Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Основы проектной деятельности
Смирнова Наталья Александровна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАДополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Минпросвещения РФ от 09.11.2018 №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам.
- Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года";
- Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 1 марта 2017 г. № 617-р «Об утверждении Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ в государственных образовательных организациях Санкт-Петербурга, находящихся в ведении Комитета по образованию».
- Письмо Минпросвещения России от 7 мая 2020 г. № ВБ-976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных технологий»
- Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
- Положение о структурном подразделении – отделении дополнительного образования детей школы;
- Учебный план школы;
- Учебно-производственный план отделения дополнительного образования;
- Положение «О структуре, порядке согласования и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)
- Программа развития Государственного бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы на 2020 - 2024 годы
- Положение о проектной деятельности обучающихся в рамках реализации основной образовательной программы начального, основного и среднего общего образования.
Уровень освоения программы – базовый.
Актуальность программы:
Сегодня конкурентоспособность человека на рынке труда во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда. Успех в современном мире во многом определяется прежде всего способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Такие компетенции человек приобретает еще в школьном возрасте.
Метод проектов является базовой образовательной технологий, поддерживающей компетентностно-ориентированный подход в образовании. Метод проектов по своей дидактической сущности нацелен на формирование способностей, обладая которыми, выпускник школы оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах, потому что проектная деятельность является культурной формой деятельности, в которой возможно формирование способности к осуществлению ответственного выбора.
Программа предназначена для работы с детьми 5-9 классов, и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его. Проектная деятельность является обязательной и предусматривает участие всех учащихся класса в познавательной, творческой, социокультурной, исследовательской и эстетической деятельности.
Адресат программы:
Программа рассчитана на обучающихся в возрасте 11-16 лет.
Цель:
Программа направлена на развитие творческих способностей обучающихся, формирование у них основ культуры проектной деятельности, системных представлений об исследовательской деятельности, умений применять полученные знания и навыки при подготовке индивидуальных проектов, позитивного социального опыта применения проектно-исследовательских методов и компетенций в области эстетики и искусства.
Задачи:
- Формирование универсальных учебных действий обучающихся через:
- актуальные для данного вида деятельности аспекты личностного развития: умение учиться, готовность к самостоятельным поступкам и действиям, целеустремленность, готовность преодолевать трудности;
- понимание значимости проектной работы, инновационной деятельности;
- овладение методами и методологией познания, развитие продуктивного воображения;
- развитие компетентностного общения.
- Овладение обучающимися продуктивно-ориентированной деятельностью при помощи последовательного освоения:
- методов определения конкретного пользователя продукта (результата) проекта;
- технологий анализа инновационного потенциала продукта до момента начала его создания.
- Развитие творческих способностей и инновационного мышления обучающихся на базе:
- владения приемами и методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, творческого поиска решений структурированных и неструктурированных задач;
- Общение и сотрудничество обучающихся с группами ;одноклассников, учителей, специалистов за счет потенциала и многообразия целей, задач и видов проектной деятельности.
- обучение целеполаганию, планированию и контролю;
- формирование конструктивного отношения к работе;
- создание дополнительных условий для успешной социализации и ориентации в мире профессий;
- развитиеобщеучебных навыков: социальных - умение работать в группе; умение выполнять роли лидера, исполнителя, умение пойти на компромисс; коммуникативных - слушать и слышать, принимать другое мнение, высказывать свое мнение, презентовать результат работы; мыслительных - анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, выявление закономерностей.
Условия набора и формирования групп:
Группа формируется по желанию детей, которые хотят овладеть основами проектной деятельности. Исходя из базовых знаний и благодаря индивидуальному подходу возможна корректировка в изложении материала, подбор дополнительной информации и материалов.
Материально-техническое обеспечение:
- Наглядный материал (репродукции картин, фотографии, видеофильмы, аудиозаписи),
- ИКТ (компьютер, проектор, CD-плеер).
Учебные занятия предполагают проведение теоретической и практической части. Распределение учебного времени между частями зависит от цели и задачи конкретного задания. Теоретическая часть включает в себя рассказ преподавателя, показ. Практическая часть включает выполнение учащимися упражнений, РИЗ, решение проектных, кейсовых задач и творческих заданий, работу в группах и индивидуально.
Методыобучения:
При организации учебно-воспитательного процесса для реализации программы используются следующие
- методы:
- словесный (беседа, объяснение, обсуждение, дискуссия),
- наглядный (демонстрация, иллюстрация, просмотр фильмов, прослушивание аудиозаписей различного характера),
- практический (упражнение),
- игровой (научно-исследовательская лаборатория (НИЛ) конференции, слэмы, круглые столы, семинары, работа с кейсами, решение изобретательских задач)
- формы:
- индивидуальные,
- групповые.
- Разноуровневое обучение;
- Проектные методы обучения;
- Исследовательские методы в обучении;
- Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);
- Информационно-коммуникационные технологии;
- Здоровьесберегающие технологии;
1 год обучения – не менее 15 человек
2 год обучения – не менее 12 человек
3 и 4 год обучения – не менее 10 человек
Планируемые результаты:
Личностные результаты должны отражать:
- освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности в процессе совместной проектной деятельности;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и многообразии культуры и искусства;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- овладения начальными навыками самопроектирования собственной деятельности;
- формирование уважительного отношения к иному мнению;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- освоение способов решения проблем проектного, исследовательского, творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- освоение начальных форм рефлексии (самоконтроля, самоанализа, саморегуляции, самооценки);
- использование знаково-символических средствпредставления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, анализа и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями обучения;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- умение работать в группе и определять общую цель и пути её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
- умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями).
Предметные результаты заключаются в следующем:
- планировать и выполнять учебный проект;
- знать и уметь применять на практике разнообразные методы;
- ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;
- отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания;
- целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства;
- осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта и исследования;
- иметь представления о разных типах проектов (социокультурный, игровой, экологический, медийный, исследовательский и проч.);
- приобрести простые умения в поиске проблемы, постановке целей и способов ее решения;
- уметь создать продукт проекта (макет, плакат, презентация, видео, репортаж и проч.)
- уметь самостоятельно выполнить индивидуальный итоговый проект;
- иметь навыки публичных выступлений
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
1 года обучения
«Что такое проект?»
№ п/п | Тема | Количество часов | Формы контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
|
Что такое проект | 18 | 9 | 9 | тестирование, беседа, решение исследовательских задач, решение проектных задач, кейсов |
|
Учимся проектировать: | 54 | 12 | 42 | Ознакомительная беседа, опрос, наблюдение |
2.1. | Создание игрового проекта «Новогодний огонек» | 18 | 4 | 14 | |
2.2. | Создание медийного школьного проекта «В здоровом теле здоровый дух» | 18 | 4 | 14 | |
2.3. | Создание проекта «ШИЛЛЕР ТВ» | 18 | 4 | 14 | обсуждение, выступление |
Итого: | 72 | 21 | 51 |
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
2 года обучения
«Учимся проектированию»
№ п/п | Тема | Количество часов | Формы контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
|
Учимся проектированию | 20 | 5 | 15 | тестирование, беседа, наблюдение, решение кейсовых заданий |
|
Создаем проекты и участвуем в проектах | 52 | 12 | 40 | Ознакомительная беседа, опрос, решение исследовательских задач, решение проектных задач, наблюдение |
Создание профориентационного проекта «Атлас современных профессий» | 16 | 4 | 12 | ||
Создание мультимедийного художественного проекта «дизайн Биеннале» | 18 | 4 | 14 | ||
Создание исследовательского проекта | 18 | 4 | 14 | Подготовка и составление докладов, обсуждение, выступление | |
Итого: | 72 | 17 | 55 |
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
3 года обучения
Исследовательская работа как разновидность проектной деятельности
№ п/п | Тема | Количество часов | Формы контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
|
«С чего начать исследование?» | 8 | 2 | 6 | тестирование, беседа |
|
«Текст как предмет исследования» | 28 | 8 | 20 | решение исследовательских задач, решение проектных задач, наблюдение, научныйслэм, защита рефератов |
|
«Мое исследование» | 14 | 4 | 10 | |
|
Тема «ScienceSlam» | 10 | 2 | 8 | |
|
«Мое исследование» | 12 | 2 | 10 | НИЛ, опрос, беседа |
Итого: | 72 | 18 | 54 |
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
4 года обучения
От проектирования к самопроектированию
№ п/п | Тема | Количество часов | Формы контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
|
Проектирование | 20 | 4 | 16 | тестирование, беседа |
|
Оформляем индивидуальный итоговый проект | 34 | 10 | 24 | беседа, опрос, решение проектных задач, наблюдение |
|
Подготовка к публичной защите | 18 | 3 | 15 | Подготовка и составление докладов, обсуждение, выступление, наблюдение, упражнения |
Итого: | 72 | 17 | 55 |
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Год обучения | Дата начала обучения по программе | Дата окончания обучения по программе | Всего учебных недель | Количество учебных часов | Режим занятий |
1 год | 01.09.2020 | 22.05.2021 | 36 | 72 | 1 раз в неделю по 2 часа |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Особенности первого года обучения:
Программа первого года обучения ориентирована на формирование понимания сущности проектной деятельности и знакомство с ее основными типами.
Задачи первого года обучения:
Обучающие:
- создать условия для овладения учащимися методом проектов
- познакомить учащихся с основными типами проектов: социокультурным, игровым, экологическим, медийным, и проч.);
- сформировать простые умения в поиске проблемы, постановке целей и способов ее решения, навыки подготовки продукта проектной деятельности (макет, плакат, презентация, видео, репортаж и проч.).
- создать условия для раскрытия творческого, познавательного и исследовательского потенциала каждого ребенка;
- помочь развить основные мыслительные процедуры;
- создать условия для развития проектных и исследовательских навыков;
- развить способности публичной презентации проекта.
- создать условия для развития коммуникативных навыков в процессе групповой работы, доброжелательного отношения к окружающим, формирования навыков самоконтроля и контроля деятельности других детей;
Ожидаемые результаты первого года обучения:
По окончании первого года обучения учащиеся должны
Знать:
- что такое проект;
- основные типы проектов;
- как создать проект;
- работать над проектами индивидуально и в группах;
- представлять проект;
- выступать на публике с небольшим проектом
- создания простых продуктов проектов;
- работы в команде и индивидуально;
- публичного выступления
Особенности второго года обучения:
Программа второго года обучения ориентирована на формирование навыков самостоятельного проектирования и участия в проектной деятельности
Задачи второго года обучения:
Обучающие:
- создать условия для овладения учащимися методом проектов;
- познакомить учащихся с алгоритмами овладения методом проектирования на практике;
- создать условия для самостоятельного овладения обучающимися основными этапами проектной деятельности;
- создать условия для раскрытия творческого, познавательного и исследовательского потенциала каждого ребенка;
- помочь развить основные мыслительные процедуры;
- создать условия для развития исследовательских навыков: работы с литературой, основных способов анализа и прочтения текста;
- помочь развить навык публичного выступления
- создать условия для развития коммуникативных навыков в процессе групповой работы, доброжелательного отношения к окружающим, формирования навыков регуляции, самоконтроля и контроля деятельности других детей;
Ожидаемые результаты второго года обучения:
По окончании второго года обучения учащиеся должны
Знать:
- основные способы и приемы работы над проектами;
- как создать проект;
- основные этапы создания проекта;
- определить проблему и актуальность, основные этапы проектной деятельности;
- работать над проектами индивидуально и в группах;
- работать с текстами и информацией;
- составлять доклад;
- выступать на публике с проектом и небольшим исследованием
- основ реферирования и структурирования текстов;
- Целеполагания и планирования деятельности, самоконтроля, самооценки и рефлексии над результатами проектной деятельности;
- создания небольших групповых проектов;
- работы в команде и индивидуально;
- публичного выступления
Особенности третьего года обучения:
Обучающиеся знакомятся с особенностями исследовательской деятельности и исследовательской работы
Задачи программы третьего года обучения:
Обучающие:
- создать условия для овладения учащимися работой с текстами разного уровня сложности;
- познакомить учащихся с алгоритмами овладения разными способами структурирования текстов: построением таблиц, двухчастным дневником, «знаю, хочу узнать, узнал», методом таск-анализа, инсерт, эссе, поиском опорных слов, конспектированием, составлением тезисного плана, реферированием и др., помочь овладеть ими на практике;
- познакомить с основными приемами работы с текстами: цитированием, чтением по-диагонали, методом «ножниц и клея» и др.
- помочь составить реферат по выбранной теме на основе прочитанных литературных источников.
- создать условия для раскрытия творческого, познавательного и исследовательского потенциала каждого ребенка;
- помочь развить основные мыслительные процедуры;
- создать условия для развития исследовательских навыков: работы с литературой, основных способов анализа и прочтения текста;
- помочь развить навык публичного выступления
- создать условия для развития коммуникативных навыков в процессе групповой работы, доброжелательного отношения к окружающим, формирования навыков самоконтроля и контроля деятельности других детей;
Ожидаемые результаты третьего года обучения:
По окончании третьего года учащиеся должны
Знать:
- основные способы и приемы работы с текстами;
- как составить конспект;
- как написать реферат;
- работать с текстами разными приемами и способами;
- составлять конспект;
- составлять реферат;
- выступать на публике с небольшим исследованием;
- отстаивать точку зрения
- написания простых исследовательских работ;
- работы в команде и индивидуально;
- яркого речевого высказывания;
- публичного выступления
Особенности четвертого года обучения:
Обучающиеся закрепляют умения проектирования, оформляют индивидуальный итоговый проект и овладевают навыками его публичного представления и защиты
Задачи программы четвертого года обучения:
Обучающие:
- создать условия для создания индивидуального итогового проекта;
- помочь учащимся овладеть на практике алгоритмами овладения разными способами структурирования текстов: построением таблиц, двухчастным дневником, «знаю, хочу узнать, узнал», методом таск-анализа, инсерт, эссе, поиском опорных слов, конспектированием, составлением тезисного плана, реферированием и др., изученными ранее;
- овладеть основными приемами работы с текстами: цитированием, чтением по-диагонали, методом «ножниц и клея» и др.
- создать условия для самостоятельного составления рефератаИИП;
- создать условия для овладения основными приемами публичного выступления.
- создать условия для раскрытия творческого, познавательного и исследовательского потенциала каждого ребенка;
- помочь развить основные мыслительные процедуры;
- создать условия для развития исследовательских и проектных навыков;
- способствовать развитию навыка самостоятельного проектирования;
- помочь развить навык публичного выступления
- создать условия для развития коммуникативных навыков в процессе групповой работы;
- создать условия для развития доброжелательного отношения к окружающим;
- создать условия для развития формирования навыков самоконтроля и контроля деятельности других детей;
- способствовать развитию рефлексии над результатами проектной деятельности;
- развить понимание важности приобретенного навыка проектирования в дальнейшем самопроектировании собственной жизни.
Ожидаемые результаты четвертого года обучения:
По окончании четвертого года учащиеся должны
Знать:
- основные способы и приемы работы с текстами;
- как написать реферат;
- основные этапы проектирования;
- структурные компоненты проекта;
- приемы публичного выступления;
- основные стандарты оформления исследований и проектов.
- работать с текстами разными приемами и способами, составлять конспект;
- составлять реферат к ИИП;
- выступать на публике с ИИП;
- отстаивать точку зрения;
- делать умозаключения;
- самостоятельно определять актуальность, проблему, цели и задачи, ресурсы и результаты проекта.
- самостоятельной работы над оформлением ИИП;
- написания реферата к ИИП;
- работы в команде и индивидуально;
- яркого речевого высказывания публичного выступления;
- самоанализа, самоконтроля, рефлексии и корректирования результатов;
- анализа и синтеза, обобщения и систематизации информации,
Календарно-тематическое планирование работы объединения «Основы проектной деятельности» 1-й год обучения (5-6 классы) | |||||||||||||||
№ п/п | № |
Дата | Тема занятия | Основные элементы содержания | Практика | Формы контроля | ИКТ-поддержка |
Планируемые результаты обучения | |||||||
Что такое проект (18 ч.) | |||||||||||||||
1 | 1 | Что такое проект? |
Знакомство детей друг с другом и с педагогом. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с проектированием и понятием проекта особенностями проектной деятельности |
Тест «Что такое проект?» | тестирование, беседа | Проектор |
Познакомиться с особенностями проектнойдеятельности | ||||||||
2 |
2 | Структура проекта | Познакомиться с основными структурными компонентами проекта: проблема, цель, план действий по достижению целей, механизм управления реализацией плана, ресурсное обеспечение проекта, действия, обеспечивающие реализацию проекта и результаты проекта | Кейсовая игра « В театре юного зрителя» | Наблюдение | Проектор | Познакомиться с основными структурными компонентами проекта | ||||||||
3 |
3 | С чего начать ?Проблема | Теория: как определить проблему. Что такое актуальность? | Практика: решение проектной задачи – «поиск значимой проблемы» |
Беседа, наблюдение | Проектор | Научиться определять актуальность | ||||||||
4 | 4 | С чего начать ? Постановка цели и задач | Теория: выбор целей и задач с опорой на проблему и актуальность |
Практика: РИЗ на постановку цели и задач, кейс «Дерево проблем» | Беседа, наблюдение | Проектор | Умения самостоятельной постановки целей и задач | ||||||||
5 | 5 | Как достичь цели проекта? Учимся создавать план действий | Теория: как создать план проекта, чтобы достичь цели |
Практика: решение кейса «Создаем план по реализации создания школьного музея». Знакомство с технологией СМАРТ | Беседа, наблюдение | Проектор | Навык создания плана действий | ||||||||
6 | 6 | Продумываем механизм управления реализацией плана проекта | Теория: управляем планом проекта | Практика: решение кейса «Управляем проектом по созданию пришкольного сквера» (кейс составлен с учетом помех при реализации плана проекта и направлен на активизацию поиска вариантов преодоления возникших помех) | Беседа, наблюдение | Проектор | Способности к эффективному коммуникативному общению в малых группах | ||||||||
7 | 7 | Что такое ресурсное обеспечение проекта? | Теория: понятие ресурсов проекта | Практика: кейсы для нескольких групп «Какие ресурсы нужны для реализации экологических проектов" (сбор макулатуры, уборка пришкольной территории и др.), работа с дневником реализации проекта. Метод «5П» | Беседа, наблюдение | Проектор | Умения определять ресурсы проектной деятельности | ||||||||
8 | 8 | Действия, обеспечивающие реализацию проекта | Теория: действия по реализации проекта | Создание плаката с предварительнымоговариванием действий | Беседа, наблюдение | Проектор | Создание продукта проектной деятельности | ||||||||
9 | 9 | Что может быть результатом проекта? | Теория: создаем конечный продукт |