Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Конспект непрерывной образовательной деятельности

Город-герой Ленинград

Погаленко Ирина Аркадьевна,
педагог дополнительного образования,

ГБДОУ детского сада №20
комбинированного вида
Кировского района Санкт-Петербурга
 
Дошкольный возраст это уникальный период в развитии личности человека.  В этом возрасте начинается приобщение ребенка к миру общечеловеческих ценностей, миру культуры и искусства, устанавливаются первые отношения человека с миром предметов, с миром природы, миром окружающих его людей, формируется представление ребенка о собственном «Я». В последние десять лет тема духовно-нравственного воспитания детей стала наиболее актуальной. Изменения, происходящие в последнее время в нашей жизни, оказывают как позитивное, так и негативное влияние на жизнь человека и состояние общества в целом. Это связано с обострением национального, социального, религиозного фактора. Поэтому так важно с самого раннего детства обратить внимание на формирование  духовно-нравственных ценностей, без которых невозможно цивилизованное общество. 
Предлагаемый  материал может быть использован:
  • воспитателями, старших и подготовительных групп ДОО;
  • специалистами и педагогами дополнительного образования ДОО учителями начальных классов ГОУ СОШ;
  • методистами и старшими воспитателями ДОО при обучении педагогов.
         Цели, задачи, содержание данного конспекта непрерывной образовательной деятельности соотносятся  с основными положениями нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность  ДОО и  ГОУ СОШ.
         В Законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» одной из важных задач является  воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих  права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов; воспитания бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
         В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (Стандарты второго поколения) говорится, что образовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире, опираясь на национальные традиции.
         Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования требует отражения специфики национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс ДОО.
При разработке конспекта  были реализованы основные принципы организации  и содержания образовательной деятельности детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования и профессиональным стандартом «Педагог»:
  • ориентация на актуальный запрос общества;
  • соответствие возрастным особенностям психического развития дошкольников;
  • ориентация на социальные гражданские ценности;
  • формирование толерантных установок к представителям иной культуры, но и знание ребенком собственной истории, уважение к традициям предыдущих поколений;
  • расширение представлений дошкольников в разных областях знаний ( науки, культуры, искусства, литературы,  …);
  • интеграция основных образовательных областей  развития детей дошкольного возраста: физическое, познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие;
  • интерактивность в организации непосредственной образовательной деятельности;
  • преемственность в содержании, методах и приемах воспитания и обучения ДОО и ГОУ СОШ.
         В большинстве материалов по ознакомлению дошкольников с историей нашего города, предлагаемых для ДОО содержанием работы в основном является передача большого объема информации, которая зачастую носит лекционный характер, и где за основу берется урочная схема организации образовательной деятельности.
         В содержании данного конспекта реализуется принцип действенного образования, т.е. дети осваивают материал в процессе, свойственной для дошкольников игровой деятельности.
При этом воспитатель может использовать игровые развивающие технологии, имеющиеся в каждой современной ДОО: развивающие игры В.Восеобовича и Никитиных, Логические блоки Дьенеша, Цветные счетные палочки Кюизенера.
         Тема предлагаемой непрерывной образовательной деятельности тесно связаны с обязательными лексическими темами любой основной общеобразовательной  программы ДОО и органично входят в содержание образовательного процесса.
         Содержание данного материала по ознакомлению с историческим прошлым города  легко интегрируется с любой образовательной областью в соответствии с ФГОС дошкольного образования: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое и физическое развитие дошкольников.
 
 
 
 
 
 
КОНСПЕКТ
непрерывной образовательной деятельности
с детьми старшего дошкольного возраста с 5 до 7 лет.
Тема: «Город - герой Ленинград»
ко Дню полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады
(на основе развивающих игровых технологий)
 
Цель: воспитание любви к Родине, гордости за свой народ, уважения к подвигам ее защитников.
Задачи:
- формирование и уточнение представлений детей о мужестве и героизме жителей блокадного города: оборона города; работа по спасению исторических памятников;
- закрепление у детей знаний о праздничных мероприятиях в Петербурге, посвященных «Дню полного освобождения Ленинграда от фашисткой блокады»;
- воспитание у детей чувства сопереживания и эмоциональной отзывчивости к мужеству ленинградцев в годы блокады,  гордости за свой город, уважения к горожанам, пережившим блокаду.
         - развитие памяти, воображения, сенсорных способностей;
- развитие коммуникативных качеств при общении со сверстниками, взрослыми, игровым персонажем;
- расширение словаря за счет слов: блокада, кольцо, осада, оккупант, подвиг, голод, враг, герой.
Методы и приемы:
- погружение в игровую ситуацию;
- конструктивная деятельность (выкладывание изображения по образцу);
- самостоятельная игровая деятельность;
- рассказ из  опыта;
- ИКТ;
- слушание музыки.
Материал:
- кукла  «Гусарик»;
- проектор;
- презентация «Город - герой Ленинград»;
- плакат «Города - герои»;
- фонограмма: отрывок из «Ленинградской симфонии «Д. Шостаковича
- стихотворение «Блокада.»
- загадки  про Аничков мост, Ростральные колонны, Летний сад, Медный всадник;
- физ.минутка «Конь»;
- развивающие игры В.Воскобовича: «Прозрачный квадрат», «Двухцветный квадрат», «Чудо-Крестики 2 и 3», « Чудо-соты 1», «Палочки Кьюзенера» на каждого ребенка;
- «Блокадная ленточка»
Материал для аппликации:
- бумага, зеленого и светло зеленого цвета, белый картон, клей, кисточки, салфетки.
Форма организации детей:
- подгрупповая.
Предварительная работа:
- рассказ воспитателя  и чтение книг о блокадном городе;
- рассматривание иллюстраций и фото из семейных архивов;
- «Гость группы» встреча жителями блокадного Ленинграда;
- выполнение на листе ватмана из цветной бумаги «красных гвоздик» для композиции «Венок памяти».
 
СОДЕРЖАНИЕ:
 
1 часть
В гости к ребятам приходит Гусарик (герой сказки  книги Л. Шиф «Путешествия по Петербургу с Аликом и Гусариком»).
 
Гусарик:
- Ребята, здравствуйте!!! Как у  вас дела? Мы с вами часто встречаемся в нашей петербургской гостиной, а вот сегодня я   предлагаю вам попутешествовать  во времени. Но  предупреждаю вас, что никому неизвестно, в какое время мы  попадем!
- Давайте закроем глаза  и произнесем «волшебные слова»:
Стужа, вьюга, снегопад,
Сфинксы на мосту стоят,
Наш великий  Петербург
Не боится грозных вьюг.
 
Звучит фонограмма  фрагмента 7 «Ленинградской» симфонии Д. Шостаковича, на экране появляется слайд.
 
1й слайд  «Панорама блокадного города».
 
Воспитатель читает отрывок стихотворения о блокаде (Приложение 1).
 
Гусарик:
Ребята кто уже понял, в какое время мы попали? Кто знает, что это было за время? (ответы детей).
Воспитатель: Правильно, ребята в сентябре 1941 года фашистские войска приблизились к Ленинграду и взяли его в плотное кольцо. Началась блокада Ленинграда.
Блокада продолжалась очень долго 900 дней, почти 3 года – три весны, три лета, три осени и три зимы. На город было сброшено огромное число бомб  и снарядов. Продукты в городе закончились, а все запасы сгорели во время пожара. В городе были введены карточки, по ним выдавался и хлеб, выпеченный из плохой муки вперемешку с опилками. Особенно тяжело было зимой, когда наступали сильные морозы. Но, несмотря на город и холод, защитники города и его жители мужественно обороняли свой любимый город.
 
2й слайд «Воздушные налеты на город».
 
Воспитатель:
- Днем и ночью на город налетали десятки вражеских самолетов, а им навстречу поднимались наши истребители, мужественные летчики вставали на пути вражеских самолетов.
 
3й слайд «Летящие русские военные самолеты».
 
Гусарик:
- Давайте с вами  создадим свой отряд быстрых истребителей, выложим из «Прозрачного квадрата» самолеты и они поднимутся в ленинградское небо на защиту нашего города!
 
         Самостоятельная конструктивная деятельность детей с развивающей игрой «Прозрачный квадрат», в процессе которой дети по схеме выкладывают силуэт самолета. (Приложение 2).
 
2 часть
Гусарик:
- Ребята, посмотрите я нашел фотографии …
(показывает им фотографии известных памятников Санкт-Петербурга)
- Я вам сейчас загадаю загадки, попробуйте отгадать, что  изображено на фотографиях? (Приложение 1).
- Ребята, а вызнаете, как спасали эти памятники во время блокады?» (ответы детей).
 
         4слайд  «Защита памятников архитектуры во время блокады - Летний сад».
 
         Воспитатель: В Летнем саду вырыли глубокие траншеи, рядом с ними ставили треноги  лебедками – специальным механизмом из веревок и под руководством опытного скульптора осторожно опускали в эти траншеи скульптуры и засыпали их землей. 
 
5й слайд «Медный всадник - в лесах и обложенный мешками с песком».
 
Воспитатель:
- Памятник Петру Первому хотели  снять с пьедестала и опустить на дно Невы, но было решено оставить его на своем месте, потому, что горожане верили: пока сам Петр Первый  стоит на берегу Невы, враг не войдет в город Поэтому рабочие построили для памятника прочный каркас из досок и засыпали памятник двойным количеством песка. Вот так выглядел медный всадник в суровую блокадную зиму.
Так же  поступили и с  другими памятниками,  фашисты очень быстро приближались к городу и памятники просто не успевали прятать.
 
6й слайд « Ростральные клоны в блокаду».
 
Гусарик:
- Ребята, посмотрите, рядом с Ростральными колоннами расположилась зенитная пушка, сбивавшая вражеские самолеты над нашим городом.
 
7й слайд « Снятие конных скульптур с  Аничкова моста».
 
Воспитатель:
- А скульптурные композиции с Аничкова моста сняли со своих пьедесталов и поместили в «подземные» конюшни, вырытые совсем рядом.
 
8й слайд «Подземные конюшни - скульптур с Аничкова моста».
 
Воспитатель:
- Но после войны  памятники возвращали на свои места и реставрировали, чтобы мы с вами  могли любоваться этой красотой, созданной знаменитыми зодчими.
Гусарик:
- Ребята, а давайте мы поможем горожанам восстановить город, выложим из «Чудо - крестиков № 1,2», «Чудо - сот № 1» памятники архитектуры Петербурга (скульптура Летнего сада, Медный всадник, Ростральная колонна, Аничков мост).
 
Самостоятельная конструктивная деятельность детей с развивающими играми В. Воскобовича.(Приложение 2.
 
Гусарик:
- Ребята, вспомните о том, кто из домашних животных в давние времена помогал русским богатырям защищать русскую землю, служил им и  помогал в самых  трудных ситуациях? (ответы детей).
 
Физ.минутка «Конь»:
Конь меня в дорогу ждет,     (шаг на месте с высоким подниманием бедра)
Бьет копытом у ворот.
На ветру качается гривой,     (наклон головы в право и влево, касаясь плеча)
Пышной сказочной красивой.
Быстро я в седло вскачу,       (прыжок на месте)
Не поеду - полечу!                (бег на месте, с закидыванием пятки назад)
Там за рекой                          (мах  правой и левой рукой над головой по 4раза)
Помашу тебе рукой!!!
 
3 часть
9й слайд « Звезда города- героя»
 
Воспитатель:
- Ребята, во время войны не только отдельные люди, но и многие города за  подвиг своих жителей, их мужество и героизм получили награду- звезду героя! Это такие города как Москва, Одесса, Новороссийск, Севастополь, Мурманск… (демонстрирует плакат «Города-герои»).
И наш город - Ленинград, перенесший страшные дни блокады тоже был награжден такой звездой! Но город не может существовать без своих жителей, каждый житель города – героя, сам был героем!
Гусарик:
- А я предлагаю сделать звезду для каждого жителя города из «Двухцветного квадрата».
 
Самостоятельная конструктивная игровая деятельность детей с играми
В. Воскобовича. (Приложение 2).
 
10й слайд «Праздничный салют».
 
Воспитатель:
- Долгих 900 дней продолжалась блокада, но 27 января 1944 года блокада была окончательно снята! Поэтому этот день жители блокадного города - отмечают как праздник! Самый долгожданный и грустный, потому что многие жители не дожили до этого дня, умерли от голода, холода и бомбежек. Каждый год - 27 января в нашем городе звучат раскаты праздничного салюта!
 
11й слайд «Восстановление города».
 
Воспитатель:
- Горожан впереди ждал   тяжелый труд  по восстановлению  города  после страшных и разрушительных последствий блокады.
Гусарик:
- Ребята, давайте  тоже поможем восстанавливать наш город, выложим из палочек Кюизенера спецтехнику, помогающую восстанавливать город, строить большие дома, заводы, детские сады и школы!
Самостоятельная конструктивная игровая деятельность детей с палочками Кюизенера. (Приложение 2).
 
4 часть
Гусарик предлагает закрыть глаза и вернуться в свое время, сказав «волшебные слова»:
Стужа, вьюга, снегопад,
Сфинксы на мосту стоят,
         Наш великий  Петербург
Не боится грозных вьюг.
 
12й слайд «Современная панорама города».
 
Воспитатель:
- Вот мы и вернулись в нашем времени. Наш город стал еще прекраснее. Все это благодаря героизму наших солдат, стойкости и мужеству горожан, ленинградцев отстоявших город, который сейчас называется Санкт-Петербург. Каждый, год 27 января, в память о жителях и защитниках, погибших в блокадном Ленинграде, горожане и гости нашего города повязывают «Блокадную ленточку».
Вы помните, как она выглядит? (ответы детей)
         - Давайте и мы с  вами сделаем такие ленточки для нашей композиции «Венок памяти».
(на листе ватмана выложены гвоздики из бумаги, выполненные заранее, и вокруг них, как лучи солнца располагаются блокадные ленточки).
Дети выполняют  аппликацию «Блокадная ленточка».
 
 Гусарик:
- Какой красивый у вас получился плакат, я очень рад, что вы помните эту знаменательную дату, так много знаете о нашем городе!  До свидания увидимся на наших встречах в петербургской гостиной!
Дети прощаются с Гусариком.
 
Воспитатель:
- Ребята, я предлагаю повесить наш плакат в коридоре детского сада, чтобы напомнить всем о великом празднике Дне полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.
 
Дети вместе с воспитателем  размещают плакат в помещении детского сада.
 
Целенаправленная работа по знакомству детей с историческим событием родного города  дает положительные результаты. У детей необычайно возрос интерес к историческим событиям родного города, появилось устойчивое стремление больше узнать о родном городе, появилось желание быть похожими на его создателей, знаменитых горожан.  Дети чаще стали ценить такие черты характера, как мужество, смелость, доброта, отзывчивость, взаимопомощь
Город на рисунках детей «ожил», на фоне городского пейзажа дети изображают себя, своих близких, события прошлого. Дети сочиняют удивительные сказки о родном городе, отражая свои мечты и отношение к увиденному. Дошкольники охотно знакомятся с произведениями литературного, музыкального, изобразительного, декоративно-прикладного искусства, содержание которых связано с историей родного города.
Работа по знакомству дошкольников с историей города получила живой отклик у родителей наших воспитанников. Они охотно предоставляют материал из семейных архивов и принимают участие во временных выставках и конкурсах, связанных с жизнью города во время блокады Ленинграда и Великой отечественной войны, с удовольствием посещают игровые занятия, вечера досуга. Для организации воскресных прогулок детей и родителей по историческим местам нашего города в детском саду разработаны готовые «Маршруты выходного дня». Родители часто обращаются за советом, консультацией, художественной литературой по истории города, пользуются дидактическими и авторскими играми городской тематики, созданными в нашем учреждении.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Использованная литература:
  • Алифанова Г.Т. «Первые шаги» Программа воспитания юного петербуржца. – СПб 2000;
  • Дмитриева Е.В., Ермолаева Л.К. Воронина Н.И. «Мой город» Норинт СПб 2000;
  • Махинько Л.Н. «Я-петербуржец» СПб Питер 1996;
  • Никонова  Е.А. «Первые прогулки по Петербургу» Паритет СПб 2004;
  • Серова З.А. «Знаеш ли ты Санкт-Петербург?  Краеведческие игры» СПб ДОМ «МиМ» 1998;
  • Смирнова Н.Т. «Знакомство с Санкт-Петербургом» Программа. – СПб, 2001;
  • Солнцева О.В., Коренева-Леонтьева Е.В. «Город сказка, город-быль». Учебно-методическое пособие СПб Речь 2013 ;
  • Авторская программа дополнительного образования «Малышам о главном» Погаленко И.А. педагог дополнительного образования ГБДОУ детский сад №20 Кировского района СПб 2014
 
 
 
 
 
 
 
 
ПРИЛОЖЕНИЕ  1
Загадки:
         Мраморный белый народ
В саду этом живет,
А люди увидеть рады
Цветы на его ограде.
(Летний сад)
 
Царь на вздыбленном коне,
Змей на каменной волне.
(Медный всадник)
 
Колонны эти – маяки,
Освещали путь в ночи.
На Стрелке у Невы стоят
О победах говорят.
(Ростральные колонны)
 
Застыли кони на мосту.
Герой ведет их за узду.
Рвутся кони, словно в бой,
Герой ведет их за собой.
(Аничков мост)
 
Стихотворение:
Охваченный войною блокадный Ленинград.
На улицах трамваи замерзшие стоят.
Разрушенные здания и надпись на стене:
«Опасно при обстреле на этой стороне».
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 
 
 
 
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»