Роль театрального педагога
Вахтангадзе Марина Вахтангиевна
Театральная педагогика всегда находилась, так сказать, "за гранью" обычной педагогики. В ней, как известно, нет точной системы обучения, правил или каких-либо рамок. Но не нужно ограничивать себя общеизвестной "системой Станиславского" и быть уверенным в том, что прочитав одну книгу, вы сможете познать всю суть акёрского мастерства. Актуальность проблемы. Проблема театральной педагогики из года в год остаётся неизменной и вряд ли утратит сможет свою актуальность. А заключается она в том, что театральное обучение основано на индивидуальном подходе к каждому ребёнку. Поэтому нельзя выставить границы и стандарты изучаемого. В таком случае,как должен работать с артистами театральный педагог?
Напомню, что сам Константин Сергеевич Станиславский, говоря о своей системе, утверждал, что это не учебник по мастерству актёра и не нужно превозносить его в ранг реликвии. Даже ученики Станиславского не останавливались в поисках новых театральных приёмов и приспособлений. Например, всем известны "биомеханика Мейерхольда" и "система М.Чехова".
Исходя из того, что точной инструкции по овладению актёрским мастерством не существует, можно сделать вывод о том, что театральный педагог - это человек, владеющий основами актёрского существования на сцене. Театральный педагог лишь указывает направление по пути в этой профессии ученику, а не ведёт по заданному курсу.
Существует несколько основных сфер изучения актёрского ремесла, без которых никак не обойтись. А именно мастерство актёра, сценическая речь и сценическое движение. На этих "трёх китах" познаётся театральное искусство. Предлагаю вам рассмотреть все три направления и увидеть, какие функции должен выполнять театральный педагог, останавливаясь на одном из указанных направлений.
Итак, актерское мастерство. Мы можем с вами прочитать большое количество книг по этой теме, знать о законах сценического пространства и прочее, но никогда не освоить наше ремесло без практических занятий. Чтение литературы также является частью обучения, но без главного - практики - мы не сможем узнать те ощущения, которые проживает профессиональный артист.
Перейдем к следующему предмету для рассмотрения - сценическому движению. Когда начнающие артисты только прикоснулись к театральному делу, многие сталкиваются с так называемыми "зажимами", которые не дают полностью погрузиться в процесс актерского существования. Для борьбы с зажимами изучают направление сценическое движение, которое помогает стать артисту более органичным и уверенным на площадке.
Третье направление - это сценическая речь. В этой сфере работа театрального педагога напоминает работу логопеда. Необходимо изучить проблемные места отдельно взятого артиста и работать нам ними с помощью каждодневных упражнений, рекомендованных ученику.
Существует еще много интересных и важных моментов в театральной педагогике и с каждым из них нужно работать в частном случае.
На плечах театрального педагога лежит ответственность над освоением и пониманием ученика, его "Я", а также понимание о вкусе к театральным постановкам. Самое трудное в актёрской профессии - быть самим собой, будучи перевоплощенным в какого-либо персонажа.
В заключение хотелось бы заметить, что освоить ремесло актера может практически каждый человек, у которого есть к этому интерес. Многое зависит не только от таланта, а, в первую очередь, от трудолюбия и упорства. Поэтому невозможно воспитать двух одинаковых артистов. Каждый будет индивидуален, а наша задача как педагога - обнаружить в ученике способности и помочь ему развить их.
Использованная литература:
- К.С.Станиславский "Моя жизнь в искусстве", государственное издательство "Искусство", М., 1954
- В.Э.Мейерхольд. План курса по "биомеханике"; Биомеханика Курс 1921-1922 гг.
- М.А.Чехов "О технике актера", издательство: АСТ, 2018 г.