Организованные формы обучения в ДОУ
Баринова Нина Васильевна
Осуществляемый в детском саду процесс обучения является неотъемлемой частью воспитательно-образовательного процесса и направлен на общее развитие личности ребенка.Цель обучения дошкольников – передача детям общественно-исторического опыта человечества. Форма организации обучения – это совместная деятельность обучающего и обучаемых, которая осуществляется в определенном порядке и установленном режиме.
Формы различаются по: – количественному составу обучающихся; – характеру взаимодействия между учащимися и обучающим (степенью активности и самостоятельности); – способам деятельности (методам и приемам); – месту проведения.
В детском саду используются следующие формы организованного обучения: фронтальные; групповые; индивидуальные. Использовать данные формы организации обучения можно как на занятиях, так и в повседневной жизни. Каждая из форм отличается своей спецификой, которая выражается в дидактической цели, в степени самостоятельности детей, в соотношении коллективной и индивидуальной работы, в особенностях педагогического руководства.
1. Индивидуальная форма организации обучениязаключает в себе много положительных факторов. Педагог имеет возможность определять задачу, содержание, методы и средства обучения соответственно уровню развития ребенка, с учетом темпа усвоения им материала, особенностей психических процессов и т.п. При всем явном преимуществе индивидуальных занятий перед фронтальными они не могут стать основной формой обучения в дошкольном учреждении. Отметим их неэкономичность по времени. Кроме того они требуют от ребенка больших нервных затрат, создают для него эмоциональный дискомфорт. Оставшись один на один с педагогом, ребенок испытывает робость, на него «давит авторитет» знающего и умного взрослого. Но в некоторых случаях индивидуальные занятия необходимы. Прежде всего это относится к детям с недостатками в развитии, часто болеющим, имеющим проблемы с поведением(неусидчивый, повышенная возбудимость, импульсивность поведения и др.). Занимаясь с такими детьми индивидуально, педагог помогает им усвоить необходимые знания и умения, развивает способность управлять своими психическими процессами. В индивидуальных занятиях нуждаются также дети с явно выраженными способностями к той или иной деятельности(к рисованию, пению, математике), и дети с доминирующим познавательным интересом (к миру техники, к животным).
2. Групповая форма обучения предполагает, что занятия проводятся с подгруппой. Для этого группа распределяется на подгруппы не более 6 человек. Основанием для комплектования могут быть личные симпатии детей, общность их интересов, но, ни в коем случае, несовпадение в уровнях развития. В каждой подгруппе должны быть дети с разными уровнями развития, тогда «сильные» станут «маячками» для тех, кого часто относят к отстающим. Технология проведения групповых занятий может быть разной. Иногда на занятии присутствуют сразу все подгруппы. В этих случаях педагог должен продумать, как разместить детей. Каждая подгруппа должна сидеть компактно. Тематика занятия может быть общей для всех (лепка по сказке «Колобок», изготовление по окончании лепки макета). Завершается занятие своеобразной выставкой работ. Подгруппы могут получить варианты одного задания (каждой подгруппе выдается конверт с заданием по конструированию из бумаги). Иногда занятия проводятся с каждой подгруппой поочередно.
3. Фронтальные занятия также необходимы в условиях современного дошкольного учреждения. Их содержанием может быть деятельность художественного характера.
Например, музыкальные занятия, показ инсценировки, игра-путешествие, знакомство с произведениями искусства и т. п. На этих занятиях важен эффект «эмоционального воздействия и сопереживания», что приводит к повышению умственной активности, побуждает ребенка к самовыражению.
Основной формой организации обучения в дошкольном образовательном учреждении является непрерывная непосредственная образовательная деятельность (ННОД). ННОД организуется и проводится педагогами в соответствии с основной общеобразовательной программой ДОУ.
При проведении НОД выделяется три основные части. 1 - введение детей в тему занятия, определение целей, объяснение того, что должны сделать дети. 2 - самостоятельная деятельность детей по выполнению задания педагога или замысла самого ребенка. 3 - анализ выполнения задания и его оценка. Требования к организации непосредственно образовательной деятельности: Гигиенические требования:
• непосредственно образовательная деятельность проводятся в чистом проветренном, хорошо освещенном помещении;
• воспитатель, постоянно следит за правильностью позы ребенка, не допускать переутомления детей на занятиях.
• предусматривать чередование различных видов деятельности детей не только на различных занятиях, но и на протяжении одного занятия. Дидактические требования:
• точное определение образовательных задач ННОД, ее место в общей системе образовательной деятельности;
• творческое использование при проведении ННОД всех дидактических принципов в единстве;
• определять оптимальное содержание ННОД в соответствии с программой и уровнем подготовки детей;
• выбирать наиболее рациональные методы и приемы обучения в зависимости от дидактической цели ННОД;
• обеспечивать познавательную активность детей и развивающий характер ННОД, рационально соотносить словесные, наглядные и практические методы с целью занятия;
•использовать в целях обучения дидактические игры (настольно-печатные, игры с предметами (сюжетно-дидактические и игры-инсценировки)), словесные и игровые приемы, дидактический материал.
• систематически осуществлять контроль за качеством усвоения знаний, умений и навыков. Организационные требования
• иметь в наличие продуманный план проведения ННОД;
• четко определить цель и дидактические задачи ННОД;
• грамотно подбирать и рационально использовать различные средства обучения, в том число ТСО, ИКТ;
• поддерживать необходимую дисциплину и организованность детей при проведении НОД.
• не смешивать процесс обучения с игрой, т.к. в игре ребенок в большей мере овладевает способами общения, осваивает человеческие отношения.
• ННОД в ДОУ не должна проводиться по школьным технологиям;
• ННОД следует проводить в определенной системе, связывать их с повседневной жизнью детей (знания, полученные на занятиях, используются в свободной деятельности);
• организации процесса обучения полезна интеграция содержания, которая позволяет сделать процесс обучения осмысленным, интересным для детей и способствует эффективности развития. С этой целью проводятся интегрированные и комплексные занятия. В ДОУ преобладают наглядные и игровые методы в сочетании со словесными методами. Процесс обучения детей в детском саду строится, опираясь на наглядность в обучении, а специальная организация среды способствует расширению и углублению представлений детей.