Потенциал дополнительного образования для развития
познавательных интересов учащихся в школе
The potential of additional education for the development
of cognitive interests of students at school
Попкова Яна Александровна
Аннотация. Статья посвящена дополнительному образованию детей в школе – совершенно иному явлению, нежели традиционная внеклассная и внешкольная деятельность. Долгое время рядом с системой общего образования существовал набор разрозненных воспитательных мероприятий, кружки, секции, факультативы, работа которых, как правило, никак не связывалась друг с другом. Теперь появилась возможность выстроить целостное образовательное пространство. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» в ее основу положена преобразующая система внешкольных учебно-воспитательных учреждений.Система дополнительного образования в школе как педагогическая структура, которая - максимально приспосабливается к запросам и потребностям учащихся, - обеспечивает психологический комфорт для всех учащихся и личностную значимость учащихся, - дает шанс каждому открыть себя как личность, - предоставляет ученику возможность творческого развития по силам, интересам и в индивидуальном темпе, - налаживает взаимоотношения всех субъектов дополнительного образования на принципах реального гуманизма, - активно использует возможности окружающей социокультурной и духовной пищи, - побуждает учащихся к саморазвитию и самовоспитанию, к самооценке и самоанализу, - обеспечивает оптимальное соотношение управления и самоуправления в жизнедеятельности школьного коллектива.
Современное общество переживает этап глубоких фундаментальных трансформаций, приведших к тому, что образование, знание, интеллект становятся определяющим ресурсом развития и новой экономики, и общества в целом. В этой связи в качестве определяющего направления деятельности системы образования страны в настоящее время выдвигается идея превращения российского образования в важнейший фактор обеспечения растущей конкурентоспособности России в условиях цивилизационных вызовов XXI века.
The article is devoted to additional education of children in the school - a completely different phenomenon than the traditional extra-curricular activities. For a long time, next to the general education system, there was a set of disparate educational activities, clubs, clubs, electives, work which, as a rule, cannot communicate with each other. Now you can build a holistic educational environment. In accordance with the RF Law "On Education" it is based on transforming the system of after-school educational institutions.
Modern society is undergoing deep fundamental transformations that led to the fact that education, knowledge; intellect becomes a determining resource development and the new economy, and society as a whole. In this regard, as determined by the direction the country's education system activities now extends the idea of transformation of the Russian education in the most important factor in ensuring the growing competitiveness of Russia in the conditions of civilizational challenges of the XXI century.
Ключевые слова: дополнительное образование, познавательныйинтерес, развитие личности, качество образования, школа, метод индивидуальных образовательных траекторий.
Additional education, cognitive interest, personal development, quality of education, school, individual educational trajectories method
Актуальность представленных материалов предопределена несколькими обстоятельствами, основным из которых представляется несформированность базовой концепции деятельности образовательных учреждений дополнительного образования детей. Выполненные к настоящему времени многочисленные исследования не столько обеспечили реальность оформления концепции, обосновывающей феноменологические особенности образовательных учреждений нового типа, сколько выявили широкий спектр системных противоречий, одним из которых являются противоречия их ценностного (и, следовательно, целевого и функционального) назначения в государстве, обществе, образовании как системе и ведомстве.
В 1992 г. состоялось событие, изменившее системные основания одной из исторически устоявшихся педагогических практик – внешкольного воспитания: законодательное закрепление получила идея расширения спектра образовательных возможностей, предоставляемых государством детям в целях создание благоприятных условий для их развития. Дополнительное образование детей изначально ориентировано на свободный выбор обучающимися «той или иной области знаний и умений, на формирование его собственных представлений о мире, на развитие познавательных мотиваций и способностей.» [Золотарева А.В, 2014: 21] Вся учебно-воспитательная работа здесь строится на индивидуальных особенностях, на возникающих в ходе познания интересах к различным сферам жизни. Такая индивидуально-личностная направленность деятельности позволяет этим учреждениям активно использовать потенциал свободного времени, более эффективно решать проблемы духовно- нравственного, интеллектуального и физического воспитания. Педагогический процесс происходит в форме поиска решений как отдельных (конкретных), так и извечных общечеловеческих ценностей. А результатом становится жизнетворчество, позволяющее личности накапливать творческую энергию и осознавать возможности ее использования для достижения жизненно важных целей.
Цели деятельности формируются самим учреждением на основе законодательно заданных требований с учетом субъектной позиции обучающихся: ребенок имеет право на внесение существенных (принципиально значимых) изменений и дополнений в образовательную программу на уровне результатов ее освоения. Реализация одной и той же программы в одной и той же группе имеет разные результаты, обусловленные позицией обучающихся.
Учреждения дополнительного образования детей предназначены для создания пространства самоопределения (самопознания, самоидентификации, саморазвития) ребенка в эмоционально комфортных для него условиях: позитивно-конструктивный стиль отношения к детям, независимо от их способностей, физических, умственных, материальных и иных возможностей предопределяет для каждого ребенка открытую перспективу свободного выбора адекватной его запросам в конкретный момент формы проведения своего свободного времени.[Богданцев А.С., 2014: 8]
Одной из главных задач, вытекающих из общей проблемы совершенствования учебного процесса в условиях дополнительного образования, является воспитание у учащихся стремления к непрерывному совершенствованию своих знаний, умение самостоятельно пополнять и применять их на практике. Решение этой задачи тесно связанно с развитием познавательной активности у школьников в осуществляемой ими деятельности. Одним из механизмов, запускающих процесс познавательной активности учащегося, является познавательный интерес.
Представления отечественных психологов и педагогов о сущности понятия «познавательный интерес» позволяют нам вывести определенную закономерность: познавательный интерес носит избирательный характер, вызывается деятельностью и реализуется в ней, что в свою очередь подчёркивает важную роль дополнительного образования в развитии познавательного интереса у школьников, в силу того факта, что в основе специфики дополнительного образования лежит свободный выбор ребёнком того или иного вида деятельности. Создание ситуации выбора, состояние, когда учащийся видит реальные возможности реализации индивидуальных способностей в осуществляемой им личностно значимой деятельности, является одним из условий для самореализации ребёнка, а ситуация свободной самореализации – мощным стимулом познавательного интереса.[Силкина О.С.,2016]
Так как познавательный интерес предполагает удовлетворение потребности к познанию в определённом виде деятельности, на развитие познавательного интереса школьников в процессе обучения в учреждениях дополнительного образования традиционно обращается особое внимание, в силу того, что обучение в учреждениях данного типа происходит в деятельности, имеющей практическую направленность.
Учитывая специфику дополнительных образовательных программ, мы считаем наиболее целесообразным использование метода индивидуальных образовательных траекторий (ИОТ), для развития познавательного интереса учащихся.
На формирующем этапе экспериментального исследования нами было разработано положение об индивидуальной образовательной траектории школьников, согласно которому ИОТ представляет собой организацию учебной деятельности, обеспечивающую условия для целенаправленного развития познавательного интереса у учащихся средствами изобразительной деятельности.
Реализация ИОТ предполагает осуществление следующих действий со стороны учащихся: диагностика и самодиагностика сформированности познавательного интереса, проектирование индивидуальной образовательной траектории, реализация индивидуальной образовательной траектории, демонстрация личностных и учебных достижений посредством «портфолио» (способствующего формированию необходимых навыков рефлексии).
Введение ИОТ в процесс формирующего эксперимента привело к следующим результатам: у школьников наблюдается преодоление пассивности и созерцательного характера (в работе над рисунками наметилась тенденция к поиску изобразительно-выразительных средств, индивидуальный «почерк», своеобразие манеры исполнения). Повысилась активность, выражающаяся в самостоятельных поисках решения учебных задач, в выборе тем, развитии сюжета, создании оригинальной цельной композиции. Переход учащихся со стадии элементарно ориентировочной потребности в потребность к самообразованию, саморазвитию и творчеству.
Наглядная и доказательная демонстрация приобретённых школьниками знаний в изобразительной деятельности, развитие художественно-творческих способностей, отражённых в «портфолио», способствовали оказанию помощи учащимся в развитии их способностей анализировать собственную деятельность.
На основании проведённого исследования нами сделан вывод о том, что использование метода ИОТ в процессе освоения дополнительных образовательных программ является одним из ведущих методов, способствующих развитию познавательного интереса школьников.
Список литературы
- Асмолов А.Г. Мотивирующий мир: стратегия развития открытого персонального образования как основной тренд // Евразийский образовательный диалог: материалы международного форума - Ярославль: ГАОУ ЯО ИРО, 2014. - 254 с.
- Богданцев А.С. Дополнительное образование детей в контексте реализации Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения / А.С. Богданцев // Думский вестник: теория и практика дополнительного образования: Научно-методический журнал / ГБОУ ДОД ДУМ СПб. - 2014. - №1(3). - С.6 - 9.
- Бруцкая Л. А., Сушко Т. Б. Индивидуальные творческие маршруты детей за пределами формального образования как способы стимулирования их творческой активности // Европейский образовательный диалог: Материалы международного форума - Ярославль: ГАОУ ЯОИРО, 2014.- 254 с.
- Дополнительное образование как ресурс регионального развития // Библиотечка для УДОД. - 2014. - № 5. - С. 33 - 39.
- Золотарева А.В. Модели взаимодействия общего, дополнительного и профессионального образования // Образование личности. - 2014. - № 3. - С. 18-26
- Золотарева А.В. Совершенствование практики сетевого взаимодействия организаций общего и дополнительного образования - Челябинск: ЧИППКРО, 2013. - 340 с.
- Каргина З.А. Дополнительное образование детей: история, теория, методология: Монография / З.А. Каргина. - М.: Экон-Информ, 2012. - 232 с.
- Концепция развития дополнительного образования детей // Вестник образования России. - 2014. - октябрь 19. - С. 14-36.
- Силкина О.С. Развитие познавательного интереса школьников в условиях дополнительного образования // Universum: Психология и образование: электронный научный журнал 2016. № 6 (24) .
- Синягина Н. Ю. Дополнительное образование: вопросы качества // Дополнительное образование и воспитание.- 2014, № 1.- С. 50 - 52.