Методика использования викторин в патриотическом воспитании
Пискунова Марина Юрьевна
Патриотическое, духовно-ценностное воспитание и формирование у детей и подростков нравственного образа – это важные задачи современного образовательного процесса. Президент РФ В.В. Путин в 2016 г. сказал: «У нас нет никакой и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма». Патриотическое воспитание – это сложная система, связанная не только с формированием любви к Родине и преданности своему Отечеству, но и с изучением, сохранением и передачей потомкам исторических и культурных ценностей как страны в целом, так и ее народов. Патриотическое развитие населения РФ – один из важнейших элементов развития современного российского общества. Оно регулируется государственной программой «Концепция патриотического развития граждан РФ на 2016 – 2020 гг», является составляющей Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и т. д.
Патриотизм подразумевает необходимость четкого осознания места своей Родины в процессе исторического развития, ее особенностей и традиций. Поэтому для патриотического воспитания очень важным является именно процесс передачи знаний и освоения нового материала, который может проходить несколькими путями:
Через обучение в школе. В данном случае, наиболее важно грамотное преподнесение материала на уроках Истории, Обществознания, Краеведения и аналогичных;
Через семью. Разговоры с родителями, бабушками и дедушками нужны для изучения прошлого своей Родины на конкретных примерах, для формирования полноценной личности человека;
Через самообразование. При создании у человека первичного понимания того, что такое патриотизм, он будет стремиться к саморазвитию, к получению дополнительных знаний и навыков в этом направлении;
Через средства массовой информации. Изучение новостей и важнейших информационных поводов подпитывает базу знаний человека в областях политики, социальной, культурной и экономической деятельности страны, дает представление об актуальных тенденциях жизни общества;
Через дополнительное образование. Разнообразные кружки и занятия творческого, интеллектуального и прикладного характера позволят человеку раскрыть свой потенциал, полноценно выразить любовь к своему Отечеству, получить интересующую его информацию, воспитать гражданское самосознание.
При этом, особое значение имеет форма подачи материала. Патриотизм и гражданское самосознание нельзя навязать насильно – его необходимо воспитать, то есть, привести человека к осознанию необходимости развития как гражданина, патриота своей страны, а для этого необходимо усвоение получаемой информации. Иными словами, ребенку или подростку должно быть интересно, новый материал должен быть не только информативным, но и легко усваиваемым, мотивирующим человека к дальнейшему развитию.
В связи с этим стоит уделить внимание следующим формам получения нового знания и интересующей информации по тематике патриотизма:
Интеллектуальные игры;
Интерактивные игры.
Интерактивные игры лучше всего подходят для работы с детьми дошкольного возраста. Говоря о восприятии информации детьми и подростками начального, среднего и старшего школьного возраста, лучше остановиться на интеллектуальных играх: викторинах, квестах, а также аналогах известных телевизионных игр («Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг», «Своя игра» и прочих).
Интеллектуальная игра – это вид игры, основывающийся на применении игроками своего интеллекта и/или эрудиции. Задачами интеллектуальных игр в процессе гражданско-правового воспитания являются следующие:
Пробуждение у обучающихся дополнительного интереса к знаниям;
Мотивация становиться лучше и образовываться путем участия в интеллектуальном соревновании;
Стимуляция мозговой деятельности в процессе быстрого решения поставленных задач;
Концентрация у учащихся знаний в области патриотизма;
Более легкое и эффективное усвоение информации.
Кроме того, интеллектуальные игры позволят участникам получить определенные полезные навыки и умения:
Быстро думать. В условиях нехватки времени участники интеллектуальных игр должны провестипрактически мгновенный анализ имеющихся у них знаний, соотнести их с заданными вопросами, вычленить из массива имеющейся информации необходимое;
Взаимодействовать в команде. Большинство интеллектуальных игр – командные. Участие в них развивает дух товарищества, чувство ответственности за деятельность команды, умение адаптироваться к работе коллектива;
Принимать решения. Для интеллектуальных игр и викторин требуется, как правило, отвечать на вопросы разной сложности. Для успешного участия необходимо вовремя уметь принимать решения, выбирать верный вариант ответа. Это же развивает самоответственность и концентрацию.
Патриотизм подразумевает необходимость четкого осознания места своей Родины в процессе исторического развития, ее особенностей и традиций. Поэтому для патриотического воспитания очень важным является именно процесс передачи знаний и освоения нового материала, который может проходить несколькими путями:
Через обучение в школе. В данном случае, наиболее важно грамотное преподнесение материала на уроках Истории, Обществознания, Краеведения и аналогичных;
Через семью. Разговоры с родителями, бабушками и дедушками нужны для изучения прошлого своей Родины на конкретных примерах, для формирования полноценной личности человека;
Через самообразование. При создании у человека первичного понимания того, что такое патриотизм, он будет стремиться к саморазвитию, к получению дополнительных знаний и навыков в этом направлении;
Через средства массовой информации. Изучение новостей и важнейших информационных поводов подпитывает базу знаний человека в областях политики, социальной, культурной и экономической деятельности страны, дает представление об актуальных тенденциях жизни общества;
Через дополнительное образование. Разнообразные кружки и занятия творческого, интеллектуального и прикладного характера позволят человеку раскрыть свой потенциал, полноценно выразить любовь к своему Отечеству, получить интересующую его информацию, воспитать гражданское самосознание.
При этом, особое значение имеет форма подачи материала. Патриотизм и гражданское самосознание нельзя навязать насильно – его необходимо воспитать, то есть, привести человека к осознанию необходимости развития как гражданина, патриота своей страны, а для этого необходимо усвоение получаемой информации. Иными словами, ребенку или подростку должно быть интересно, новый материал должен быть не только информативным, но и легко усваиваемым, мотивирующим человека к дальнейшему развитию.
В связи с этим стоит уделить внимание следующим формам получения нового знания и интересующей информации по тематике патриотизма:
Интеллектуальные игры;
Интерактивные игры.
Интерактивные игры лучше всего подходят для работы с детьми дошкольного возраста. Говоря о восприятии информации детьми и подростками начального, среднего и старшего школьного возраста, лучше остановиться на интеллектуальных играх: викторинах, квестах, а также аналогах известных телевизионных игр («Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг», «Своя игра» и прочих).
Интеллектуальная игра – это вид игры, основывающийся на применении игроками своего интеллекта и/или эрудиции. Задачами интеллектуальных игр в процессе гражданско-правового воспитания являются следующие:
Пробуждение у обучающихся дополнительного интереса к знаниям;
Мотивация становиться лучше и образовываться путем участия в интеллектуальном соревновании;
Стимуляция мозговой деятельности в процессе быстрого решения поставленных задач;
Концентрация у учащихся знаний в области патриотизма;
Более легкое и эффективное усвоение информации.
Кроме того, интеллектуальные игры позволят участникам получить определенные полезные навыки и умения:
Быстро думать. В условиях нехватки времени участники интеллектуальных игр должны провестипрактически мгновенный анализ имеющихся у них знаний, соотнести их с заданными вопросами, вычленить из массива имеющейся информации необходимое;
Взаимодействовать в команде. Большинство интеллектуальных игр – командные. Участие в них развивает дух товарищества, чувство ответственности за деятельность команды, умение адаптироваться к работе коллектива;
Принимать решения. Для интеллектуальных игр и викторин требуется, как правило, отвечать на вопросы разной сложности. Для успешного участия необходимо вовремя уметь принимать решения, выбирать верный вариант ответа. Это же развивает самоответственность и концентрацию.
-
Для целей патриотического воспитания наряду с общеобразовательными интеллектуальными играми можно также использовать тематические, связанные с историей, политико-правовой и экономической системами, философией, регионоведением и краеведением. В таком случае, дети и подростки, принимающие участие в указанных тематических играх:
Могут легко оперировать данными по истории и обществоведческим дисциплинам, важным для гражданина и патриота своей страны. Этот навык пригодится им не только для обучения в школе, но и для ведения дискуссий, грамотного, мотивированного отстаивания своей позиции;
Умеют достаточно быстро работать с информацией, вычленяя из нее необходимое, «отсеивая» верную информацию от недостоверной. У таких людей меньше шансов быть обманутыми или введенными в заблуждение, в том числе, научными «байками» или «фейковыми» новостями;
Умеют обращаться в коллективе, находить общий язык для продуктивной работы с коллегами;
Тянутся к знаниям, к постоянному получению новой информации, к изучению актуальных вопросов и проблем страны и мира.
Один из самых распространенных видов интеллектуальных игр, применяемых в процессе гражданско-правового воспитания – это викторина. Очевидный плюс данного вида – отсутствие необходимости использования большого количества оборудования. Как правило, для викторины (ответов на вопросы) требуется листы бумаги с вопросами и письменные принадлежности. Также можно использовать иллюстративный материал, распечатав его на бумаге, либо показывая на экране в качестве презентации. Разберем конкретный пример – викторина по истории Великой Отечественной Войны.
Целями данной викторины являются:
Обобщить и закрепить у участников знания по истории одного из важнейших событий для нашей страны
Поддержать духовно-нравственное патриотическое развитие участников через воспоминания о героизме, подвигах, культурных ценностях прошлого
Способствовать развитию познавательного интереса к вопросам патриотизма, гражданственности, исторического сознания
Задачи викторины:
Раскрыть интеллектуальные и творческие способности участников
Мотивировать работу мозга, памяти, способствовать умению быстро находить решение
Расширить исторический, культурный и социальный кругозор
Продолжить и поддержать развитие общешкольных и предметных умений и навыков
Нацелить участников на саморазвитие и поиск дополнительной интересующей их информации
Поддержать развитие логического мышления
Пример интеллектуальной игры "По страницам истории"
Тема: Великая Отечественная война
Форма проведения: интеллектуальная игра.
Цели и задачи:
- совершенствовать знания обучающихся о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., защитниках Родины и их подвигах;
- способствовать нравственно-патриотическому воспитанию обучающихся, воспитывать любовь и уважение к своему народу, интерес к истории своей страны, своего края, своей семьи;
- развивать творческие способности детей, умение работать в группах.
В игре участвуют команды по 6 человек. Команды формируются заранее. Команды заранее получают задание приготовить название, девиз и эмблему команды.
Продолжительность игры: 40-45 минут.
План
1 ТУР - Блицтурнир
2 ТУР – Сундучок знаний
3 ТУР – Угадай мелодию
4 ТУР – Турнир знатоков
Подведение итогов интеллектуальной игры
В первом туре даются простые "разминочные" вопросы, времени на ответ - 10 секунд. Это позволяет увлечь детей и сконцентрировать их внимание.
Во втором туре детям дается визуальный материал, с которым они работают.
Третий тур - задание дети воспринимают на слух, такитм образом переключаются центры восприятия информации и активизируются все ресурсы.
Заключительный, четвертый тур - это сложные вопросы со временем на командное нахожденипе ответа - 1 минута.
После завершения интеллектуальной игры нужно подвести итоги, разобрать ошибки и наградить победителей, чтобы мотивировать такой род умственной активности у детей.
Заключение
Так как деятельность совеременных учреждений дополнительного образования направлена на всестороннее развитие подрастающего поколения, игровые технологии должны применяться, так как имеют большой спектр влияния на ребенка. В том числе, это и интеллектуальные игры патриотической направленности, которые в игровой форме прививают любовь к Родине, понимание ее истории и пробуждают патриотические чувства.