Конкурс педагогических работ ”Уроки святости и чистоты”, посвящённый святителю Серафиму Вырицкому.
Разработка внеклассного мероприятия “Научно-практическая конференция по краеведению” (3-4 классы). Педагоги: Н.Н. Антипова, учитель 3 класса "Б" школы №68 Калининского района Санкт-Петербурга; Е.К. Паршина, учитель-логопед , преподаватель агентства " NEW HOME SERVICE", педагог дополнительного образования. учитель труда ПНИ-10, Санкт-Петербург.
I. Цели.
1. Образовательные:
- познакомить учащихся с историей основания посёлка Вырица Ленинградской области и его достопримечательностями;
- дать общие сведения из биографии святителя Серафима Вырицкого;
- обучать детей основам научно-исследовательской деятельности.
2. Развивающие:
- развивать любознательность, умение высказываться по теме, работать в малой группе, умение работать с источниками.
3.Воспитательные:
- осмысление идеалов святости и чистоты, бескорыстного служения людям, воплощённых в личности святого Серафима Вырицкого;
- воспитание личности гражданина России;
- понимание смысла своей жизни.
II.Оборудование:
- компьютер, экран;
- демонстрационный и раздаточный материал;
- тексты сообщений учащихся;
- ручки, карандаши;
- материал для обобщающего задания ( сердечки из картона).
III.Предварительная работа:
1. Цикл занятий по теме ”История основания Санкт-Петербурга”.
2. Теплоходная экскурсия ”По рекам и каналам ”.
3. Знакомство с достопримечательностями Санкт-Петербурга.
4. Проектная работа ”Знаменитые петербуржцы”.
5. Проектная работа ”Моя родословная”.
6. Цикл абонементных занятий в Русском музее.
7. Цикл абонементных занятий в Океанариуме.
8. Турпоход по Ленинградской области.
Ход занятия.
1. Организационный момент (1 мин).
2. Сообщение темы, цели занятия (2 мин).
Начинаем работу первой научно-практической конференции по краеведению.
Цель нашего занятия:
- обобщить знания по истории края;
- заслушать сообщения и доклады учащихся;
- совершить новые открытия;
- осмыслить идеалы святости и чистоты, бескорыстного служения людям.
Для выполнения задач конференции мы организуем работу в 5-ти группах.
Каждая группа готовила задания по определённой теме, которую сегодня ребята будут защищать.
Участие в интеллектуальных конкурсах оценивается жетонами.
Побеждает группа, набравшая большее количество жетонов.
Представляю вам состав жюри: представители администрации, воспитатель ГПД, родители, гости.
3. Работа в группах (20 мин).
Каждой группе предлагается выступить с сообщением на 3 мин. в форме доклада или устного рассказа.
Теоретический материал сопровождается демонстрацией иллюстративного или видео материала.
Выступление группы №1.
Тема: ”Ленинградская область: давным-давно на наших землях… ”
1). Когда появились первые жители края?
Первые люди появились здесь 10000 лет назад. Нелегко приходилось им. В суровых условиях они учились разжигать огонь, строить жильё, обрабатывать камень, охотиться на зверей, ловить рыбу.
Работа с картой Ленинградской области. (Приложение №2).
На берегах Финского залива, реки Невы, Ладожского озера учёные обнаружили стоянки первобытных людей.
2). К 9 веку на территории края жили прибалтийско-финские народы. Они мирно соседствовали, перенимали друг от друга жизненный опыт. Интересно, что потомки этих древних жителей проживают и сейчас на территории Ленинградской области.
Всем группам предлагается разгадать ребусы по теме ”Народы, населяющие край”. (Приложение №3, №4)
Правильные ответы оцениваются жетонами. Дети записывают свой ответ на листочке. Жюри учитывает количество жетонов, которые заработала каждая группа.
3). В I тысячелетии н.э. на территории нашего края расселялись племена: ижора, водь, чудь, вепсы, корела (корелы, карелы).
4). Водь – древнейшее известное нам население северо-запада нашего края. Вожане защищали древний Новгород. Основное занятие вожан – земледелие.
Работа с картой Ленинградской области.
5). Ижора – прибалто-финский народ (ижоры). Ижорская культура, язык сохранились до сих пор.
6). Вепсы живут на юге Карелии, говорят на веппском языке.
7).Основные занятия карел земледелие, оленеводство, рыболовство и охота.
Сообщение темы путешествия учителем: « Сегодня мы совершим путешествие в посёлок Вырицу Ленинградской области».
Работа с картой Ленинградской области.
Выступление группы №2.
Тема: ”История посёлка Вырица Ленинградской области”.
Рассказ детей сопровождается показом слайдов на экране.
1) Первое упоминание деревни Дверницы (с 17 века - Вырица) относится к 1499г. По некоторым предположениям Вырицей она стала после пребывания под шведским владением. По другой версии топоним связан с русским словом ”вырь”,- водоворот, омут и т.п. О том, что местность была заселена в более ранние времена, свидетельствуют раскопки курганов в окрестности посёлка.
2) В 1777г. граф Христиан Людвиг Казимир цу Сайн-Витгенштейн, взятый в 1761г. в плен русскими войсками и дослужившийся в России до звания генерал-лейтенанта, выкупил во владение часть земли в Вырице.
3) В 1768 году здесь же родился его сын Пётр Христианович Витгенштейн, будущий генерал-фельдмаршал (1826г.), герой войны 1812г., участник Русско-Турецкой войны, получивший за военные заслуги в 1834г. титул князя Российской империи. После смерти князя в 1843г. его потомки смогли выкупить другие земли в Вырице.
4) В 1864г. деревня Вырица Рожденственской волости Царскосельского уезда упоминается как достаточно крупный населённый пункт. К этому моменту она насчитывала 21 двор и 124 жителя.
5) В 1901г. начинается строительство железной дороги от Павловска до Вырицы. Статус посёлка городского типа присвоен Вырице в 1938 году.
Выступление группы №3.
Тема: ”Достопримечательности Вырицы”.
Показ слайдов на экране.
1) Охотничий замок – земельная контора семьи Витгенштейн.
2) Храм Казанской иконы Божьей Матери.
3) Часовня Преподобного Серафима Вырицкого.
4) Дворец Николая и Александры Романовых.
5) Дом Культуры.
6) Дом Трезвости.
Сообщение учителя: «У каждого крещёного человека есть небесный покровитель, он оберегает его в течение всей его жизни.
А каких небесных покровителей Санкт-Петербурга вы знаете?»
Учащиеся называют имена Святых первоверховных апостолов Петра и Павла, Святого благоверного князя Александра Невского, Святой блаженной Ксении Петербургской, Святого праведного Иоанна Кронштадтского, чудотворцев Сергия и Германа Валаамских, Святого Александра Свирского, преподобного Мартирия Зеленецкого.
Выступление группы №4.
Тема: ”Небесные покровители Санкт-Петербурга”.
Небесными покровителями Санкт-Петербурга являются:
Пресвятая Троица – именно в день празднования Троицы был заложен Санкт- Петербург 27 мая 1703г.,
Святые апостолы Пётр и Павел – именно в честь апостола Петра был назван город,
Святой благоверный князь Александр Невский – его мощи вместе с Казанской иконой Божьей Матери были положены в духовное основание города Петром I,
Святая блаженная Ксения Петербургская,
праведный Иоанн Кронштатский,
царь- мученик Николай.
Видимым символом небесных покровителей Петербурга является фигура ангела, венчающая колокольню Петропавловского собора.
Всем группам предлагается разгадать кроссворд. (Приложение №1.)
Учитель задаёт вопросы по ходу работы над кроссвордом. Выполненные задания сдаются в жюри для проверки.
Вопрос учителя: «Каким словом обозначается обладание Божественной благодатью?» ( в кроссворде – под №4).
Сообщение группы №5.
Тема: ”Толкование слова ”святой””.
В “Толковом словаре русского языка” С.И.Ожегова так объясняется слово ”святой”:
1) В религиозных представлениях: обладающий божественной благодатью.
2) Проникнутый высокими чувствами, возвышенный, идеальный.
(Святая любовь к Родине)
3) Истинный, величественный и исключительный по важности.
(Святое дело. Святая обязанность)
4) В христианстве и некоторых других религиях: человек, посвятивший свою жизнь церкви и религии, а после смерти признанный образцом праведной жизни и носителем чудодейственной силы. (Культ святых. Причислить к лику святых)
Святая истина – о чём-нибудь бесспорное, неоспоримое.
Святая святых – нечто самое дорогое, сокровенное.
Презентации детей по теме ”Моя родословная”.
Святые места – места, связанные с представлениями о божественных деяниях, чудесах.
4. Сообщение учителя. (10 мин)
В святые места нашей Ленинградской области мы сейчас и отправимся, чтобы осмыслить идеалы святости и чистоты, бескорыстного служения людям, воплощённые в личности Серафима Вырицкого.
Мы снова в Вырице. ( Работа с картой Ленинградской области).
Используется для рассказа компьютерная презентация.
В Вырице многие годы жил и похоронен старец Серафим Вырицкий, причисленный к лику святых. Одна из главных достопримечательностей посёлка – храм Казанской иконы Божьей Матери ( построен в 1912-1914годах, архитекторы М.В.Красовский и В.П.Апышков) с могилой святого старца Серафима Вырицкого и часовне при ней.
Послушайте рассказ о жизни Серафима Вырицкого и попробуйте ответить на вопрос: Почему жизнь старца можно назвать примером святости и чистоты?
- Серафим Вырицкий (в миру - Василий Николаевич Муравьев), российский купец, святой Русской Церкви, прославленный в 2000 году в лике Собора новомучеников и исповедников российских.
- Родился в крестьянской семье 31 марта 1866 года в деревне Вахромеево Арефинской волости Рыбинского уезда и был крещен с именем Василий. Когда ему было 10 лет, умер его отец, вскоре скончалась сестра Ольга. Ещё мальчиком он узнал от монаха-схимника о том, как сложится его жизнь.
- В 1882 году стал приказчиком. В 1892 году он открыл собственное дело, став весьма крупным торговцем меха, купцом 2-й гильдии. Обладая большим опытом и имея прочные торговые связи, организовал контору по заготовке и продаже пушнины. Значительная часть товара поставлялась за границу.
- В 1895 г. стал действительным членом Общества для распространения коммерческих знаний в России и поступил на Высшие коммерческие курсы, организованные при обществе. С 1900 по 1906 гг. Муравьёвы проживали в доме 56 по Гороховой улице. С 1905 г. Василий Николаевич Муравьёв - действительный член Ярославского благотворительного общества.
- 13 сентября 1920 г. подал прошение в Духовный Собор Александро-Невской Лавры о принятии его в число братии, на что получил согласие, был принят послушником и получил послушание пономаря.
- В то же время послушницей Воскресенского Новодевичьего монастыря стала супруга Василия Николаевича - Ольга. Всё имевшееся Муравьевы пожертвовали на нужды обителей. Только в Лавру Василий Николаевич передал 40 000 рублей в золотой монете. Первое духовное имя Серафима было Варнава.
- В 1926-1929 гг. о. Варнава - духовник Александро-Невской Лавры.
- Предположительно в 1929 г. принял великую схиму и был наречен именем Серафим в честь преподобного Серафима Саровского чудотворца, которому всеми силами стремился подражать о. Варнава в течение всей последующей жизни. Предположительно весной 1930 г. о. Серафим, по рекомендации врачей и с благословения митрополита Серафима (Чичагова), покинул свою келию в Феодоровском корпусе Александро-Невской Лавры и поселился в Поповке, на даче у протоиерея Леонида Богоявленского.
- Избегнул повальных арестов монашествующих, которые были осуществлены в Ленинграде 17 февраля 1932 г.; в 1933 г. поселился в Вырице. После занятия Вырицы в августе 1941 г. германскими частями был открыт храм Казанской иконы Божией Матери (закрытый в 1938 году), прихожанином которого числил себя иеросхимонах Серафим. Он продолжал жить в доме Томбергов на Пильном пр., 7; по-прежнему не вставал из-за болезни, но принимал приходивших к нему. Следует заметить, что в годы Великой Отечественной войны Вырица стала крупнейшим церковным центром не только Гатчинского благочиния, но и всей оккупированной части Ленинградской епархии - здесь действовали пять храмов и существовало два монастыря.
- О. Серафим преставился 3 апреля (21 марта по Юлианскому календарю) 1949 года.
Вопросы по содержанию:
- Почему жизнь святителя Серафима Вырицкого можно назвать примером святости и чистоты? (Высказывания детей)
- В чём же смысл жизни человека? (Высказывания детей)
5. Рефлексия (5 мин.)
Детям предлагается на сердечках, изготовленных их картона, написать сочинения- рассуждения на тему ” Кто в вашей жизни является примером для подражания? ” в форме эссе.
Желающие зачитывают свои работы.
На доску вывешиваются сердечки с высказываниями учащихся по теме занятия.
6. Домашнее задание на лето по краеведению (1 мин.).
Я предлагаю вам летом узнать об истории основания и названия малой родины родителей или той местности, где вы будете отдыхать; о достопримечательностях, святых покровителях края, исторических личностях и подготовить сообщения для второй – осенней - конференции по краеведению.
7. Слово жюри: подведение итогов, награждение участников (2 мин)
8. Организация окончания мероприятия.(1 мин)