Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Дополнительная общеобразовательная программа
«Спортивные танцы на колясках для учащихся с поражением
опорно-двигательного аппарата и их здоровых сверстников»
как средство развития социальной креативности ребенка
в условиях дополнительного образования
Сибирякова Галина Владимировна

Содержание
  1. Введение                                                                                                                                                                 3
  2. Основная часть – программа как средство развития социальной креативности ребенка                               4
  3. Заключение                                                                                                                                                           12
  4. Библиография                                                                                                                                                       18
  5. Приложения                                                                                                                                                           20
  1. Введение
 
В любом человеке могут расцвести
сотни неожиданных талантов и
способностей, если ему просто
предоставить для этого возможность.

                                                                                                         Д. Лессинг
        В последнее время в России развернута широкая программа по интеграции учащихся с поражением опорно-двигательного аппарата (далее – ПОДА) в среду учащихся, не имеющих ограничений в состоянии здоровья. Возникает определенное противоречие между актуальностью идеи интеграции учащихся с ПОДА в среду учащихся, не имеющих отклонений в развитии, и отсутствием психолого-педагогической и методической поддержки процесса совместного воспитания и обучения учащихся без отклонений в состоянии здоровья с учащимися с ПОДА. Социализация учащихся с особенностями в развитии важна, но для этого не всегда создаются необходимые условия.
        Одной из важных проблем образования сегодня является развитие новых подходов к образованию учащихся с ограниченными возможностями в состоянии здоровья совместно с учащимися, не имеющими ограничений в состоянии здоровья, решение данной проблемы в создании инклюзивной модели образования в рамках дополнительного образования, которая обеспечит возможность получения качественного образования через разные виды деятельности (спорт, творчество, искусство и т.д.) учащимся с разными возможностями, так как инклюзия является эффективным способом борьбы с дискриминацией учащихся с ограниченными возможностями здоровья и формированию добрых отношений в детских коллективах, а также построению общества, приемлемого для всех и обеспечение возможности всеобщего образования для всех участников педагогического процесса.
        Для участников педагогического процесса одним из средств эффективного общения между детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и здоровыми детьми является социальная креативность, как способность личности к восприятию, преобразованию и созиданию социальной среды и себя в современном мире. Важным компонентом социальной креативности является социальный интеллект. Ведущую роль играет чувство эмпатии – это понимание и принятие другого человека независимо от его особенностей здоровья. Развитие эмпатии может происходить на совместных занятиях детей с ОВЗ и здоровыми детьми в процессе взаимодействия и сотворчества.
         Примером такого сотворчества являются занятия, проводимые в рамках программы педагога дополнительного образования Кукушкиной Светланы Евгеньевны «Спортивные танцы на колясках для учащихся с поражением опорно-двигательного аппарата и их здоровых сверстников», реализуемой с 2013 г. в Государственном бюджетном учреждении дополнительного образования Центр технического творчества Адмиралтейского района Санкт-Петербурга (далее ГБУ ДО ЦТТ Адмиралтейского района Санкт-Петербурга).
        Спортивные танцы на колясках – это особый вид адаптивного спорта, активно развивающийся в настоящее время во всем мире, включает в себя интегративные и социальные особенности, которые используются в формировании духовного и физического равновесия учащихся с ПОДА. Как и всякое искусство, танец доставляет ни с чем несравнимое удовольствие. Именно в танце можно познать свой дух и свое тело и выразить свое настроение и эмоции в пластической и эстетически современной     форме. В социальном смысле в спортивных бальных танцах проявляются принятые обществом нормы этики, морали, выстраиваются нормы взаимоотношения и поведения учащихся инклюзивной группы. Систематические занятия спортивными бальными танцами на колясках развивают фигуру, способствуют устранению ряда физических недостатков, вырабатывают правильную и красивую осанку, придают внешнему виду элегантность, что является важной и неотъемлемой частью в жизни учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
2. Основная часть – программа как средство развития социальной креативности ребенка.
         Программа относится к физкультурно-спортивной направленности, реализуется в течение 5 лет, объемом 720 часов, по 144 часа каждый год обучения, режим занятий 4 часа в неделю. Реализуется на базе Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения школа № 616 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга «Центр абилитации с индивидуальными формами обучения «Динамика» (далее – ГБОУ «Центр «Динамика» Адмиралтейского района), направлена на взаимодействие педагогов дополнительного образования стремящихся к эффективному внедрению инклюзивного образования.
        Программа реализуется по сетевому договору между ГБУ ДО ЦТТ Адмиралтейского района и ГБОУ «Центр «Динамика» Адмиралтейского района.
        Цель программы.
        Совершенствование процесса социализации учащихся  с ПОДА и их здоровых сверстников через систему совместных занятий спортивными  бальными танцами на колясках.
        Задачи программы.
        В основу разработки программы были положены некоторые специфические/коррекционные задачи, разработанные Евсеевым С.П. [5] и Щедриной Т.Г. [4].
        Обучающие:
1. Обучение движению в ритме и темпе, заданном музыкой.
2.Приобщение к миру танцев, знакомство с различными танцевальными  направлениями, историей и географией в частности, спортивных бальных танцев, прослушивание ритмичной танцевальной музыки, что развивает и внутренне обогащает, прививает умение через танец выражать различные состояния, мысли, чувства человека, его взаимоотношения с окружающим миром.
3. Закрепление и дальнейшее развитие танцевальных навыков, знаний и умений.
4. Изучение различных видов хореографии: классический танец, современные жанры, спортивные бальные танцы.
5. Знакомство с историей развития спортивного танцевального движения танцев  на колясках в мире, история жизни знаменитых танцоров и тренеров прошлого и современности данного танцевального направления.
6. Дальнейшее и более углубленное изучение особенностей танцевальной профессии – умение носить костюм, прическа, грим и т.д.
        Развивающие:
1. Развитие музыкального слуха, чувства ритма, темпа.
2. Развитие навыков координации движения.
3. Развитие у учащихся в объединении воображения, артистизма с помощью усовершенствования навыков импровизации под музыку, что  является важной частью в обучении детей с ПОДА, а  также, самостоятельное составление вариаций и танцевальных фигур в танцах на колясках (самостоятельная/творческая деятельность).
4. Развитие профессиональной, зрительной и музыкальной памяти.
5. Формирование эстетического вкуса.
6. Формирование критичности и самокритичности, умения оценивать и анализировать увиденное и услышанное.
7. Умение вести себя в обществе и на танцевальной площадке, основы танцевального этикета. Задача привития культуры общения между собой, в паре, в танце, с окружающим миром решается путем организации различных праздников, конкурсов, фестивалей, баллов, шоу - представлений, а также участия в соревнованиях по танцам на колясках.
        Воспитательные:
1. Воспитание чувства коллективизма у учащихся  посредством участия в массовых танцах (концертная деятельность, ансамбль).
2. Воспитание и пробуждение в каждом учащемся самостоятельной, творчески мыслящей личности, самоуважения и уверенности в себе.
3. Приучение к преодолению трудностей, ответственности, воспитание силы воли.
        Коррекционные задачи:
1. Коррекция и развитие координационных способностей – согласованности движений отдельных звеньев тела, при выполнении физических упражнений, ориентировки в пространстве, дифференцировки усилий, времени и пространства, расслабления, быстроты реагирования на изменяющиеся условия, равновесия, ритмичности, точности движений, мышечно-суставного чувства, зрительно-моторной координации и др.;
2. Коррекция и развитие физической подготовленности – мышечной силы, элементарных форм скоростных, скоростно-силовых качеств, ловкости, выносливости, подвижности в суставах;
3. Компенсация утраченных или нарушенных функций, формирование новых видов движений за счёт сохранных функций в случае невозможности коррекции;
4. Профилактика и коррекция соматических нарушений – осанки, сколиоза, плоскостопия, телосложения, дыхательной и сердечно-сосудистой систем, профилактика простудных и инфекционных заболеваний, травматизма, микротравм;
5. Коррекция и развитие сенсорных систем: дифференцировка зрительных и слуховых сигналов по силе, расстоянию, направлению; развитие зрительной и слуховой памяти; развитие устойчивости к вестибулярным раздражениям; дифференцировка тактильных ощущений, кожно-кинестетических восприятий и т.п.;
6.  Коррекция психических нарушений в процессе деятельности – зрительно-предметного и зрительно-пространственного восприятия, наглядно-образного и вербально - логического мышления, памяти, внимания, речи, воображения, эмоционально-волевой сферы и т.п.;
7. Коррекция нарушений статики и локомоций путём последовательного разрешения вышеперечисленных задач, а также систематической тренировки равновесия тела, опороспособности конечностей, развития координации элементарных движений в сложных двигательных комплексах.
        Условия реализации дополнительной общеобразовательной программы.
        Рассчитана на реализацию  с учащимися с ПОДА совместно с учащимися без отклонений в состоянии здоровья, возрастная категория 7-18 лет. Учащиеся в объединении могут начинать свое обучение в любом возрасте, педагог легко корректирует нагрузку и основное направление хореографии в зависимости от состава обучаемой группы. Выбор репертуара танцев, предлагаемых для изучения, зависит от физического состояния (патологии), состава группы и выбирается педагогом.
        В объединение принимаются все желающие, комплектация групп для учащихся с ПОДА осуществляется в зависимости от степени тяжести и патологии. Учащиеся без отклонений в состоянии здоровья принимаются в коллектив, имея наличие базовых знаний в области по спортивным бальным танцам, хореографии. Комплектация инклюзивных групп происходит на основании спортивного тестирования, собеседования с родителями и учащимися.
        Комплектование групп происходит с учетом нозологических особенностей учащихся, а также на основании Инструктивного письма Министерства образования РФ от 03.04.2003 № 27/2722-6 «Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект», где указано, что списочный состав детей в группе не должен превышать пять человек.
        Предполагаемые результаты обучения по образовательной программе дополнительного образования:
- использование учащимися в объединении, в повседневной жизни, неформальной обстановке, в проведении досуга знания, умения и навыки, полученные во время обучения;
- сформировать активную позицию учащихся в объединении в различных мероприятиях коллектива: конкурсах, соревнованиях по спортивным танцам на колясках, фестивалях и т.д.;
- понимание учащимися в объединении значение общеразвивающих упражнений и правильно выполнять упражнения общефизической подготовки;
- уметь в объединении преодолевать неуверенность в себе, вырабатывать стремление к победе (в турнире, конкурсе, фестивале);
- сформировать у учащихся в объединении коммуникативные навыки, понятия о культуре общения и поведения в коллективе, расширение опыта социального взаимодействия;
- сформировать у учащихся в объединении мотивацию к здоровому образу жизни.
        Мониторинг качества освоения образовательной программы в рамках дополнительного образования на каждом этапе позволяет не только фиксировать результаты: знания, умения, навыки, но и в соответствии с полученными данными корректировать образовательную деятельность, выбор педагогом различных форм, методов и средств в работе с учащимися имеющими ограничения в здоровье и нет [14].
        Психологическая поддержка в большей степени оказывается специалистами ГБОУ «Центр «Динамика» Адмиралтейского района как детям с ОВЗ, так и здоровым сверстникам. Особенно психологическая помощь необходима на первых этапах обучения.
Методическая поддержка оказывается в совместном отборе методов и приемов, в организации и проведения семинаров, мастер-классов по распространению опыта педагога.
        Модель построения уровней многолетней подготовки учащихся в объединении по спортивным бальным танцам на колясках в инклюзивной группе:
        Примерная структура многолетнего процесса спортивной подготовки, представленная Ю.Ф. Курамшиным [6] в виде последовательно чередующихся стадий, включающих отдельные этапы, состоящие из нескольких годичных циклов, позволяет нам использовать традиционную модель спортивной подготовки для здоровых спортсменов и  утверждать, что теоретической основой спортивной подготовки спортсменов в паралимпийском движении должна быть достаточно хорошо разработанная для здоровых спортсменов теория спортивной подготовки, но использование основных ее положений должно осуществляться с учетом особенностей лиц, занимающихся адаптивным и, в частности, паралимпийским спортом.
        Все стадии и этапы многолетней спортивной подготовки здоровых спортсменов адаптированы применительно к виду адаптивного спорта – спортивные танцы на колясках для учащихся  с нарушениями опорно-двигательного аппарата и их здоровых сверстников.
        1. Базовая подготовка.       
        На этой стадии педагог дополнительного образования перед учащимися в объединении ставит ряд задач, которые решаются совместно с детьми во время тренировочного процесса:
- развитие пространственных отношений;
- развитие чувства ритма и музыкальности;
- развитие координации движения и положения тела в пространстве;
- развитие эмоциональности и артистичности;
- эстетическое воспитание учащихся;
- воспитание трудолюбия, терпения.
Стадия базовой подготовки длится в зависимости от физических, психических возможностей и патологий от шести месяцев до трёх лет. В этот период закладываются основные знания, умения, навыки - без освоения, которых невозможно дальнейшее развитие. К концу стадии базовой подготовки, учащиеся владеют основными азами ритмики, основными элементами спортивных бальных танцев на колясках, техникой скольжения по залу на спортивной танцевальной коляске под музыку и без музыки, спортивной танцевальной разминкой, элементами хореографии (знают позиции рук, головы, корпуса).
Стадия базовой подготовки включает в себя два этапа:
1 этап: предварительная подготовка (1-3 года). Целью данного этапа является развитие интереса к занятиям спортивными бальными танцами на колясках.
2 этап: начальная специализация (2-3 года). На этом этапе происходит начало углублённого обучения спортивными бальными танцами на колясках.
        2. Основная подготовка (максимальная реализация индивидуальных спортивных возможностей учащихся в объединении).
        Стадия максимальной реализации индивидуальных спортивных возможностей предполагает специализированные занятия для учащихся в объединении проявивших способности и желание изучать спортивные бальные танцы на профессиональном уровне. Совершенствуя свои знания по спортивным бальным танцам на колясках предыдущих этапов обучения, учащиеся активно усваивают программы спортивных бальных танцев: европейская и латиноамериканская программы, а также программу свободного стиля в категории ансамбль.
        Стадия максимальной реализации индивидуальных спортивных возможностей решает следующие задачи:                                                                                     
  1. Развитие интереса к соревнованиям по спортивным бальным танцам на колясках;
  2. Развитие соревновательного потенциала у учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
  3. Развитие стремления к высоким результатам учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
  4. Совершенствование индивидуальной спортивной, танцевальной техники за счет сохранных функций у учащихся;
  5. Снятие психологической скованности у всех учащихся педагогического процесса;
  6. Обучение работе с партнером, имеющим отклонения  в состоянии здоровья и нет.
        Спортивные соревнования это всегда соперничество, конкурентное сопоставление реальных возможностей учащихся, не только демонстрация физической и технико-тактической подготовленности, но и предельная мобилизация и саморегуляция психического состояния. Психическая обостренность, эмоциональный накал зависят от личного и общественного значения соревнования, от масштаба и престижности участия в нем, от наличия сильных конкурентов, опасностей конфликтных ситуаций, поведения болельщиков и т.п. Исходя из этого, следует, что необходимо обратить внимание на подготовку учащихся в объединении для участия в соревнованиях по спортивным бальным танцам на колясках. Рассмотрим этапы максимальной реализации индивидуальных спортивных возможностей учащихся:
1 этап: спортивное совершенствование (2-4 года). На этом этапе происходит увеличение удельного веса специальной подготовки и соревновательной практики по спортивным бальным танцам на колясках.
2 этап:  этап высших достижений (4-5 лет). Целью этапа является достижение высоких результатов у учащихся.
        3. Спортивное долголетие.
        На данной стадии обучения спортивным бальным танцам на колясках под руководством педагога дополнительного образования закрепляются полученные знания во время стадии базовой подготовки и стадии максимальной реализации индивидуальных спортивных возможностей у учащихся в объединении. Учащиеся, овладев определенным запасом движений, перестроений, спортивной танцевальной техникой на спортивных танцевальных колясках, работе  в паре, высокой скоростью, маневренностью движения, переключаются на деятельность оздоровительно-рекреативного характера, поэтому в программу данной  стадии обучения входят массовые танцы, ритмические танцы, спортивные танцы, танцы с предметами, историко-бытовые танцы и т.д. В этот период у учащихся появляется возможность участия в конкурсах, фестивалях, показательных выступлениях разного жанра, а также продолжение участия в спортивных соревнованиях.
        Этапы стадии спортивного долголетия:
1 этап: сохранение достижений (4-6 лет). Происходит постепенное ограничение тренировочных нагрузок у учащихся.
2 этап: поддерживание общей тренированности. Переключение на деятельность оздоровительно-рекреативного характера (ансамблевая работа).
        Построение занятия.
        Большое значение в обучении учащихся инклюзивной группы спортивным танцам на колясках имеет качество учебного материала, на основе которого ведутся занятия. В данном случае – это используемый танцевальный и музыкальный репертуар. Подбор репертуара должен соответствовать трем главным требованиям: идейности, художественности и доступности.
        На самом первом занятии в краткой беседе происходит знакомство учащихся с организационными моментами: распорядок урока, требования к одежде, обуви, внешнему виду и т.д. непременным условием правильной организации учебного процесса является тщательно продуманное планирование учебной работы. Условно каждое занятие можно разделить на четыре связанных между собой частей.
  1. Вводная часть;
  2. Упражнения для развития техники спортивного танца;
  3. Элементы спортивного танца, танцевальные комбинации;
  4. Заключительная часть.
        Продолжительность каждой части занятия и распределение учебного
материала изменяются в зависимости от подготовленности, возраста, способностей учащихся, сложности материала. Если занятия с учащимися, не имеющими подготовки, то больше времени необходимо уделить вводной части и общеразвивающим упражнениям. По мере увеличения количества разучиваемых танцев появляется необходимость уделять больше времени на повторения танцевального материала и совершенствованию стиля и манеры исполнения.
        Разделы образовательной программы дополнительного образования:
- ритмика – предмет, необходимый для овладения простейшими ритмами, развитие координации движений;
- хореография – предмет, на котором изучаются основные позиции рук, корпуса, головы, основные танцевальные движения и фигуры спортивного танца, танцы свободной композиции;
-спортивные танцы – основной предмет, включающий латиноамериканскую программу и европейскую программу;
- техника владения спортивной коляски – основной раздел программы в состав, которого входит обучение свободному владению спортивной коляской;
- ОФП представляет собой процесс всестороннего развития физических способностей, не специфичных для избранного вида спорта, но так или иначе обуславливающих успех спортивной деятельности.
        Занятия спортивными танцами на колясках включают в себя разминку, упражнение на формирование мышечного чувства, изучение схемы тела, развитие мышц туловища и укрепление мышечного корсета с учетом физиологических особенностей каждого учащегося, выполнение координационных и ритмических упражнений, ритмические игры, развитие музыкального слуха, изучение элементов танцев, изучение основных движений спортивных бальных танцев, адаптированных для исполнения на специальных спортивных колясках, развитие памяти, внимания, что оказывает существенное влияние на развитие подвижности в суставах, мышечной выносливости, способствует совершенствованию выразительности движений, пластичности и ритмичности.
        Спецификой занятий спортивными танцами на колясках у детей с ПОДА является «танцевание» на спортивных колясках, что отличает их от здоровых танцоров и придает сложности в выполнении многих элементов танца. Дети с ПОДА осваивают технику владения, скольжения на спортивной коляске, учатся выполнять повороты под углом 45, 90, 180, 360 градусов, разные перестроения в зале, изучают позиции рук, положения корпуса и головы.
        Спортивные танцы на колясках являются источником формирования личности и ее социализации. Занимаясь спортивными танцами на колясках, дети с ПОДА входят в ту или иную роль, в зависимости от характера танца, вживаются в разнообразные образы, вступают в общение с другими учащимися, имеющими отклонения в здоровье или нет, познают внутренний мир и отношения людей, их взаимодействие, переживают поражение и радость побед. Общение как социальный процесс имеет особое значение для детей с ПОДА, поскольку входит в содержание человеческого взаимопонимания. В общении отражается потребность человека в эмоциональном контакте, в ответном понимании, ощущении включенности в какую-либо деятельность. В адаптивном спорте есть свои особенности общения, например, невербальное общение характерно для совместной двигательной деятельности во время тренировок с партнером. Тренировочные занятия проводятся индивидуально и в маленьких группах, где ведущим признаком являются общие интересы, совместная деятельность, а на соревнованиях общение носит более масштабный характер. Учащиеся объединяются, взаимодействуют, контактируют друг с другом независимо от возраста, места жительства, национальности. Непосредственный контакт с помощью речи и невербальных коммуникаций, эмоционально переживаемый результат деятельности позволяют понимать и влиять друг на друга.
        Процесс социализации предполагает включение человека с ограниченными возможностями здоровья в жизнь общества, усвоение опыта социальной жизни, образцов поведения, социальных норм, ролей и функций, вхождение в социальную среду и социальную группу, а процесс интеграции предполагает активное включение лиц с ограниченными возможностями здоровья в культурную, социальную, трудовую жизнь общества вместе со здоровыми людьми [4].
        Изучение предлагаемых разделов программы происходит на разных уровнях с усложнением спортивной программы в зависимости от психофизической подготовки данной группы, с обязательным неоднократным повторением пройденного материала. Особое внимание уделяется актёрскому мастерству для развития эмоциональной выразительности.При подборе музыки важно избегать однообразия и подбирать для каждого танца разные варианты музыкальных композиций. Следует учитывать, что учащиеся с нарушениями опорно-двигательного аппарата не знают всех своих возможностей, так как ограничение опыта в силу двигательных нарушений замыкает круг их представлений и действий. Поэтому раскрытие и развитие физических возможностей данной категории учащихся, поможет созданию у них уверенности в своих силах и положительно скажется на результатах реабилитации. Уроки ритмики, хореографии, спортивного бального танца помогают решить эту задачу, так как требуют от учащихся эмоциональности, творческой активности, мобилизации всех их физических и духовных сил. Обязательными танцами спортивной программы являются танцы латиноамериканской программы: самба, ча-ча-ча, румба, пасодобль, джайв и танцы европейской программы: медленный вальс, танго, венский вальс, медленныйфокстрот,квикстеп.
        Залогом успеха реализации программы является высокий уровень профессионализма и мастерства педагога. Ярким примером такого подхода является участие педагога дополнительного образования Кукушкиной Светланы Евгеньевны (член российской сборной по спортивным танцам на колясках) с партнером (колясочником) имеющим нарушения опорно-двигательного аппарата во многих общероссийских и международных соревнованиях.
        Участие здоровых детей и с ПОДА в танцах на колясках помогает воспринимать их как полноценную пару, «стирает видимость» инвалидов на паркете.
        Такой тандем важен и для здоровых учащихся, и для учащихся с ОВЗ,т.к. помогает развить чувство эмпатии, социального интеллекта, что во многом способствует эффективности межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации.
4. Библиография.
  1. Аксёнов А.В. Инклюзивное воспитание детей младшего школьного возраста/ А.В. Аксёнов; ФГБОУ ВПО «НГУ имени  П.Ф.Лесгафта, Санкт – Петербург». – СПб.: {б.и.}, 2012.-110 с.
  2. Алова Г. И.    Развитие координации через уроки пластики и движения с элементами хореографии и танца для детей с ДЦП / Под ред. И. В. Добрякова, Т. Г. Щедриной. – СПб.: Изд-ий дом СПбМАПО, 2004. – 317 с.
  3. Барышева Т.А., Сеничева И.О. Развитие социальной креативности ребенка. Методическое пособие для специалистов дополнительного образования детей и воспитательных служб общеобразовательных учреждений. http://ddtks.ru/nov/metod_posobie_razvitie_soc_kreativnosti_2015.pdf
  4. Евсеев С. П.   Теория и организация адаптивной физической культуры: Учебник в 2-х томах / Под общей ред. проф. С. П. Евсеева – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Советский спорт, 2005. – 296 с.
  5. Добряков И.В., Щедрина Т. Г. Восстановительное лечение детей с поражениями ЦНС и опорно-двигательного аппарата: Методические рекомендации / Под. ред. И. В. Добрякова, Т. Г. Щедриной. – СПб.: Изд-ий дом СПбМАПО, 2004. – 317 с.
  6. Курамшин Ю. Ф.   Теория и методика физической культуры: Учебник / Под ред. проф. Ю. Ф. Курамшина. – М.: Советский спорт, 2003. – 464 с.
  7. Кукушкина С.Е., Седаков М.А., Лозко Е.П., Аксенова О.Э. Социализация и интеграция инвалидов опорно-двигательного аппарата с помощью адаптивного спорта, или о спортивных танцах «больных» людей «с ограниченными возможностями» / Ежеквартальный периодический журнал «Адаптивная физическая культура» - СПб.: 2008. - №1 (33) с. 27 – 29.
  8. Кукушкина С.Е. Использование спортивных танцев на колясках в системе уроков по адаптивному физическому воспитанию в коррекционно-образовательном учреждении VI вида / Научные исследования и разработки в спорте: вестник аспирантуры и докторантуры/ НГУ им. П.Ф.Лесгафта, Санкт-Петербург, 2012.-30с.
  9. Кукушкина С.Е. Спортивные танцы на колясках как средство реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья / Научные исследования и разработки в спорте: вестник аспирантуры и докторантуры/ НГУ им. П.Ф.Лесгафта, Санкт-Петербург, 2012.- 163 с.
  10. Кукушкина С.Е. Социализация лиц  с нарушениями опорно-двигательного аппарата средствами спортивных танцев // Комплексное сопровождение в подготовке участников паралимпийских видов спорта: методическое пособие / Т.В. Ветвицкая, Е.А. Гончарова [и др.] – СПб.: Изд-во «НИЦ АРТ», 2015 -31 с.
  11. Кукушкина С.Е., Седаков М.А., Хлынова В.А., Алова Г.И. Инклюзивное обучение как средство социализации и интеграции детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в среду их здоровых сверстников ( на примере секции спортивных танцев на колясках)  //   «Теория и практика адаптивной физической культуры – двадцатилетний путь». Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 20-летию создания кафедры теории и методики адаптивной физической культуры (29 апреля 2015 года). В 2ч. Ч. 2./ Национальный государственный университет физической культуры , спорта и здоровья имени П.Ф.Лесгафта, Санкт-Петербург. – СПб.:[б.и.], 2015. –50 с.
  12. Кукушкина С.Е., Седаков М.А., Аксенова О.Э. Спортивные бальные танцы на колясках как средство социализации и интеграции лиц с ограниченными возможностями // Физическая культура и спорт: анализ социальных процессов : материалы международной научной конференции 2-27 сентября 2008 года / Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф Лесгафта, Санкт-Петербург, кафедра философии и социологии; Российский фонд фундаментальных исследований. – СПб.: НП «Стратегия будущего», 2008. – 256с.
  13. Лозко Е. П.   Танцы на колясках как форма адаптивной физической культуры для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Методические рекомендации / СПбГАФК им. П. П. Ф. Лесгафта. – СПб.: 2001.
  14. Шапкова Л.В. Частные методики адаптивной физической культуры: Учебник/под общ. ред. проф. Л.В. Шапковой. – М.: советский спорт, 2009. – 608с.: ил.
 
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»