Искусство как одна из форм развития эстетического взгляда
Троценко Нелли Григорьевна,
педагог дополнительного образования,
Дворец творчества «У Вознесенского моста»
Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
педагог дополнительного образования,
Дворец творчества «У Вознесенского моста»
Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
На семинаре в Русском музее я представила тему: «Искусство как одна из форм развития эстетического взгляда». Хотелось бы поделиться своим опытом в плане художественного воспитания детей. Как на наших уроках с детьми развивать их эстетический взгляд? Какова роль изобразительного искусства?
Безусловно, сегодня учащиеся получают огромный объем информации, источниками которой являются, прежде всего, гаджеты, «непонятные» с точки зрения подачи графики и текста, а также мультфильмы и даже уличная графика на фасадах домов. В этом потоке информации не всегда просто разобраться. И здесь одна из наших задач - помочь ребенку правильно понимать и чувствовать живопись и другие виды изобразительного искусства, научиться выбирать лучшее.
Основная идея нашей работы заключается в направленности на ознакомление обучаемых с миром искусства. Понимание цвета, композиции, пространства — основные категории, которые являются основополагающими для меня как педагога. Важно создать условия для формирования у учащихся зрительного восприятия через живопись и пробудить у них интерес к познаванию цвета, научить чувствовать, понимать закономерности форм и синтезировать их в реальной жизни, то есть открыть в себе способность видеть. Это своеобразный «вектор развития» ребенка, но всё это индивидуально. Приобщение ребенка к творчеству состоит в том, чтобы учиться выражать себя самому и, таким образом, стремиться к совершенству. Мы формируем, воспитываем в каждом ребенке эстетический взгляд, зачастую вступая с ребенком в диалог.
В настоящее время одним из главных факторов, влияющих на формирование эстетического взгляда, является музей изобразительного искусства. На сегодня доступными стали очень много пространств, поскольку есть возможность видеть онлайн многие экспозиции крупных музеев мира: Лувр, Эрмитаж, Русский музей и даже Ватикан. Да, действительно: имея интернет, можно посещать музеи, изучать, смотреть то, что там нравится.
Однако «живое» посещение музея дает, на мой взгляд, неизмеримо больше: в живописи это в первую очередь понимание чувства цвета, как самого искусства в целом. Эрмитаж, Русский музей – это эталон мирового искусства, это произведения, собранные на протяжении столетий. Это огромное преимущество для наших детей: смотреть, обсуждать, что такое цвет, что такое форма, говорить о времени создания работы, о концепции художника, - это возможность размышлять, фантазировать, более активно участвовать в жизни, обращать внимание на окружающий мир. Более широким становится взгляд ребенка, разнообразнее - его мышление. Здесь можно провезти параллель с литературой: чем больше читаешь, тем богаче и разнообразнее становится твой язык, образ мысли. Так и в искусстве: чем больше ребенок смотрит на работы признанных мастеров, тем его взгляд становиться шире и, если можно так выразиться, более проникновенным.
Непосредственный контакт с произведением дает возможность увидеть больше деталей, «оттенки произведения», что трудно было бы проследить на отпечатанном или цифровом формате. А значит, это еще один способ более наглядно понимать наш многообразный мир. Талант педагога заключается в том, чтобы не только приобщить детей к живописи (ведь каждый музей — это проверенный временем эталон человеческого совершенства, здесь собраны самые яркие, неординарные, определяющие свое время и прошедшие испытание временем полотна), но и выработать у них собственный вкус, научить выбирать свои любимые работы в данном музее, почерпнуть свою долю информации и, в то же время, импульс для дальнейшего саморазвития, умения более широко смотреть на мир.
Музей - это всегда титаническая работа увлеченных и знающих людей, которые понимают искусство, умеют заглянуть в будущее, и благодаря их профессиональному отбору в музее остаются шедевры, которые и сегодня не оставляют нас равнодушными. В музее можно наблюдать различные тенденции искусства, жанры, сюжеты, «язык» художника - через рассмотрение мазка кисти, цвета, композиции, трактовки цвета и света – это настроение, «накал» художника, его эпоха. Талант педагога — выбрать яркие картины и увлекательно рассказать о них.
После посещения музея с детьми происходит обсуждение, чтобы в последующем они могли отобразить в своих работах свои впечатления и свое видение мира, передать свои эмоции — если это необходимо, какие-либо моменты этого видения более ярко выразить «своим» цветом, сделать его сложным, неповторимым. Всё это дает детям еще одну платформу для творчества, для развития памяти, помогает ярче выражать эмоции.
На наших занятиях по изобразительному искусству дети от шести до восьми лет учатся рисовать, изучают жанры изобразительного искусства, осваивают техники, знакомятся с материалами (цветная пастель, акварель, масляная пастель и др.) и в то же время учатся вырабатывать в себе и развивать — и в этом немалая работа педагога — свою индивидуальность. В этом мы видим процесс творческого роста детей.
Из представленных мною на презентации работ учащихся можно видеть, как ребята проявляют себя в живописи и графике. Интересна индивидуальная манера каждого ребенка, а именно свое владение техникой, ведь именно это придает рисункам живость и оригинальность. Передача цвета, передача внутреннего состояния человека — основное в картинах цикла «Моя мама»: одни дети более сосредоточены на цвете (красное платье, черные пышные волосы), другие более графичны (контур лица и шеи, характерная обводка глаз и рта), третьи склонны в большей степени передавать эмоции персонажа (улыбка, выражение глаз, брови).
Сегодняшний мир стремительно развивается, появляются новые тенденции в живописи, архитектуре, кино, особенно в компьютерной графике, без которой сегодня не обходится почти ни один вид деятельности человека. И это влияет на то, каким дети представляют себе современный мир, в том числе животных. Изображение животных — также важная составляющая в работе с детьми. Кошки, собаки, лошади — основные наши «герои», а также слоны, жирафы, тигры и птицы. На уроке я прошу ребят не срисовывать что-либо, а рисовать по памяти либо придумывать что-то свое. Вот такое индивидуальное видение позволяет детям средствами живописи и графики выразить свое восприятие образов. Особенно интересен для меня как педагога прием работы, при котором предлагается ребенку рисовать разные хаотичные линии, причем с закрытыми глазами, а потом из этих линий «вырисовать» какое-либо животное (либо другой образ). Этот прием работы очень помогает в тех случаях, когда ребенок в первый раз приходит в класс и должен поверить в себя как в художника (наиболее яркая наша иллюстрация — изображение собаки с большим черным носом и красным языком).
Главная задача педагога, обучающего изобразительному искусству — научить ребенка, как будущего настоящего (профессионального или любителя) художника, создать свой образ на холсте или на бумаге, добавляя произведению свой язык, свои эмоции, свое ощущение цвета, свое видение и восприятие данной темы.
Безусловно, сегодня учащиеся получают огромный объем информации, источниками которой являются, прежде всего, гаджеты, «непонятные» с точки зрения подачи графики и текста, а также мультфильмы и даже уличная графика на фасадах домов. В этом потоке информации не всегда просто разобраться. И здесь одна из наших задач - помочь ребенку правильно понимать и чувствовать живопись и другие виды изобразительного искусства, научиться выбирать лучшее.
Основная идея нашей работы заключается в направленности на ознакомление обучаемых с миром искусства. Понимание цвета, композиции, пространства — основные категории, которые являются основополагающими для меня как педагога. Важно создать условия для формирования у учащихся зрительного восприятия через живопись и пробудить у них интерес к познаванию цвета, научить чувствовать, понимать закономерности форм и синтезировать их в реальной жизни, то есть открыть в себе способность видеть. Это своеобразный «вектор развития» ребенка, но всё это индивидуально. Приобщение ребенка к творчеству состоит в том, чтобы учиться выражать себя самому и, таким образом, стремиться к совершенству. Мы формируем, воспитываем в каждом ребенке эстетический взгляд, зачастую вступая с ребенком в диалог.
В настоящее время одним из главных факторов, влияющих на формирование эстетического взгляда, является музей изобразительного искусства. На сегодня доступными стали очень много пространств, поскольку есть возможность видеть онлайн многие экспозиции крупных музеев мира: Лувр, Эрмитаж, Русский музей и даже Ватикан. Да, действительно: имея интернет, можно посещать музеи, изучать, смотреть то, что там нравится.
Однако «живое» посещение музея дает, на мой взгляд, неизмеримо больше: в живописи это в первую очередь понимание чувства цвета, как самого искусства в целом. Эрмитаж, Русский музей – это эталон мирового искусства, это произведения, собранные на протяжении столетий. Это огромное преимущество для наших детей: смотреть, обсуждать, что такое цвет, что такое форма, говорить о времени создания работы, о концепции художника, - это возможность размышлять, фантазировать, более активно участвовать в жизни, обращать внимание на окружающий мир. Более широким становится взгляд ребенка, разнообразнее - его мышление. Здесь можно провезти параллель с литературой: чем больше читаешь, тем богаче и разнообразнее становится твой язык, образ мысли. Так и в искусстве: чем больше ребенок смотрит на работы признанных мастеров, тем его взгляд становиться шире и, если можно так выразиться, более проникновенным.
Непосредственный контакт с произведением дает возможность увидеть больше деталей, «оттенки произведения», что трудно было бы проследить на отпечатанном или цифровом формате. А значит, это еще один способ более наглядно понимать наш многообразный мир. Талант педагога заключается в том, чтобы не только приобщить детей к живописи (ведь каждый музей — это проверенный временем эталон человеческого совершенства, здесь собраны самые яркие, неординарные, определяющие свое время и прошедшие испытание временем полотна), но и выработать у них собственный вкус, научить выбирать свои любимые работы в данном музее, почерпнуть свою долю информации и, в то же время, импульс для дальнейшего саморазвития, умения более широко смотреть на мир.
Музей - это всегда титаническая работа увлеченных и знающих людей, которые понимают искусство, умеют заглянуть в будущее, и благодаря их профессиональному отбору в музее остаются шедевры, которые и сегодня не оставляют нас равнодушными. В музее можно наблюдать различные тенденции искусства, жанры, сюжеты, «язык» художника - через рассмотрение мазка кисти, цвета, композиции, трактовки цвета и света – это настроение, «накал» художника, его эпоха. Талант педагога — выбрать яркие картины и увлекательно рассказать о них.
После посещения музея с детьми происходит обсуждение, чтобы в последующем они могли отобразить в своих работах свои впечатления и свое видение мира, передать свои эмоции — если это необходимо, какие-либо моменты этого видения более ярко выразить «своим» цветом, сделать его сложным, неповторимым. Всё это дает детям еще одну платформу для творчества, для развития памяти, помогает ярче выражать эмоции.
На наших занятиях по изобразительному искусству дети от шести до восьми лет учатся рисовать, изучают жанры изобразительного искусства, осваивают техники, знакомятся с материалами (цветная пастель, акварель, масляная пастель и др.) и в то же время учатся вырабатывать в себе и развивать — и в этом немалая работа педагога — свою индивидуальность. В этом мы видим процесс творческого роста детей.
Из представленных мною на презентации работ учащихся можно видеть, как ребята проявляют себя в живописи и графике. Интересна индивидуальная манера каждого ребенка, а именно свое владение техникой, ведь именно это придает рисункам живость и оригинальность. Передача цвета, передача внутреннего состояния человека — основное в картинах цикла «Моя мама»: одни дети более сосредоточены на цвете (красное платье, черные пышные волосы), другие более графичны (контур лица и шеи, характерная обводка глаз и рта), третьи склонны в большей степени передавать эмоции персонажа (улыбка, выражение глаз, брови).
Сегодняшний мир стремительно развивается, появляются новые тенденции в живописи, архитектуре, кино, особенно в компьютерной графике, без которой сегодня не обходится почти ни один вид деятельности человека. И это влияет на то, каким дети представляют себе современный мир, в том числе животных. Изображение животных — также важная составляющая в работе с детьми. Кошки, собаки, лошади — основные наши «герои», а также слоны, жирафы, тигры и птицы. На уроке я прошу ребят не срисовывать что-либо, а рисовать по памяти либо придумывать что-то свое. Вот такое индивидуальное видение позволяет детям средствами живописи и графики выразить свое восприятие образов. Особенно интересен для меня как педагога прием работы, при котором предлагается ребенку рисовать разные хаотичные линии, причем с закрытыми глазами, а потом из этих линий «вырисовать» какое-либо животное (либо другой образ). Этот прием работы очень помогает в тех случаях, когда ребенок в первый раз приходит в класс и должен поверить в себя как в художника (наиболее яркая наша иллюстрация — изображение собаки с большим черным носом и красным языком).
Главная задача педагога, обучающего изобразительному искусству — научить ребенка, как будущего настоящего (профессионального или любителя) художника, создать свой образ на холсте или на бумаге, добавляя произведению свой язык, свои эмоции, свое ощущение цвета, свое видение и восприятие данной темы.