Дневник успеха как инновационная форма оценивания
образовательных достижений обучающихся
образовательных достижений обучающихся
Мадоян Мария Геннадьевна
Образование на сегодняшний день является одной из основных и важных сфер жизни человека и общества. Это самостоятельная отрасль социальной и экономической сферы. Как правило, образование относится в основном к педагогической сфере, и в рамках этого направления науки понятие его заключается в следующем: это процесс, направленный на воспитание и обучение в интересах члена общества, в течение которого он овладевает совокупностью знаний [6]. Таким образом, процесс образования можно охарактеризовать по нескольким признакам: целенаправленность, организованность, управляемость, завершенность и соответствие требованиям качества, устанавливаемых государством.
Современная общеобразовательная школа многообразна и сложна, она непрерывно изменяется. В условиях модернизации Российского образования, которая ведет к росту конкуренции среди общеобразовательных учреждений, перед любой школой встает проблема обеспечения своих учащихся качественным образованием.
Качество образования – это важнейшая составляющая социальной сферы, которая абсолютно точно определяет состояние, а также результативность образовательного процесса в обществе, степень его соответствия потребностям и даже ожиданиям социума (и различных его групп, в частности) в плане развития и создания как гражданских, так и профессиональных компетенций человека как личности [6]. Важно отметить, что рассматриваемый показатель в процессе подробного анализа распадается на более мелкие, каждый из которых в силе полноценным образом охарактеризовать один из аспектов учебной деятельности того или иного учреждения образования. Среди таковых основными являются следующие:
Современная общеобразовательная школа многообразна и сложна, она непрерывно изменяется. В условиях модернизации Российского образования, которая ведет к росту конкуренции среди общеобразовательных учреждений, перед любой школой встает проблема обеспечения своих учащихся качественным образованием.
Качество образования – это важнейшая составляющая социальной сферы, которая абсолютно точно определяет состояние, а также результативность образовательного процесса в обществе, степень его соответствия потребностям и даже ожиданиям социума (и различных его групп, в частности) в плане развития и создания как гражданских, так и профессиональных компетенций человека как личности [6]. Важно отметить, что рассматриваемый показатель в процессе подробного анализа распадается на более мелкие, каждый из которых в силе полноценным образом охарактеризовать один из аспектов учебной деятельности того или иного учреждения образования. Среди таковых основными являются следующие:
- Содержание образовательного процесса.
- Методика, разработанная в отношении норм обучения.
- Формы обучения.
- Материально-техническая база.
- Состав кадровой структуры.
На современном этапе развития российского образования направленность инновационных процессов обуславливает ряд нововведений, в том числе касающихся разработки инструмента эффективного оценивания образовательных достижений учащихся.
Используется понятие оценка качества достаточно широко: от текущего контроля до систематического анализа, насколько реализованы поставленные цели, особенно это касается дополнительного образования.
В Федеральном законе «Об образовании в РФ» (ст.75) говориться, что дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Оно обеспечивает адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявившие выдающиеся способности [9].
Формирование готовности обучающихся к социальной и профессиональной адаптации является особенно актуальной в рамках реализации предпрофильной подготовки в образовательных учреждениях.
В отличие от общего образования, где процесс выявления результатов учебной деятельности четко отработан, в дополнительном образовании детей этот вопрос остается одним из наименее определенных, так как в этой сфере отсутствуют единые образовательные стандарты, с которыми соотносится достигнутый уровень обученности в системе среднего общего образования. Это значительно осложняет определение успешности обучения учащихся по дополнительным образовательным программам, особенно в рамках предпрофильной подготовки, результаты которой должна обозначить дальнейший образовательный, и возможно, профессиональный путь ребенка.
Образовательная деятельность в системе дополнительного образования в рамках предпрофильной подготовки предполагает, как обучение детей знаниям, умениям, навыкам, так и развитие многообразных личностных качеств, обучающихся и определяет учебные и личностные показатели результативности. Учебные фиксируют предметные и общеучебные знания, умения и навыки, приобретенные ребенком в процессе усвоения курсов по выбору; личностные отражают изменения личностных качеств ребенка под влияние занятий в творческом объединении [3].
Учебными показателями являются:
Используется понятие оценка качества достаточно широко: от текущего контроля до систематического анализа, насколько реализованы поставленные цели, особенно это касается дополнительного образования.
В Федеральном законе «Об образовании в РФ» (ст.75) говориться, что дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Оно обеспечивает адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявившие выдающиеся способности [9].
Формирование готовности обучающихся к социальной и профессиональной адаптации является особенно актуальной в рамках реализации предпрофильной подготовки в образовательных учреждениях.
В отличие от общего образования, где процесс выявления результатов учебной деятельности четко отработан, в дополнительном образовании детей этот вопрос остается одним из наименее определенных, так как в этой сфере отсутствуют единые образовательные стандарты, с которыми соотносится достигнутый уровень обученности в системе среднего общего образования. Это значительно осложняет определение успешности обучения учащихся по дополнительным образовательным программам, особенно в рамках предпрофильной подготовки, результаты которой должна обозначить дальнейший образовательный, и возможно, профессиональный путь ребенка.
Образовательная деятельность в системе дополнительного образования в рамках предпрофильной подготовки предполагает, как обучение детей знаниям, умениям, навыкам, так и развитие многообразных личностных качеств, обучающихся и определяет учебные и личностные показатели результативности. Учебные фиксируют предметные и общеучебные знания, умения и навыки, приобретенные ребенком в процессе усвоения курсов по выбору; личностные отражают изменения личностных качеств ребенка под влияние занятий в творческом объединении [3].
Учебными показателями являются:
- Теоретическая подготовка (теоретические знания по программе, владение специальной терминологией по тематике программы)
- Практическая подготовка (практические умения и навыки, владение необходимым для освоения курса специальным оборудованием и оснащением, творческие навыки – творческое отношение к делу и умение воплотить его в готовом продукте
- Общеучебные умения и навыки (учебно-интеллектуальные умения, учебно-коммуникативные умения, учебно-организованные умения и навыки).
Методами диагностики данных показателей являются наблюдение, тестирование, контрольный опрос (устный, письменный), анализ контрольного задания, собеседование, анализ исследовательской работы учащегося и т.д.
Критерии оценивания учебных умений:
1. Соответствие теоретических знаний программе, её осмысление и правильное использование терминологии.
2. Соответствие практических умений, отсутствие затруднений в использовании специального оборудования; творческий подход к выполнению специальных заданий.
3. Самостоятельность, свобода владения и подача информации, аккуратность, ответственность и т. д.
Личностными показателями являются:
Критерии оценивания учебных умений:
1. Соответствие теоретических знаний программе, её осмысление и правильное использование терминологии.
2. Соответствие практических умений, отсутствие затруднений в использовании специального оборудования; творческий подход к выполнению специальных заданий.
3. Самостоятельность, свобода владения и подача информации, аккуратность, ответственность и т. д.
Личностными показателями являются:
- Организационно-волевые качества (терпение, воля, самоконтроль)
- Ориентационные свойства личности (самооценка, интерес)
- Поведенческие характеристики (отношения к конфликтам в группе, тип сотрудничества)
Методами диагностики личностных изменений используются наблюдение. Анкетирование, тестирование, диагностическая беседа, метод рефлексии и др.
Критерии оценивания личностных достижений:
1. Способность выдерживать определенные нагрузки, побуждать себя к практическим действиям (контроль своих поступков).
2. Способность оценивать себя адекватно реальным достижениям и осознанное участие ребёнка (для чего он всё это делает).
Аутентичное оценивание осуществляется посредством использования альтернативных методов оценивания, к числу которых относятся: исследовательские проекты, научные эксперименты, устная презентация, творческие работы учащихся и др. Оно ориентировано преимущественно на практические результаты деятельности учащихся, учитывает и стимулирует их инициативу, стремление к самосовершенствованию и личностному росту на основе самооценки своего продвижения к планируемому результату образовательной деятельности, обеспечивает учащимся возможность видеть эти результаты и получать положительную оценку, признание своих достижений. Таким образом, аутентичное оценивание становится одним из важнейших средств и условий реализации предпрофильной подготовки.
Признание права каждого ребенка на свободный выбор дополнительного образования, определение содержания образования и приоритетных результатов, свое видение условий, процессов, их обеспечивающих - все это затрудняет определение критериев и показателей качества дополнительного образования детей. В этой связи необходимо отметить, что в дополнительном образовании личностные достижения ребенка могут рассматриваться как значимый критерий его качества результативности. Личностное достижение обучающегося образовательного учреждения дополнительного образования можно рассматривать как осознанное позитивно значимое изменение в мотивационной, когнитивной, операциональной и эмоционально-волевой сферах ребенка, обретаемое в ходе успешного освоения избранного вида деятельности. Соответственно, структура личностных достижений, обучающихся может быть представлена следующими компонентами:
Критерии оценивания личностных достижений:
1. Способность выдерживать определенные нагрузки, побуждать себя к практическим действиям (контроль своих поступков).
2. Способность оценивать себя адекватно реальным достижениям и осознанное участие ребёнка (для чего он всё это делает).
Аутентичное оценивание осуществляется посредством использования альтернативных методов оценивания, к числу которых относятся: исследовательские проекты, научные эксперименты, устная презентация, творческие работы учащихся и др. Оно ориентировано преимущественно на практические результаты деятельности учащихся, учитывает и стимулирует их инициативу, стремление к самосовершенствованию и личностному росту на основе самооценки своего продвижения к планируемому результату образовательной деятельности, обеспечивает учащимся возможность видеть эти результаты и получать положительную оценку, признание своих достижений. Таким образом, аутентичное оценивание становится одним из важнейших средств и условий реализации предпрофильной подготовки.
Признание права каждого ребенка на свободный выбор дополнительного образования, определение содержания образования и приоритетных результатов, свое видение условий, процессов, их обеспечивающих - все это затрудняет определение критериев и показателей качества дополнительного образования детей. В этой связи необходимо отметить, что в дополнительном образовании личностные достижения ребенка могут рассматриваться как значимый критерий его качества результативности. Личностное достижение обучающегося образовательного учреждения дополнительного образования можно рассматривать как осознанное позитивно значимое изменение в мотивационной, когнитивной, операциональной и эмоционально-волевой сферах ребенка, обретаемое в ходе успешного освоения избранного вида деятельности. Соответственно, структура личностных достижений, обучающихся может быть представлена следующими компонентами:
- мотивационно-ценностным (потребность в самореализации, саморазвитии, самосовершенствовании, мотивация достижения, ценностные ориентации);
- когнитивным (знания, рефлексия деятельности);
- операциональным (умения, навыки);
- эмоционально-волевым (уровень притязаний, самооценка, эмоциональное отношение к достижению, волевые усилия).
В настоящее время инновационной формой фиксации и оценки личностых достижений воспитанников в учреждениях дополнительного образования являются карта-профиль индивидуальных достижений, «Тетрадь успешности», «Портфолио достижений», «Кейс-стади» и пр.
Анализ российского и зарубежного опыта по созданию портфолио учащихся, соотнесение его с целями и задачами предпрофильной подготовки учреждения дополнительного образования позволил внедрить в практику их деятельности тип комплексного портфолио в виде дневника: дневник достижений, дневник-отчет и дневник-самооценка.
Дневник достижений направлен на повышение собственной значимости учащегося и отражает его индивидуальные образовательные достижения, выражающихся в грамотах дипломах. Свидетельствах участника, призера или победителя различного уровня конкурсов, конференции, олимпиад.
Дневник-отчет дает представление о динамике учебной и творческой активности обучающегося, направленности его интересов; позволяет оценить возможности выбора профиля обучения; содержит информацию о прохождении курсов по выбору; выражается в учебных проектах, творческих работах.
Дневник-оценка раскрывает динамику личностного развития учащегося; включает механизмы оценки и самооценки личностных достижений, рефлексии собственной деятельности; позволяет определит свои возможности и выбрать соответствующий профиль обучения педагогу грамотно выстроить профориентированную работу; выражается в текстах эссе, заключений, рецензий, отзывов, резюме, рекомендательных письмах.
В настоящее время в нашей школе в системе дополнительного образования в качестве инновационной формы оценивания достижений и результатов обучения применяется Дневник Успеха. Приложение 1
Обучающемся на занятиях отделения дополнительного образования выдается Дневник Успеха, который заполняется преподавателем. Дневник включает в себя несколько разделов с критериями оценивания.
Анализ российского и зарубежного опыта по созданию портфолио учащихся, соотнесение его с целями и задачами предпрофильной подготовки учреждения дополнительного образования позволил внедрить в практику их деятельности тип комплексного портфолио в виде дневника: дневник достижений, дневник-отчет и дневник-самооценка.
Дневник достижений направлен на повышение собственной значимости учащегося и отражает его индивидуальные образовательные достижения, выражающихся в грамотах дипломах. Свидетельствах участника, призера или победителя различного уровня конкурсов, конференции, олимпиад.
Дневник-отчет дает представление о динамике учебной и творческой активности обучающегося, направленности его интересов; позволяет оценить возможности выбора профиля обучения; содержит информацию о прохождении курсов по выбору; выражается в учебных проектах, творческих работах.
Дневник-оценка раскрывает динамику личностного развития учащегося; включает механизмы оценки и самооценки личностных достижений, рефлексии собственной деятельности; позволяет определит свои возможности и выбрать соответствующий профиль обучения педагогу грамотно выстроить профориентированную работу; выражается в текстах эссе, заключений, рецензий, отзывов, резюме, рекомендательных письмах.
В настоящее время в нашей школе в системе дополнительного образования в качестве инновационной формы оценивания достижений и результатов обучения применяется Дневник Успеха. Приложение 1
Обучающемся на занятиях отделения дополнительного образования выдается Дневник Успеха, который заполняется преподавателем. Дневник включает в себя несколько разделов с критериями оценивания.
- Текущий контроль
- Промежуточный контроль
- Итоговый контроль
- Участие в мероприятиях
- Рекомендации
Дневник успеха направлен на повышение собственной значимости учащегося и отражает его индивидуальные образовательные достижения, даёт представление о динамике учебной и творческой активности обучающегося.
Внедрение инновационных форм оценивания достижений учащихся в учреждении дополнительного образования детей соответствует логике предпрофильной подготовки. Служит инструментом оценивания и стимулирования обучаемых, позволяет обучающимся сделать выбор пути дальнейшего образования и будущей профессии, соответствующих профессиональному самоопределению.
Список используемой литературы
Внедрение инновационных форм оценивания достижений учащихся в учреждении дополнительного образования детей соответствует логике предпрофильной подготовки. Служит инструментом оценивания и стимулирования обучаемых, позволяет обучающимся сделать выбор пути дальнейшего образования и будущей профессии, соответствующих профессиональному самоопределению.
Список используемой литературы
- Бардовский Г.А., Нестеров А.А. Управление качеством образовательного процесса. СПб, 2001.
- Беркалиев Т. Н., Заир – Бек Е.С., Тряпицына А.П. Инновации и качество школьного образования: Научно – методическое пособие для педагогов инновационных школ. – СПб.: КАРО, 2007.
- Буйлова Л.Н. Как организовать дополнительное образование детей в школе? - М.: АРКТИ, 2005.
- Воробьева Т.П. Управление качеством дополнительного образования детей. –Современные технологии управления и развития образования – 2011 - №1. – с. 36-44.
- Громова Т. Критерии и оценки качества образования// Директор школы. – 2006. - №5. – С. 51 -56.
- Кайнова Э.Б. Критерии качества образования: основные характеристики и способы измерения. - М., 2005
- Концепция развития дополнительного образования детей на период до 2020 года (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726- р)
- Логинова Л.Г. О качестве в дополнительном образовании детей: методические рекомендации к пониманию. Теория и практика дополнительного образования. – М.: - 2015 № 2 – с.12-18.
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "Об образовании в Российской Федерации"
- Осьминина А.И. Управление качеством дополнительного образования детей //Проблема результата и качества деятельности учреждения дополнительного образования. - Ярославль, 1997.