Профессиональное развитие педагогов
Некрасова Кристина Игоревна
Успешная деятельность образовательной организации зависит от умелого использования ресурсов педагогических кадров. В свою очередь, эффективность управления кадрами зависит от того, насколько администрация образовательного учреждения уделяет внимание профессиональному развитию педагогов.
Профессиональное развитие педагогического коллектива образовательной организации осуществляется двумя взаимосвязанными способами: самообразованием педагогов и правильно организованной, планомерной, персонифицированной методической работой. При этом методическая работа складывается из комплекса мероприятий, направленных на совершенствование профессиональных компетентностей педагога, который вправе сам выбирать оптимальное для него содержание, формы и методы.
Следовательно, управление профессиональным развитием педагогического коллектива — это процесс целенаправленной реализации в образовательной организации стратегии управления, направленной на формирование определенных компетенций педагогов.
Основной целью профессионального развития является повышение эффективности результатов использования возможностей каждого педагога посредством реализации поставленных целей, повышения профессионального уровня коллектива. С позиции отдельного педагога профессиональное развитие заключается в развитии и постоянном обогащении личностных характеристик, профессиональных знаний, навыков и умений, которые необходимы ему для эффективного исполнения своих должностных обязанностей.
Управление профессиональным развитием педагогических сотрудников включает ряд этапов, среди которых можно выделить следующие:
Профессиональное развитие педагогического коллектива образовательной организации осуществляется двумя взаимосвязанными способами: самообразованием педагогов и правильно организованной, планомерной, персонифицированной методической работой. При этом методическая работа складывается из комплекса мероприятий, направленных на совершенствование профессиональных компетентностей педагога, который вправе сам выбирать оптимальное для него содержание, формы и методы.
Следовательно, управление профессиональным развитием педагогического коллектива — это процесс целенаправленной реализации в образовательной организации стратегии управления, направленной на формирование определенных компетенций педагогов.
Основной целью профессионального развития является повышение эффективности результатов использования возможностей каждого педагога посредством реализации поставленных целей, повышения профессионального уровня коллектива. С позиции отдельного педагога профессиональное развитие заключается в развитии и постоянном обогащении личностных характеристик, профессиональных знаний, навыков и умений, которые необходимы ему для эффективного исполнения своих должностных обязанностей.
Управление профессиональным развитием педагогических сотрудников включает ряд этапов, среди которых можно выделить следующие:
- Привлечение, подбор, отбор, оформление на работу педагогического персонала.
- Анкетирование новых (в том числе молодых специалистов) с целью ознакомления всех работников и оценки социально-психологического климата, выработки предложений по оптимизации организационной культуры.
- Аттестация педагогического персонала каждые 5 лет с целью определения степени соответствия компетенций и личностных характеристик педагогов выполняемой работе и формирование плана обучения педагогического персонала по приоритетным направлениям профессионального развития.
- Включение отдельных педагогов в кадровый резерв.
- Психологическая диагностика с целью характеристики личностных качеств педагогов.
- Планирование персонифицированного профессионального развития педагогов в рамках разработанной в образовательной организации модели внутриорганизационного повышения квалификации педагогического персонала.
- Организация обучения педагогического персонала работников согласно разработанным персонифицированным программам.
Для образовательной организации управление профессиональным развитием педагогов означает координацию достижения каждым из них соответствующих требований, предъявляемых к уровням достижения профессиональных компетенций и личностных характеристик.
Образовательная организация обращает внимание на то, что процесс управления развитием персонала включает ряд основных задач:
Образовательная организация обращает внимание на то, что процесс управления развитием персонала включает ряд основных задач:
- Планирование структуры предприятия, подготовка будущих руководителей. Грамотный руководитель должен обращать внимание на создание внутреннего кадрового резерва. Каждая ключевая должность в организации нуждается в кадровой подстраховке, любому руководителю необходим потенциальный преемник. Следовательно, с этой целью руководитель должен провести мониторинг по определению уровня потенциальной возможности взаимозамещения, затем должны быть намечены точки пересечения должностного функционала и сформирован банк кадровой замены.
- Подготовка сотрудников для осуществления будущих проектов и планов. В долгосрочное планирование должен входить не только расчет возможных рисков и выгоды, но и оценка возможностей персонала, составление программы их обучения и развития необходимых квалификационных способностей. С целью решения данной проблемы руководитель может создать рабочую группу, которая разработает план управления подготовкой сотрудников организации, нацеленных на реализацию инновационной деятельности.
- Подготовка новых сотрудников. Поддержка новичков с первых дней работы является необходимым процессом адаптации, в рамках организации данного направления работы необходимо создавать внутри организации подразделение, нацеленное на развитие системы наставничества и поддержки молодых специалистов. Внутри структуры образовательной организации работа Школы молодого специалиста откроет перспективы профессионального роста каждому творческому педагогу, желающему интенсивно развиваться и достигать профессиональных вершин.
- Сохранение и передача внутри организации накопленных знаний, опыта, навыков. Обмен знаниями внутри предприятия делает коллектив более независимым, защитит в случае потери ценного сотрудника. И на этом этапе возможна организация педагогического взаимодействия и публичной презентации накопленного опыта.
- Развитие и сохранение корпоративной культуры. Создание положительного имиджа благотворно влияет на производственный процесс. В немалой степени заложенные ценности и принципы определяют результаты труда и эффективность персонала. В образовательной организации немаловажную роль играет создание корпоративного бренда, который в условиях современной образовательной конкуренции открывает перспективы развития коллектива и укрепляет внутренний интеллектуальный и творческий потенциал.
- Формирование здоровой конкуренции внутри образовательной организации. Обучение персонала сводит к минимуму периоды застоя в работе, формирует у сотрудников привычку постоянно развиваться, что обеспечивает здоровую конкуренцию среди работников и поддерживает эффективную работу коллектива. Конкурсы профессионального мастерства и внутрифирменные методические конференции развивают профессиональную конкуренцию, что позволяет создавать новые траектории развития организации.
- Поддержка системы стимулирования. Возможность развития персонала, продвижения по карьерной лестнице – важный критерий при поиске работы. При этом необходимо учитывать, что формирование вертикальной системы развития кадров в организации практически невозможна, так как административный персонал в образовательной организации – единица достаточно устойчивая. В этом случае творчески работающая администрация образовательной организации должна формировать систему горизонтального роста каждого члена организации. Педагоги должны ощущать свою значимость и понимать, что их профессиональные достижения будут замечены и отмечены, что является важной составляющей развития коллектива в целом.
В зависимости от потребностей коллектива при развитии кадров могут использоваться следующие инструменты и методы:
- обучающие программы, включающие тренинги, семинары, программы профессиональной адаптации новых сотрудников;
- функциональное саморазвитие как важная составляющая профессионального обучения. В ходе тренингов и семинаров сотрудникам выдаются самостоятельные задания по программе обучения, рекомендуется профессиональная обучающая литература, информация с сайтов.
Профессиональный стандарт педагога дает возможность оценить все сферы деятельности педагогического работника. Тем не менее важным требованием является объективность. Невозможно оценить качество работы педагога, не установив обратную связь с получателем образовательных услуг. Таким образом, к участию к процессу развития коллектива образовательной организации должны быть привлечены все педагогические работники, что повышает ответственность и дает возможность активизировать профессиональную деятельность.