Методическая разработка
Автор: педагог дополнительного образования ГБОУ лицея № 384 Кировского района Санкт-Петербурга Духнякова Виктория Леонидовна
Программа для работы отделения дополнительного образования «ЛОГИКА»
Структура
- пояснительная записка;
- учебно-тематический план;
- содержание изучаемого курса;
- методическое обеспечение образовательной программы;
- список использованной литературы.
Пояснительная записка
Направленность программы «Логика» - естественно - научная.
Предполагаемая программа своим содержанием может привлечь внимание учащихся 11-15 лет. Программа направлена на развитие культуры мышления и культуры речи, развитию интеллектуальных способностей и интуиции при решении нестандартных задач. Изучение логики позволит учащимся научиться мыслить последовательно, судить доказательно, строить гипотезы и опровергать неправильные выводы, а также усвоить универсальные приемы получения знаний в самых различных сферах своей деятельности.
Новизна программы заключается в использовании интерактивных методов обучения, игровых приемов проведения занятий, которые не требуют специальной подготовки от детей и дают возможность ощутить себя творческой личностью.
Актуальность программыв потребности развития пространственного и логического мышления современного ребенка, а также в использовании полученных знаний и опыта исследовательской работы в будущей практической деятельности. Проблема возможностей усвоения школьниками формальной логики как учебного предмета имеет сегодня особую актуальность в связи с ориентацией современной системы образования на реализацию идей и положений концепции развивающего обучения. Одним из главных направлений этой концепции является развитие у учащихся теоретического мышления в процессе преподавания различных учебных предметов и, прежде всего, основ формальной логики. Справедливо считается, что овладение знаниями в области формальной логики может в значительной степени способствовать развитию теоретического мышления учащихся и подготавливает их к более сложному обучению на последующих этапах школьного образования.
Педагогическая целесообразность программысостоит в том, что ее освоение способствует удовлетворению познавательных интересов в различных областях деятельности человека и прививает желание учащихся содержательно и творчески подходить к процессу обучения. Занятия охватывают материалы смежных дисциплин: математики, информатики, а также истории, литературы.
Цель Программы: способствовать формированию и развитию нестандартного мышления, расширению кругозора, культуры речи, стимулированию познавательных интересов и обучению учащихся учиться с увлечением. Программа способствует формированию связей между предметными областями: математикой и информатикой, математикой и историей, информатика и историей, логикой и литературой, логика и математикой, которые позволяют учащимся увидеть единство картины мира.
Задачи:
Обучающие :
- способствовать развитию культуры логического мышления:
- сформировать у учащихся основные логические операции: сравнение, анализ, синтез абстрагирование и обобщение ;
- сформировать представления о понятиях, суждениях и умозаключениях.
- учить решать логические задачи.
Развивающие :
- развивать у учащихся любознательность и мыслительную культуру;
- способствовать развитию эмоциональной сферы ребенка;
- поддержать развитие творческих способностей ребенка к различным видам деятельности;
- развить коммуникативные способности учащихся, умения спорить и доказывать, аргументировать и отстаивать точку зрения.
Воспитательные:
- формировать ученический коллектив посредством совместного решения общей проблемы и принятие единой точки зрения;
- предоставить каждому ребенку возможность проявить свою индивидуальность;
- воспитать чувство ответственности за общее дело;
- сформировать основы культуры общения.
Отличительные особенности данной образовательной программы состоят в том, что практические занятия проходят с использованием интерактивного оборудования (мультимедийного проектора, электронной доски ЭД и мобильного класса Apple Macintosh), что привлекает учащихся своей наглядностью, необычностью и новизной в обучении. Занятия по многим темам носят самостоятельный поисковый характер, позволяют учащимся самостоятельно получать знания, используя ресурсы интернет, заранее подготовленного электронного материала, тестов, кроссвордов, логических задач и интеллектуальных головоломок.
Срок реализации программы:
Программа рассчитана на 4 года.
1-й год обучения : 11 – 12 лет.
2-й год обучения : 12 – 13 лет.
3-й год обучения : 13 – 14 лет.
4-й год обучения : 14 – 15 лет.
В программе первого года обучения (11-12 лет) значительное место отводится игровым формам обучения: отгадыванию кроссвордов, танграмов, ребусов, занимательных задач и головоломок.
В программе второго года обучения (12-13 лет) учащиеся знакомятся с одной из важных логических форм мышления – понятием. Учатся различать, формировать, определять, сравнивать понятия. Значительное внимание уделяется решению логических задач.
В программе третьего года обучения (13-14 лет) учащиеся знакомятся с одной из важных логических форм мышления – суждением. Учатся различать, формировать, определять, сравнивать суждения. Значительное внимание уделяется решению логических задач.
В программе четвертого года обучения (14-15 лет) учащиеся знакомятся с элементами математической логики. Вводятся логические операции: дизъюнкция, конъюнкция, импликация и эквивалентность. Большое внимание уделяется переводу суждений на язык формальной логики и математических формул. Значительное внимание уделяется решению логических задач с помощью таблиц истинности и основных тавтологий алгебры логики.
Формы и режим занятий:
Групповые занятия сочетаются с индивидуальными консультативными занятиями и самостоятельной работой на компьютере.
1 год обучения – 4 часа в неделю (всего 140 часов)
2 год обучения – 4 часа в неделю (всего 140 часов)
3 год обучения – 4 часа в неделю (всего 140 часов)
4 год обучения – 4 часа в неделю (всего 140 часов)
Ожидаемые результаты:
После освоения программы ребенок научится:
- строить логические цепочки при решении различных проблем и задач;
- правильно выражать свои мысли, уметь отстаивать свою точку зрения посредством суждений, аргументации и доказательства;
- решать логические задачи различного уровня сложности;
- обосновывать на основе логических приемов свои суждения и умозаключения;
- свободно держаться во время ответа;
- правильно воспринимать и оценивать критические замечания оппонентов.
Первый год обучения 4 часа в неделю (2 раза в неделю по 2 часа)
140 часов в год
№ п./п. |
Тема |
Количество часов |
||
Теория |
Практика |
Всего |
||
1. |
Введение в предмет ЛОГИКА. Правила техники безопасности. |
1 |
3 |
4 |
2. |
Познание формы познания. Понятие о свойствах и признаках, их характеристики и виды. Правила сравнения, анализа, синтеза. |
8 |
30 |
38 |
3. |
Задачи со спичками. Ребусы и правила их разгадывания. Головоломки. Логические задачи (переправы, переезды, задачи на соответствия). |
6 |
16 |
22 |
4. |
Понятие о классах. Классификация. Понятие алгоритма Закономерности в числах и фигурах, символах и словах. Поиск закономерностей. Черные ящики. |
6 |
18 |
24 |
5. |
Задачи о лжецах и правдолюбцах, задачи на соответствие. |
2 |
6 |
8 |
6. |
Причинно-следственные цепочки. Отношения род-вид. Упорядочивание по родовым отношениям. Причина и следствие. |
5 |
11 |
16 |
7. |
Задачи на перебор. Круги Эйлера и диаграммы Вена. Решение задач табличным способом. Различные логические задачи. |
8 |
20 |
28 |
|
Итого: |
36 |
104 |
140 |
Учащиеся должные овладеть приемами и алгоритмами решения логических задач. Уметь сравнивать и различать понятия. Находить существенные и характерные признаки понятий. Классифицировать по заданному признаку понятия. Строить логические цепочки в рассуждениях.
Второй год обучения 4 часа в неделю (2 раза в неделю по 2 часа)
140 часов в год
№ п./п. |
Тема |
Количество часов |
||
Теория |
Практика |
Всего |
||
1. |
Введение. Охрана труда. |
1 |
1 |
2 |
2. |
Логика - наука о правильных формах мышления. Познание. Формы познания. Логические операции: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение. |
4 |
10 |
14 |
3. |
Понятие. Признаки понятия. Структура понятия. Содержание и объем понятия. Закон соотношение объема и содержания понятия. Обобщение и ограничение понятий. Упражнения и задачи. |
10 |
34 |
44 |
4. |
Виды понятий. Отношения между понятиями. Круговые схемы Эйлера. |
12 |
36 |
48 |
5. |
Определение и деление понятий. Виды определений и делений. Решение задач и упражнений. |
8 |
24 |
32 |
|
Итого: |
36 |
108 |
144 |
Учащиеся должные овладеть приемами и алгоритмами решения логических задач. Знать структуру понятия. Уметь характеризовать понятия и определять соотношения между понятиями. Строить определение по правилам. Знать правила деления понятий по характерному признаку. Решать логические задачи табличным способом, способом рассуждения и перебора.
Третий год обучения 4 часа в неделю (2 раза в неделю по 2 часа)
140 часов в год
№ п./п. |
Тема |
Количество часов |
||
Теория |
Практика |
Всего |
||
1. |
Введение. Охрана труда. |
1 |
1 |
2 |
2. |
Понятие о классах. Правила классификации. |
2 |
6 |
8 |
3. |
Суждения. Структура суждений. Виды суждений. Классификация суждений. Отношения между суждениями. |
10 |
30 |
40 |
4. |
Логический квадрат. Отрицание простых суждений. Сложные суждения. Логические операции над суждениями. |
22 |
66 |
88 |
5. |
Упражнения и задачи. |
|
2 |
2 |
|
Итого: |
35 |
105 |
140 |
Учащиеся должные знать структуру суждения. Уметь характеризовать суждения. Определять соотношения между суждениями. Строить отрицание простых и сложных суждений. Уметь решать различные логические задачи, используя рассуждения, табличный способ, графы.
Четвертый год обучения 4 часа в неделю (2 раза в неделю по 2 часа)
140 часов в год
№ п./п. |
Тема |
Количество часов |
||
Теория |
Практика |
Всего |
||
1. |
Введение. Охрана труда. |
1 |
1 |
2 |
2. |
Понятие о высказываниях. Логическая структура высказываний. Виды высказываний. Простые и сложные высказывания. Отношения между высказываниями. |
5 |
5 |
10 |
3. |
Пропозициональные связки в высказывания. Построение таблиц истинности для высказывания. Логические операции и значение истинности для них. Дизъюнкция, конъюнкция, импликация и эквивалентность. Отрицание сложных высказываний. Понятие логической формулы. Оценка формулы по значению истинности. Построение и заполнение таблиц истинности. Решение логических задач с использованием и анализом таблиц истинности. |
26 |
34 |
60 |
4. |
Классификация формул по значению истинности. Перевод суждений на язык алгебры логики. Упрощение формул. Законы поглощения, двойственности, идемпотентности. Тавтологии и противоречия. Решение задач с использованием алгебры логики. |
30 |
32 |
68 |
|
Итого: |
62 |
72 |
140 |
Учащиеся должные овладеть аппаратом алгебры логики. Уметь переводить суждения с естественного языка на язык математических формул. Строить отрицание простых и сложных суждений с использованием аппарата алгебры логики. Уметь решать различные логические задачи, используя математический аппарат, тавтологии, основные равносильности алгебры логики. Уметь решать задачи в электронных таблицах.
Содержание образовательной программы
Первый год обучения
Знакомство с курсом «Введение в логику»
Введение в предмет. История развития науки логики. Знакомство учащихся с философами Аристотелем, Евклидом, Сократом. Исторические этапы развития логики. Логические задачи древних мыслителей. Арифметика Магницкого и ее применения. Решение кроссвордов и ребусов.
Познание. Формы познания.
Возникновение наук из практики. Формы познания. Чувственное и логическое. Логика – наука о правильных формах мышления. Чувственное познание: ощущение, восприятие и представление. Познание внешних сторон мира, художественных образов через: слух, зрение, осязание, обоняние, вкус и тактильные ощущения. Логическое познание. Формы абстрактного мышления: понятие, суждение и умозаключения. Решение упражнений и задач.
Признаки. Сходство и различие. Закономерности.
Определение признаков. Виды признаков: положительные и отрицательные, существенные и несущественные, отличительные и неотличительные. Упражнения и задания на поиск признаков предметов, событий, явлений. Работа с программой «Роботландия»: решение «цепочек», поиск закономерностей и различий. Существенные признаки предметов. Характерные признаки предметов. Поиск признаков. Упорядочивание признаков. Род и вид. Круги Эйлера. Упорядочивание по родовым отношениям. Виды закономерностей. Поиск закономерностей. Правила сравнения. «Черные ящики». Понятие о классах.
Понятие алгоритма.
Определение алгоритма. Способы задания алгоритма. Формы представления алгоритмов. Виды алгоритмов. Запись алгоритмов. Построение моделей по алгоритму. Решение задач.
Причина и следствия.
Представление о причинах и следствиях. Поиск условия и заключения. Математическая запись модели решения.
Задачи, решаемые в течение 1 года обучения.
1. Решение ребусов и кроссвордов.
2. Задачи со спичками.
3. Переправы и переезды.
4. Лжецы и правдолюбцы.
5. Задачи на перебор.
6. Задачи, решаемые с помощью кругов Эйлера и диаграмм Вена.
7. Логические приемы решения задач с помощью схем, таблиц, рисунков.
Второй год обучения
Логика – наука о правильных формах мышления.
История развития науки логики. Основы логики, науки о законах и формах человеческого мышления. Формальная логика. Древнегреческий философ Аристотель (историческая справка). Сократ, Буль и Лейбниц – основоположники логики. Что такое истина и что такое ложь? Исторические открытия истины Коперника, Джордано Бруно. Умения необходимые для освоения правильных форм мышления.
Познание. Формы познания.
Повторение и обобщение материала первого года обучения. Формы абстрактного мышления: понятие, суждение и умозаключения. Примеры логических форм познания. Решение упражнений и задач, формирующих логическое познание.
Логические операции: сравнение, анализ, синтез, обобщение, ограничения, абстрагирование.
Определение мыслительных операций как способ мыслительной деятельности. Применение логических операций при решении разнообразных задач. Анализ, как мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений. Синтез, как объединение частей, свойств, действий, отношений в одно целое. Сравнение, как установление сходства и различия предметов и явлений. Обобщение, как выделение в предметах и явлениях общего, которое выражается в виде понятия, закона, правила, формулы. Ограничение, как уточнение понятия путем добавления характерных признаков.
Понятие как логическая форма познания.
Понятие – логическая форма мышления. Работа с понятиями. Упражнения на определение понятия по его признакам. Решение задач на образования понятия. Определение понятия. Структура понятия. Содержание и объем понятия. Решение задач и упражнений на формирование понятий, отыскание понятия по его характерным признакам. Выбор понятия из предложенного списка соответствующего заданному признаку. Решение анаграмм при работе с понятиями. Решение ребусов, формирующих понятие.
Структура понятия. Содержание и объем. Закон соотношения содержания и объема.
Понятие, как ясная и отчетливая мысль об общих и существенных признаках предмета. Характеристика понятия. Содержание и объем. Решение упражнений и задач на определение объема и содержания понятия. Решение цепочек, анаграмм, кроссвордов, формирующих понятие о предмете, свойстве, отношении. Закон соотношения и его применение при формировании новых понятий. Ограничение и обобщение понятий.
Виды понятия.
Разделение понятий по объему и содержанию. Разделение по содержанию: относительные и безотносительные понятия, положительные и отрицательные понятия, конкретные и абстрактные понятия, собирательные и разделительные понятия. Разделение понятий по объему: единичные, общие, пустые. Решение упражнений и задач на определение вида понятия.
Отношение между понятиями.
Сравнимые и несравнимые понятия. Совместимые и несовместимые понятия. Круги Эйлера-Вена. Решение упражнений и задач на определение отношений между понятиями.
Определение понятий.
Логическая операция, раскрывающая содержания понятия. Виды определений. Правила определения понятий. Упражнение на анализ правильности заданного определения. Обучение анализу определения. Работа с учебниками: поиск определений, их характеристика, обоснованность правильности определения. Приемы, заменяющие определение понятия: описание, разъяснение, сравнение, характеристика, различение.
Деление понятий и классификация.
Логическая операция, раскрывающая объем понятия. Структура деления. Виды деления. Особенности деления. Правила деления. Понятие вида и рода, как основа деления. Признаки деления. Решение упражнений на деление понятий.
Задачи, решаемые в течение 2 года обучения.
Решение ребусов и кроссвордов, анаграмм, головоломок, логических цепочек, «задач, решаемых с конца», задачи на отношение, задачи о лжецах и правдолюбцах, задач, решаемых с помощью кругов Эйлера, переборы вариантов, табличные способы решения логических задач и задачи на рассуждения.
3 год обучения
Понятие о классах и классификации.
Классификация, как многоступенчатое деление. Виды классификации. Естественная и искусственная классификация. Классификация по видообразующему признаку. Примеры классификаций из школьных предметов: математики, биологии, химии и физики. Упражнения и задачи.
Суждения. Структура суждения.
Фиксация познания мира с помощью суждений. Суждение, как логическая форма мышления. Языковая форма мышления – повествовательное предложение. Понятие об истине и лжи. Характеристики суждения. Упражнения на поиск суждений в учебной литературе. Структура суждения. Понятие о субъекте, предикате и связке. Упражнения на определение структурных элементов суждения.
Виды суждений.
Простые и сложные суждения. Классификация суждений по объему, содержанию и качеству связки. По содержанию: суждения свойств, суждения с отношениями, суждения существования. По объему: единичные, частные, общие. По качеству связки: утвердительные и отрицательные суждения. Упражнения и задания на определение вида суждений, истинности суждений и качества суждений.
Объединенная классификация суждений.
Общеутвердительные, общеотрицательные, частноутвердительные, частноотрицательные суждения. Форма суждений по 4 типам. Упражнения и задания на определение типа суждения, поиск субъекта, предиката и кванторного слова для определения типа суждения, определения количества и качества суждения, умения построить по одному типу суждения другое.
Отношения между суждениями. Логический квадрат.
Сравнимые и несравнимые суждения. Совместимые и несовместимые суждения. Отношения эквивалентности, логического подчинения и частичной совместимости. Отношения противоположности и противоречия. Логический квадрат, как выражение отношения ложности и истинности между суждениями. Упражнения и задания на: определение отношения между суждениями, значения истинности и ложности между суждениями. Применение доказательств в задачах, использующие отношения между суждениями. Использование кругов Эйлера для решения задач, связывающих суждения отношениями. Отрицание простых суждений с использованием логического квадрата.
Логические операции с суждениями.
Дизъюнкция, конъюнкция и, как логические операции сложения и умножения. Понятие о таблице истинности. Работа с операциями над языковыми суждениями. Логические связки: «и», «а», «но», «или», «либо». Составление суждений с помощью логических связок. Определение сложных суждений по связке. Упражнения и задания на логические операции с суждениями. Перевод суждений на язык математической логики. Решение задач с помощью таблиц истинности.
4 год
Понятие о логической структуре высказывания.
Введение в математическую логику. Математическая символика для записи формул простых и сложных суждений. Построение суждений по математическим формулам и обратно перевод суждений с естественного языка на язык алгебра логики. Работа с таблицами истинности. Необходимые и достаточные условия. Решение логических задач с использованием алгебры логики.
Логические операции.
Дизъюнкция, конъюнкция. Импликация и эквивалентность. Способы отрицания сложных суждений, выраженных формулами алгебры логики. Законы Моргана. Решение задач с использованием формул алгебры логики и таблиц истинности. Применение электронных таблиц (Excel) для решения логических задач. Решение логических задач.
Оценка формулы. Классификация формул по значению истинности.
Понятие пропозициональных переменных. Соответствие переменных их истинностным значениям – оценка пропозициональных переменных. Построение таблиц истинности по формуле. Оценка комбинаций значений формулы в таблице истинности. Заполнение и анализ таблиц истинности для решения задач.
Решение задач с применением оценки формулы и построение таблицы истинности.
Работа по переводу суждений на язык алгебры логики, язык формул. Упрощение формулы с применением законов Моргана и законов алгебры логики: закон контрапозиции, закон поглощения, закон снятия двойного отрицания. Использование основных законов эквивалентности (равносильности) алгебры логики. Сравнимые и несравнимые формулы. Отношение совместимости и несовместимости формул алгебры логики. Упрощение формул алгебры логики.
Использование ДНФ и КНФ для решения логических задач.
Дизъюнктивно-нормальная форма (ДНФ). Конъюнктивно - нормальная форма (КНФ). Упрощение формул с использованием ДНФ и КНФ. Упражнения и задачи. Применение СДНФ (совершенная дизъюнктивно - нормальная формула) к упрощению логических формул. Применение преобразования формул, содержащих эквивалентность и импликацию. Решение логических задач с использованием аппарата преобразований формул алгебры логики. Построение графов при решении логических задач.
Методическое обеспечение образовательной программы
№ п./п. |
Раздел или тема программы |
Формы занятиия |
Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса |
Дидактический материал, техническое оснащение занятий |
Формы подведения итогов |
1 год обучения |
|||||
1 |
Введение в предмет ЛОГИКА. Правила техники безопасности. |
Лекция |
Словесный. беседа |
Методичка «Логика. Введение» Презентация |
Турнир-опрос |
2 |
Познание формы познания. Понятие о свойствах и признаках, их характеристики и виды. Правила сравнения, анализа, синтеза. |
Лекция с презентацией. Работа на ПК, работа с ЭД |
Беседа, рассказ, презентация, диалог, обсуждение. |
Методичка «Логика. Введение» Презентация на ПК и работа с ЭД |
Тестирование на ПК. Игры, турниры, творческие работы |
3 |
Задачи со спичками. Ребусы и правила их разгадывания. Головоломки. Логические задачи (переправы, переезды, задачи на соответствия). |
Лекция с презентацией. Работа на ПК, работа с ЭД |
Групповое обсуждение, турнир, диалог. |
Методичка «Логика. Введение» Презентация на ПК и работа с ЭД |
Творческие работы, создание собственных задач и презентаций |
4 |
Понятие о классах. Классификация. Понятие алгоритма Закономерности в числах и фигурах, символах и словах. Поиск закономерностей. Черные ящики. |
Лекция с презентацией. Работа на ПК, работа с ЭД |
Беседа, рассказ, презентация, диалог, обсуждение |
Методичка «Логика. Введение» Презентация на ПК и работа с ЭД, работа с ПО |
Тестирование |
5 |
Задачи о лжецах и правдолюбцах, задачи на соответствие. |
Лекция с презентацией. Работа на ПК, работа с ЭД |
Групповое обсуждение, турнир, диалог. |
Методичка «Логика. Введение» Презентация на ПК и работа с ЭД |
Творческие работы, создание собственных задач и презентаций |
6 |
Причинно-следственные цепочки. Отношения род-вид. Упорядочивание по родовым отношениям. Причина и следствие. |
Лекция с презентацией. Работа на ПК, работа с ЭД |
Беседа, рассказ, презентация, диалог, обсуждение |
Методичка «Логика. Введение» Презентация на ПК и работа с ЭД, работа с ПО |
Тестирование |
7 |
Задачи на перебор. Круги Эйлера и диаграммы Вена. Решение задач табличным способом. Различные логические задачи. |
Лекция с презентацией. Работа на ПК |
Групповое обсуждение, турнир, диалог. |
Методичка «Логика. Введение» Презентация на ПК |
Творческие работы, создание собственных задач РР |
№ п./п. |
Раздел или тема программы |
Формы занятиия |
Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса |
Дидактический материал, техническое оснащение занятий |
Формы подведения итогов |
2 год обучения |
|||||
1 |
Введение. Охрана труда. |
Лекция |
Словесный. беседа |
Методичка «Логика. Введение» Презентация |
Турнир-опрос |
2 |
Логика - наука о правильных формах мышления. Познание. Формы познания. Логические операции: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение. |
Лекция с презентацией. Работа на ПК, работа с ЭД |
Беседа, рассказ, презентация, диалог, обсуждение. |
Методичка «Логика. Введение» Презентация на ПК и работа с ЭД |
Тестирование на ПК. Игры, турниры, творческие работы |
3 |
Понятие. Признаки понятия. Структура понятия. Содержание и объем понятия. Закон соотношение объема и содержания понятия. Обобщение и ограничение понятий. Упражнения и задачи. |
Лекция с презентацией. Работа на ПК, работа с ЭД |
Групповое обсуждение, турнир, диалог. |
Методичка «Логика. Введение» Презентация на ПК и работа с ЭД |
Творческие работы, создание собственных задач и презентаций |
4 |
Виды понятий. Отношения между понятиями. Круговые схемы Эйлера. |
Лекция с презентацией. Работа на ПК, работа с ЭД |
Беседа, рассказ, презентация, диалог, обсуждение |
Методичка «Логика. Введение» Презентация на ПК и работа с ЭД, работа с ПО |
Тестирование |
5 |
Определение и деление понятий. Виды определений и делений. Решение задач и упражнений. |
Лекция с презентацией. Работа на ПК, работа с ЭД |
Групповое обсуждение, турнир, диалог. |
Методичка «Логика. Введение» Презентация на ПК и работа с ЭД |
Творческие работы, создание собственных задач и презентаций |
3 год обучения |
|||||
1 |
Введение. Охрана труда. |
Лекция |
Словесный. беседа |
Методичка «Логика. Введение» Презентация |
Турнир-опрос |
2 |
Понятие о классах. Правила классификации. |
Лекция Работа на ПК, работа с ЭД |
Беседа, рассказ, презентация, диалог, обсуждение. |
Методичка Логика. Часть1 Презентация на ПК и работа с ЭД |
Тестирование на ПК.Игры, турниры, творческие работы |
3 |
Суждения. Структура суждений. Виды суждений. Классификация суждений. Отношения между суждениями. |
Лекция с презентацией. Работа на ПК, работа с ЭД |
Групповое обсуждение, турнир, диалог. |
Методичка «Логика. Введение» Презентация на ПК и работа с ЭД |
Творческие работы, создание собственных задач и презентаций |
4 |
Логический квадрат. Отрицание простых суждений. Сложные суждения. Логические операции над суждениями. |
Лекция с презентацией. Работа на ПК, работа с ЭД |
Беседа, рассказ, презентация, диалог, обсуждение |
Методичка «Логика. Введение» Презентация на ПК и работа с ЭД, работа с ПО |
Тестирование |
4 год обучения |
|||||
1 |
Введение. Охрана труда. |
Лекция |
Словесный. беседа |
Методичка «Логика. Введение» Презентация |
Турнир-опрос |
2 |
Понятие о высказываниях. Логическая структура высказываний. Виды высказываний. Простые и сложные высказывания. Отношения между высказываниями. |
Лекция с презентацией. Работа на ПК, работа с ЭД |
Беседа, рассказ, презентация, диалог, обсуждение. |
Методичка «Логика. Введение» Презентация на ПК и работа с ЭД |
Тестирование на ПК. Игры, турниры, творческие работы |
3 |
Пропозициональные связки в высказывания. Построение таблиц истинности для высказывания. Логические операции и значение истинности для них. Дизъюнкция, конъюнкция, импликация и эквивалентность. Отрицание сложных высказываний. Понятие логической формулы. Оценка формулы по значению истинности. Построение и заполнение таблиц истинности. Решение логических задач с использованием и анализом таблиц истинности. |
Лекция с презентацией. Работа на ПК, работа с ЭД, работа с ПО |
Групповое обсуждение, турнир, диалог. |
Методичка «Логика. Введение» Презентация на ПК и работа с ЭД |
Творческие работы, создание собственных задач и презентаций |
4 |
Классификация формул по значению истинности. Перевод суждений на язык алгебры логики. Упрощение формул. Законы поглощения, двойственности. Тавтологии и противоречия. Решение задач |
Лекция с презентацией. Работа на ПК, работа с ЭД |
Беседа, рассказ, презентация, диалог, обсуждение |
Методичка «Логика. Введение» Презентация на ПК и работа с ЭД, работа с ПО |
Тестирование |
Список литературы
1. Н.Н.Аменский, И.Пю Сахаров «Забавная арифметика», Просвещение, Москва, 2008.
2. Л.Л. Босова, А.Ю. Босова, Ю.Г. Коломенская, «Занимательные задачи по информатике», Бином, Москва 2008.
3. А.П. Бойко, "Логика", Москва, 1994.
4. В.Н. Брюшинкин, "Практический курс логики для гуманитариев", Новая школа, Москва, 1996.
5. Г.Л. Бузук, "Логика и компьютер", Финансы и статистика, Москва, 1995.
6. Г.Л. Бузук, А.А.Ивин, М.И.Панов, "Наука убеждать: логика и риторика в вопросах и ответах", ГА ВС Москва, 1992.
7. Г.Л. Бузук, Смольникова И.А."Формальная логика - альбом для преподавателя или самообучения старшеклассников"
8. Н.К. Винокурова . Лучшие тесты на развитие творческих способностей. – М. Астр-Пресс, 200.
9. А.Д. Гетманова, "Логика", "Новая школа", Москва, 1995.
10. А.Д. Гетманова, "Учебник по логике", "Владос", Москва, 1994.
11. Д.П. Горский, "Логика", Просвещение, Москва, 1963.
12. Д.П. Горский, "Краткий словарь по логике", Просвещение, Москва, 1991.
13. А.А.Ивин, "Элементарная логика", "Дидакт", Москва, 1994.
14. А.А. Ивин, "Практическая логика. Задачи и упражнения", Просвещение, Москва, 1996.
15. В.В. Мадер, "Школьнику об алгебре логики", Просвещение, Москва, 1993.
16. В.В. Мадер, "Математический детектив", Просвещение, Москва, 1992.
17. И.Л. Никольская, Е.Е. Семенов, "Учимся рассуждать и доказывать",
Просвещение, Москва, 1989.
18. В.В. Никитин «Сборник логических упражнений», Просвещение, Москва , 1970
19. Л.Ф.Тихомирова, А.В. Басов, "Развитие логического мышления детей -
- Популярное пособие для родителей и педагогов", "Гринго", "Лайнер"1995.
20. В.Д. Паранджанов «Занимательная информатика», Дрофа, Москва, 2007
21. И.В. Шарыгин, А.В. Шевкин, «Задачи на смекалку 5-6», Просвещение, Москва, 2003.
22. Б.Л. Яшин "Задачи и упражнения по логике", "Гуманитарный издательский
центр ВЛАДОС", Москва, 1996.