Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Нейтрализация ошибочных действий исполнителей во время выступлений

Егорова Елена Игоревна,
педагог дополнительного образования 
              При разборе ошибочных действий, имеющих психологическую природу происхождения, уже подчеркивалось, что методы борьбы с возникновением подобного рода ошибок находятся также в области психической деятельности человека. Но вот ошибочное действие  совершилось, да не на уроке, а на экзамене, но время концерта и т.п. Необходима его нейтрализация. Это одно из отличий действий  исполнителя на публичных выступлениях от классной работы, где  важнейшим считается выявление всех ошибок, их разбор и т.д.
            История исполнительства знает убедительнейшие примеры  разного подхода к погрешностям в исполнении. Предпочтение  вызывало эмоциональное, одухотворенное, захватывающее  непосредственностью и стихийной силой. Такому исполнителю прощается  технический брак, как А.Г.Рубинштейну, который сам о своей игре в шутку говорил, что из фальшивых нот, сыгранных им в концертах, «можно было бы составить целую концертную программу». Любой исполнитель, не теряя самообладания, любую оплошность или техническое «происшествие» должен умело  нейтрализовать, а то и использовать для успеха или замаскировать таким образом, что ошибочное действие переходит в разряд «варианта правильного  действия».
             Хотелось бы остановиться на проблемах оценок, сложности и   неоднозначности отношения к сдаче экзаменов по исполнительским  дисциплинам. Как наивно судить о творческом уровне исполнителя только по аплодисментам, так наивно оценивать потенциал  учащихся по экзаменационным оценкам. Данная тема затрагивается  только в связи с необходимостью вырабатывать, а вернее, воспитывать у учащихся психологическую устойчивость против досадных  происшествий на сцене, дабы они не были «рабами» обстоятельств,
бессознательной боязни публики и порой выходили из затруднений с достоинством победителей.
             Синдром «боязни сцены» при всех прочих условиях образуется и от ошибочных действий учителя. Постоянные строгие  «разборки» после показов, преобладание отрицательных реакций на действия ученика, гонка за наивысшими результатами и, как следствие, отсутствие «права на ошибку» способствуют у исполнителей (особенно талантливых, с обостренной чувствительностью) появлению непоборимого страха перед показом. Уже достаточно много говорилось о необходимости психологической подготовки ученика. Здесь уместно поговорить о психологической подготовке учителя. Очень часто забота о собственном авторитете вызывает и излишнюю строгость контроля, и нервозность, и необъективность оценок, т.е. почти полный набор ошибочных действий. Многое зависит и от администрации, от постановки дела в учебном заведении, от морально-этического «климата» среди коллег. Жизненные обстоятельства сложны и противоречивы, времена неизменно «тяжелые», и им необходимо противопоставить профессионализм, ответственность и честность выполнения педагогического долга. Эти качества могут противостоять любым сложностям. Много говорилось о важности правильного структурирования среды обучения и учебного сотрудничеств. Здесь подчеркивается необходимость столь же ответственного отношения к налаженному сотрудничеству педагогического коллектива. Иначе недостатки в этой области могут в конечном счете провоцировать и ошибочные действия ученика как результат нарушения комфортности его учебной и творческой деятельности.
 
          Как показывает опыт, эффективными могут быть следующие приемы:
          - Прежде всего это борьба с внешними, объективно существующими помехами, которые, по возможности, необходимо или устранять полностью, или минимизировать их воздействие, или обращать «на пользу делу».
         — Глубже прорабатывая основную правильную мысль, правильное намерение, совершенное действие, важно не оставлять в сознании обучающегося места для сомнений, туманности, компромисса.
           —  Искусственное  создание «квази-ошибок», особенно в таких областях исполнения, где они сближаются с вариантностью правильного действия. Нельзя играть фальшивые ноты, но можно специально поменять штрих, прием, темп, динамику, ритм.
           — Полезно создавать искусственные сложности для обретения легкости и свободы преодоления, временно превышая необходимую нагрузку и напряжения, т.е. повышать выносливость.
            — Если ошибка появляется явно из  подсознания, путем анализа ситуации, «нарушающих» намерений и пр., надо как бы осознать ее. Когда ситуация становится ясной, ею можно управлять. Мы должны быть в силах изменить ситуативные обстоятельства действия таким образом, чтобы они стали детерминантами, «стимулами» действий не только правильных, но и окрашенных творчеством. Безусловно, все это требует определенной и системной тренировки, заботы педагога.
             Суммируя вышесказанное, приходим к выводу, что необходимо воспитывать в молодом музыканте:
— умение ясно и отчетливо мыслить, дисциплинировать сознание во время занятий, чтобы закладывать в подсознание только «очищенные» знания и навыки;
— умение владеть своими эмоциями, умело направляя их только в русло стимуляции деятельности, избегая спонтанного торможения, готовя свою эмоциональную сферу к оптимальному состоянию еще до начала исполнения;
— желание внимательно наблюдать мир, окружающую действительность, иными словами, склонность к естественному процессу учения «на чужих ошибках», что поможет избегать своих, если помнить о своеобразной «заразности» ошибочных действий;
— своеобразную «помехоустойчивость» от внешних мешающих и отвлекающих факторов, особенно в  стрессогенной  ситуации  публичного выступления, одновременно углубляясь в свои действия, чутко улавливать все значимые сигналы извне, никогда не отключая «обратную связь»;
— психологическую выносливость, без которой нет возможности исполнять произведения крупной формы, вести активную исполнительскую деятельность.
              Очень важна роль педагога — своеобразного контролера, судьи и Наставника. Педагог не должен демонстрировать каждый раз перед учащимся свою собственную персону, ибо это путь авторитарного обучения.
               Педагогу необходимо постигать внутренний мир ученика для того, чтобы правильно дозировать меру своего вмешательства в очень тонкий и сложный процесс формирования личности молодого музыканта; очень чутко контролировать, учитывая многие  индивидуальные особенности ученика, как на его поведение влияют внешние факторы; анализировать «косвенные  улики», проявления подсознания. И наконец, профессионально дозировать меру и способ воздействия, правильно сориентировать учащегося, по  какому пути нужно ему двигаться, чтобы самому и с наилучшим успехом найти вариант «правильного», рационального, творческого достижения поставленной цели.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»