Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Профессиональное развитие педагогов

Некрасова Кристина Игоревна
Успешная деятельность образовательной организации зависит от умелого использования ресурсов педагогических кадров. В свою очередь, эффективность управления кадрами зависит от того, насколько администрация образовательного учреждения уделяет внимание профессиональному развитию педагогов.
Профессиональное развитие педагогического коллектива образовательной организации осуществляется двумя взаимосвязанными способами: самообразованием педагогов и правильно организованной, планомерной, персонифицированной методической работой. При этом методическая работа складывается из комплекса мероприятий, направленных на совершенствование профессиональных компетентностей педагога, который вправе сам выбирать оптимальное для него содержание, формы и методы.
Следовательно, управление профессиональным развитием педагогического коллектива — это процесс целенаправленной реализации в образовательной организации стратегии управления, направленной на формирование определенных компетенций педагогов.
Основной целью профессионального развития является повышение эффективности результатов использования возможностей каждого педагога посредством реализации поставленных целей, повышения профессионального уровня коллектива. С позиции отдельного педагога профессиональное развитие заключается в развитии и постоянном обогащении личностных характеристик, профессиональных знаний, навыков и умений, которые необходимы ему для эффективного исполнения своих должностных обязанностей.
Управление профессиональным развитием педагогических сотрудников включает ряд этапов, среди которых можно выделить следующие:
  1. Привлечение, подбор, отбор, оформление на работу педагогического персонала.
  2. Анкетирование новых (в том числе молодых специалистов) с целью ознакомления всех работников и оценки социально-психологического климата, выработки предложений по оптимизации организационной культуры.
  3. Аттестация педагогического персонала каждые 5 лет с целью определения степени соответствия компетенций и личностных характеристик педагогов выполняемой работе и формирование плана обучения педагогического персонала по приоритетным направлениям профессионального развития.
  4. Включение отдельных педагогов в кадровый резерв.
  5. Психологическая диагностика с целью характеристики личностных качеств педагогов.
  6. Планирование персонифицированного профессионального развития педагогов в рамках разработанной в образовательной организации модели внутриорганизационного повышения квалификации педагогического персонала.
  7. Организация обучения педагогического персонала работников согласно разработанным персонифицированным программам.
Для образовательной организации управление профессиональным развитием педагогов означает координацию достижения каждым из них соответствующих требований, предъявляемых к уровням достижения профессиональных компетенций и личностных характеристик.
Образовательная организация обращает внимание на то, что процесс управления развитием персонала включает ряд основных задач:
  1. Планирование структуры предприятия, подготовка будущих руководителей. Грамотный руководитель должен обращать внимание на создание внутреннего кадрового резерва. Каждая ключевая должность в организации нуждается в кадровой подстраховке, любому руководителю необходим потенциальный преемник. Следовательно, с этой целью руководитель должен провести мониторинг по определению уровня потенциальной возможности взаимозамещения, затем должны быть намечены точки пересечения должностного функционала и сформирован банк кадровой замены.
  2. Подготовка сотрудников для осуществления будущих проектов и планов. В долгосрочное планирование должен входить не только расчет возможных рисков и выгоды, но и оценка возможностей персонала, составление программы их обучения и развития необходимых квалификационных способностей. С целью решения данной проблемы руководитель может создать рабочую группу, которая разработает план управления подготовкой сотрудников организации, нацеленных на реализацию инновационной деятельности.
  3. Подготовка новых сотрудников. Поддержка новичков с первых дней работы является необходимым процессом адаптации, в рамках организации данного направления работы необходимо создавать внутри организации подразделение, нацеленное на развитие системы наставничества и поддержки молодых специалистов. Внутри структуры образовательной организации работа Школы молодого специалиста откроет перспективы профессионального роста каждому творческому педагогу, желающему интенсивно развиваться и достигать профессиональных вершин.
  4. Сохранение и передача внутри организации накопленных знаний, опыта, навыков. Обмен знаниями внутри предприятия делает коллектив более независимым, защитит в случае потери ценного сотрудника. И на этом этапе возможна организация педагогического взаимодействия и публичной презентации накопленного опыта.
  5. Развитие и сохранение корпоративной культуры. Создание положительного имиджа благотворно влияет на производственный процесс. В немалой степени заложенные ценности и принципы определяют результаты труда и эффективность персонала. В образовательной организации немаловажную роль играет создание корпоративного бренда, который в условиях современной образовательной конкуренции открывает перспективы развития коллектива и укрепляет внутренний интеллектуальный и творческий потенциал.
  6. Формирование здоровой конкуренции внутри образовательной организации. Обучение персонала сводит к минимуму периоды застоя в работе, формирует у сотрудников привычку постоянно развиваться, что обеспечивает здоровую конкуренцию среди работников и поддерживает эффективную работу коллектива. Конкурсы профессионального мастерства и внутрифирменные методические конференции развивают профессиональную конкуренцию, что позволяет создавать новые траектории развития организации.
  7. Поддержка системы стимулирования. Возможность развития персонала, продвижения по карьерной лестнице – важный критерий при поиске работы. При этом необходимо учитывать, что формирование вертикальной системы развития кадров в организации практически невозможна, так как административный персонал в образовательной организации – единица достаточно устойчивая. В этом случае творчески работающая администрация образовательной организации должна формировать систему горизонтального роста каждого члена организации. Педагоги должны ощущать свою значимость и понимать, что их профессиональные достижения будут замечены и отмечены, что является важной составляющей развития коллектива в целом.
В зависимости от потребностей коллектива при развитии кадров могут использоваться следующие инструменты и методы:
  • обучающие программы, включающие тренинги, семинары, программы профессиональной адаптации новых сотрудников;
  • функциональное саморазвитие как важная составляющая профессионального обучения. В ходе тренингов и семинаров сотрудникам выдаются самостоятельные задания по программе обучения, рекомендуется профессиональная обучающая литература, информация с сайтов.
Профессиональный стандарт педагога дает возможность оценить все сферы деятельности педагогического работника. Тем не менее важным требованием является объективность. Невозможно оценить качество работы педагога, не установив обратную связь с получателем образовательных услуг. Таким образом, к участию к процессу развития коллектива образовательной организации должны быть привлечены все педагогические работники, что повышает ответственность и дает возможность активизировать профессиональную деятельность.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»