного развития ребенка, включающий познавательные и социальные мотивы  учения. Достаточное развитие произвольного поведения и интеллектуальной сферы. Основным критерием готовности к школе выступает такое новообразование, как «внутренняя позиция школьника» (познавательная потребность и потребность в общении с взрослым). Н. Г. Салмина, О. Г. Филимонова выделяют произвольность , уровень сформированности знаково-символической функции, умение совместных действий для решения поставленных задач и др. Психолог Д. Б. Эльконин уверен, что наиболее важными предпосылками готовности к школе являются умение ребенка ориентироваться на систему правил в работе, умение услышать и выполнить инструкции взрослого, умение работать по образцу и др. Все эти предпосылки вытекают из особенностей психического развития детей в переходный период от дошкольного возраста к младшему школьному. Это обобщение переживаний, особенности самоконтроля, потеря непосредственности в социальных отношениях. [1]
М. М. Безруких определяет готовность ребенка к школе тем, что у детей, не готовых к обучению в школе, дольше проходит период адаптации, часто проявляются трудности в обучении, отмечаются нарушения в состояния здоровья, среди них больше неуспевающих. [1]
   В работах Л. И. Божович и Д. Б. Эльконина показано, что обучение стимулирует развитие. Подтверждается идея Л. С. Выготского, что обучение идет впереди развития и ведет его за собой. При этом между обучением и развитием нет соответствия: «один шаг в обучении может означать сто шагов в развитии». Сам процесс обучения может дать больше, чем результат. В теории психологического воздействия Л. С. Выготский выдвигает положение о «зоне ближайшего развития», которое определяется тем, чего ребенок может достичь в сотрудничестве со взрослыми. Впоследствии это станет уровнем  интеллектуального развития учащегося. Поэтому обучать, по мнению Л. С. Выготского, нужно тому, что лежит в «зоне ближайшего развития».[1]
   Н. В. Нижегородцева в структуре школьной готовности выделяет три аспекта: физиологический, личностный  или социально-психологический  и психологический. Учёная выделяет из психологического аспекта личностный (социальный) в отдельный аспект. [1]
   Рассмотрим несколько подробнее данную структуру.
   Физиологическая готовность. Она определяется уровнем развития основных функциональных систем организма учащегося и состоянием его здоровья. Физиологическое развитие является основой для формирования социальной и психологической готовности к школе и влияет на школьную успеваемость. Физиологическую готовность проводят медики по определенным критериям и записывают в медицинскую карту ребенка. Если у ребенка высокое развитие умственных способностей, но он часто болеет, то может столкнуться с трудностями в начале школьного обучения. [1]
   В последнее время медики отмечают увеличение количества детей с легкими расстройствами поведения и обучения. У них может быть задержка в темпах развития функциональных систем мозга, обеспечивающих такие сложные функции, как речь, внимание, восприятие, память и другие формы высшей психической деятельности. Это дети с диагнозом «минимальная мозговая дисфункция». По общему интеллектуальному развитию дети с ММД находятся на уровне нормы, но испытывают большие трудности в школьном обучении и социальной адаптации. Это проявляется в виде нарушений двигательного и речевого развития, формирования навыков письма, чтения, счета. Наиболее распространенным вариантом ММД является синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Сроки начала обучения детей с таким диагнозом нужно согласовывать со специалистами (неврологом, психологом). [1]
  При оценке физиологической готовности будущего ученика важно обращать внимание на наличие факторов в истории развития ребенка: наличие хронических заболеваний, частота заболеваний и подверженность ребенка сезонным инфекциям; наличие сведений о неблагополучном течении беременности у мамы и т. д. [1]
   Таким образом, при оценке физиологической готовности важно учитывать показатели физического развития (рост, вес, окружность грудной клетки) и состояние здоровья ребенка. [1]
 Социальная готовность. Социальная готовность – это готовность к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру и самому себе, обусловленная ситуацией школьного обучения. Н. В. Нижегородцева рассматривает механизмы формирования социальной готовности через призму кризиса семи лет. [2]
   Различаются такие кризисы:
- кризис новорожденности;
- кризис одного года;
- кризис 3-х лет;
- кризис 7 лет;
- кризис подростковый (12-14 лет);
- кризис юности (17-18 лет).[2]
   Принято выделять 7 симптомов кризиса: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест-бунт, обесценивание, деспотизм. Симптомы кризиса говорят об изменениях в самосознании ребенка, формировании внутренней социальной позиции. Главное для ребенка – стремление к новой социально-значимой позиции.[2]
   Основная психологическая характеристика кризиса – «потеря непосредственности», которая характеризуется «манерничанием и кривлянием» (неестественностью поведения), а также возникновением произвольных форм поведения, опосредованных нормами и правилами. В это время дети игнорируют привычные требования и правила.[2]
   Кризисы развития наиболее ярко проявляются в семье, т. к. родители склонны опекать своих детей, невзирая на их возраст. Для оценки уровня социальной готовности необходимо учитывать уровень развития самосознания дошкольника, его отношение к самому себе. Здесь выделяют 2 составляющие: содержательную – знания и представления о себе (кто я?) и оценочную, или самооценку (какой я?).[2]
   Таким образом, уровень социальной зрелости характеризует готовность ребенка к принятию новой социальной ситуации развития и к личностным самоизменениям.
Психологическая готовность к школьному обучению. Психологическая готовность – это готовность к усвоению определенной части культуры, включенной в содержание образования, в форме учебной деятельности. Это готовность к учебной деятельности, которая является ведущей в данный возрастной период и приходит на смену игровой деятельности. Деятельность ребенка принимает форму учебной деятельности тогда, когда он начинает понимать, что выполняет те или иные действия для того, чтобы научиться чему-то новому. Компоненты учебной деятельности: мотив; цель; действия, необходимые для достижения цели. [1]
   Структура психологической готовности должна соответствовать структуре учебной деятельности. У ребенка должно быть желание учиться (мотив), он должен осознавать, для чего ему это необходимо (цель), и он должен иметь навыки, достаточные для овладения учебной деятельностью (действия).[1]
   Иными словами, психологическая готовность – это готовность к овладению учебной деятельностью, а ее структура соответствует структуре учебной деятельности, важнейшими компонентами которой являются мотивы, способности к постановке целей и выполнение определенных действий.[1]
 
Как подготовить ребёнка к школе?
Что рекомендуют практикующие психологи?
Самоконтроль. Умение подчинять собственной воле непосредственные желания. Первокласснику нужно будет вовремя прийти на урок, сидеть в классе положенное время, выполнять задания. Если он не научился слушаться родителей и воспитателей в детском саду, он наверняка будет «трудным» учеником. Умение слушаться не что иное, как умение следовать правилам. [4]
Школьник должен уметь контролировать свои действия и оценивать их результат. Способность сознательно выполнять те или иные умственные действия потребуется от ученика. Наличие волевых качеств у ребенка поможет ему длительное время выполнять задания, не отвлекаясь на уроке, доводить дело до конца. [4]
Исходя из этого, взрослый должен:
-ставить перед ребёнком такую цель, которую бы он не только понял, но и принял ее, сделав своей, тогда у ребёнка появится желание в её достижении;
-направлять, помогать в достижении цели;
-приучать ребёнка не сдаваться перед трудностями, а преодолевать их;
-воспитывать стремление к достижению результата своей деятельности. [4]
Познавательная готовность. Начать обучение ребёнку поможет соответствующий уровень развития познавательных процессов, багаж знаний о мире, математическая подготовленность и достаточный уровень развития речи. Познавательные процессы (память, внимание, мышление, восприятие, воображение, уровень словарного запаса) – основа интеллекта. Поэтому важно развивать познавательную сферу дошкольника: учить стихи и песни, читать и обсуждать с ним книги, вместе задавать вопросы и искать на них ответы. Учите его не просто видеть, но и наблюдать, не только слушать, но и слышать, учите запоминать, добиваться решения поставленной задачи. Во время занятий с ребёнком формируйте у него умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, планировать. [4]
Общая осведомленность. Её высокий уровень – залог успешного интеллектуального развития в целом. В 5-6 лет дети задают множество вопросов: «Откуда оно берется, как оно устроено…» А если нам некогда, мы устали, то и вопросы остаются без ответа. А наши ответы – основной источник познания мира. Чем подробнее и доступнее вы будете отвечать на вопросы, чем больше будете беседовать со своим чадом, тем лучше подготовите его к восприятию учебного материала. Если вопросов мало, значит, уровень любопытства ребёнка невысок и в школе ему будет трудно среди более осведомленных сверстников, сложнее будет понять новый материал. [4]
Наблюдательность – один из важнейших компонентов, способствующих развитию общей осведомленности ребенка. Наблюдательность тесно связана с памятью и мышлением. Чтобы подмечать малозаметные, но существенные детали, необходимо много помнить об аналогичных объектах, а также уметь сравнивать и выделять общие и отличительные признаки. Учите ребёнка наблюдать и размышлять! [4]
Мотивация. Мотивы зависят, в первую очередь, от того, как относятся к учёбе родители. Одно дело – отдавать ребёнка в школу потому, что так положено, и совсем другое – считать учёбу важным элементом жизни школьника, а его успехи или неуспехи – областью интересов всей семьи. [4]
Чтобы мотивы быть школьником были осознанными: «в школе узнают много нового, интересного», занятия перед школой необходимо проводить в увлекательной форме с использованием практических задач и упражнений, чтобы ребёнок был уверен, что он справится с любым заданием. Таким образом, мы формируем познавательную активность ребёнка. [4]
Помните о мелкой моторике. Развитая мелкая моторика способствует успешному развитию речи. Пусть ребёнок больше рисует карандашами, лепит из пластилина или глины, делает аппликации, оригами, работает с мозаикой и конструктором. Эти занятия хорошо развивают мелкую моторику руки и зрительную координацию, необходимые для овладения письмом. Можно предложить будущему первокласснику дорисовывать ваши рисунки, обводить точечные изображения или аккуратно раскрашивать картинки. А разнообразные пальчиковые игры, которые нравятся любому ребёнку, развивают координацию движений. [4]
Коммуникативная готовность означает, что ребёнок начинает осознавать своё место среди других людей, у него формируется внутренняя социальная позиция, а также стремление к новой роли – роли школьника. Он начинает осознавать свои переживания, у него формируется самооценка, устойчивая структура мотивов. В этом возрасте появляется потребность в уважении и признании со стороны взрослых. Это также потребность в признании сверстников. Предпочитая коллективные формы взаимодействия, ребёнок, в то же время, стремится быть первым в играх и других видах деятельности. [4]
В этой ситуации взрослому необходимо научить ребёнка соотносить свои желания и действия с требованиями реальной жизни. Ребёнок, научившийся сопереживанию, успешно адаптируется в коллективе школьников и имеет все предпосылки к успешной самореализации.
Каковы же показатели психологической готовности к школьному обучению?
Ребёнок имеет твердое желание и первоначальное умение учиться.
Он обладает достаточно развитыми познавательными способностями.
Умеет общаться и работать в коллективе.
Правильно воспринимает оценку себя и своего поведения с окружающими.
Стремится к самосовершенствованию. [4]
Психологическая помощь детям с недостаточной готовностью к школьному обучению должна быть направлена на формирование: адекватной самооценки, мотивации достижения успеха, доброжелательного отношения к окружающим, потребности в общении и умений общаться. [4]
Готовиться к школе нужно заранее – и лучше делать это постепенно в течение всего дошкольного периода. Только тогда сформируется психологическая готовность ребёнка к школе – и первый класс будет пройден им без проблем! [4]
 Переход от дошкольного этапа к школьному характеризуется принципиальным изменением всего образа жизни ребенка, так как изменяется система требований, которые предъявляют к нему в связи с новыми обязанностями. Каждый ребенок индивидуален, и индивидуальные особенности детей проявляются по-разному в одном и том же возрасте. [4]     

Использованная литература.
  1. Г. А. Стюхина. Психологические особенности и механизмы развития ребенка младшего школьного возраста.- М., Педагогический университет «Первое сентября», 2010 г.
  2. Н. В. Нижегородцева. В. Д. Шадриков. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе.- М., Владос, 2001 г.  
 Интернет -ресурс:
3. https://lritm.edusite.ru/
4. https://vk.com/@ravnovesie29.ru368

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»