Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Коллективная творческая деятельность, как форма взаимодействия в детском коллективе

Капнулина Арина Геннадьевна,
педагог дополнительного образования
ГБУ ДО ДТ «У Вознесенского моста»
Для решения большого количества воспитательных и обучающих задач можно
использовать технологию коллективной творческой работы
Так как коллективная работа не только способствует созданию у детей умения и
способности трудиться совместно, расширяет общение, но и развивает
привычку к взаимопомощи, делает основу для формирования общественно
ценных мотивов, влияет на становление сознания личности
  Коллективная творческая (изобразительная) работа, в свою очередь,
содействует приобщению ребят к духовным ценностям, формированию
эстетических и моральных свойств личности всякого ребенка.

Опыт показывает, что ребятам дошкольного и младшего школьного возраста
очень нравится участие в коллективной работе. Важно, что любой испытывает
себя сопричастным к общему делу и это, вдохновляет и стимулирует детей;
во-вторых, как правило, итог — работа в материале, сделанная всеми
совместно, выглядит более масштабной и эффектной.

Дополнительное образование располагает собственными педагогическими
технологиями по развитию творческой активности ребенка, по саморазвитию
и самореализации. Одной из личностно-ориентированных технологий
является технология коллективной творческой деятельности, главная
установка которой - уникальность, целостность личности, способной на
осознанный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.
Технология предполагает такую организацию совместной деятельности детей
и взрослых, при которой все члены коллектива участвуют в планировании,
подготовке, осуществлении и анализе любого дела.
Мотивом деятельности детей является стремление к самовыражению и
самоусовершенствованию. Задача педагога – не «давать» материал, а
пробудить интерес, раскрыть возможности каждого, организовать совместную
познавательную, творческую деятельность всех детей.

Мы с учениками создаем модульные рельефы, как правило, для участия в
больших городских и всероссийских конкурсах-выставках. Работы
получаются крупные и эффектные. И большинство ребят может принять
участие в создании такой работы. Дети с удовольствием и большим интересом
вовлекаются в работу. Сначала я знакомлю весь коллектив с темой и
возможными вариантами создания рельефа, мы обсуждаем варианты наиболее
удачного исполнения. Обсуждаем общую стилистику и варианты крепежа
частей рельефа. Дети делают эскизы и выбираем наиболее подходящий
вариант. Собираем материал по теме. Делаем рисунок в натуральную
величину. Распределяем фрагменты по сложности исполнения. И каждый
делает свой фрагмент общей работы. Это общая форма проведения
коллективной работы, существуют разные виды организации такой работ

Я использую два вида организации коллективного творчества детей в
деятельности объединения, в котором учащиеся обучаются лепке и созданию
керамических работ.
Коллективные работы первого вида предполагают, что на занятии все дети
выполняют одинаковое изделие: каждый лепит свою кошечку, фигурку
человека, животного или архитектурные детали. Каждый старается сделать
свою работу ярко и качественно. Потом фигурки собираются в одно панно,
это может быть хоровод, из множества танцующих, стайка птичек, панно на
тему «Ферма», собранное из плоских фигурок домашних животных. Такой
вид коллективной работы - модульная коллективная работа.
Такие сборные работы мы делаем с ребятами первого года обучения, когда у
них еще недостаточно практических умений и соответственно творческой
смелости и уверенности в своих силах.
Весь интерес ребенка направлен на создание индивидуальной работы. Но
ребенок одновременно видит и анализирует, как решают такие-же задачи его
сверстники. В зависимости от темперамента ребенка, от уровня практических
и теоретических знаний и умений, каждый по-разному переживает этот
конкурентный опыт. Кто-то старается сделать свое изделие похожее на
понравившуюся работу, другой, наоборот, придумывает что-то совсем иное, а
некоторые увлечены своим делом и видят работы других только в процессе
сборки модульного рельефа. Из готовых индивидуальных работ составляется
общая композиция для оформления студии или составляется панно для
выставки. Когда дети видят готовую, собранную работу они по-другому
оценивают значимость и качество своей «детали». Появляется гордость и
удовлетворение от своего труда. Обычно ребята вдохновляются полученным
результатом и готовы к более сложным формам коллективной работы.
Этот вид коллективной работы скорее предназначен для повышения
самооценки ребёнка, положительного отношения к себе, утверждения веры в
свои силы и возможности не потеряться на фоне более успешных
товарищей.

Возрастные особенности младших школьников таковы, что ребенок в конце
занятия хочет получить результат в виде законченного оформленного
изделия. А это ввиду сложности и трудоемкости лепки для некоторой части
группы невозможно на начальном этапе обучения. Поэтому приветствуется
участие детей в коллективной работе, которая заранее не распределена
между кем бы то ни было и не разделена на отдельные части. Именно тогда,
когда ребёнку ещё не по силам работать над одним изделием несколько
занятий, или по разным причинам он не может сделать индивидуальную
работу. Даже небольшая степень участия в изготовлении керамического
панно повышает самооценку ребёнка. Дети с удовольствием берут на себя
роль консультантов и помощников для своих товарищей. Это дает каждому
ребенку чувство уверенности в себе, так как его личные неудачи и
недостатки не так заметны на общем фоне.
Результат работы каждого – является частью общей композиции, достаточно
четко выделен, и есть возможность реально оценить то, как кто смог
справиться с задачей.
Приложение1

Другой вид коллективных работ – лучше проводить в разновозрастной
группе. Этот вид можно назвать совместно- индивидуальным видом
коллективной работы. Педагог с детьми обсуждает такую идею для
творчества, в реализации которой посильно могут принять участие все
учащиеся группы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
Выбираем тему, чаще всего это изображение животного-символа Нового
года. Обучающиеся старших групп разрабатывают эскиз панно, и делают
подготовительный рисунок для лепки деталей. Важно на этом этапе не
забывать про технологические особенности лепки из глины. Сложно делать
очень крупные и очень мелкие детали, лучше избегать сложных контуров и
не забывать про характерные внешние особенность данного животного.
Обучающиеся 2го года обучения выполняют более сложные участки работы,
а ребята, посещающие группу 1 года обучения – менее сложные.
Потом созданный рисунок делится на части- детальки, частей должно быть
достаточно для участия в работе каждого. Создается выкройка и в процессе
лепки делали неоднократно подгоняются друг к другу. Выполняя свою часть
работы, ребенок знает, чем лучше он сам выполнит то, что ему поручили, тем
лучше будет работа коллектива.
К достоинствам такой формы организации относится также и то, что она
позволяет вовлечь в коллективную деятельность довольно большую группу
детей, не имеющих опыта совместной работы.
Приложение 2

Из собственного опыта я поняла, что одно из наиболее важных условий
успешного детского художественного творчества – разнообразие и
вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное
начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей
неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы
вот – что мне помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность
однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского
восприятия и деятельности. Для меня важно, всякий раз создавать новую
ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные
ранее знания, навыки, умения, с другой – вносить новые решения, творческие
подходы. Именно это вызывает у ребят положительные эмоции, радостное
удивление, желание созидательно трудиться в коллективе, чувство
взаимопомощи и сопереживания за общий результат.

При выполнении коллективных работ у детей общение с педагогом
происходит более свободно, ребенок имеет возможность видеть, как я
действую, и обучаться без прямых моих указаний.
В таких коллективных работах каждый ребенок находит то место, где
раскрываются его сильные стороны и незаметными оказываются слабости и
неумение, что очень важно для психологического здоровья ребёнка и
создания атмосферы доброжелательности.
Таким образом, идут два важных процесса одновременно – формирование и
сплочение коллектива, и формирование личности ребёнка.


You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»