Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Архитектурные стили зданий Выборгской стороны

Бурковская Тамара Ярмеевна
На Выборгской стороне находятся здания различных архитектурных стилей: классицизма, барокко, эклектики, конструктивизма и т.д.
Классицизм начинает свое летосчисление с 16 века в эпоху Возрождения частично возвращается в 17 в, активно развивается и завоевывает позиции в зодчестве в 18 - начале 19 веков. Между ранним классицизмом и поздним господствующие позиции занимали стили барокко и рококо. Возврат к древним традициям, как к идеальному образцу, произошел на фоне изменения философии общества, а также технических возможностей. Несмотря на то, что возникновение классицизма связано с археологическими находками, которые были сделаны в Италии, а памятники античности находились главным образом в Риме, основные политические процессы в 18 веке происходили в основном во Франции и Англии. Здесь усиливалось влияние буржуазии, идейной основой которой стала философия просвещения, приведшая к поискам стиля, отражающего идеалы нового класса. Античные формы и организация пространства соответствовали представлениям буржуазии о порядке и правильном устройстве мира, что способствовало появлению черт классицизма в архитектуре. Идеологическим наставником нового стиля стал Винкельман, написавший в 1750—1760-х гг. работы «Мысли о подражании греческому искусству» и «История искусств древности». В них он говорил о греческом искусстве, наполненном благородной простотой, спокойной величественности, и его видение легло в основу преклонения перед античной красотой. Укрепил отношение к классицизму европейский просветитель Готхольд Эфраим Лессинг (Lessing. 1729 -1781гг.), написав труд «Лаокоон» (1766 г.) Просветители 18 века, представители передовой мысли Франции возвращаются к классике, как к направлению, обращённого против упадочного искусства аристократии, коим они считали барокко и рококо. Так же они выступали против академического классицизма, властвовавшего в эпоху Возрождения. По их мнению, архитектура эпохи классицизма, верная духу античности, не должна была означать простого повторения античных образцов, а быть наполнена новым содержанием, отражающем дух времени. Таким образом, особенности классицизма в архитектуре 18-19 веков. заключались в использовании в зодчестве античных систем формообразования, как способе выражения мировоззрения нового класса буржуазии и, в то же время, поддерживающий абсолютизм монархии. В результате в авангарде развития архитектуры эпохи классицизма находилась Франция периода Наполеона. Затем - Германия и Англия, а также Россия. Рим стал одним из главных теоретических центров классицизма.
Философия архитектуры эпохи классицизма поддерживалась археологическими исследованиями, открытиями в области развития и культуры античных цивилизаций. Результаты раскопок, изложенные в научных трудах, альбомах с изображениями, заложили основы стиля, приверженцы которого считали античность верхом совершенства, образцом красоты.
Черты классицизма в архитектуре
В истории искусства термин «классика» означает культуру древних греков 4-6 вв. до н.э. В более широком смысле он используется для обозначения искусства Древней Греции и Древнего Рима.
Черты классицизма в архитектуре черпают свои мотивы в традициях античности, олицетворением которой стал фасад греческого храма или римского сооружения с портиком, колоннадами, треугольным фронтоном, расчленение стен пилястрами, карнизами – элементами ордерной системы.
    Украшением фасадов служат гирлянды, урны, розетки, пальметты и меандры, бусы и ионики.
    Планы и фасады симметричны относительно главного входа.
   В окраске фасадов преобладает светлая палитра, при том, что белый цвет служит для акцентирования внимания на архитектурных элементах: колоннах, портиках и т.д., которые подчеркивают тектонику строения
Характерные черты классицизма в архитектуры:
- гармония, упорядоченность и простота форм, геометрически правильные объемы;
 ритм;
- уравновешенность планировки, четкий и спокойный пропорций;
- использование элементов ордера античной архитектуры: портики, колоннады, статуи и рельефы на глади стен.
Особенностью классицизма в архитектуре разных стран стало сочетание античных и национальных традиций.

Эклектика (от др.-греч. ἐκλεκτός — «выбирающий», «отбирающий») — художественное направление в архитектуре, ориентирующееся на использование в одном сооружении любых форм прошлого в любых сочетаниях; обычно имеет место в период смены больших художественных систем
В отечественной искусствоведческой литературе термин «эклектика» употреблялся часто как синоним термину «историзм». Для разграничения этих понятий и устранения в термине «эклектика» негативной смысловой коннотации, появившейся на рубеже XIX—XX веков, искусствоведы приняли термин «историзм»
Развитие эклектики в 1830-е годы свя­за­но с рас­падом эс­те­тической сис­те­мы клас­си­циз­ма и стрем­ле­ни­ем ар­хи­тек­то­ров к боль­шей твор­че­ской сво­бо­де. В архитектуре и декоративном искусстве с середины XIX века эклектика стала сложным, многосоставным псевдостилем в оформлении построек новых типов: крупных административных и зрелищных зданий, доходных домов, промышленных и транспортных сооружений. Мотивы готикиРенессанса и барокко на крупных фасадах образовывали дробную сетку декора. Свобода выбора и размещения мотивов в эклектической архитектуре подготовляла вольное изобретение мотивов в последующие периоды
От­сут­ст­вие чёт­ко сфор­му­ли­ро­ван­ных фор­маль­ных кри­те­ри­ев и час­то бес­прин­цип­ное со­еди­не­ние раз­но­род­ных эле­мен­тов вы­зы­ва­ли кри­ти­ку и при­да­ли тер­мину «эклектика» не­га­тив­ную ок­ра­ску. Тем не ме­нее эклектика ши­ро­ко ис­поль­зо­вал­ся для па­рад­но­го строи­тель­ст­ва (зда­ния музеев, те­ат­ров, во­кза­лов, тор­го­вых пас­са­жей и др.). Эклектика проявилась также в архитектуре постмодернизма XX века

Модерн (фр. moderne — современный) – особое художественное направление в искусстве, возникшее в конце XIX века. Еще одно из его распространенных названий – ар-нуво (фр. art nouveau - «новое искусство»). Основными отличительными особенностями этого стиля стал отказ от использования прямых линий и углов. Художники, работающие в данном направлении, предпочитают природные формы и мотивы
Характерные особенности стиля модерн
• Приглушенные цвета. Обычно в декорах этого стиля можно видеть светло-зеленый, лиловый, коричневый. 
• Плавность и изогнутость линий, расположенных как вертикально, так и горизонтально. 
• Лаконичность форм. Очень часто применяются шарообразные, цилиндрические и прямоугольные силуэты. 
• Синтез элементов самых разнообразных стилей. 
• Частое использование художниками и декораторами асимметричных мотивов. 
• Использование витражей.
Конструктивизм – советский авангардистский стиль в архитектуре, получивший развитие в 1920-х – первой половине 1930-х годов.
Среди особенностей конструктивизма можно отметить:
1. Монолитность.
2. Фрагментированность.
3. Всеохватность.
4. Использование стекла и бетона в строительстве.
5. Ровные цвета.
6. Богатая палитра форм.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»