Дети и творчество
Каков путь детей в творчество? Наверное, у каждого свой, на то оно и творчество, чтобы увести, неведома куда, на «необитаемые острова» человеческих фантазий. Г.М.Никитина
ДЕТИ
Я уверена в том, что дети всегда остаются детьми. Они должны смеяться, бегать, играть, перевоплощаться, примерять на себя разные роли и образы, познавать мир глазами и мыслями. Василий Сухомлинский говорил: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». Такова их внутренняя сущность: всегда стремиться к чему-то интересному, создавать что-то новое. Дети интуитивно тянутся к прекрасному. Их влекут фантазия и воображение. Они умеют глубоко чувствовать и просто объяснять совсем непростые вещи. Душа ребёнка загадочна и прекрасна. Она как удивительный распускающийся цветок, в котором живет красота и гармония первых эмоций и чувств. Дети – самые искренние жители нашей Земли. Они приходят в наш мир нежными хрупкими созданиями. Говорят, когда рождается ребенок, его ангел-хранитель зажигает в небе маленькую звездочку. А вот как ярко и долго она будет гореть - зависит от нас, взрослых.
ВЗРОСЛЫЕ
Мы – взрослые! Родители…
Мы – те, на кого хотят быть похожими наши дети. Они – отражение нас самих. Значит наша задача стать лучшими для своих детей, постоянно совершенствовать и развивать себя в разных направлениях. Родители могут стать друзьями для своих детей, не только помогая разобраться с огромным потоком информации, полученной на занятиях, но и поддерживая их на пути познания своего внутреннего мира. В хаосе чувств и эмоций маленькому исследователю так легко потеряться, а нам взрослым так просто протянуть руку и пойти рядом. Ведь понять свои чувства гораздо важнее, чем решить сложную математическую задачу. Найти себя – единственное, что нужно нам для истинного счастья.
Родители могут мешать своим детям чрезмерным вмешательством в их жизнь. Школы, кружки по интересам, музыка, спорт, танцы… Мы хотим, чтобы наши дети были лучше других: умнее, выносливее, талантливее. И порою в погоне за титулом лучшего ученика в классе родители, сами того не замечая, попадают в замкнутый круг необоснованной конкуренции, из которого уже просто невозможно вырваться. Остается лишь бежать и бежать, и, желательно, впереди остальных. И, сами того не замечая, мы лишаем наших детей самого прекрасного времени – детства.
Юная 14-летняя писательница Марианна Французова в своем рассказе «Дети XXI века» говорит: «Мы, дети XXI века, обращаемся к вам, взрослые, будьте бдительны!». Слова, которые она пишет, отражают ту действительность, в которую сегодня попадают дети:
«Не отдавайте нас рано в школу, потому что вы хотите нам добра, но мы-то хотим детства - беззаботного, и мы не справляемся с потоком информации, которую вы хотите дать нам с малых лет».
«Выбирайте для нас добрую, дорогую детскому сердцу учительницу, а не дорогую престижную школу».
«Физика, математика, химия...А может, нужны еще и другие предметы, которые бы помогали быть сильными духом в этом мире? Мы хотим научиться быть счастливыми, а не быть носителями ненужной информации».
«Все взрослые пришли из страны Детства, вспомните себя. Не разрушайте наши детские мечты - не ругайте плохими словами то, что мы хотим полюбить. Поддержите в нас желание быть романтичными, а то нам будет тяжело любить ».
«Вы, родители, уже не сможете защитить нас от этого серьёзного и жестокого мира. Нам придется выживать в мире, который вы оставляете нам».
Эта истина словами совсем еще юной девочки восхищает и заставляет задуматься над тем, что же действительно наши дети считают важным и ценным в своей жизни.
Мы – взрослые! Воспитатели, педагоги…
Мы – те, кто может пробудить энергию, заложенную в ребенка самой природой. Энергию, способную на творческие свершения, новые открытия, важные в первую очередь для него самого. Хороший учитель всегда распознает творческие возможности своего ученика. Хороший учитель поможет справиться с неукротимой энергией, вырвавшейся наружу. Хороший учитель тот, кто поможет ребенку поверить в себя. Но, чтобы таким стать «… нужно любить то, что преподаешь, и тех, кому преподаешь» говорил великий русский историк Василий Осипович Ключевский.
Многие психологи, искусствоведы и педагоги занимались и занимаются проблемой детского творчества. Нужна ли помощь взрослого в развитии творческих способностей? Одни исследователи (В.Глоцер, Б.Джеферсон) считают, что творчество детей возникает спонтанно, интуитивно, в советах педагогов и в их помощи дети не нуждаются. Другие же (А.В. Запорожец, Н.А. Ветлугина, Т.Г. Казакова и другие) признавая интуитивность и самобытность детского творчества, считают необходимым разумное влияние взрослого. Не смотря на определенный интерес многих исследователей к этому вопросу, развитие творческих, а в том числе и музыкально-творческих способностей – остается темой волнующей и очень актуальной для современного образования.
СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
В последнее время современный мир напоминает мне старинную мельницу - шатровку. Подобно ей он разделен на две неравнозначные части, олицетворяющие разные стороны его создания. Первую я назвала бы миром разума с его опорой на интеллектуальное воспитание детей, которое на сегодняшний день стало важнейшим элементом образовательного процесса. Я вижу в нем 8 компонентов, подобно 8 граням мельницы, которые создают опору современного мира и общения:
1. широта умственного кругозора;
2. логическое мышление;
3. устойчивое внимание;
4. усидчивость;
5. последовательность в действиях;
6. гибкость и многоплановость оценок происходящего;
7. инициатива;
8. самостоятельность.
Значение интеллектуальной личности в жизни общества возрастает из года в год. И это неудивительно, ведь мир, в котором живет человек, становится все более сложным и противоречивым. И для того, чтобы проявить себя, создать необходимые условия для своего существования, нужно обладать достаточно высоким интеллектуальным потенциалом. Да и само общество заинтересовано в умных самостоятельных личностях. Именно их идеи служат толчком к улучшению качества нашей жизни. Общеобразовательная школа сегодня сосредоточила все свои силы на развитии интеллектуальных возможностей ребенка. Идет активный поиск новых форм и методов обучения, которые могли бы ускорить это развитие и привести к наивысшим результатам. Современные дети и, правда, очень быстро решают сложнейшие математически задачи, с легкостью разбираются в компьютерных играх и технических новинках. Они действительно дети своего времени. Хорошо это ли плохо? Стоит задуматься. «Интеллект только тогда чего-нибудь стоит, когда он служит любви» говорил Антуан де Сент- Экзюпери.
Наша жизнь словно попала в капкан технического процесса, стала скучной и неинтересной. Мы совершенно разучились мечтать и удивляться, мы редко восхищаемся красотой окружающего мира и, мы перестали учить этому детей. Эстетическое воспитание уходит для большинства родителей и педагогов на второй план, если не на третий. Часто можно заметить несправедливое отношение к отделениям дополнительного образования детей, которые, предоставляя огромный выбор детских коллективов и создавая все необходимые условия для творческого развития, остается невостребованным и не понятым со стороны большинства родителей. Развитие интеллекта, хорошая физическая подготовка, и только потом, если останется время, дети идут петь в хор или играть на музыкальных инструментах.
Хотя, по сути, современная образовательная школьная среда - это условия, в которых каждый ребенок может развиваться соразмерно своим способностям, интересам и потребностям. А у каждого ребенка есть потребность в творческой деятельности. Для ребенка творить – не обязательно создавать что-то новое, это скорее выражение самого себя. Дети и творчество – понятия практически нерасторжимые.
Сегодняшний обучающийся – это уникальная по своей сущности личность, стремящаяся занять свое значимое место не только в школе, но и в жизни. Поэтому и существует второй элемент мельницы, – небольшая часть мира, приводящая в движение всю нашу жизнь. Я называю ее миром чувств. Части этого творческого мира, творческого воспитания неразрывно связаны друг с другом:
1. богатое воображение;
2. интуитивность;
3. разноплановое мышление;
4. способность к импровизации;
5. оригинальность;
6. эстетическая чувствительность;
7. чувство формы и стиля;
8. стремление к совершенству.
Два этих мира – мир разума и мир чувств – не способны существовать друг без друга. Они части одного целого. И жаль, что до сих пор мы спорим и не можем понять, что лишь одновременное равноправное развитие интеллектуальных и творческих способностей приведет ребенка к становлению и утверждению себя как личности значимой для общества, гармоничной и уверенной в своих силах. «Движущая сила человечества – это творческие личности» - слова выдающегося психолога Е.П. Ильина.
Формирование творческих способностей стало одной из главных проблемных тем современного образования. Много взглядов и мыслей высказывают выдающиеся педагоги, психологи и исследователи детского творчества. И отсюда большое количество противоречащих друг другу мнений. Н.А.Бердяев считал, что творчество – единственный вид деятельности, который делает человека человеком. Е.Л.Яковлева понимает творчество как выражение собственной индивидуальности. Некоторые считают, что творчество – это духовная деятельность (А.Г.Спиркин), другие видят в нем продуктивную мыслительную деятельность (Р.Гут). По А.Маслоу, «творчество – универсальная функция человека, которая ведет ко всем формам самовыражения». Но и те, и другие сходятся в одном: творческий процесс обязательно приносит в нашу жизнь что-то совершенно новое, причем не обязательно для всего мира (создание новых духовных и материальных ценностей, как это определяют психологи), а новое просто для себя.
В процессе творчества заключена огромная энергетическая сила, которая помогает нам постигнуть нашу внутреннюю красоту и гармонию. Без нее не только сам человек, но и весь окружающий его мир оказывается под угрозой потерять себя – а значит, и потерять жизнь. Изучение самого процесса творчества, его сущности и необходимости началось еще в глубокой древности. Теорию творчества впервые разработал Платон, по мнению которого, источником творческого порыва является одержимость, безумие, божественное наитие - «Это бред, даруемый нам богами». Самым проникающим вглубь души видом искусства Платон считал "мусическое искусство" (звучание песен). Ученый выделил две стороны творчества: творец, интуитивно создающий произведение искусства, и зрители, воспринимающие и определяющие ценность данного произведения с эстетической и реалистической точек зрения.
Творчество необходимо нам как воздух, а особенно в нем нуждаются дети, для которых, по сути, оно своеобразный путеводитель по тропинкам и дорогам мироздания. Творчество воспитывает и учит. Вся его прелесть в том, что оно просто не может быть неправильным, поэтому детей так захватывает работа с красками, сочинение стихов или небольших мелодий. Здесь увлекателен сам процесс, а если еще и рисунок получился красивым, и музыкальная мысль - полноценной, то восторг и сияющая улыбка долго будут радовать всех окружающих. Главное в детском творчестве - это выражение себя, своих внутренних ощущений, а также осознание себя как исследователя и создателя этого мира. «Детское творчество – это поистине неистощимый родник. Сколько раз мне приходилось наблюдать, как из этого родника били фонтаном безудержная фантазия и удивительная энергия творчества».( Г.А. Струве)
Творчество – очень важный фактор в развитии личности ребенка. Оно может раскрываться в любых видах деятельности: познавательной, художественной, спортивной, технической, в общении и т.д. Достижения успехов в любой деятельности объясняется наличием определенных способностей у ребенка.
Так что же такое способности? По определению Б.М.Теплова, советского психолога, доктора педагогических наук по психологии, заслуженного деятеля науки РСФСР «способностями называются такие индивидуальные особенности, которые являются условиями успешного выполнения какой-либо одной или нескольких деятельностей». Он считал, что способности могут существовать только в процессе развития. Способность, которая не используется человеком в жизни, не развивается в его деятельности, со временем просто исчезает. Поэтому ей необходимы постоянные тренировки.
Специалист по теории творчества и науковедению Александр Наумович Лук рассматривал творческие способности человека в разных проявлениях. Огромное значение он придавал изучению интуиции, воображения и фантазии. Среди наиболее важных творческих способностей, необходимых для креативного человека в жизни, он выделил следующие:
1. способность видеть проблему там, где её не видят другие;
2. способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении символы;
3. способность применять навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой;
4. способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части;
5. способность легко ассоциировать отдалённые понятия;
6. способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту;
7. гибкость мышления;
8. способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки;
9. способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющуюся систему знаний;
10. способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией;
11. легкость генерирования идей;
12. творческое воображение
13. способность доработки деталей, к совершенствованию первоначального замысла.
Е.П.Ильин в своей книге «Психология творчества, креативности и одаренности» выделяет три основных подхода к изучению творческих способностей.
1. творческая способность (креативность) является самостоятельным фактором, не зависящим от интеллекта (Дж.Гилфорд, К.Тейлор, Г.Губер, Я.Пономарев)
2. высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень творческих способностей и наоборот (А.Танненбаум, А.Олох, Д.Б.Богоявленская, А.Маслоу и др.)
3. Как таковых творческих способностей нет.
Эту точку зрения разделяли и разделяют практически все специалисты в области интеллекта (Д.Векслер, Р.Уайсберг, Г.Айзенк, Л.Термен, С.Герберт и др. Различают способности общие, наличием которых характеризуются многие сферы деятельности и специальные, свойственные какой-то одной области и приводящие к наивысшему результату в ней. Все специальные способности проявляются по-разному. И для каждой наступает свое время, самое благоприятное для ее рождения. Раньше всего у детей проявляются дарования в области искусств, и, в первую очередь, в музыке.
Музыкально-творческие способности называют величайшим даром. Они словно открывают нам путь в совершенно иную Вселенную, созданную своими мыслями, чувствами и воображением. И Вселенная эта превращается для ребенка в удивительную сказочную страну, в которой можно смело экспериментировать, исследовать и выражать свое индивидуальное внутреннее видение жизни.
Музыкально – творческими способностями называют способности, связанные с творческой деятельностью ребёнка в области музыки. Исследованием музыкальных способностей занимались многие выдающиеся деятели искусства и образования. Борис Михайлович Теплов считал, что структура музыкальных способностей состоит из ладового чувства, слухового представления и музыкально- ритмического чувства. Эти три частные способности образуют стержень музыкальности, т. е. способности воспринимать смысловое содержание музыки.
Ю.А. Цагарелли в своей работе определяет структуру музыкальных способностей как совокупность способностей, необходимых для творческого восприятия музыки. Он выделяет 6 основных частиц, из которых состоит ядро музыкальности: музыкальный слух, музыкально–ритмическую способность, эмоциональную отзывчивость на музыку, музыкальную память, музыкальное мышление, музыкальное воображение.
Старчеус М. С. в статье « Структура музыкальных способностей. Уровни способностей» выделяет:
1. Элементарные музыкальные способности (чувство музыкальной высоты, ладовое чувство, чувство ритма и др.);
2. Сложные музыкальные способности (способности которые связаны с осуществлением профессиональной деятельности: композиторская, исполнительская), чувство формы, чувства стиля, музыкальная обучаемость.
Д.К. Кирнарская в монографии «Музыкальные способности» определяет структуру музыкальной одарённости как совокупность нескольких компонентов: интонационный слух, чувство ритма, аналитический слух, архитектонический, музыкально - продуктивная способность.
Полноценное развитие творческих способностей детей возможно лишь при единой сплоченной работе родителей и педагогов, оно напрямую зависит от той атмосферы доброжелательности, непринужденности и эмоционального подъема, в которой ребенку будет легко и интересно жить, творить и познавать новое. Очень важно поощрять любопытство детей, поддерживая их стремление к различным видам деятельности, предоставляя возможность выбора дополнительных занятий по интересам, уважая их мнения и взгляды. Эти простые истины воспитания и благоприятствуют развитию творческих способностей.
Но в последнее время между родителями и педагогами образовалась пропасть недопонимания. «А зачем моему ребенку посещать занятия? Обыкновенным детям не зачем тратить время на изучение музыкальной грамоты и пение в хоре. Да у него и способностей к этому нет». Они лишают своих детей возможности прикоснуться к прекрасному, испытать на себе счастье от активной совместной творческой работы. Конечно, есть потрясающие мамы и папы, которые не пропускают ни одного мероприятия, радуются за своих детей, за все их успехи, большие и маленькие. С удовольствием помогают и сами принимают активное участие в работе коллектива. Они не просто родители, они настоящие друзья, которые всегда будут рядом. Родителям не просто порой понять желания и стремления своего чада. Но все-таки надо прислушиваться к его мыслям, наблюдать и, главное, чувствовать своего ребенка: что его тревожит, что радует. Тогда легче будет увидеть те таланты, которыми наградили его щедрые небеса. А их, поверьте, наверняка будет не мало. Ведь каждому из нас природа приготовила что-то уникальное, главное, это понять и увидеть не только глазами, но и сердцем.
Педагогам тоже не все удается легко. Есть определенные принципы, соблюдение которых необходимо в нашей работе, чтобы она не мешала, а наоборот стимулировала развитие творческих способностей детей. Ряд таких своеобразных педагогических постулатов выдвинула Людмила Борисовна Ермолаева-Томина, кандидат психологических наук, доцент Московского педагогического государственного университета:
1. Внимательно и чутко относиться ко всем проявлениям творческой активности детей. Педагог, прежде всего, должен позволять детям высказывать свои творческие идеи, внимательно выслушивать ребенка, быть восприимчивым слушателем. Он также должен помочь ребенку понять самого себя.
2. Изменить внутренний настрой по отношению к каждому ученику: надо видеть потенциальные творческие способности в каждом из учеников.
3. Педагоги должны научиться видеть творческие проявления учеников не только во время учебных занятий, но и в любой другой деятельности. Поощрение проявления специальных способностей учеников может способствовать формированию у них индивидуального стиля деятельности, характеризующегося креативностью.
4. Нужно стремиться формировать у учащихся достаточно высокую самооценку, которая бы стимулировала их к деятельности. Для этого педагог должен отмечать индивидуальные достижения учеников. Главное, чтобы ребенок испытывал радость от хорошо сделанного дела.
5. Педагог должен развивать свою креативность. Чтобы развивать творческие способности учеников, педагог должен быть сам творческим».
Л.Дмитриева предложила следующий комплекс педагогических воздействий. Заключается он в следующем:
в особом принципе подхода к отбору музыкального материала дл я урока: выбор из программы произведений, которые могут служить основой для формирования конкретных творческих навыков; подбор дополнительного материала, служащего для учащихся образцом творческих действий;
в использовании специальных форм работы, способствующих созданию на уроке атмосферы творческой активности, заинтересованности, непринужденности (сказка, игра);
в выборе приемов демонстрации образцов творчества в связи с различными видами музыкальной деятельности детей на уроке;
в разнообразной собственной музыкально-художественной импровизации педагога, которой должно быть не меньше, чем импровизаций детей;
в разработке серий творческих заданий и нахождения наиболее эффективных форм их постановки перед детьми;
в нахождении возможности введения детского творчества в урок (не перегружая его) при соответствующем усложнении творческих заданий от занятия к занятию;
в установлении наиболее рациональных путей внутреннего взаимодействия видов деятельности на каждом уроке, исходя из основной темы занятия».
Необходимость творческого развития подчеркивают все педагоги и психологи. Ведь творчество оказывает положительное влияние на многие психические процессы: память, мышление, логика, а также развивает такие необходимые качества личности как эмоциональность, целеустремленность, активность, интуиция, наблюдательность. И что самое главное обогащает жизнь ребенка новыми чувствами и эмоциями. Б.Асафьев говорил, что музыкальное творчество детей – самый действенный способ их развития. Несомненно, для развития творческого начала нужна поддержка окружения, поощрение и заинтересованность родителей, уважение и любовь со стороны родных и близких, положение самого ребенка в семье, внимание и доброжелательность преподавателя, взрослые, которые для ребенка могли бы стать эталоном подражания. Этот список можно продолжать еще очень долго. Но не стоит забывать, если желание и стремление ребенка будет велико, он свернет горы, чтобы прийти к своей мечте. А как говорил Гете: «Наши желания – предчувствия скрытых в нас способностей, предвестники того, что мы в состоянии будем свершить».