Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Современные платформы для дистанционного обучения

Комева Наталья Васильевна
Дистанционное обучение — взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность.
Современное дистанционное обучение строится на использовании следующих основных элементов:
  • среды передачи информации (почта, телевидение, радио, информационные коммуникационные сети),
  • методов, зависимых от технической среды обмена информацией.
Дистанционное обучение позволяет:
  • снизить затраты на проведение обучения (не требуется затрат на аренду помещений, поездок к месту учёбы, как учащихся, так и преподавателей и т. п.);
  • сократить время на обучение (сбор, время в пути);
  • участник самостоятельно может планировать время, место и продолжительность занятий;
  • проводить обучение большого количества человек;
  • повысить качество обучения за счет применения современных средств, объёмных электронных библиотек и т. д.
  • создать единую образовательную среду (особенно актуально для корпоративного обучения).
Дистанционные образовательные технологии с использованием Интернета применяются как для освоения отдельных курсов повышения квалификации пользователей, так и для получения высшего образования . Можно выделить следующие основные формы дистанционного обучения: в режиме онлайн и в режиме офлайн.
Обучение через интернет обладает рядом существенных преимуществ:
  • Гибкость — студенты могут получать образование в подходящее им время и в удобном месте;
  • Дальнодействие — обучающиеся не ограничены расстоянием и могут учиться вне зависимости от места проживания;
  • Экономичность — значительно сокращаются расходы на дальние поездки к месту обучения.
В настоящее время рынок систем дистанционного обучения быстро развивается: появляется все больше новых платформ дистанционного обучения с различным функционалом. Единого решения, которое бы закрывало все бизнес-задач нет.
 В системе дистанционного обучения можно:
  1. Создать базу знаний. Хранить книги, видеоролики, электронные курсы, тесты и другой учебный контент в одном месте. Сотрудники смогут зайти на портал и изучить нужный материал в любое удобное время.
  2. Прокачивать персонал на расстоянии. В несколько кликов назначить курс или видеоурок конкретному сотруднику, отделу компании или сразу нескольким филиалам.
  3. Контролировать качество обучения. По каждому материалу в СДО можно получить детальную статистику: какие материалы изучают пользователи, какой проходной балл набрали в тестах, сколько времени потратили на обучение. С помощью СДО удобно контролировать уровень подготовки в каждом отделе и подразделении, оценивать успеваемость сотрудников.
Платформы для дистанционного обучения делятся на два вида: «коробочные» и облачные.
СДО из коробки нужно устанавливать на сервер компании. Это позволит сотрудникам входить на учебный портал под корпоративными логином и паролем. Все данные хранятся внутри вашей организации.
Но для того, чтобы установить стационарную СДО, придется прописать детальное техническое задание, проверить совместимость системы с программным обеспечением компании. Этап внедрения займет 3-4 месяца.
Для быстрого запуска дистанционного обучения лучше использовать облачную платформу. Она выглядит, как обычный интернет-портал, к примеру, «Яндекс.Почта» или Mail.ru.
На «Яндексе», чтобы отправить письмо, нужно зарегистрироваться. Тот же принцип у облачной СДО — вы регистрируетесь и получаете доступ к своему учебному порталу. Сюда можно загрузить нужные материалы, добавить пользователей и начать обучение. Вся информация хранится на сторонних серверах.
Основные критерии выбора платформы для e-learning:
  • Функциональность. Подразумевает наличие у платформы необходимых опций, в числе которых чаты, форумы, управление курсами, анализ активности обучаемых и т.п. 
  • Стабильность, т.е. степень устойчивости работы при различных режимах работы и нагрузке в зависимости от степени активности пользователей. 
  • Удобство использования. Один из важнейших параметров, влияющий на качество учебного процесса. 
  • Удобство и простота администрирования и обновления контента. 
  • Стоимость. Складывается из стоимости покупки платформы и дальнейшего сопровождения. 
  • Масштабируемость. Система должна быть гибкой и способной расширяться как в связи с приростом количества обучаемых, так и путем добавления новых программ и курсов. 
  • Мультимедийность. Системы должны предоставлять возможность использования в качестве инструментов обучения не только текстовые и графические файлы, а также видео, аудио, 3D-графику и т.п. 
  • Качество техподдержки.
На российском рынке наиболее популярны следующие платформ для организации дистанционного обучения:
Moodle
 Разработка австралийских программистов стала самой популярной и массово используемой в мире платформой для дистанционного обучения. Пользователями этой СДО являются более 18 миллионов человек: коммерческие компании, университеты, школы, бизнес-тренеры и репетиторы. Представляет собой готовое коробочное решение, полностью бесплатна и ее можно свободно скачать в интернете.
Moodle — это система с открытым исходным кодом, то есть программисты могут создавать свои дополнения и полезные расширения.
СДО устанавливают на сервер. Этот процесс частично автоматизирован. Мастер установки берет на себя большую часть работы: от диагностики сервера до создания структуры базы данных. Но все-таки лучше поручить настройку системы живому опытному веб-мастеру.
Возможности платформы:
  • Весь контент в одном месте. В СДО можно загружать электронные курсы, тесты, книги, текстовые документы, видеолекции. 
  • Командная работа. СДО нацелена на активную работу с учениками. Для этого разработан ряд инструментов: блоги, форумы, глоссарии, практикумы, общие и личные чаты. 
  • Обратная связь. На форуме можно создавать обсуждения и обмениваться сообщениями. 
  • Контроль качества обучения. СДО хранит портфолио каждого пользователя. Это как дневник со всеми оценками и комментариями  преподавателей. Через систему вы можете посмотреть, как часто студенты заходят на портал, сколько время тратят на обучение. 
  • Инструмент для создания электронных тестов и опросов.  
  • Площадка для вебинаров.  
Недостатки: сложный интерфейс. Бизнес-тренер или учитель, далекий от программирования, не справится с управлением СДО.
Пользователей нельзя поделить на группы по отделам, подразделениям и филиалам. Создание групп обучаемых возможно только внутри курса.
Система формирует отчеты по каждому курсу: «Петр Иванов набрал 80 баллов за курс по техникам продаж». При этом СДО не показывает сводную статистику. К примеру, проверить успеваемость Петра Иванова за год уже не получится.
И все же среди бесплатных платформ для дистанционного обучения Moodle — в фаворитах. По возможностям система мало уступает коммерческим программам.
Платформа Google Classroom – объединяет полезные сервисы Google, организованные специально для учёбы.
На платформе вы можете:
  • создать свой класс/курс;
  • организовать запись учащихся на курс;
  • делиться с учениками необходимым учебным материалом;
  • предложить задания для учеников;
  • оценивать задания учащихся и следить за их прогрессом;
  • организовать общение учащихся
В заключение следует отметить, что любая выбранная для организации дистанционного обучения платформа будет иметь свои достоинства и недостатки. Удобство использования платформы зависит от степени ее адаптации к вашим потребностям и умения использовать все существующие возможности и функции системы.
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»