Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Специфика работы концертмейстера с детским хором
 
Озолина Яна Арвидовна,
концертмейстер ГБОУ лицей № 384
Кировского района Санкт-Петербурга
Концертмейстер - очень востребованная профессия среди музыкантов. Концертмейстер нужен везде: и в музыкальном классе по всем специальностям, и на концертной эстраде, и в хоровом коллективе, и в оперном театре, и в хореографии.
В Лицее я работаю концертмейстером 25 лет. Аккомпанирую детским хоровым коллективам, вокалистам, вокальным ансамблям, классу домры. Деятельность аккомпаниатора – пианиста подразумевает обычно лишь концертную работу, тогда, как понятие концертмейстер включает в себя нечто большее: разучивание с солистами их партий, знание их исполнительской специфики и причин возникновения трудностей в исполнении. Работа концертмейстера с детским хором значительно отличается от занятий с вокалистами, и требует сочетание многих специальных навыков, умений и знаний. Начальный этап разучивания партитуры в детском хоре, как правило, не требует полнозвучного аккомпанемента. Роль концертмейстера заключается в дублировании партии каждого голоса хоровой партитуры на инструменте. Деятельность концертмейстера в хоровом коллективе включает в себя обязанности второго педагога. Он помогает руководителю в распевании участников хора, предлагая различные виды упражнений. Иногда концертмейстер проводит занятия с хором без руководителя. Учитывая это, он должен владеть навыками общения с участниками коллектива, пользоваться у них доверием и авторитетом. Он должен овладеть навыками общения с младшим и старшим хоровыми коллективами. Знать возрастные особенности детей, а именно – диапазон голоса. Он должен уметь показать хоровую партитуру на фортепиано, задать хору тон, понимать такие приёмы, как цепное дыхание, выразительная дикция. Именно концертмейстер помогает дирижёру в распевании участников хора, предлагая различные виды упражнений. На занятиях хора концертмейстеру иногда нужно показать звучание отдельных фрагментов музыки. Здесь не обойтись без навыков беглого чтения хоровой партитуры с листа, а так же без умения совместить хоровую партитуру с аккомпанементом в произведении. Чаще всего, перед тем, как выйти к хору с новым произведением, концертмейстер знакомится с ним во внеурочное время. Некоторые аккомпанементы хоровых произведений являются фортепианными переложениями оркестровых партитур. Знание оркестровых стилей композиторов поможет более точно воплотить замысел конкретного сочинения. При работе с хором концертмейстер часто сталкивается с проблемой транспонирования. Прежде чем начать транспонировать, необходимо отчетливо представить себе звучание произведения. Важно мысленно очутиться в новой тональности, хорошо знать, как строятся в ней основные аккорды. Быстрота ориентировки достигается скорее теми, кто любит и умеет подбирать по слуху, импровизировать. При работе с хором внимание концертмейстера обращено сразу на несколько объектов – жест дирижёра, общая звуковая картина, исполнение фортепианной партии, смысл словесного текста. В этих условиях необходимо уверенно владеть выразительными средствами фортепиано, всем набором пианистических приёмов. В репертуар детского хора входят как классические произведения, специально написанные для хора в сопровождении фортепиано, так и переложения, отрывки из опер, популярные песни из кинофильмов, народная музыка. Приходится работать с клавирами, цифровками, фонограммами. Концертмейстер должен уметь отредактировать для себя неудобный, громоздкий клавир, сформировать аккомпанемент из схемы – цифровки, сделать гармонизацию мелодии, подобрать аккомпанемент по фонограмме, импровизировать на уроке сопровождение к распевкам. При разучивании с детьми произведений a capella также нужна гармоническая поддержка. У младших учащихся ещё не развит внутренний гармонический слух. Важно, чтобы мелодическая линия запоминалась в ярком гармоническом окружении, формировались ладо – функциональные представления.
В концертной практике нередки случаи, когда сказывается волнение и дирижёр на выступлении меняет темп, динамику. Основная задача концертмейстера – не растеряться, а подхватить хоровой коллектив и успешно довести произведение до финала. Для совместного творчества с дирижёром концертмейстеру важно знать основы вокально-хоровых навыков, таких, как певческое звучание, артикуляция и дикция, цепное дыхание. В процессе репетиций вырабатывается чувство партнёрства, а владение фортепианной партией становится поддержкой для исполнителей и дирижёра. Концертмейстер может помочь хормейстеру в выборе репертуара. Работа с хором – это совместное исполнение. Если между партнёрами есть контакт, взаимопонимание и согласие, то результат будет всегда положительный. Успешность хорового исполнения зависит от взаимопонимания руководителя, хористов и концертмейстера. Помимо творческо – исполнительских проблем, нужно решать вопросы размещения на сцене, выхода – ухода, переодевания детей в концертные костюмы. Конечно, на практике обычно большую помощь оказывают активные родители. Но именно на руководителя хора и его верном помощнике концертмейстере лежит ответственность за то, чтобы дети сохранили творческий концертный настрой, коллектив полностью раскрыл свои исполнительские качества. Для успешной работы в хоровом классе необходим прочный творческий контакт руководителя хора и концертмейстера.
Любовь к своей профессии, трудолюбие, требовательное отношение к себе, как к участнику ансамбля, всё это будет способствовать творческому росту концертмейстера и росту его профессиональных качеств.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»