Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности
Пластилиновая ворона
Иванова Екатерина Сергеевна
Возраст детей: от 2 до 3 летСрок реализации:1 год
Пояснительная записка
Формирование предпосылок к изобразительной деятельности начинается с первых лет жизни. Познавая окружающий мир предметов, ребёнок, учится точно их воспринимать, действовать ими, узнаёт о разнообразии их свойств и отношений о цвете, форме, величине.
Ребёнок третьего года жизни рисует, лепит без всякого замысла. Начертив линии или скатав в ладонях комок глины или пластилина, он внезапно находит сходство с предметами и явлениями. При этом ребёнок проявляет речевую активность, он называет предмет, который у него получился- восклицает, жестикулирует.
Во время лепки у детей развиваются мелкая моторика пальцев рук, воображение, формируются навыки ручного труда, дети учатся координировать движения рук, приобретают сенсорный опыт – чувство пластики, формы, веса. Наиболее подходящими материалами для работы с детьми раннего возраста являются тесто и пластилин. Для занятий следует использовать мягкое теплое тесто или мягкий пластилин хорошего качества.
Занятия лепкой одновременно являются и занятиями по развитию речи. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведется непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем организует настоящий диалог с игрушечным персонажем или со взрослым. Можно говорить о том, что занятия — это особая ситуация, которая стимулирует развитие коммуникативной функции речи, способствует расширению активного и пассивного словаря детей, поэтому направление работы кружка- художественно-эстетическое развитие малышей.
Настоящая программа разработана для детей 2-3 летнего возраста.
Цель программы – создание условий для развития творческих способностей малыша, их эстетического развития.
Настоящая программа способствует решению следующих задач:
- Воспитывать желание, своими руками создавать красивые поделки из пластилина, использовать их в качестве подарка, а также в игровой деятельности.
- Развивать чувство формы и цвета, мелкую моторику рук, обогащать словарный запас.
- Учить простейшим приемам лепки.
- Учить детей осваивать коммуникативные, языковые, интеллектуальные и художественные способности в процессе рисования.
- Развивать творческую активность, мышцы кистей рук, поддерживать потребность в самоутверждении.
- 6. Формировать положительно – эмоциональное восприятие окружающего мира, воспитывать художественный вкус, интерес к изобразительному искусству.
1. Создание положительного эмоционального настроя у детей в процессе изготовления небольших поделок из пластилина, дети начнут радоваться полученному результату.
2. Повысится уровень развития мелкой моторики рук малышей.
3. Увеличится активный словарь детей, повысится качество произношения звуков.
4. Дети научатся самостоятельно применять приемы лепки.
Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю во вторую половину дня. Продолжительность занятия 15-20 минут.
Занятия проводятся с детьми раннего возраста в форме занятий по изодеятельности в рамках расписания годового учебного плана и кружковой работы.
Основной задачей в работе кружка - развитие не только навыков лепки , но и речевого и интеллектуального развития детей. Главным содержанием видов деятельности в рамках данной методики выступает процесс «открытие мира» с использованием установки говорения на русском языке.
Овладение техникой понимается при этом не только как основа возникновения образа, но и средство обобщения ребенком своего представления о том или ином эстетическом объекте и способах передачи впечатления о нем в конкретном продукте
Актуальность. Занятия в кружке позволяют развивать у детей не только художественные способности, но и коммуникативные навыки в процессе лепки.
Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам:
1. «КОММУНИКАЦИЯ ». На занятиях используется прием комментированного рисования. В процессе обыгрывания сюжета и самой лепки ведется непрерывный разговор с детьми, дети друг с другом обсуждают свою работу . Использование на занятиях художественного слова: потешек, загадок. Выполняя практические действия, малыши способны усвоить много новых слов и выражений активного и пассивного словаря детей, развитие коммуникативной функции речи, развитие связной речи.
2. «ПОЗНАНИЕ ». Для занятий по лепки подбираются сюжеты близкие опыту ребенка, позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применить первые варианты обобщения. На занятиях дети узнают о различных явлениях природы , о жизни людей, о жизни животных.
3. «СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ». Занятия по лепки способствуют усвоению знаний о цвете, величине, форме, количестве предметов..
4. «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА». Использование физминуток, пальчиковой гимнастики, работа по охране зрения и предупреждению нарушения осанки, Развитие мелкой моторики пальчиков рук
Приемы и методы используемые на занятиях изо кружка:
1. Индивидуально-дифференцированный
2. Групповой
3. Практический
4. Наглядный
- Эмоциональный настрой – использование музыкальных произведений,
- Практические – упражнения, игр методы
-Словесные методы – рассказы, беседы, художественное слово, педагогическая драматизация, словесные приемы – объяснение, пояснение, пед оценка
-Наглядные методы и приемы – наблюдения, рассматривание, показ образца, показ способов выполнения и др.
Все методы используются в комплексе.
Каждый из этих методов – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. К тому же эта работа способствует развитию координации движений, внимания, памяти, воображения, фантазии. Занятия кружка не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу лепки. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей.
Дети самостоятельно выбирают цвет пластилина , материал, на котором будет располагаться изображение. Лепка рождает у детей оригинальные идеи, развивается речь, фантазию и воображение, вызывает желание придумывать новые композиции, развивается умение детей действовать с различными материалами пластилин, глина, тесто и др. В процессе лепки , дети вступают в общение, задавая друг другу вопросы, делают предположения, упражняются во всех типах коммуникативных высказываний.
Материалы, необходимые для занятий:
- пластилин мягкий восковой различных цветов
- пластиковая доска для лепки
-влажные салфетки
-цветной картон
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
месяц | занятие | Занятия, цели |
сентябрь | 1 | «Диагностика» - знакомство со свойствами пластилина |
2 | «Диагностика» - выявление уровня развития мелкой моторики рук. (Ребенок сам выбирает пластилин и пытается лепить) |
|
3 | « Украсим наш мячик» - учить отщипывать от большого куска пластилина маленькие кусочки и закреплять их на картоне | |
4 | «Осенний листочек» - учить размазывать пластилин по ограниченной поверхности (рисунок на картоне) ; активизация словаря |
|
октябрь | 5 | «Солнышко» - раскатывание пластилина прямыми движениями рук пальцев (знакомство со жгутами и жгутиками) |
6 | «Травушка-муравушка» - отщипывание кусочков пластилина, раскатывание его двумя пальцами. Выкладывание жгутиков по одному по вертикали листа. |
|
7 | «Фрукты в вазе» - учимся скручивать жгуты в форма круга и овала по нарисованному контуру – |
|
8 | «Грибочки» - учимся лепить шарик и расплющивать его, соединять части пластилина в единое целое (шляпка и ножка) | |
Ноябрь |
9 | «Воздушные шары» - учимся лепить предметы круглой и овальной формы на плоскости самостоятельно (без контура) |
10 | «Бусы для куклы Кати» - самостоятельное отщипывание и сплющивание на листе картона шариков. Умение чередовать шарики по цветам по словесной инструкции воспитателя. | |
11 | «Пирамидка» - учимся раскатывать части пирамидки и составлять из них пирамидку. Изучаем цвета. «Следы на пластилине» - изображать следы животных |
|
12 | «Три каравая» - раскатывать пластилин между ладошками и соединять концы вместе | |
Декабрь | 13 | «Как на горке снег, снег» - учить налепливать небольшие кусочки пластилина |
14 | «Следы на пластилине» - изображать следы животных, при помощи трафарета. | |
15 | «Снеговик» - сплющивание шариков пластилина и размазывание их на картоне. | |
1 6 | «Елочка» - выкладывание жгутиков и жгутов на плоскости. | |
Январь | 17 | «Зайчик» -закручивание жгутов в форме круга и овала, сплющивание маленьких кусочков пластилина. |
18 | «Лисичка» - отщипывание маленьких кусочков пластилина и размазывание их по нарисованной форме. |
|
19 | «Клубочек для котенка» - учимся раскатывать пластилин в длинный жгут и закатывать его в клубочек. |
|
Февраль | 20 | «Рыбка» - отщипывание маленьких кусочков пластилина, самостоятельное размазывание их внутри контура, Выкладывание жгутиков в форме дуги. |
21 | «Камешки» - деление стеком целого куска пластилина на кусочки и сплющивание их. |
|
22 | «Водоросли» - раскатывание жгутиков двумя пальцами. Выкладывание по вертикали. |
|
23 | «Улитка» - Раскатывание жгутиков. Закручивание их по спирали, одинаковых по цвету и разных по длине. |
|
Март | 24 | «Цветок для мамы» - отщипывание маленьких кусочков пластилина и размазывание их по цветному контуру. |
25 | «Цветик семицветик» - раскатывание жгутиков удобным способом, скручивание их по контуру в соответствии с нарисованным цветом. |
|
26 | «Солнышко» - самостоятельное отщипывание кусочков пластилина и сплющивание их на листе картона. Раскатывание жгутиков двумя пальцами и выкладывание их по кругу. |
|
27 | «Помпоны для тапочек» - учимся скатывать пластилин в шар и закреплять его на поверхности (картон с нарисованным контуром). |
|
Апрель | 28 | «Дождик, дождик» - отщипывание кусочков пластилина одинакового размера и размазывание из в виде капелек на плоскости. |
29 |
«На веточке набухли почки» - деление куска пластилина на части стекой. Раскладывание в разных напралениях. |
|
30 | «Гусеница» - деление куска пластилина на части самостоятельно. Скатывание шариков разных цветов и составление их в единое целое (гусеницу). |
|
31 | «Божья коровка» - размазывание пластилина, деление на части, сплющивание их. |
|
Май | 32 | «Радуга – дуга» - раскатывание жгутов, разных по цвету и одинаковых по длине» |
33 | «Паучок» - учимся раскатывать одинаковые жгутики (лапки) и фиксировать их на шарике из пластилина |
|
Итоговое занятие | 34 | «Платье для Кати» - самостоятельное украшение нарисованного контура одежды для куклы с помощью пластилина (используя разные приемы – отщипывание, размазывание, скатывание жгутиков ). |
Итоговое занятие |
35 | «Угощенье для ребяток» -лепка по желанию детей (конфетки, пирожки, крендельки – с использованием различной техники лепки). |
Список использованной литературы:
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду, планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Ранний возраст. – М. :Карапуз, 2010
- Аппликация из пластилина. Шкицкая И.О. – Ростов на Дону. Феникс, 2014
- «Библиотека воспитателя» О.Ю.Тихомирова, Г.А.Лебедева. Пластилиновая картина. Для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. – «Мозаика –Синтез» . 2013
- Лыкова И.А. Учебно-методическое пособие . Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст. –М. Цветной мир. 2012.