Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа

Мир красок

Ломакина Нина Викторовна,
педагог дополнительного образования
ГБОУ СОШ № 276 Санкт-Петербурга
   В настоящее время наблюдается тенденция к повышению качества образования и воспитания детей. Программа нацелена на воспитание общей  культуры обучающихся, гармоничного развития личности, вырабатыванию навыков и умений в области художественного творчества и эстетического восприятия мира. Темы заданий продуманы исходя из возрастных возможностей обучающихся и согласно минимуму требований к уровню подготовки обучающихся данного возраста. Последовательность заданий в разделе выстраивается по принципу нарастания сложности поставленных задач. Некоторые темы предполагают введение краткосрочных упражнений, что позволяет закрепить полученные обучающимися знания, а также выработать необходимые навыки.
Актуальность данной программы состоит в том, что она призвана реализовать новые государственные образовательные стандарты, а также социальный заказ родителей на гармоничное интеллектуальное развитие обучающихся. Программа для данного возраста ориентирована на знакомство с различными видами изобразительного искусства, призвана развивать образное мышление и воображение обучающегося, внимание, наблюдательность, зрительную память. Программа «Мир красок» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным общеобразовательным       общеразвивающим программам в области изобразительного искусства. Она является базовой составляющей для последующего изучения изобразительного искусства. Программа направлена на создание условий для познания обучающимися приемов работы в различных материалах, техниках, на выявление и развитие потенциальных творческих способностей каждого обучающегося, на формирование основ целостного восприятия эстетической культуры.
   Данная программа рассчитана на детей в возрасте 9-10 лет, имеющих склонность к художественной деятельности, и предназначена для развития способностей обучающихся в области изобразительной творчества.
Учитывая возраст обучающихся, программа предполагает использование разных форм проведения занятий: просмотр тематических фильмов, прослушивание музыки, применение игровых приемов обучения, выполнение коллективных работ. Гибкое соединение элементов заданий позволяет чередовать задания из разных разделов, данный принцип способствует поддержанию творческого интереса к изобразительной деятельности. Программа имеет цикличную структуру, что позволяет возвращаться к изученному материалу, закрепляя его и постепенно усложняя.
   Основными формами проведения занятий являются теоретические  и практические занятия, лекции, игры, комбинированные занятия в группах. Также используются такие формы проведения занятий как занятие-путешествие, экскурсия, выставка работ.
В процессе реализации программы используются следующие технологии обучения:
  1. Технология дифференцированного обучения.
Основная задача дифференцированной организации обучения – раскрыть индивидуальность, помочь ей развиться, устоять, проявиться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Дифференцированное обучение сводится к максимальному развитию задатков и способностей каждого обучающегося.
  1. Здоровье сберегающая технология.
Организация занятий  проходит в хорошо проветренном, хорошо освещенном помещении, идет чередование разных видов деятельности, использование физкультминуток и упражнений для глаз, дозированная работа с ТСО.
  1. Информационно-коммуникативная технология.
Использование презентаций, Интернет-ресурсов.
  1. Технология группового обучения.
   При групповой форме деятельности обучающиеся делится на группы для решения конкретных  познавательных задач, каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя. Цель технологии группового обучения – создать условия для развития познавательной самостоятельности обучающиеся, их коммуникативных умений и интеллектуальных способностей посредством взаимодействия в процессе выполнения группового задания для самостоятельной работы. При реализации данной программы данная технология используется, например,  при создании тематической композиции «Сказка».
Методы  организации обучения:
1. Словесные: объяснение тем, новых терминов и понятий, обсуждение, беседа, рассказ, анализ выполнения заданий, комментарий педагога.
 2.Наглядные: демонстрация педагогом образца выполнения задания, использование иллюстраций, скульптур, зданий архитектуры, репродукций картин художников; видеоматериалы, презентации, материалы с сайтов и т.д.
3. Репродуктивный метод  – метод практического показа.
Методы обеспечивающие уровень деятельности во время обучения:
1. Объяснительно-иллюстративный – обучающиеся воспринимают и усваивают готовую информацию;
2. Репродуктивный – обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенный способ деятельности;
3. Частично-поисковый - участие обучающихся в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
4. Проектно-исследовательский – творческая работа обучающихся.
Методы,  обеспечивающие организацию деятельности обучающих во время обучения:
1. Фронтальный – одновременная работа со всеми обучающимися;
2. Коллективный – организация проблемно-поискового или творческого взаимодействия между всеми обучающимися;
3. Индивидуально - фронтальный – чередование индивидуальной и фронтальных форм работы;
4. Групповой – организация работы по группам (2-5 человек);
5. Индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий.
   Конкретные проявления определённого метода на практике – приём игры, упражнения, решение проблемных ситуаций, диалог, анализ, показ и просмотр иллюстраций, работа по образцу, тренинг. Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут пользоваться Интернетом для сбора дополнительного материала по изучению видов и жанров ИЗО, техник работы с различными материалами, а также информацию о великих художниках и их произведениях, шедеврах  изобразительного искусства,  мастерах русских народных ремесел. Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными изданиями основной, дополнительной, учебной и учебно-методической литературой по изобразительному искусству,   декоративно-прикладному творчеству и народным ремёслам, а также альбомами по искусству.
   Цель программы:  развитие у  одаренных в области изобразительного искусства обучающихся понимания художественной культуры, как неотъемлемой части культуры духовного общества. Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития обучающихся.
   Занятия изобразительным искусством - одно из самых больших удовольствий для обучающихся. Они приносят много радости и положительных эмоций, являясь источником развития творческих способностей. Особенностью возраста 9-10 лет является любознательность, желание познавать окружающую действительность, отзывчивость на «прекрасное». Имея чувственно-эмоциональный опыт и начальные знания изобразительной грамоты, ребенок способен воплотить свой замысел в творческой работе.
   Основное время на занятиях отводится практической работе, которая проводится на каждом занятии после объяснения теоретического материала. Создание творческой атмосферы на занятии способствует появлению и укреплению у обучающихся заинтересованности в собственной творческой деятельности. С этой целью педагогу необходимо знакомить обучающихся с работами художников и народных мастеров с шедеврами живописи и графики (используя богатые книжные фонды и фонды мультимедиатеки школьной библиотеки). Важной составляющей творческой заинтересованности обучающихся является приобщение детей к конкурсно-выставочной деятельности (посещение художественных выставок, проведение бесед и экскурсий, участие в творческих конкурсах).
   Несмотря на направленность программы к развитию индивидуальных качеств личности каждого обучающегося, рекомендуется проводить внеклассные мероприятия (организация выставок, проведение праздников, тематических дней, посещение музеев и др.). Это позволит объединить и сдружить детский коллектив.
   Для полноценного усвоения материала учебной программой предусмотрено введение самостоятельной работы. На самостоятельную работу обучающихся отводится 100% времени от аудиторных занятий, которые выполняются в форме упражнений к изученным темам, рисование с натуры, применением шаблонов, а также в виде экскурсий, участия обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения.

Содержание обучения:
  1. Вводное занятие. Знакомство с предметом. Охрана труда -5 часов
Теория – 4 часов
Организация рабочего места. Охрана труда.
Практика -1 час
Игры на знакомство.
  1. Знакомство с разными материалами. Упражнения. – 3 часа.
Теория – 1 час
Освоение графического языка. Изучение особенности работы с некоторыми видами графических материалов.
Практика – 2 часа.
Выполнение зарисовок (например, следы на снегу, следы птиц, людей, лыжников и т.д.). Использование  карандашей, фломастеров или гелиевых ручек.
  1. Выразительные средства композиции: точка, линии, пятна. Пейзаж в тоне. Законы композиции – 4 часа.
Теория – 1 час
Знакомство с выразительными средствами графической композиции. Изучение основных законов композиции. Знакомство с пластическим разнообразием линий. 
Практика – 3 часа.
Выполнить 3 - 4 упражнения на характер линий: волнистая, ломаная, прямая, спиралевидная и т.д. Выполнить зарисовку линейного пейзажа.
  1. Выразительные возможности цветных карандашей. Любимые домашние животные - 4 часа.
Теория – 1 час.
Знакомство с выразительными возможностями цветных карандашей  и цветовыми переходами.
Практика – 3 часа.
Выполнение рисунка по шаблону. Работа штрихом и пятном.
  1. Фактура различных графических материалов. Уголь, сангина, мел. Натюрморт бытовой. – 4 часа.
Теория – 1 час.
Освоение навыков рисования мягкими материалами, изучение технологических особенностей работы (растушевка, штриховка, затирка).
Практика – 3 часа.
Выполнение зарисовок предметов быта с натуры (мох, ракушки, камушки, грибки, цветок, горшок). Изображение простого натюрморта из 3-х предметов.
  1. Орнамент. Виды орнамента. Античная ваза.- 8 часов.
Теория – 2 часа
Знакомство с классификацией орнамента. Роль орнамента в жизни людей. Изучение вариантов греческого орнамента. Просмотр фотографий  античных ваз.
Практика – 6 часов
Вырезание античных ваз из картона.
Создание орнаментов из геометрических элементов (круг, квадрат, ромб, треугольник и др.). Украшение вазы орнаментом.
  1. Декорирование конкретной формы орнамента. Работа фломастерами и акварелью – 8 часов
Теория – 2 часа
Дать понятие о композиционном ритме. Знакомство с правилами построения простого ленточного орнамента. Национальный орнамент народов России.
 Практика – 6 часов
Выполнение эскиза орнамента шапочки, варежек, перчаток.
  1. Монотипия. Кляксография. «Космос». Знакомство с новой техникой – 4 часа.
Теория -1 час
Знакомство с новой техникой. Знакомство с понятием образ. Найти связь формы пятна с образом.
Практика – 3 часа
Создать пятно - кляксу из ограниченной палитры акварели и постараться увидеть в нем образ и дорисовать его тушью.
  1. Пушистые образы. «Облака – белогривые лошадки». Техника работы пастелью -8 часов.
Теория – 2 часа
Обучить основным приемам техники работы пастелью. Знакомство с материальностью окружающего мира. Разбеливание цветовой палитры.
Практика – 6 часов
Применение новой техники в творческих работах. Создание фантастических обрезов.
  1. Техника работы тушью и гелиевой ручкой. Буквица и шрифт. Вензель. Экслибрис. – 8 часов
Теория -2 часа
Книжная графика. Изучение буквицы, шрифта, вензеля и экслибриса.
Практика – 6 часов
Рисунок экслибриса к любому произведению. Разработка эскиза, анализ темы. Выполнение работы с использованием черного фломастера, гелиевых ручек.
  1. «Мой любимый город Питер». Историческая композиция. Свободный выбор графического материала – 8 часов.
Теория -2 часа.
Изучение последовательности работы над заданной  темой. Подбор иллюстративного наглядного материала.
Практика – 6 часов.
Разработка эскизов  композиции, вариантов тонового решения. Выполнение работы с использованием произвольного графического материала.
  1. Творческое задание «Чем и как рисует художник». Изучение живописных приемов – 4 часа.
Теория – 2 часа
Знакомство с материалами и рабочими инструментами, их свойствами и правильным использованием. Продолжать знакомить с основным живописными  приемам техники «по-сырому», лессировка, а ля-прима, пастозного и точечного письма.
Практика -2 часа
Выполнение упражнений на проведение разных штрихов, линий, мазков, заливок.
  1. Цветовой спектр. Основные и составные цвета. – 4 часа
Теория – 2 часа
Знакомство с понятием "цветовой круг”, последовательностью спектрального расположения цветов. Знакомство с основными и составными цветами.
Практика – 2 часа
Выполнение  акварелью эскизов (например, зонтик, парашют, радуга)
  1. Цветовые растяжки.  «Бабочки» - 4 часа.
Теория – 2 часа.
Изучение возможностей цвета, его преобразование (высветление, затемнение). Взаимовливание цветов. Повторение темы композиция.
Практика – 2 часа
Выполнение акварельной  декоративной композиции «Бабочки».
  1. Теплые и холодные цвета. «Аквариум» - 4 часа
Теория – 1 час
Знакомство с понятием «теплые и холодные» цвета. Составление холодной палитры цветов. Работа мазками.
Практика – 3 часов
Изображение гуашью эскизов по теме «Аквариум» в холодной гамме,  например «Веселые осьминожки», «Медузы», «Актинии», «Подводный лес».
  1. «Закат». Техника работы акварелью «вливание цвета в цвет» - 4 часа
Теория – 1 час
Техника работы акварелью «вливание цвета в цвет». Развитие и совершенствование навыков работы акварелью. Повторение темы растяжка цвета.
 Практика – 3 часов
Выполнение этюда «Закат» используя полученные знания. Самостоятельное уточнение сюжетного ряда, например «Закат над водой», «Закат в горах» и т.д.
  1. Творческое задание «Портрет мамы». Акварель и карандаш – 8 часов
Теория – 2 часа
Обогащение чувственного опыта обучающихся через эстетическое восприятие портретной живописи. Знакомство с жанром «портрет». Изучение строение головы человека, строения лица, характер женских причесок.
Практика – 6 часов
Выполнение подарочного портрета к празднику 8 марта для мамы. Работа по фотографии.
  1. Техника работы акварелью по сырому листу. «Цветы». Многообразие цветовых оттенков -8 часов
Теория – 2 часа
Развитие и совершенствование навыков работы акварелью.
Практика – 6 часов
Работа «Цветы».
  1. Техника работы акварелью «сухая кисть». Декоративный натюрморт – 4 часа
Теория -2 часа
Развитие и совершенствование навыков работы акварелью. Изучение новой техники.
Практика – 2 часа
Выполнение этюда, например, «Ветреный день». Закрепление приема «сухая кисть» изображением «Декоративного натюрморта с  птичьим гнездом».
  1. Техника работы гуашью. Выразительные особенности белой краски и её оттенков. «Зима» - 8 часов
Теория – 2 часа
Выразительные особенности белой краски и ее оттенков. Знакомство с техникой работы гуашью. Научить составлять оттенки белого цвета путем смешивания с различными цветами.
Практика – 6 часов
Выполнение этюдов композиции, например, «Белые медведи», «Айсберги», «Зайчик зимой», «Домик лесника».
  1. Птицы. Техника работы акварелью «мазками» - 8 часов
Теория – 2 часа
Техника работы акварелью «мазками». Дальнейшее развитие и совершенствование навыков работы акварелью. Изучение строения тел птиц.
Практика -6 часов
Выполнение этюдов - упражнений пестрых перьев с натуры. Выполнение творческой работы, например, «Курочка-ряба», «Попугайчики». 
  1. «Эхо войны». Творческая работа по материалам и фотографиям военных лет – 8 часов.
Теория – 2 часа
Изучение документальных материалов военных лет. В целях воспитания патриотизма, создать проект памятника павшим героям Великой Отечественной войны.
Практика – 6 часов
Написание картины на тему «Эхо войны». Творческая работа по материалам и фотографиям военных лет.
  1. Тематическая композиция «Сказка». Гуашь. – 8 часов
Теория – 2  часа
В плане развития образного мышления и воплощения умозрительного образа в зримый, по мотивам прочитанной сказки учимся законам иллюстрации.
Практика – 6 часов
Написание иллюстрационной композиции к выбранному произведению.
  1. Смешанная техника. Композиция «Четыре стихии». Эскиз батика. Акварель и воск – 7 часов.
Теория – 1 час
Учить применять разные техники и технологии в одной композиции. Изучаем особенности работы над батиком.
Практика – 6 часов
Выполнение эскизов батика на разные темы, например, «Огонь» (салют, костер, бенгальские огни, небесные светила; «Вода» (фонтан, ручей, водопад, озеро, лужа); «Воздух (мыльные пузыри, облака, ветер); «Земля» (камни, скалы, пустыня)
  1. Итоговое занятие -1 час
Практика – 1 час
Просмотр работ. Подготовка выставки.
 
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»