Нейтрализация ошибочных действий исполнителей во время выступлений
Егорова Елена Игоревна,
педагог дополнительного образования
При разборе ошибочных действий, имеющих психологическую природу происхождения, уже подчеркивалось, что методы борьбы с возникновением подобного рода ошибок находятся также в области психической деятельности человека. Но вот ошибочное действие совершилось, да не на уроке, а на экзамене, но время концерта и т.п. Необходима его нейтрализация. Это одно из отличий действий исполнителя на публичных выступлениях от классной работы, где важнейшим считается выявление всех ошибок, их разбор и т.д.педагог дополнительного образования
История исполнительства знает убедительнейшие примеры разного подхода к погрешностям в исполнении. Предпочтение вызывало эмоциональное, одухотворенное, захватывающее непосредственностью и стихийной силой. Такому исполнителю прощается технический брак, как А.Г.Рубинштейну, который сам о своей игре в шутку говорил, что из фальшивых нот, сыгранных им в концертах, «можно было бы составить целую концертную программу». Любой исполнитель, не теряя самообладания, любую оплошность или техническое «происшествие» должен умело нейтрализовать, а то и использовать для успеха или замаскировать таким образом, что ошибочное действие переходит в разряд «варианта правильного действия».
Хотелось бы остановиться на проблемах оценок, сложности и неоднозначности отношения к сдаче экзаменов по исполнительским дисциплинам. Как наивно судить о творческом уровне исполнителя только по аплодисментам, так наивно оценивать потенциал учащихся по экзаменационным оценкам. Данная тема затрагивается только в связи с необходимостью вырабатывать, а вернее, воспитывать у учащихся психологическую устойчивость против досадных происшествий на сцене, дабы они не были «рабами» обстоятельств,
бессознательной боязни публики и порой выходили из затруднений с достоинством победителей.
Синдром «боязни сцены» при всех прочих условиях образуется и от ошибочных действий учителя. Постоянные строгие «разборки» после показов, преобладание отрицательных реакций на действия ученика, гонка за наивысшими результатами и, как следствие, отсутствие «права на ошибку» способствуют у исполнителей (особенно талантливых, с обостренной чувствительностью) появлению непоборимого страха перед показом. Уже достаточно много говорилось о необходимости психологической подготовки ученика. Здесь уместно поговорить о психологической подготовке учителя. Очень часто забота о собственном авторитете вызывает и излишнюю строгость контроля, и нервозность, и необъективность оценок, т.е. почти полный набор ошибочных действий. Многое зависит и от администрации, от постановки дела в учебном заведении, от морально-этического «климата» среди коллег. Жизненные обстоятельства сложны и противоречивы, времена неизменно «тяжелые», и им необходимо противопоставить профессионализм, ответственность и честность выполнения педагогического долга. Эти качества могут противостоять любым сложностям. Много говорилось о важности правильного структурирования среды обучения и учебного сотрудничеств. Здесь подчеркивается необходимость столь же ответственного отношения к налаженному сотрудничеству педагогического коллектива. Иначе недостатки в этой области могут в конечном счете провоцировать и ошибочные действия ученика как результат нарушения комфортности его учебной и творческой деятельности.
Как показывает опыт, эффективными могут быть следующие приемы:
- Прежде всего это борьба с внешними, объективно существующими помехами, которые, по возможности, необходимо или устранять полностью, или минимизировать их воздействие, или обращать «на пользу делу».
— Глубже прорабатывая основную правильную мысль, правильное намерение, совершенное действие, важно не оставлять в сознании обучающегося места для сомнений, туманности, компромисса.
— Искусственное создание «квази-ошибок», особенно в таких областях исполнения, где они сближаются с вариантностью правильного действия. Нельзя играть фальшивые ноты, но можно специально поменять штрих, прием, темп, динамику, ритм.
— Полезно создавать искусственные сложности для обретения легкости и свободы преодоления, временно превышая необходимую нагрузку и напряжения, т.е. повышать выносливость.
— Если ошибка появляется явно из подсознания, путем анализа ситуации, «нарушающих» намерений и пр., надо как бы осознать ее. Когда ситуация становится ясной, ею можно управлять. Мы должны быть в силах изменить ситуативные обстоятельства действия таким образом, чтобы они стали детерминантами, «стимулами» действий не только правильных, но и окрашенных творчеством. Безусловно, все это требует определенной и системной тренировки, заботы педагога.
Суммируя вышесказанное, приходим к выводу, что необходимо воспитывать в молодом музыканте:
— умение ясно и отчетливо мыслить, дисциплинировать сознание во время занятий, чтобы закладывать в подсознание только «очищенные» знания и навыки;
— умение владеть своими эмоциями, умело направляя их только в русло стимуляции деятельности, избегая спонтанного торможения, готовя свою эмоциональную сферу к оптимальному состоянию еще до начала исполнения;
— желание внимательно наблюдать мир, окружающую действительность, иными словами, склонность к естественному процессу учения «на чужих ошибках», что поможет избегать своих, если помнить о своеобразной «заразности» ошибочных действий;
— своеобразную «помехоустойчивость» от внешних мешающих и отвлекающих факторов, особенно в стрессогенной ситуации публичного выступления, одновременно углубляясь в свои действия, чутко улавливать все значимые сигналы извне, никогда не отключая «обратную связь»;
— психологическую выносливость, без которой нет возможности исполнять произведения крупной формы, вести активную исполнительскую деятельность.
Очень важна роль педагога — своеобразного контролера, судьи и Наставника. Педагог не должен демонстрировать каждый раз перед учащимся свою собственную персону, ибо это путь авторитарного обучения.
Педагогу необходимо постигать внутренний мир ученика для того, чтобы правильно дозировать меру своего вмешательства в очень тонкий и сложный процесс формирования личности молодого музыканта; очень чутко контролировать, учитывая многие индивидуальные особенности ученика, как на его поведение влияют внешние факторы; анализировать «косвенные улики», проявления подсознания. И наконец, профессионально дозировать меру и способ воздействия, правильно сориентировать учащегося, по какому пути нужно ему двигаться, чтобы самому и с наилучшим успехом найти вариант «правильного», рационального, творческого достижения поставленной цели.