Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 1 / 5

Звезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Методическая разработка программы дополнительного образования

Волейбол

(1 год обучения, возраст обучающихся 12 - 16 лет)
 Шилыковская Ольга Анатольевна
Пояснительная записка
Образовательная программа “Волейбол” имеет физкультурно-спортивную направленность, по уровню освоения программа общекультурная, т.е. предполагает развитие и совершенствование у занимающихся основных физических качеств, формирование различных двигательных навыков, укрепление здоровья.
Волейбол - командная игра, в которой каждый игрок согласовывает свои действия с действиями партнеров. Различные функции игроков обязывают их постоянно взаимодействовать друг с другом для достижения общей цели. Эта особенность очень актуальна для воспитания дружбы и товарищества, привычки подчинять свои действия интересам коллектива.
Стремление превзойти соперника в быстроте действий, изобретательности, меткости бросков и других действий, направленных на достижение победы, приучает занимающихся мобилизовать свои возможности, действовать с максимальным напряжением сил, преодолевать трудности, возникающие в ходе спортивной борьбы.
Формируя на основе вышеперечисленного у обучаемых поведенческие установки, волейбол, как спортивная игра, своими техническими и методическими средствами эффективно позволяет обогатить внутренний мир ребенка, расширить его информированность в области оздоровления и развития организма.
Актуальность: В условиях современной общеобразовательной школы у обучающихся в связи с большими учебными нагрузками и объемами домашнего задания развивается гиподинамия. Решить отчасти, проблему призвана программа «Волейбол», направленная на удовлетворение потребностей в движении, оздоровлении и поддержании функциональности организма.
Соревновательный характер игры, самостоятельность действий, непрерывное изменение обстановки, удача или неуспех вызывают у играющих проявление разнообразных чувств и переживаний. Высокий эмоциональный подъем способствует поддержанию постоянной активности и интереса к игре. Эти особенности волейбола создают благоприятные условия для воспитания у занимающихся умения управлять эмоциями, не терять контроля за своими действиями, в случае успеха не ослаблять борьбы, а при неудаче не падать духом.
Теоретическая подготовка юных волейболистов включает в себя такие вопросы, как личная гигиена, одежда спортсмена, профилактика травматизма, правила игры. Теоретические сведения сообщаются подросткам в ходе практических занятий в разных частях, в паузах между упражнениями, в перерывах между играми.
Цель: создание условий для развития физических качеств, личностных качеств, овладения способами оздоровления и укрепления организма, обучающихся посредством занятий волейболом.
Задачи:
Образовательные:
  • обучать обучающихся техническим приёмам волейбола;
  • дать представление об оздоровлении организма и улучшении самочувствия;
  • дать необходимые дополнительные знания и умения в области раздела физической культуры и спорта – спортивные игры (волейбол);
  • обучать правильно регулировать свою физическую нагрузку;
  • обучать правилам закаливания организма.
Развивающие:
  • развивать основные физические качества;
  • формировать убеждений в том, что систематические занятия физическими упражнениями укрепляют здоровье;
  • укреплять здоровье детей;
  • способствовать повышению работоспособности обучающихся;
  • развивать двигательные способности,
  • формировать навыки самостоятельных занятий физическими упражнениями во время игрового досуга;
Воспитательные:
  • воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи и взаимовыручки;
  • воспитывать дисциплинированность;
  • способствовать снятию стрессов и раздражительности.
  • пропагандировать здоровый образ жизни, чем способствовать профилактике преступности среди подростков, а также профилактике наркозависимости, табакокурения и алкоголизма;
  • популяризировать участие подрастающего поколения жителей нашего города в спортивно-массовых мероприятиях  и физкультурно-оздоровительных праздниках;
  • воспитывать у обучающихся волевые качества: смелость, решительность, настойчивость.
 
Условия реализации программы:
 
Условия набора в коллектив: принимаются все желающие, не имеющие медицинских противопоказаний и мотивированные на занятия волейболом. Набор в объединение производится, начиная с 31 мая до 10 сентября текущего года.
Условия формирования групп:
Программа предназначена для детей от 12-16 лет. Возможны как одновозрастные, так и разновозрастные объединения учащихся.
Списочный состав объединения комплектуется в соответствии с технологическим регламентом: объединение 1 года обучения  - не менее 15 человек.
Формы проведения занятий: беседа, обучающее занятие, тренинг, турнир, чемпионат, спортивный праздник.
Формы организации деятельности: 
  • фронтальная (учебное занятие, беседа, тренинг);
  • групповая (турнир, соревнование, чемпионат);
  • индивидуальная (работа с одаренными детьми, соревнования, тестирование).
      Формы подведения итогов:
  • участие в школьных, районных и городских соревнованиях;
  • сдача контрольных испытаний физической подготовленности два раза в год (сентябрь и май);
  • сдача контрольных испытаний технико-тактической подготовленности по прохождению разделов программы;
  • участие в судействе школьных и  районных соревнований по волейболу.
           Сроки реализации программы:
           Программа рассчитана на 72 академических часа, занятия проводятся по 1 часу 2 раза в неделю или по 2 часа раз в наделю.
Учебно-практическое оборудование:            
Спортивный зал с разметкой волейбольной площадки
  • волейбольные мячи на каждого обучающегося (15 -16 штук)
  • набивные мячи - на каждого обучающегося (15 -16 штук)
  • перекладины для подтягивания в висе ( 5-7 штук)
  • стойки – ограничители (10 -15 штук)
  • скакалки для прыжков на каждого обучающегося (15 -16 штук)
  • волейбольная сетка
  • резиновые эластичные бинты на каждого обучающегося (15 -16 штук)
  • гимнастические скамейки – 5-7 штук
  • гимнастическая стенка – 15 пролетов
  • секундомер, рулетка
  • аптечка
Нормативное обеспечение
  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ
  • устав ГБОУ № 346 Невского района Санкт-Петербурга
  • календарный учебный график ЦДО ГБОУ № 346 Невского района Санкт-Петербурга
  • положение о формах, периодичности, порядке диагностики учащихся по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам ЦДО ГБОУ № 346 Невского района Санкт-Петербурга.
  • инструкции по технике безопасности
Электронные и интернет ресурсы
  • презентации в Power Point, тематические папки, видеофильмы, электронные тесты
Технические средства обучения
  • Музыкальный центр
  • Компьютер
 
Планируемые результаты освоения программы:
 
 По итогам обучения по программе обучающиеся должны знать:
  • состояние и развитие волейбола в России;
  • правила техники безопасности;
  • правила игры;
  • терминологию волейбола.
Должны уметь:
  • выполнять передачу, прием, подачу мяча, нападающие удары и постановку блока;
  • анализировать и оценивать игровую ситуацию;
  • обладать тактикой нападения и защиты;
  • судить соревнования по волейболу.
Должны иметь навыки:
  • владеть техникой: точной передачи мяча партнеру, точного приема и нападающих ударов, постановка блока, различных видов приема и передачи мяча;
  • применение индивидуальных действий как в нападении, так и в защите;
Предметные: получить знания о ЗОЖ, истории спорта и волейбола в частности, знать правила игры в волейбол и правила судейства игры, освоить технические приемы волейбола, развить физические качества (быстроту, силу, выносливость, координацию движений).
Метапредметные: формирование гражданско-нравственной позиции в жизни и отношениях с окружающими людьми, овладение навыками социальной активности, овладение приемами деятельности в нестандартных ситуациях, формирование умения приема самостоятельных решений путем анализа внешней информации, формирование навыков работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе, овладение комплексом качеств, связанных с безопасной жизнедеятельностью личности.
Личностные: повышение у учащихся уровня культуры общения и поведения в коллективе и социуме, овладение учащимися навыками ЗОЖ  и применение их в своей жизни.
 
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Волейбол»

 

п/п
Наименование тем Количество часов
теория практика всего
1 Вводное занятие 1 1 1
2 Техника выполнения нижнего приема 1 8 9
3 Техника выполнения верхнего приема 1 8 9
4 Техника выполнения нижней прямой подачи 1 5 6
5 Техника выполнения верхней прямой подачи 1 8 10
6 Техника выполнения нижней боковой подачи 1 2 2
7 Техника выполнения навесной передачи к нападающему удару 1 5 6
8 Техника выполнения нападающего удара 1 5 6
9 Тактические приемы двусторонней игры 1 16 19
10 Соревновательная деятельность. Подведение итогов 1 4 4
  Итого: 10 62 72
 
Содержание программы
1. Вводное занятие
Теория. Знакомство с обучающимися. Сведения об истории возникновения, развития и характерных особенностях игры в волейбол. Правила разминки, подвижная игра с волейбольным мячом, правила заминки. Правила техники безопасности при выполнении упражнений на занятиях волейболом. Правила пожарной безопасности, поведения в спортивном зале.
Практика. Вводное тестирование физической подготовленности.
2. Техника выполнения нижнего приема
Теория. Правильное положение рук и ног при выполнении нижнего приема. Поведение игрока при выполнении приема. Правила безопасного выполнения.
Практика. Подвижные игры с волейбольным мячом. Совершенствование в технике передвижений в стойке волейболиста с изменением направления движения по звуковому и зрительному сигналу. Совершенствование в технике передачи мяча в парах на месте, со сменой мест.
3. Техника выполнения верхнего приема
Теория. Правильное положение рук, кистей и пальцев при выполнении верхнего приема передачи мяча. Положение ног и туловища спортсмена при выполнении верхнего приема. Правила безопасного выполнения приема.
Практика. Упражнения на отработку движений рук, туловища и ног при выполнении приема. Использование верхнего приема передачи мяча на практике вовремя командной игры в волейбол.
4. Техника выполнения нижней прямой подачи
Теория. Правильное положение туловища, ног, рук, кистей и пальцев спортсменов при выполнении нижней прямой подачи. Правила безопасного выполнения нижней прямой подачи.
Практика. Упражнение на движения ногами, туловищем и руками при выполнении нижней прямой подачи. Использование нижней прямой подачи мяча на практике вовремя командной игры в волейбол.
5. Техника выполнения верхней прямой подачи
Теория. Выполнение набрасывание мяча на удар. Правильное положение кисти при ударе по мячу вовремя верхней прямой подачи.
Практика. Упражнение на движение ногами и туловищем, движение «рабочей» рукой при выполнении верхней прямой подачи.    Правила безопасного выполнения упражнения. Использование верхней прямой подачи мяча на практике вовремя командной игры в волейбол.
6. Техника выполнения нижней боковой подачи
Теория. Правильное положение руки с мячом перед нанесением удара вовремя нижней боковой подачи. Правила безопасного выполнения упражнения.
Практика. Упражнения на движение рук, ног и туловища при выполнении нижней боковой подачи. Использование нижней и верхней прямой подачи, нижней боковой подачи мяча на практике вовремя командной игры в волейбол.
7. Техника выполнения навесной передачи к нападающему удару
Теория. Понятие выход на прием мяча. Правила безопасного выполнения упражнения.
Практика. Упражнение на правильные действия руками, туловищем и ногами вовремя навесной передачи. Упражнения на правильные действия, направленные на коррекцию передачи. Использование нижней и верхней прямой подачи, нижней боковой подачи мяча, навесной передачи на практике вовремя командной игры в волейбол.
8. Техника выполнения нападающего удара
Теория. Понятие выход на позицию перед ударом. Правила безопасного выполнения упражнения.
Практика. Упражнения на отработку приема набегания в сочетании с движением руками, туловищем и ногами. Отработка действий, направленных на коррекцию передачи. Использование нижней и верхней прямой подачи, нижней боковой подачи мяча, навесной передачи на практике вовремя командной игры в волейбол.
9. Тактические приемы двусторонней игры
Теория. Основы взаимодействия игроков вовремя игры. Понятие развития игровой комбинации. Понятие: оборонительная, наступательная игра. Правила безопасного ведения двусторонней игры.
Практика. Использование нижней и верхней прямой подачи, нижней боковой подачи мяча, навесной передачи на практике вовремя командной игры в волейбол.
10. Соревновательная деятельность. Подведение итогов
Теория. Правила проведения соревнований по волейболу, составлений игровой таблицы, судейство.
            Практика. Командные встречи. Итоговое тестирование физической подготовленности.
 
 
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
 дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
 «Волейбол» на учебный год

 
№ занятия Дата занятия Кол-во
 часов
Тип занятия (теория, практика) Содержание
 занятия
Виды контроля (беседа, опрос, анкетирование, тестовая работа и прочее)
По плану По факту
Тема № 1 – «Вводное занятие» -1 час
 
1     1 Теория, практика Техника безопасности во время спортивных игр. Вводное тестирование физической подготовленности: выполнение контрольных нормативов (прыжок в длину с места, челночный бег 3х10, прыжок через скакалку, наклон вперёд, сгибание рук в упоре, поднимание туловища из положения лёжа) Беседа, тестирование
Тема № 2 – «Техника выполнения нижнего приема, передачи» -9 час
 
2     1 Теория, практика Стойка игрока при выполнении нижней передачи, приёма; передвижения в стойке, имитационные упражнения, передачи над собой Беседа, наблюдение
3     1 Практика, теория Передачи над собой, с перемещением, передачи на вспомогательного игрока Беседа, наблюдение
4     1 Практика Передачи над собой, с перемещением, передачи на вспомогательного игрока Наблюдение
5     1 Практика Передачи в парах, тройках, через сетку Наблюдение
6     1 Практика Передачи в парах, тройках, через сетку Наблюдение
7     1 Практика Передачи в парах, тройках, через сетку Наблюдение
8     1 Практика Последовательные передачи на игроков, расположенных во 2, 3, и 4-й зонах противника Наблюдение
9     1 Практика Последовательные передачи на игроков, расположенных во 2, 3, и 4-й зонах противника Наблюдение
10     1 Практика, теория Последовательные передачи на игроков, расположенных во 2, 3, и 4-й зонах противника Контрольное тестирование, опрос
 
Тема № 3 – «Техника выполнения верхнего приема, передачи» -9 час

 
11     1 Теория, практика Стойка игрока при выполнении верхней передачи, приёма; передвижения в стойке, имитационные упражнения, передачи над собой Наблюдение, беседа
12     1 Практика, теория Передачи над собой, с перемещением, передачи на вспомогательного игрока Беседа, наблюдение
13     1 Практика Передачи над собой, с перемещением, передачи на вспомогательного игрока Наблюдение
14     1 Практика Передачи в парах, тройках, через сетку Наблюдение
15     1 Практика Передачи в парах, тройках, через сетку Наблюдение
16     1 Практика Передачи в парах, тройках, через сетку Наблюдение
17     1 Практика Последовательные передачи на игроков, расположенных во 2, 3, и 4-й зонах противника Наблюдение
18     1 Практика Последовательные передачи на игроков, расположенных во 2, 3, и 4-й зонах противника Наблюдение
19     1 Практика, теория Последовательные передачи на игроков, расположенных во 2, 3, и 4-й зонах противника Контрольное тестирование, опрос
Тема № 4 – «Техника выполнения нижней прямой подачи» -6 час
 
20     1 Теория, практика Техника выполнения нижней подачи. Имитационные упражнения без мяча, с мячом. Подводящие упражнения с ударами по неподвижному мячу Беседа, наблюдение
21     1 Практика Подводящие упражнения с ударами по неподвижному мячу. Упражнения в подачах без сетки Наблюдение
22     1 Практика Упражнения в подачах без сетки: подача в стенку с последующей ловлей, подача на партнёра (в шеренгах) Наблюдение
23     1 Практика Подачи через сетку с расстояния 7-8 метров, подача из-за лицевой линии, подачи в определённую зону Наблюдение
24     1 Практика Последовательное выполнение нескольких подач в разных направлениях, подачи в определённую зону Наблюдение
25     1 Практика, теория Подача на скорость с учётом времени. Приём подачи в разных зонах Контрольное тестирование, опрос
Тема № 5 – «Техника выполнения верхней прямой подачи» -10 час
 
26     1 Теория, практика Техника выполнения верхней подачи. Имитационные упражнения без мяча, с мячом. Подводящие упражнения с ударами по неподвижному мячу Беседа, наблюдение
27     1 Практика, теория Подводящие упражнения с ударами по неподвижному мячу. Упражнения в подачах без сетки Наблюдение, беседа
28     1 Практика Упражнения в подачах без сетки: подача в стенку с последующей ловлей, подача на партнёра (в шеренгах) Наблюдение
29     1 Практика, теория Подачи через сетку с расстояния 7-8 метров, подача из-за лицевой линии, подачи в определённую зону Наблюдение
30     1 Практика Подачи через сетку с расстояния 7-8 метров, подача из-за лицевой линии, подачи в определённую зону Наблюдение
31     1 Практика, теория Последовательное выполнение нескольких подач в разных направлениях, подачи в определённую зону Наблюдение
32     1 Практика Последовательное выполнение нескольких подач в разных направлениях, подачи в определённую зону Наблюдение
33     1 Практика Приёмы мяча после подачи при расположении игроков тройками на обеих сторонах площадки Наблюдение
34     1 Практика Приёмы мяча после подачи при расположении игроков тройками на обеих сторонах площадки Наблюдение
35     1 Практика, теория Подача на скорость с учётом времени. Приём подачи в разных зонах Контрольное тестирование
Тема № 6 – «Техника выполнения боковой подачи» - 2 часа
 
36     1 Теория, практика Техника выполнения боковой подачи. Имитационные упражнения без мяча, с мячом. Упражнения в подачах без сетки. Подачи через сетку с расстояния 7-8 метров Беседа, наблюдение
37     1 Практика, теория Подача из-за лицевой линии. Последовательное выполнение нескольких подач в разных направлениях, подачи в определённую зону Наблюдение
 
Тема № 7 – «Техника выполнения навесной передачи к нападающему удару» - 6 ч

 
38     1 Теория, практика Техника выполнения навесной передачи к нападающему удару. Упражнения на быстроту реакции и передвижения. Беседа, наблюдение
39     1 Практика, теория Перемещения вдоль сетки со свободным «жонглированием» мячом над собой (передачи различны по характеру и способу выполнения) Наблюдение
40     1 Практика Передвижения в парах вдоль сетки в различных направлениях с передачей различными способами Наблюдение
41     1 Практика Перемещения после передач в различные зоны с последующей передачей в различные зоны Наблюдение
42     1 Практика, теория Передачи в тройках у сетки с одновременной передачей из зоны 3 в зоны 4 и 2, из зоны 2 в зоны3 и 4 с имитацией атаки Наблюдение
43     1 Практика Передачи в тройках у сетки с одновременной передачей из зоны 3 в зоны 4 и 2, из зоны 2 в зоны3 и 4 с имитацией атаки Контрольное тестирование
Тема № 8 – «Техника выполнения нападающего удара» - 6 ч
 
44     1 Теория, практика Техника выполнения нападающего удара (разбег, прыжок, ударное движение). Имитация нападающего удара по подвешенному мячу, у стенки Беседа, наблюдение
45     1 Практика Броски теннисного мяча после разбега в прыжке Наблюдение
46     1 Практика, теория Нападающие удары по подвешенному мячу у сетки из зоны 4. Нападающие удары через пониженную сетку. Удары с собственного подбрасывания в различных зонах нападения Наблюдение
47     1 Практика Удары с собственного подбрасывания в различных зонах нападения, с передачей на удар игроком зоны 3 Наблюдение
48     1 Практика Нападающие удары через сетку с вертикальных и продольных подач Наблюдение
49     1 Практика Нападающие удары против пассивного одиночного (группового) блока Наблюдение
Тема № 9 – «Тактические приемы двусторонней игры» - 19 часов
 
50     1 Теория, практика Тактика игры в нападении и в защите, индивидуальные, групповые и командные тактические действия. Тактика подачи: выполнение подач различного характера и способа, приём подачи Беседа, наблюдение
51     1 Практика, теория Выполнение индивидуальных тактических упражнений: выбор места, стойки, перемещения пасующего игрока Наблюдение
52     1 Практика Выполнение индивидуальных тактических упражнений: выбор места, стойки, перемещения для нападающего удара Наблюдение
53     1 Практика Выполнение индивидуальных тактических упражнений: одиночное блокирование, самостраховка блокируещего Наблюдение
54     1 Теория, практика Выполнение индивидуальных тактических упражнений: приём нападающего удара различного характера и способа Наблюдение
55     1 Практика, теория Тактическая комбинация «Разыгрывание мяча через игрока зоны 2» Наблюдение
56     1 Теория, практика Тактическая комбинация «Разыгрывание мяча через игрока зоны 2» Наблюдение
57     1 Практика Тактическая комбинация «Разыгрывание мяча через игрока зоны 2» Наблюдение
58     1 Практика Тактическая комбинация «Разыгрывание мяча через игрока зоны 3» Наблюдение
59     1 Практика Тактическая комбинация «Разыгрывание мяча через игрока зоны 3» Наблюдение
60     1 Теория, практика Тактическая комбинация «Разыгрывание мяча через игрока зоны 3» Наблюдение
61     1 Практика Применение тактических приёмов в двусторонней игре Наблюдение
62     1 Практика Двусторонняя игра.
Использование нижней и верхней прямой подачи, нижней боковой подачи мяча, навесной передачи на практике вовремя командной игры
Наблюдение
63     1 Практика Двусторонняя игра. Использование ранее изученных упражнений на практике вовремя командной игры Наблюдение
64     1 Практика Двусторонняя игра Наблюдение
65     1 Практика Двусторонняя игра Наблюдение
66     1 Практика Двусторонняя игра Наблюдение
67     1 Практика Двусторонняя игра Наблюдение
68     1 Практика Двусторонняя игра Наблюдение
Тема № 10 – «Соревновательная деятельность. Подведение итогов» - 4 часов
 
69     1 Теория, практика Соревнование. Правила проведения соревнований по волейболу, составлений игровой таблицы, судейство Беседа, наблюдение
70     1 Практика Соревнование Наблюдение
71     1 Практика Соревнование Наблюдение
72     1 Практика
 
Подведение итогов. Итоговый контроль физической подготовленности: выполнение контрольных нормативов (прыжок в длину с места, челночный бег 3х10, прыжок через скакалку, наклон вперёд, сгибание рук в упоре, поднимание туловища из положения лёжа) Итоговое тестирование
Итого: 72 часа
 
 
&nb

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»