Конспект занятия по журналистике
Оформление газет: основные понятия и правила
газетной верстки, создание макета
педагог дополнительного образования ГБОУ Лицей № 395
Красносельского района Санкт-Петербурга
Пояснительная записка
Объединение: «Газетная журналистика»
Направленность: социально-педагогическая
Год обучения: 1
Краткая характеристика группы: обучающиеся 5 -9 классов, 15 человек
Тип занятия: усвоение новых знаний и способов действия
Материально-техническое обеспечение: проектор, интерактивная доска, компьютер, магнитная доска, столы, стулья.
Методическое обеспечение: презентация, тексты рецензий, фотографии и рисунки, две модульные сетки формата А1, карточки новых понятий, клей, ножницы, карточки с фразеологизмами.
Организация пространства: работа в 2-х группах
Цель занятия: ознакомить детей с основными понятиями и правилами газетной верстки, создать макет газеты.
Задачи: обучающие:
- познакомить обучающихся с процессом оформления газеты;
- познакомить с основными понятиями газетной верстки;
- дать представление о правилах создания макета газеты.
- создать ситуацию, способствующую развитию эстетического вкуса;
- способствовать развитию умения планировать результат;
- развивать способность обосновывать свою точку зрения.
- воспитывать доброжелательное отношение обучающихся друг к другу;
- воспитывать умение работать в команде.
Предметные:
- знакомство с понятием верстка и новыми терминами - модульная сетка, заголовочная часть, колонки, «висячая строка».
- развитие навыка оперировать новыми терминами в процессе дискуссии.
- знакомство с правилами верстки и создания макета газеты.
- практическое использование полученных знаний при создании макета газеты.
формирование регулятивных УУД:
- формирование умения слушать и понимать;
- формирования умения прогнозировать результат;
- формирование умения определять цель деятельности на занятии;
- формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию;
- формирование умения обобщать и делать выводы;
- формирование способности творчески решать поставленную задачу.
- формирование умения оформлять свои мысли в устной форме;
- формирование навыков сотрудничества и умения работать в группе.
- формирование мотивации к обучению;
- формирование умения толерантно относится к мнению других.
Структурный элемент занятия |
Продол- житель-ность, (мин) |
Реализуемая задача | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Методы, приемы и формы обучения | Планируемые результаты | |
предметные | УУД | ||||||
Организацион-ная часть | 2 |
Подготовка к началу занятия, включение в деловой ритм. |
Приветствие гостей, обучающихся. Организация работы в 2-х группах. |
Подготовка к работе, рассадка на 2 группы. | устное сообщение |
Формирование позитивного настроения, стимулирование интереса к занятию. |
Коммуникативные:
|
Актуализация знаний | 3 |
Формулировка темы, через анализ проделанной ранее работы. |
Демонстрирует выпуски «Лицейского вестника» и просит найти общие черты. Наводящими вопросами выводит на тему занятия. |
Рассматривают выпуски газеты, делятся наблюдениями. Отвечают на вопросы. Высказывают предположения относительно общих черт (единое оформление, блочность, тематичность). В процессе беседы выходят на тему занятия. |
дискуссия |
Развитие умения определять единый стиль оформления газеты -сравнивать печатные издания и выделять общие черты. Знакомство с понятием верстка газеты. |
Познавательные:
|
Основная часть - теоретическая часть - практическая часть |
30 7 23 |
Знакомство с основными понятиями газетной верстки, процессом оформления газеты. Изучение правил создания макета газеты. Создание макета газеты, опираясь на полученные теоретические знания. Создание ситуации, способствующей развитию умения планировать результат. Воспитание доброжелательного отношения друг к другу, умения работать в команде. |
Демонстрирует презентацию и рассказывает об основных понятиях и правилах верстки газет, объясняет правила создания макета газеты. Объясняет правила работы в группах, следит за ходом выполнения заданий. |
В процессе знакомства с новым теоретическим материалом, обучающиеся коллективно создают макет газеты, используя ножницы и клей. Размещают предложенный материал в модульной сетке, соблюдая правила верстки и опираясь на классификацию значимости статей. |
Демонстра-ция презентации, наглядного материала (газет), беседа Применение знаний на практике – дидактичес-кая игра «Верстка» |
Знакомство с новыми терминами и понятиями – модульная сетка, заголовочная часть, колонки, «висячая строка». Создание макета газеты, практическое закрепление полученной теоретической информации. |
Познавательные:
|
Закрепление полученных знаний | 7 |
Повторение изученных терминов через анализ полученных результатов. Развитие способности обосновывать свою точку зрения. |
Предлагает обучающимся проанализировать работу каждой группы и дать анализ полученным макетам, оперируя новыми терминами. |
Обсуждают готовые макеты, доказывают свою точку зрения, используют новые термины. | дискуссия | Закрепление полученных знаний – развитие навыка использования новых терминов в процессе дискуссии. |
Познавательные:
|
Заключительная часть, рефлексия | 3 | Оценка работы на занятии. | Предлагает провести познавательную и личностную рефлексию. | Выставляют оценку своей работы на занятии. | дискуссия | Обучающиеся вырабатывают навык критические относится к собственной работе. |
Регулятивные:
|
Конспект занятия
Организационная часть:
Педагог: Здравствуйте ребята! Сегодня на занятии присутствуют гости. Для нашего направления деятельности это хорошо. Журналисты должны уметь работать в разных ситуациях, уметь побороть стеснение и смущение перед незнакомыми людьми. Поэтому будем считать, что это дополнительная тренировка. Сегодня на занятии я разделила вас на 2 команды, чтобы провести небольшую игру. О том, какую, сообщу немного позже.
Актуализация знаний:
Педагог: Обратите внимание на газеты, которые я принесла. Здесь несколько выпусков «Лицейского вестника». Посмотрите внимательно и скажите, что объединяет все эти газеты?
Обучающиеся: (ожидаемый ответ) Единый стиль оформления, тематика (каждый номер посвящен одной теме), название, материалы размещены блоками.
Если обучающиеся не дают правильные ответы, наводящими вопросами выводим их на правильную мысль.
Педагог: Все что мы перечислили – это правила оформления газеты, или правила газетной верстки. Именно изучению этих правил посвящено наше занятие. (Презентация – слайд 1)
Основная часть:
Педагог: А кто знает, что такое верстка?
Обучающиеся: (ожидаемый ответ) Размещение материала в газете в определенной последовательности.
Если обучающиеся не дают правильные ответы, даем правильный ответ.
Педагог: (Презентация - слайд 2) Обратите внимание на доску. Здесь набор заголовков, картинок, текста, фотографий. Он не несет информационной нагрузки – ни о чем не сообщает. А сейчас? Если мы разместим все в определённом прядке, то получаем удобную для чтения газету. То есть монтаж макета из составных элементов: текста, заголовков, таблиц, иллюстраций, и называется верстка. Новое понятие верстка отправляю на доску (закрепляем карточку понятием «верстка» на магнитную доску)
Педагог: У вас на столах лежат газеты – это периодические издания. Обратите внимание, чем они отличаются? Самый явный признак?
Обучающиеся: (ожидаемый ответ) Размер или формат.
Если обучающиеся не дают правильные ответы, просим назвать еще признаки или наводящими вопросами выводим на нужный результат.
Педагог: Все что мы перечислили - это правильно. Но самое яркое отличие – размер или формат (закрепляем понятие «формат» на магнитную доску). (Презентация – слайд 3) Какие у нас бывают форматы газет? Формат А2. Найдите газету такого формата у вас на столах.
Обучающиеся: (ожидаемый ответ) Санкт-Петербургские ведомости
Педагог: Правильно. Форматом А2 часто выходят для центральные городские и областные газет. Следующий формат А3 – это основной газетный формат, в нем выходит большая часть новостных изданий. Какие газеты на столах представлены в этом формате?
Обучающиеся: (ожидаемый ответ) Аргументы и факты, Московский комсомолец, Метро.
Педагог: Следующий формат - А4. Он отлично подходит для корпоративных, студенческих и развлекательных изданий. Есть на столах такие газеты?
Обучающиеся: (ожидаемый ответ) Работа.
Педагог: Правильно. А вот это (показываем ребятам газету нестандартного формата) нестандартный формат – квадрат.
Наша школьная газета «Лицейский вестник» издается настенным форматом А1, в планах перевод ее в формат А4. Но пока это только планы. До сегодняшнего дня макет газеты я создавала самостоятельно, от вас требовалось только написание материалов. Сегодня вы сами создадите макет праздничного выпуска к 9 мая. Я специально разделила вас на 2 команды, чтобы каждый мог поработать в группе верстальщиков.
(В процессе подачи теоретического материала, обучающиеся в подгруппах выполняют практическую работу по созданию макета газеты)
Педагог: Выпуск будет тематический – мы посвятим его военному кинематографу. Некоторые из вас писали рецензии на военные фильмы, вот именно эти материалы и станут основой выпуска.
У вас на столах лежат все необходимые заготовки. Обратите внимания на листы формата А1. Это основа с модульной сеткой. (Презентация – слайд 4) (закрепляем новое понятие «модульная сетка» на магнитной доске). Может кто-нибудь знает, что такое модульная сетка.
Обучающиеся: (ожидаемый ответ) нет ответа.
Если обучающиеся дают правильные ответы, хвалим их и уточняем для остальных.
Педагог: Модульная сетка – это сетка с горизонтальными и вертикальными линиями, пересечения которых образуют модули. Например, поднимите глаза на потолок. Перед вами пример модульной сетки. Большое количество одинаковых по размеру квадратов или модулей. Для чего нужна эта сетка? Она ускоряет работу над макетом, упрощает позиционирование или размещение материала. Кроме модульной сетки у вас на столах есть название газеты, логотип, картинки, статьи, клей и ножницы. Итак, приступим.
(Презентация – слайд 5) Каждая газета имеет заголовочную часть. (Закрепляем новое понятие «заголовочная часть» на магнитной доске.) Она, как правило, занимает всю верхнюю часть модульной сетки или большую ее часть. Заголовочная часть состоит из названия издания и логотипа. Вам необходимо разместить верхней части название и логотип. (Презентация – слайд 6) Я сделала так, вы можете выбрать любой другой вариант.
(Ожидаем, пока обучающиеся размещают название и логотип в модульной сетке макета, отвечаем на возникшие вопросы).
Педагог: Теперь нам предстоит выполнить самую сложную часть – разместить материал в газете, соблюдая правила верстки. Таких правил много, но нам необходимо соблюдать 4 основные:
(Презентация – слайд 7)
- Размещать материал в колонках (закрепляем новое понятие «колонки» на магнитной доске). Ширина колонки равна ширине модуля. Один материал может занимать от одной до 4-5 колонок. В нашей газете предусмотрено 10 колонок.
- Соблюдать модульность. То есть готовый материал должен представлять собой прямоугольник или квадрат. Вот так быть не должно (Презентация – Слайд 8). Большая часть материалов у вас на столах уже представлена в виде модулей. Но два материала я специально оставила не свёрстанными. Вам придется создать модули самостоятельно.
- Запрет висячих строк. При создании модуля необходимо помнить, что нельзя отделять одну строчку от абзаца. (Презентация – слайд 9) Вот такая ситуация называется «висячая строка» (закрепляем понятие «висячая строка» на магнитной доске). Должно быть вот так (Презентация – слайд 10). Таблицы и иллюстрации желательно размещать между абзацами.
- Располагать материалы по значимости. Сами определите, какие из предложенных материалов наиболее значимы. Важные материалы располагаем в левом верхнем углу.
Приступаем. (Презентация – слайд 11)
(Обучающиеся выполняют практическую работу. В процессе педагог помогает, подсказывает, отвечает на возникшие вопросы)
Закрепление полученных знаний:
Педагог: Макеты готовы. Теперь я попрошу команду, которая создавала макет выйти и продемонстрировать нам свою работу. Вам необходимо сказать несколько предложений, используя изученные сегодня понятия (они на доске), о том, как вы создавали макет. Почему именно такое расположение материала показалось удачным.
Обучающиеся: защищают готовый макет, сначала одна группа, потом вторая
Педагог: Отличная работа! Теперь вы знаете основные правила верстки, умеете употреблять основные термины. А сможете ли вы увидеть ошибки в верстке наших предыдущих выпусков «Лицейского вестника»?
Обучающиеся: (ожидаемый ответ) Не соблюдено правило по размеру колонок.
(Если обучающиеся не находят ошибку, то наводящими вопросами выводим их на правильный ответ)
Заключительная часть, рефлексия
Педагог: Сегодня мы изучили тему «Верстка газеты – познакомились с правилами создания макета, новыми понятиями и сверстали макеты. На основе ваших макетов будет создан выпуск «Лицейского вестника» к 9 мая. А теперь я хочу, чтобы вы оценили свою работу на этом занятии. Но не просто оценили, а провели аналогии с известными афоризмами. Мы же журналисты. У вас на столах лежат пять вариантов афоризмов, выберите тот, который наиболее точно характеризует вашу работу на занятии. Можно выбрать несколько карточек.
(Обучающимся предлагаются карточки с фразеологизмами: пропустил мимо ушей, слышал краем уха, считал ворон, смотрел как баран на новые ворота, ловил каждое слово, шевелил мозгами)
Педагог: Я надеюсь, занятие было интересным и полезным для вас, жду вас снова! Давайте поблагодарим друг друга за работу.