Конспект занятия в рамках дополнительной общеобразовательной программы "Азбука лепки"
Веселая буква
Капнулина Арина Геннадьевна
Пояснительная запискаКонспект занятия на тему «Веселая буква» разработан в рамках дополнительной общеобразовательной программы «Азбука лепки» Предназначен для педагогов дополнительного образования, работающих в области изобразительного творчества
Реализуемая образовательная программа
«Азбука лепки» (срок реализации 2 года, общекультурный уровень освоения).
Возраст учащихся — 6-8 лет.
Год обучения — первый
Цель занятия
Вызвать у детей интерес к занятиям лепкой, воплотить собственные творческие идеи в объёмной пластике
Задачи занятия:
Обучающие:
- познакомить учащихся с историческим и художественным богатством шрифтов
- проанализировать декоративное оформление букв
- развивать зрительную память;
- развивать художественное мышление
- формировать бережное отношение к печатной книге
- воспитывать ответственность при работе в коллективе.
Материалы и оборудование:
Глина, доска-подставка 15х20 см, скалка, стеки, пластиковые ножи, инструменты для нанесения оттисков. Презентация «История керамики», фотографии и рисунки котов, рисунки букв, готовые глиняные образцы, рельефные буквы, изготовленные преподавателем.
План занятия:
1 этап – организационный
- Здравствуйте, ребята! Давайте познакомимся. Меня зовут Арина Геннадьевна. Я преподаватель лепки, работаю в ДТ «У Вознесенского моста» и учу детей работать с глиной. Сегодня мы с вами познакомимся с этим интересным видом творчества, и каждый создаст свою уникальную, неповторимую творческую работу. Прежде чем начать, я хочу с вами познакомиться. Чтобы узнать, как зовут вас, попрошу взять бумажный лист, в верхней части написать свое имя с большой буквы написать на нем свое имя и приколоть его к своей одежде.
2 этап – основной
Теоретическая часть занятия
- Давайте внимательно посмотрим на ваши значки и обратим внимание на заглавные буквы ваших имен - как по-разному они выглядят: разный почерк, разный цвет, разный наклон букв, отличается высота и ширина букв.
А знаете ли Вы, что многие художники специально занимались изображением букв.
Буквица — крупная, отличная от прочих, первая буква главы, раздела или целой книги.
Буквица – не просто декоративный элемент. Она играет особую роль.
Буквица – первая буква записанной истории, пограничная точка, в которой повседневная жизнь прерывается и возникает другая жизнь, другой мир – тот, о котором рассказывает текст. Это точка, в которой пересекаются тайна природы (растительный орнамент), тайна человеческих чувств и страстей (их изображают животные и люди) – и тайна слова, тайна преображения человека и мира под действием слова. Поэтому текст, оформленный с буквицами, воспринимается по-другому – он более живой. А ещё буквица – пространство для индивидуального творчества. В допечатные времена оформлением буквиц занимались специальные художники, поэтому в старинных книгах все буквицы уникальны
Используем приложение 1
Посмотрите на представленные рисунки букв
Все изображения букв, о которых мы сегодня говорили, очень красивы. но все они - плоскостные изображения.
-А как сделать наши буквы объемными? Конечно, в этом нам поможет глина
Сегодня на нашем занятии мы попробуем слепить заглавные буквы Ваших имен.
Я познакомлю вас с техникой лепки из этого пластичного природного материала. Лепка – это один из видов декоративно-прикладного искусства известного с древнейших времен. Изделия из глины окружают нас повсюду.
показ презентации
Слайд 1
Посмотрите, пожалуйста, на экран. Из глины изготавливают посуду, кафельную и тротуарную плитку, черепицу, кирпичи, дома из которых нах окружают повсюду и др.
Слайд 2
Изделия из обожженной глины расписывают, покрывают глазурью, наносят рельефы. Декор делает керамические изделия красивыми и уникальными. А глазурь придает блеск и улучшает технические свойства (прочность, долговечность и влагостойкость)
Слайд 3
Самые первые изделия из глины……………
Слайд 4
Существует много способов и методов изготовления изделий из глины. Рассмотрим основные: Ручной способ лепки с помощью жгутов, лепка из пласта, создание фигурок из целого куска, лепка рельефа. Можно получить изделия путем отливки в гипсовых формах. При этом в форму заливается жидкая глина (шликер) излишек выливают и получается тонкостенное изделие. И, конечно, при помощи всем известного гончарного круга. Этот способ позволяет художнику создавать разнообразные формы и виды сосудов.
Слайд 5
Прежде, чем использовать глину, ее следует подготовить: размочить, сделать ее однородной, перемять и сохранять во влажном состоянии.
Слайд 6
Чтобы придать изделиям прочность их необходимо обжигать в специальных печах при очень высокой температуре. При этом изделие уменьшается в размерах, вода испаряется и частички глины крепко спекаются друг с другом, а нанесенные глазури приобретают блеск и яркие цвета.
На нашем занятии мы будем использовать уже подготовленную глину. Давайте обратим внимание на то, какие материалы и инструменты нам понадобятся для занятия лепкой
Глина
Доска-подставка
Скалка
Пластиковые ножи(стеки)
Предметы для нанесения рельефных рисунков
Практическая часть занятия
Итак, давайте попробуем слепить заглавные буквы ваших имен. Но лепить Мы с Вами будем не просто буквы, а буквы живые. Одним из приемов «Оживления» букв, является изображение их в виде различных животных – иногда всем известных, иногда сказочных. Посмотрите на рисунки – не правда ли, буквы действительно будто двигаются и каждая имеет свой характер.
Каких животных Вы знаете? А какие животные живут у Вас дома? Как Вы можете описать своих питомцев? Какой у них характер?
Обратите внимание, что в большинстве семей живут кошки. Какими грациозными могут быть эти всеобщие любимцы. Они обязательно смогут превратиться в любую букву. – пусть наши буквы превратятся в «Буквы-кошки». Обратите внимание на рисунки кошек на Ваших столах. Посмотрите, как кошки превращаются в буквы. Давайте и мы попробуем превратить наших любимцев в буквы.
Для начала необходимо выполнить эскиз.
Перед вами лежит небольшая подсказка-схема, она поможет определить размер работы так, чтобы буква не получилась слишком маленькой или, наоборот, слишком большой.
Показываю детям пример компоновки изображения в формате листа.
Все изобразили букву у себя на листе? Тогда давайте продолжим рисовать самостоятельно. Внимательно посмотрите рисунки кошек, они вам помогут изобразить Вашу личную букву-кошку.
Теперь нам необходимо познакомиться с техникой работы с глиной и использованием приемов декорирования. У каждого есть свой кусочек глины. Для того чтобы воплотить в глине ваши замыслы (эскизы) мы должны вначале перемять кусочек глины и почувствовать какая она мягкая и пластичная, раскатать шарик и потом смять его в лепешку, положить эту заготовку на дощечку и раскатать скалкой пласт нужной толщины. Затем наметить контур фигуры, вырезать силуэт, следуя предварительно сделанному эскизу. Долепить объемные детали, придать округлость и нанести декор.
Самостоятельная работа учащихся. Педагог контролирует ход работы, консультирует, подсказывает, предлагает варианты декорирования и др.
Контрольный этап
- Я вижу, что все работы практически готовы. Давайте составим общую композицию.
Педагог комментирует каждое произведение учащихся, отмечая положительными отзывами наиболее удачные и интересные варианты исполнения. Сравнивая разный подход учащихся при выполнении задания. Дети высказывают свое мнение о работах друг
друга.
Эмоционально-оценочный этап
- Молодцы! Все отлично справились!
Педагог хвалит каждого учащегося отдельно.
Теперь вы знаете, что произведения изобразительного искусства можно увидеть не только в музее, а во многих книгах. Это не только иллюстрации, а часто и изображение самих букв, как волшебные и сказочные картины.
- Ребята, Вам понравилось лепить из глины?
- Да!
- Теперь вы умеете не только рисовать, но и воплощать свои идеи в объеме. Каждый из Вас может слепить буквы своего имени, или главные буквы имен членов своей семьи – и Вы порадуете своих родителей и друзей оригинальными подарками или составите собственную неповторимую композицию.
До свидания!