Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Дневник успеха как инновационная форма оценивания
образовательных достижений обучающихся
Мадоян Мария Геннадьевна
Образование на сегодняшний день является одной из основных и важных сфер жизни человека и общества. Это самостоятельная отрасль социальной и экономической сферы. Как правило, образование относится в основном к педагогической сфере, и в рамках этого направления науки понятие его заключается в следующем: это процесс, направленный на воспитание и обучение в интересах члена общества, в течение которого он овладевает совокупностью знаний [6]. Таким образом, процесс образования можно охарактеризовать по нескольким признакам: целенаправленность, организованность, управляемость, завершенность и соответствие требованиям качества, устанавливаемых государством.
Современная общеобразовательная школа многообразна и сложна, она непрерывно изменяется. В условиях модернизации Российского образования, которая ведет к росту конкуренции среди общеобразовательных учреждений, перед любой школой встает проблема обеспечения своих учащихся качественным образованием.
Качество образования – это важнейшая составляющая социальной сферы, которая абсолютно точно определяет состояние, а также результативность образовательного процесса в обществе, степень его соответствия потребностям и даже ожиданиям социума (и различных его групп, в частности) в плане развития и создания как гражданских, так и профессиональных компетенций человека как личности [6]. Важно отметить, что рассматриваемый показатель в процессе подробного анализа распадается на более мелкие, каждый из которых в силе полноценным образом охарактеризовать один из аспектов учебной деятельности того или иного учреждения образования. Среди таковых основными являются следующие:
  • Содержание образовательного процесса.
  • Методика, разработанная в отношении норм обучения.
  • Формы обучения.
  • Материально-техническая база.
  • Состав кадровой структуры.
На современном этапе развития российского образования направленность инновационных процессов обуславливает ряд нововведений, в том числе касающихся разработки инструмента эффективного оценивания образовательных достижений учащихся.
Используется понятие оценка качества достаточно широко: от текущего контроля до систематического анализа, насколько реализованы поставленные цели, особенно это касается дополнительного образования.
В Федеральном законе «Об образовании в РФ» (ст.75) говориться, что дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Оно обеспечивает адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявившие выдающиеся способности [9].
Формирование готовности обучающихся к социальной и профессиональной адаптации является особенно актуальной в рамках реализации предпрофильной подготовки в образовательных учреждениях.
В отличие от общего образования, где процесс выявления результатов учебной деятельности четко отработан, в дополнительном образовании детей этот вопрос остается одним из наименее определенных, так как в этой сфере отсутствуют единые образовательные стандарты, с которыми соотносится достигнутый уровень обученности в системе среднего общего образования. Это значительно осложняет определение успешности обучения учащихся по дополнительным образовательным программам, особенно в рамках предпрофильной подготовки, результаты которой должна обозначить дальнейший образовательный, и возможно, профессиональный путь ребенка.
Образовательная деятельность в системе дополнительного образования в рамках предпрофильной подготовки предполагает, как обучение детей знаниям, умениям, навыкам, так и развитие многообразных личностных качеств, обучающихся и определяет учебные и личностные показатели результативности. Учебные фиксируют предметные и общеучебные знания, умения и навыки, приобретенные ребенком в процессе усвоения курсов по выбору; личностные отражают изменения личностных качеств ребенка под влияние занятий в творческом объединении [3].
Учебными показателями являются:
  • Теоретическая подготовка (теоретические знания по программе, владение специальной терминологией по тематике программы)
  • Практическая подготовка (практические умения и навыки, владение необходимым для освоения курса специальным оборудованием и оснащением, творческие навыки – творческое отношение к делу и умение воплотить его в готовом продукте
  • Общеучебные умения и навыки (учебно-интеллектуальные умения, учебно-коммуникативные умения, учебно-организованные умения и навыки).
Методами диагностики данных показателей являются наблюдение, тестирование, контрольный опрос (устный, письменный), анализ контрольного задания, собеседование, анализ исследовательской работы учащегося и т.д.
Критерии оценивания учебных умений:
1. Соответствие теоретических знаний программе, её осмысление и правильное использование терминологии.
2. Соответствие практических умений, отсутствие затруднений в использовании специального оборудования; творческий подход к выполнению специальных заданий.
3. Самостоятельность, свобода владения и подача информации, аккуратность, ответственность и т. д.
Личностными показателями являются:
  • Организационно-волевые качества (терпение, воля, самоконтроль)
  • Ориентационные свойства личности (самооценка, интерес)
  • Поведенческие характеристики (отношения к конфликтам в группе, тип сотрудничества)
Методами диагностики личностных изменений используются наблюдение. Анкетирование, тестирование, диагностическая беседа, метод рефлексии и др.
Критерии оценивания личностных достижений:
1.         Способность выдерживать определенные нагрузки, побуждать себя к практическим действиям (контроль своих поступков).
2.         Способность оценивать себя адекватно реальным достижениям и осознанное участие ребёнка (для чего он всё это делает).
Аутентичное оценивание осуществляется посредством использования альтернативных методов оценивания, к числу которых относятся: исследовательские проекты, научные эксперименты, устная презентация, творческие работы учащихся и др. Оно ориентировано преимущественно на практические результаты деятельности учащихся, учитывает и стимулирует их инициативу, стремление к самосовершенствованию и личностному росту на основе самооценки своего продвижения к планируемому результату образовательной деятельности, обеспечивает учащимся возможность видеть эти результаты и получать положительную оценку, признание своих достижений. Таким образом, аутентичное оценивание становится одним из важнейших средств и условий реализации предпрофильной подготовки.
Признание права каждого ребенка на свободный выбор дополнительного образования, определение содержания образования и приоритетных результатов, свое видение условий, процессов, их обеспечивающих - все это затрудняет определение критериев и показателей качества дополнительного образования детей. В этой связи необходимо отметить, что в дополнительном образовании личностные достижения ребенка могут рассматриваться как значимый критерий его качества результативности. Личностное достижение обучающегося образовательного учреждения дополнительного образования можно рассматривать как осознанное позитивно значимое изменение в мотивационной, когнитивной, операциональной и эмоционально-волевой сферах ребенка, обретаемое в ходе успешного освоения избранного вида деятельности. Соответственно, структура личностных достижений, обучающихся может быть представлена следующими компонентами:
  • мотивационно-ценностным (потребность в самореализации, саморазвитии, самосовершенствовании, мотивация достижения, ценностные ориентации);
  • когнитивным (знания, рефлексия деятельности);
  • операциональным (умения, навыки);
  • эмоционально-волевым (уровень притязаний, самооценка, эмоциональное отношение к достижению, волевые усилия).
В настоящее время инновационной формой фиксации и оценки личностых достижений воспитанников в учреждениях дополнительного образования являются карта-профиль индивидуальных достижений, «Тетрадь успешности», «Портфолио достижений», «Кейс-стади»  и пр.
Анализ российского и зарубежного опыта по созданию портфолио учащихся, соотнесение его с целями и задачами предпрофильной подготовки учреждения дополнительного образования позволил внедрить в практику их деятельности тип комплексного портфолио в виде дневника: дневник достижений, дневник-отчет и дневник-самооценка.
Дневник достижений направлен на повышение собственной значимости учащегося и отражает его индивидуальные образовательные достижения, выражающихся в грамотах дипломах. Свидетельствах участника, призера или победителя различного уровня конкурсов, конференции, олимпиад.
Дневник-отчет дает представление о динамике учебной и творческой активности обучающегося, направленности его интересов; позволяет оценить возможности выбора профиля обучения; содержит информацию о прохождении курсов по выбору; выражается в учебных проектах, творческих работах.
Дневник-оценка раскрывает динамику личностного развития учащегося; включает механизмы оценки и самооценки личностных достижений, рефлексии собственной деятельности; позволяет определит свои возможности и выбрать соответствующий профиль обучения педагогу грамотно выстроить профориентированную работу; выражается в текстах эссе, заключений, рецензий, отзывов, резюме, рекомендательных письмах.
В настоящее время в нашей школе в системе дополнительного образования в качестве инновационной формы оценивания достижений и результатов обучения применяется Дневник Успеха. Приложение 1
Обучающемся на занятиях отделения дополнительного образования выдается Дневник Успеха, который заполняется преподавателем. Дневник включает в себя несколько разделов с критериями оценивания.
  1. Текущий контроль
  2. Промежуточный контроль
  3. Итоговый контроль
  4. Участие в мероприятиях
  5. Рекомендации
Дневник успеха направлен на повышение собственной значимости учащегося и отражает его индивидуальные образовательные достижения, даёт представление о динамике учебной и творческой активности обучающегося.
Внедрение инновационных форм оценивания достижений учащихся в учреждении дополнительного образования детей соответствует логике предпрофильной подготовки. Служит инструментом оценивания и стимулирования обучаемых, позволяет обучающимся сделать выбор пути дальнейшего образования и будущей профессии, соответствующих профессиональному самоопределению.

Список используемой литературы
  1. Бардовский Г.А., Нестеров А.А. Управление качеством образовательного процесса. СПб, 2001.
  2. Беркалиев Т. Н., Заир – Бек Е.С., Тряпицына А.П. Инновации и качество школьного образования: Научно – методическое пособие для педагогов инновационных школ. – СПб.: КАРО, 2007.
  3. Буйлова Л.Н. Как организовать дополнительное образование детей в школе? -  М.: АРКТИ, 2005.
  4. Воробьева Т.П. Управление качеством дополнительного образования детей. –Современные технологии управления и развития образования – 2011 - №1. – с. 36-44.
  5. Громова Т. Критерии и оценки качества образования// Директор школы. – 2006. - №5. – С. 51 -56.
  6. Кайнова Э.Б. Критерии качества образования: основные характеристики и способы измерения. - М., 2005
  7. Концепция развития дополнительного образования детей на период до 2020 года (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726- р)
  8. Логинова Л.Г. О качестве в дополнительном образовании детей: методические рекомендации к пониманию. Теория и практика дополнительного образования. – М.: - 2015 № 2 – с.12-18.
  9. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "Об образовании в Российской Федерации"
  10. Осьминина А.И. Управление качеством дополнительного образования детей //Проблема результата и качества деятельности учреждения дополнительного образования. - Ярославль, 1997.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»