Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Обучение чтению

Фомина Анна Сергеевна
Обучение чтению, без сомнения, является одним из главных условий успешного раннего развития ребенка. Как правило родители задают педагогам похожие вопросы. С какого возраста нужно учить ребенка читать? Сколько времени нужно, чтобы ребенок освоил чтение? Нужно ли учить буквы, алфавит? Какая методика наиболее эффективна? Попробую ответить на них.
Итак, ребенок, который освоил чтение рано, безусловно, имеет преимущество перед не читающим сверстником.
4-5 лет. С возраста 4-5 лет ребенок может анализировать свойства предметов и воздействовать на них с целью изменения, в этом возрасте особо выражено "чутье ребенка к языку". Поэтому, если ваш ребенок уже проявляет интерес к буквам, может 10-15 минут увлеченно заниматься развивающими играми, стоит аккуратно попробовать начинать занятия. Но если четырехлетка еще не научился сосредотачивать внимание, целенаправленно выполнять развивающие задания, бурно реагирует на свои неудачи, нетерпелив, тогда лучше еще подождать.
6-7 лет. По мнению современных физиологов, психологов, логопедов, педагогов этот возраст для большинства детей является наиболее благоприятным для активного развития восприятия, внимания, памяти, мышления. Ребенок в этом возрасте физиологически готов к развивающему обучению, у него появляется желание учиться. Старший дошкольник уже может и хочет заниматься, проявляет большой интерес к организованным формам занятий, связанных с усвоением знаний, умений, навыков. Именно старший дошкольный возраст для большинства детей является наиболее эффективным для начала обучения чтению. Это не значит, что все дети в одинаковой степени освоят навыки чтения, но начинать заниматься с ними уже нужно.
И еще один важный вопрос. Могут ли занятия по чтению быть вредными для ребенка? Могут - в том случае, если взрослый, организующий эти занятия, не учитывает возрастные и индивидуальные особенности ребенка, перегружает его учебными заданиями вместо естественной для дошкольника деятельности - игры, ставит самоцелью любой ценой научить ребенка читать.
- Приступайте к обучению чтению только в том случае, если устная речь ребенка достаточно развита. Если речь ребенка изобилует ошибками в согласовании слов, в слоговой структуре слов или дефектами звукопроизношения, следует в первую очередь обратиться к логопеду.
- Овладение чтением требует от ребенка большого умственного и физического напряжения. Поэтому на каждом занятии обязательно сочетайте учебные упражнения с разминками (физминутка, пальчиковая гимнастика, подвижная игра и все, что вам подскажет ваша фантазия).
- Нежелание ребенка заниматься - знак того, что взрослый превысил возможности ребенка. Остановитесь и подумайте, что сделано не так?
Не сравнивайте успехи вашего ребенка с успехами других детей. Темп освоения навыка чтения индивидуален для каждого ребенка.
- Для каждого ребенка существует свой оптимальный способ обучения чтению. Постарайтесь найти именно те приемы и методы работы, которые соответствуют его индивидуальным особенностям.
- Никогда не начинайте занятия, если у вас или вашего ребенка плохое настроение: такие занятия не принесут успеха!
Существует целый ряд факторов, говорящих о том, готов ли ребенок в данный момент осваивать процесс чтения. Вот самые важные из них:
§  Нет проблем с произношением – у ребенка соблюден правильный темп и ритм речи, поставлены все звуки;
§  Нет проблем со слухом – ребенок не переспрашивает по многу раз, не коверкает простые в произношении слова;
§  Достаточное владение речью – богатый словарный запас, умение строить фразы и понятно для окружающих выражать свои мысли;
§  Развитый фонематический слух – ребенок может свободно различать звуки речи, воспроизводить услышанные звуки, называть первый/последний звук в слове;
§  Свободная ориентация в пространстве – ребенок четко знает понятия право/лево и верх/низ.
Внимательно наблюдая за ребенком, вы заметите момент, когда ему станет интересно складывать буквы в слова. Знакомые символы на вывесках магазинов чадо будет показывать маме и папе, а однажды попытается прочесть целиком. Разумеется, в свои первые попытки кроха наверняка прочтет слово неправильно, но это не страшно – это говорит о том, что его мозг созрел для усвоения нового навыка.
Одну из главных задач в процессе чтения выполняют затылочный и затылочно-теменной участки коры головного мозга, которые отвечают за зрительное восприятие. Эти зоны созревают позже других участков коры головного мозга. Если их развитие запаздывает, то для успешного обучения ребенка чтению придется воспользоваться другими системами восприятия (тактильная чувствительность, общие движения). Например, Мария Монтессори предлагала детям запомнить начертания шершавых букв, лепка букв, «прописывание» их пальчиком.
Рассмотрим несколько методик по обучению чтению.
Учимся читать по Г. Доману
Глен Доман доказал, что мозг растет и развивается только в том случае, если он работает. И чем больше мы будем с самого рождения заниматься развитием малыша, тем активнее будет идти формирование мозга, тем более совершенными и зрелыми будут его клетки, тем выше будет его интеллект. Г. Доман предлагает начинать обучение ребенка с чтения коротких слов (из трех-пяти букв) и постепенно переходить к более длинным. Слова надо писать красным фломастером на отдельных карточках. Показывайте малышу блоками – по пять слов в одном блоке. Желательно, чтобы слова, входящие в один блок, начинались с разных букв.
Начните занятие с показа вашему малышу карточки со словом «МАМА» и отчётливо произнесите фразу: «Это означает «мама»». Демонстрируйте карточку на расстоянии не менее 35 см от лица, не давая в руки. Время просмотра карточки ребёнком не должно превышать 1-2 секунд, старайтесь избегать каких-либо дополнительных комментариев к написанному и не просите повторять малыша вслед за вами. В том же темпе проделайте аналогичную процедуру с карточкой «ПАПА» и ещё тремя словами из этой группы. В конце занятия обязательно похвалите своего ребёнка, и не забывайте делать это после каждого сеанса.
В течение первого дня обучения повторите ещё 3 раза, причём, промежуток между просмотрами должен быть не менее получаса. На этом первый день закончен, и вы сделали первый шаг в процессе обучения своего ребёнка чтению. Таким образом, количество времени, затраченное на обучение, не должно превысить и трёх минут.
В течение второго дня нужно будет повторить основное занятие 3 раза, а также 3 раза продемонстрировать комплект карточек Домана из нового набора, добавленного вами. В общей сложности, второй день будет состоять из шести занятий.
На третий день стоит добавить третий набор из 5-ти новых слов. В этот день вы будете оперировать при обучении своего ребёнка чтению тремя наборами по 5 слов в каждом. При этом каждый набор слов должен, как и прежде, демонстрироваться по 3 раза. Итого, общее количество занятий возрастет до 9, растянутых на весь день, но каждое из них займет не больше нескольких минут. Выбрать те заветные 15 первых слов, которые выучит ваш ребёнок, совсем не сложно. Они должны быть самыми знакомыми и приятными для малыша. Слова могут включать имена членов семьи и родственников, клички домашних животных, названия его любимых продуктов, видов деятельности, предметов домашнего обихода и многое другое. В каждой семье этот список разный и будет ограничиваться только вашей фантазией.
-человек и предметы одежды
-дом и члены семьи
-еда и посуда
-животные и птицы
-название цвета и прилагательные
-глаголы
Освоив чтение разных слов, ребенок может начать читать словосочетания, которые составлены из этих слов, а затем простые предложения. Например, когда ребенок сможет прочесть слова «кот», «бык», «идет», «стоит», «спит» составьте из них короткие предложения: «кот спит», «бык спит» и тд.
Постепенно можно удлинять предложения, добавляя по одному новому слову: «Белый бык спит», «Пушистый белый кот спит», «Черный бык идет» и тд.
По этой методике наиболее эффективно обучение детей первых трех лет жизни. С возрастом у ребенка снижается способность запоминать слова, не анализируя составные элементы. Опыт показывает: чем младше ребенок, тем проще для него и родителей процесс обучения. В один год научить читать ребенка легче, чем в два или три.
Чтение по складам.
Классическая методика обучения чтению – слоговая. Например, слово «МАМА» ребенок должен прочитать, как «МА-МА», «КОШКА» - «КОШ-КА». ПО слоговое чтение трудно дается детям со сниженным объёмом слухоречевой памяти. Если слово длинное (кукуруза), то такой ребенок, дочитывая последний слог часто забывает первый, и поэтому не может назвать слово целиком.
Н. А. Зайцев предложил заменить понятие «слог» понятием «склад». Его методика построена на сочетании слов из складов (согласный + гласный) и отдельных букв. Слово «КОШКА» будет складывается «КО-Ш-КА».
Зайцев разработал пособие по обучению чтению известное как «кубики Зайцева». В комплект входят кубики, таблицы, методическое пособие.
В чем состоит особенность метода? Все обучение проходит в виде игры, а в игре ребенок лучше запоминает, так как увлекается и полностью включается в процесс. Кстати, многие педагоги отмечают, что этот метод очень подходит для деток-левшей. Это обосновано тем, что такие дети лучше запоминают и воспринимают целиком слово, а не отдельные буквы.
Основной материал для работы по методике Зайцева - это разные по размеру и весу кубики с буквами различного цвета, которые еще и звучат по-разному. Все в таком наборе продумано до мелочей, здесь нет ничего лишнего, а простые правила чтения очень наглядные и понятные. На одних гранях изображены одиночные буквы, на других – слоги (как простые, так и сложные), на третьих – согласные с мягким или твердым знаком.
Есть, однако, в методике и минус, как считаю дефектологи, весьма значительный. Дети, которых обучали по методу Зайцева, выучив буквы и начав читать часто «проглатывают» окончание слова или фразы, не могут потом начать разбирать слово по составу, так как изначально воспринимают слово целиком, не умея разбирать его на части.
Помните у каждого ребенка индивидуальный темп обучения. Не разочаровывайтесь и не ругайте малыша. Будьте терпеливы! Одно из главных условий успешного обучения – систематичность. Не нужно заставлять ребенка читать целы час: более эффективны короткие занятия несколько раз в день.
Слоговое чтение.
Среди огромного выбора методик обучение чтению по методу Надежды Жуковой очень популярно. Ее способ адаптирован для самостоятельных занятий родителей с детьми в домашних условиях.
Надежда Жукова проводила множество исследований с детьми-дошкольниками, внимательно изучала поступательные процессы развития их речи. Она создала уникальную методику, с помощью которой дети могут быстро научиться читать и с легкостью перейти от нее к письменной речи. В своей методике Н. Жукова учит детей правильно складывать слоги, которые используются у нее в роли единой части в чтении и письме в дальнейшем.
Учить с ребенком сразу все буквы алфавита не стоит. Первое знакомство малыша должно быть с гласными буквами. Объясните крохе, что гласные – это поющие буквы, их можно пропевать. Начните с изучения так называемых твердых гласных (А, У, О). После того, как малыш познакомился с ними, уже нужно начинать складывать: АУ, АО, ОУ, УА, УО, ОА, ОУ. Конечно, это не слоги, но именно на таком сочетании гласных легче всего объяснить крохе принцип сложения слогов. Пусть малыш сам, помогая себе пальчиком, проводит дорожки от буквы к букве, пропевая их. Так он сможет прочитать сочетание двух гласных букв. Далее можно будет приступать к запоминанию согласных.
Дошкольник способен воспринимать информацию только в игровой форме. Игра для него – это спокойная обстановка, где никто его не будет ругать, критиковать. Не пытайтесь заставить ребенка быстро и сразу читать по слогам. Для него чтение – это нелегкий труд. Наберитесь терпения, проявляйте ласку и любовь к малышу во время обучения. Ему сейчас это важно, как никогда. Проявляя спокойствие и уверенность, учите складывать слоги, простейшие слова, предложения. Ребенок должен овладеть техникой чтения. Это процесс не быстрый и сложный для него. Игра разнообразит обучение, избавит от скучной обязанности заниматься, поможет привить любовь к чтению.
Можно ли учить ребенка читать, используя одновременно несколько методик?
Конечно! Методики, одинаково эффективной для всех детей не существует. Это не означает что вы должны метаться от одних методов обучения к другим. Учить ребенка читать можно разными способами.
Какие пособия вам могут пригодиться:
·      Магнитные буквы (лучше 2-3 набора)
·      Вкладывающийся алфавит. Буквы можно обводить, а если смешать зеркальный и обычный, можно тренировать зрительную память.
·      Волшебный экран (его можно использовать в машине, на прогулке и пр.)
Пазлы слова (Игра «Лев» «Сова»)

 

Список используемой литературы:

  1. Глен Доман. «Гармоничное развитие ребенка»
  2. Глен Доман «Методика раннего развития»
  3. Глен Доман, Джанет Доман, Сьюзен Эйзен «Как развить интеллект ребенка»
  4. Турбовской Яков Семенович «Игровое эмоционально-деятельностное обучение или теоретические основы Н. Зайцева»
  5. Кубики Зайцева. «Учебник для родителей, воспитателей, учителей»
  6. Методика обучения Зайцева «Раннее развитие ребенка»
  7. Николай Александрович Зайцев «Письмо, чтение, счет»
  8. Надежда Сергеевна Жукова «Букварь»
  9. Олеся Жукова «Простые упражнения для обучения чтению»

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»