Эссе
На пути творчества
Автор – И.И. Кройтор, педагог, художник,
Руководитель изостудии «Линия»
Центра Творчества Юных
г. Гатчина;
Редакция - Н.Ю. Воронцова, методист
Государственного бюджетного
учреждения дополнительного
образования Дома детского
творчества Пушкинского района
Санкт-Петербурга «Павловский»
Гатчина, 2019
Руководитель изостудии «Линия»
Центра Творчества Юных
г. Гатчина;
Редакция - Н.Ю. Воронцова, методист
Государственного бюджетного
учреждения дополнительного
образования Дома детского
творчества Пушкинского района
Санкт-Петербурга «Павловский»
Гатчина, 2019
«Творчество является выражением смысла жизни»
Н.К. Рерих
ВВЕДЕНИЕН.К. Рерих
Становление личности педагога - художника и его педагогической деятельности проходит в тесной связи с деятельностью учащихся. Самореализация педагога происходит через успехи и результаты учащихся, через собственное творчество и повышение профессионализма и повышения авторитета педагога. Ребенок, как и взрослый ученик, не знают своих возможностей, своих пределов. Педагогу необходимо выяснить и развить возможности учащихся в соответствии с их природными данными, образовывая особую, комфортную, открытую образовательную среду, смысл которой в том, что развитие каждого ученика индивидуально, ведь в дополнительном образовании не существует жестко закрепленных стандартов, которых нужно достигнуть и остановиться. То есть развитие может идти неограниченно глубоко и широко.
Поиск себя продолжается в искусстве, в профессии, в обществе непрерывно в течение всей жизни, как у педагога, так и у учеников.
Это выражается в приобретении профессиональных навыков, умения выражать себя через искусство, общаться в коллективе, личностном развитии, получении опыта социальной деятельности. Для того, чтобы все это успешно состоялось, я руководствуюсь следующими принципами.
ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ В ИЗОСТУДИИ
1. Знакомство. Первое занятие.
На первом занятии я знакомлюсь со способностями нового ученика. Если есть домашние работы, знакомлюсь с ними. На их основе делаю выводы о возможностях учащегося на сегодняшний день. Если работ нет, я даю задание на свободную тему и предоставляю выбор в материале. Получая готовую работу, я делаю выводы о возможностях ребенка и только после этого предлагаю учащемуся «индивидуальный образовательный маршрут» занятий, основываясь на: 1) его возрасте; 2) его возможностях; 3) его целях и др.
Цели могут быть разными: от проведения досуга, получения основных навыков рисования, развития и обогащения своего собственного внутреннего мира - без связи своей будущей профессии с искусством, до поступления в художественную школу (среднее или высшее учебное заведение, что зависит от возраста).
2. Свобода.
Есть дети, которые в силу своих природных наклонностей могут часами рисовать не уставая. Есть дети, которые не могут работать долго, быстро устают. Такая разница во времени выполнения работы допускается в изостудии как индивидуальная способность к самовыражению. Главное – сохранить у ребенка желание рисовать!
Допустим, учащийся 11-12 лет очень любит рисовать, но не собирается поступать в художественную школу, а о выборе профессии он еще не задумывался. Тогда я могу предложить в силу данного возраста задания на личностное или профессиональное развитие: постановка руки, глазомера, знакомство с перспективой, пропорциями, основами рисунка (построение геометрических тел: куба, шара, конуса и т.д.); знакомство с основами живописи (колорит, теплые и холодные цвета, цвет и его оттенки, и пр.).
В живописи учащегося необходимо научить смешивать краски, понимать колорит и др. Композиция дает возможность грамотно сочетать тоновые и цветовые пятна, чувствовать статику и динамику. Но если это кажется непосильным, а такое тоже бывает, несмотря на возраст, то я даю более простые упражнения и техники: познакомиться с видами штриха, сделать тоновую и цветовую растяжку. Предлагаю попробовать себя в различных техниках: граттаж, монотипия, рисование черной и белой гелевой ручкой, черной тушью, угольным карандашом, сепией, пастелью, знакомлю со стилизацией (см. Приложение).
Свобода автора произведения заключается в выборе темы, материалов, формата. Моя роль, как наставника, сводится к тому, чтобы указать верный выбор. А в случае неправильного выбора, например, бумаги для акварельной техники, указать будущие негативные последствия в работе. Ребенок в итоге учится и на собственных ошибках, если не прислушается к подсказке педагога.
Каждому ребенку дано свое, ни на кого непохожее мироощущение, свойства психики, характера. Природные данные тоже все разные! Один – живописец, а другой – график. Один тяготеет к реализму, а другой – к декоративному мышлению. И выбор, на мой взгляд, зависит не столько от личного желания самого человека, сколько от его заложенных природных способностей.
Однако, несмотря на данный принцип, существуют и ограничения свободы выбора. Например, если ребенок предпочитает рисовать только цветными карандашами или мелками целый учебный год, то вот здесь вступают ограничения. Я предупреждаю родителей и детей, что в том случае, если они будут работать одними и теми же материалами, то интерес к рисованию может пропасть.
Разнообразие материалов не только раскрывает способности учащихся, но и способствует устойчивому интересу к любимому делу. Я стараюсь мягко настаивать на применении различных материалов. Например, прошу родителей купить акварельные краски. И ребенок начинает изучать незнакомый материал.
В этом выражается ограничение свободы автора. За правильное направление ученика отвечает педагог. Я считаю, что без правильного направления ученика не будет и его правильного развития.
Лет с 11 наступает время подниматься на более сложный уровень, осваивать основы реалистического искусства рисунка и живописи. Если учащемуся уже 11-12 лет, а то и больше, и он отказывается изучать основы реализма, я обязательно рассказываю ему о том, зачем ему необходимо изучать основы реализма, но ему предоставляется свобода выбора. В том случае, если учащийся желает рисовать только для себя, для получения морального удовлетворения, то он делает свой выбор в отношении темы, формата и материала. В итоге, работы у него могут быть на хорошем любительском уровне в таких жанрах, как бытовой, портретный, религиозный, анималистический и др.
Многие дети, студенты, как и взрослые люди, обычно занимаются в студии в течение нескольких лет. Обычно дети, которые приходят с 6-7 лет, учатся 3-4 года, а затем желающие поступают в художественную школу. Дети среднего возраста, вырастая, поступают в различные средние учебные заведения, и иногда перестают посещать занятия в студии. Но они уходят с опытом рисования, которое обогатило их внутренний мир, расширило кругозор, может помочь найти себя в профессии, не обязательно художника. Они могут воспользоваться полученным опытом и для того, чтобы сделать другу, родителям, любимым людям лучший подарок – картину, написанную своими руками, поздравительную открытку к празднику, двойной портрет с другом, портрет любимого героя или двойной портрет супругов, срисованный со свадебного фото! Девочки-подростки и юноши часто обращаются к такому варианту подарка.
3. Не спешить!
Вспомним слова известного русского художника Н.К. Рериха: «Количество ничто перед качеством». Итак, главная цель работы - ее качество, но не быстрота! Здесь необходимо учесть психологические особенности ребенка – быстрый или медлительный, его здоровье, особенно зрение. Я предупреждаю о том, что конкретное задание должно быть выполнено, например, за 6 часов. Однако в изостудии программа дополнительного образования является гибкой, допускается вариативность, что позволяет учитывать личные особенности ребенка. Творчество – это желание творить, вдохновенное состояние души! Поэтому начинающий художник должен помнить о качестве своей работы и только потом об ограничении времени. В изостудии важно создать свободную творческую атмосферу, в отличие от школы, где программа диктует время исполнения работы и это считается очень важным условием.
4. Микроклимат в группе.
На протяжении двенадцати лет моей работы набирается по две группы, в каждой примерно 10-12 человек. Ученики в группах различного возраста – от 6 лет и старше, без ограничения возраста. Несмотря на разницу в возрасте, микроклимат в группах всегда доброжелательный и дружественный. В основном, большинство детей, подростков и уже совсем взрослых людей, приходят не только с желанием рисовать, но и проявляют или учатся таким личным качествам, как воспитанность, честность, порядочность, умение вести себя в коллективе, владеть своими эмоциями, радоваться успеху другого, учиться у тех, кто лучше рисует.
Также, общаясь с родителями, я всегда прошу родителей хранить детские работы, оформлять ими интерьер квартиры, чтобы ребенок чувствовал и понимал важность своего труда. В основном, видишь перед собою культурных и ответственных людей, которые умеют уважать труд своего ребенка, достойно хранят детские работы, заинтересованы в положительном итоге, с которыми можно решить важные вопросы, например, оформление выставки. Представление результатов работы во многом зависит от родителей!
Я всегда ставлю доброжелательные отношения между педагогом и учащимся, как и между всеми учащимися, на первое место, потому что считаю, что это главное условие для успешной работы. И радуюсь тому, что ученики между собой общаются и дружат.
И здесь важно сказать о дисциплине. Дисциплина на занятии или уроке – важная задача. И не так часто встречаешься с идеальной дисциплиной. Но могу сказать, что у нас в студии никогда не было больших проблем. Почему? Потому что приходят учиться те, кому это интересно, и идет постоянное саморазвитие. В итоге я практически не трачу время на дисциплину!
5. Критика как условие совершенствования.
Попадая в творческую, открытую образовательную среду, ребенок, как и взрослый человек, чувствует себя в необычной среде, в которой он раскрывает свои способности, где его не удерживают ограничения во времени, ограничения навязанных стандартов, недоброжелательная критика.
Я приучаю учащихся к критике, считая критику необходимым условием на пути к совершенствованию. Часто привожу примеры из собственного творческого опыта. Объясняю, что каждая их работа будет обсуждаться сначала у нас, в изостудии, а затем в семье, в кругу друзей, что с критикой они встретятся на каждой своей выставке.
Я говорю о плюсах и минусах каждой работы, прошу помочь мне в этом всех членов группы. Объясняю, зачем нужно делать анализ работы. Никогда не смеюсь и не иронизирую сама и не даю это делать другим. И всегда прошу прощения, если у меня получится ранить чьи-либо чувства. Уважение к чужому творчеству – это уважение и к самому себе. Говорю детям о том, что критика всегда должна быть доброжелательной и основанной на большем знании. К критике надо привыкнуть и научиться не обижаться.
Однако нужно помнить и то, что критика критике – рознь. Надо уважать профессиональную и доброжелательную критику, уметь отличить критику от критиканства, профессионализм от дилетантства. К критиканству не нужно прислушиваться.
6. Разнообразие перед глазами!
Какие мы все разные! Различный возраст, дарования, характеры, цели, отношение к искусству! Маленькие дети видят работы взрослых, видят примеры, к чему можно стремиться. Дети удивляются тому, что взрослые рисуют предметы так, как «в жизни», как их отражение в зеркале, а взрослые удивляются талантам маленьких детей. Иногда у маленькой девочки лет девяти натюрморт с натуры в технике акварели по-сырому получается более живым, воздушным, чем у подростка, у маленькой девочки в раннем возрасте проявился талант акварелиста!
Кто-то предпочитает живописным материалам графические. Растет и делает свой выбор будущий график! И пробует различные графические мягкие материалы: сепия, сангина, уголь. Кроме этого, изучает технику работы с черной тушью, белой и черной гелевыми ручками, монотипию и др.
Можно и во взрослом состоянии не быть расположенным к реализму. Тогда выручают стилизованные двухмерные композиции, которые даются легче. Тем не менее на них тоже научишься видеть тон и цвет, композицию и колорит.
Разнообразие идет на пользу, как детям, так и уже совсем взрослым людям. Такое возрастное смешение имеет свои преимущества. Взрослые показывают маленьким художникам, как нужно серьезно относиться к творчеству, показывают пример усидчивости и успешности.
7. Дети стремятся к совершенству!
Дети, как и взрослые, стремятся к совершенству! Стремятся по-разному. И смотрят на свои работы критически, оценивая их и сравнивая с другими. Понимают, что кто-то рисует лучше… Но не все понимают, что путь в искусстве – путь упорной и длительной работы! И путь, как и сроки успехов, тоже свой. Есть одаренные дети, которые идут к совершенству, в которых природа вложила настоящий талант. Таких детей у нас называют маленькими гениями. Аня Замотаева пришла ко мне в студию в 7 лет. Множество ее детских работ невозможно было не оценить. Она рисовала постоянно! Помню ее живописные многофигурные композиции, которые удивляли чувством колорита, верными пропорциями, динамичностью фигур. Ее портреты были также очень живыми и характерными. Но особенно меня поражало ее внутреннее чувствование акварельной техники. Ее акварельные работы были сочными, живописными, выполненными как бы на одном дыхании, как того и требует данная техника. Природа ее одарила талантом акварелиста! Анна сразу поразила своей одаренностью и знанием того, что она хочет в будущем. Как-то она сказала мне, что хочет, как и я, преподавать рисование. После трехлетнего обучения в изостудии Аня блестяще сдала экзамены и поступила в художественную школу, а сейчас она уже закончила первый курс Санкт-Петербургской Академии художеств.
Еще один пример, когда ребенок настойчиво идет к своей цели в течение нескольких лет - Юлия Чернышева. Юлия училась в изостудии 4 года, затем поступила в художественную школу. В этом году успешно закончила художественную школу, и сейчас готовится к поступлению в Санкт-Петербургское художественное училище им. Н.К. Рериха. Юлия не только мечтала, но и своими действиями доказывала, что хочет поступить в серьезное учебное художественное заведение в Санкт-Петербурге, чтобы стать профессиональным художником. Кроме студии, где дополнительно занималась рисунком и живописью, посещала дополнительные занятия. Но меня уже два года назад удивило не только ее стремление лучше рисовать, но ее богатый внутренний мир, серьезные рассуждения на самые различные и «взрослые» темы. Я тогда сделала для себя вывод, что эта девочка сможет стать настоящим художником, так как настоящий художник, на мой взгляд, это человек думающий, мыслящий, с широким кругозором, отзывчивой душой, выражающий чаяния людей, как, например, художники Репин, Куинджи, Перов и др. Иначе можно просто рисовать, но не быть истинным выразителем своего народа.
По прошествии двух лет, Юлия выросла и стала мыслить еще более оригинально и критично. И ее творчество приобрело более уверенный характер. Сейчас Юлия подает большие и серьезные надежды на то, что искусство, настоящее искусство, будет жить!
7. Роль рабочего кабинета.
На первом же занятии во время первой беседы с детьми и их родителями я всегда обращаю их внимание на наш кабинет. В кабинете всегда много естественного света, т.к. окна расположены по обе стороны. Хорошее утреннее и дневное освещение необходимо для художника. Мы работаем с 11 утра и до 14 дня. В темное время суток занятия не ведутся, так как художник должен ясно видеть цвет и его оттенки. Также в кабинете не только светло, но и тепло, что создает уютную рабочую атмосферу. На стенах висят плакаты «Пропорции», «Стилизация», «Перспектива» и т.д. Плакаты – это то, с чем я работаю на каждом занятии. Также в кабинете находятся драпировки, маски человека, розетки, маска льва, фигура Венеры, слепки с головы Давида. Богатый натюрмортный фонд позволяет работать с натуры. В дополнение для начинающих художников есть и гипсовые геометрические тела: шар, куб, конус, цилиндр и др. В течение двенадцати лет постоянно обновляются столы, мольберты и натюрмортный фонд. Софиты помогают в работе для более контрастного освещения предметов, выявления формы. Маленькие дети работают за столами, а подростки и более старшие за мольбертами. Детям и мне приятно и легко работать в правильно оформленном кабинете.
8. Изучение основ истории искусств
Известно, что когда Николай Константинович Рерих был директором Общества Поощрения Художеств, он уделял много внимания изучению истории искусств. И считал эти знания очень важными для художника. Я также во время занятий рассказываю о жизни и деятельности различных художников. Обращаю внимание учащихся на то, где и у кого учился известный художник; рассказываю о его личной жизни, например, о том, что Тропинин был крепостным художником; о жизненном выборе Федотова; о трудной жизни Левитана и его ранней смерти... Говорю на примерах художников, что путь искусства не бывает легким, а наоборот, это путь самоотдачи и служения. Этим воспитывается уважение к труду художника и воля к преодолению трудностей.
РОЛЬ ПЕДАГОГА В ОЦЕНИВАНИИ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЕТЕЙ.
Я, как педагог, учусь понимать жизнь в ее многообразии через своих учеников. За двадцать один год педагогического стажа я лучше стала понимать детей, их мотивы и потребности, чувства и эмоции. Часто я ловлю себя на мысли, что могу легко сразу увидеть потенциал ученика. Но…
М. проучился в студии уже четыре года. Сейчас можно говорить о его заслуженных успехах, так как он проявил свою волю, целеустремленность, усидчивость и огромное желание научиться рисовать. Первый год, как и второй, не дали видимых результатов. Но М. не ушел. И в начале третьего года обучения впервые появились успешные работы. Теперь М. занимается построением предметов, лучше понимает роль цвета в живописи, использует различные техники. Его успехи - это в первую очередь его самодисциплина и труд. Этот пример меня заставил сделать вывод: следует всегда давать шанс тому, кто этого хочет сам! Никогда нельзя делать выводы заранее, так как практика показывает, что каждый целеустремленный человек может добиться многого.
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Для себя я сделала однозначный вывод о том, что человек, несмотря на возраст, профессию и многое другое, может раскрыть свой потенциал только тогда, когда он попадет в подходящую, «свою» среду. Когда совпадают цели ученика и учителя, когда налажен индивидуальный внутренний контакт, когда педагог, как и его ученик, уважительно и с доверием, заинтересованно относятся друг к другу.
Педагог, как организатор образовательного процесса, влияет на микроклимат в группе, а значит, и на то, как себя чувствует ребенок в этой среде – комфортно или дискомфортно. Когда ученик видит высокий результат, который может выражаться в удачной работе, участии в выставке, победе в конкурсе, происходит повышение его самооценки, а также и самооценки педагога. Поэтому педагог должен не только предлагать участие в конкурсах и выставках, но и помогать их организовывать.
В изостудии ставятся и решаются такие задачи, как развитие личных качеств -памяти, интеллекта, воображения, критического мышления; профессиональное развитие - знакомство с мировым художественным искусством, развитие эстетических чувств, раскрытие индивидуальных художественных способностей; получение опыта социально-полезной деятельности – организация и участие в выставках различного уровня, профориентирование и др.
Вспоминаю, как на открытии одной из очередных выставок, одна из моих учениц сказала: «А я и не знала, что умею так хорошо рисовать!» На мой взгляд, одна из задач педагога научить детей видеть и оценивать свои успехи.
Благодаря принципу свободы, отсутствия ограничений при освоении программы, ученик и педагог чувствуют себя комфортно и естественно на занятиях. Я организую педагогический процесс, сама разрабатываю программу, выбираю методику преподавания, в основе которой лежит преемственность опыта, определяю индивидуальные «образовательные маршруты» во взаимодействии с детьми и их родителями и др.
Я так же, как и мои ученики, участвую в различных конкурсах и выставках. Одним из последних моих достижений было участие и получение Диплома в конкурсе «Кубок Санкт-Петербурга». Моя пастельная работа заняла первое место. Также регулярно провожу персональные выставки. Последняя моя выставка состоялась в 2018 году в г. Пушкине (Санкт-Петербург).
Я благодарю Анну Владимировну Козлову, директора Центра Творчества Юных г.Гатчины, за помощь и поддержку в работе, сотрудников Детской библиотеки г. Гатчины, Историко-мемориального музея им. П.Е.Щербова, Музея истории Гатчины. Благодаря этому сотрудничеству, ученики изостудии «Линия» имеют возможность показывать свои работы для широкой аудитории.
Юбилейная выставка изостудии «Линия» в 2017 году, к десятилетию работы
в Центре Творчества Юных г.Гатчины
Список источников
- «Об образовании в Российской Федерации»: Федеральный закон от 29.12.2012 N273-ФЗ//https://rg.ru/2019/08/
- «Концепция развития дополнительного образования»: Распоряжение правительства РФ от 04.09.1014 N1726-p//http://www.pravo.gov.ru, 08.09.2014.
- «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам»: Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 N196 // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_312366/
- Аллекова, Е.М. Живопись. – М.: Слово, 2018.
- Андрюкова, М. Ю. Значение художественно-эстетического воспитания в системе дополнительного образования детей // Педагогическое мастерство: материалы Международной научной конференции (г. Москва, апрель 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 203–206. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/22/2221/
- Беда, Г. Живопись и ее изобразительные средства. – М., 1977.
- Гаптилл, А.Л. Работа пером и тушью. – Минск: Поппури, 2001.
- Герчук, Ю.Я. Что такое орнамент? – М.,1998.
- Голубева, О. Л. – Основы композиции. Издательство В. Шевчук, 2014.
- Козырева, М. В. Значение художественно-эстетического воспитания детей в дополнительном образовании //ПИРАМИДКА http://piramidka.net/2014/12/14/
- Ли, Н.Г. Рисунок. Основы учебного академического рисунка. Эксмо, 2017.
- Ли, Н.Г. Голова человека. Основы учебного академического рисунка, Эксмо, 2009.
- Одноралов Н.В. «Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве. – М.,1983.
- Ревякин, П.П. Техника акварельной живописи. – М.: Архитектура, 2017.
- Система дополнительного художественного образования и её роль в эстетическом воспитании детей. Allbest https://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00354577_1.html