Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Использование традиций как средства профилактики зависимого
и асоциального поведения детей, оставшихся без попечения родителей

 
Жукова Елена Павловна,
воспитатель СПб ГБУ
«Центр содействия семейному воспитанию №11»
 
Содержание
Введение..................................................................................................... 3
Теоретическая часть.................................................................................. 5
Практическая часть.................................................................................... 8
Вывод........................................................................................................ 16
Список литературы.................................................................................. 17
 

Введение
«Всем детям должна быть обеспечена возможность определить себя как личность и реализовать свои возможности в безопасных и благоприятных условиях, в среде семьи или попечителей, обеспечивающих их благополучие. Они должны быть подготовлены к ответственной жизни в свободном обществе». (4)  Ребенок, подросток, оставшийся без должного попечения родителей и близких, становится уязвимым для негативного влияния окружающей  социальной среды. «Особенности  восприятия себя и окружающего мира, характер реакций на внешние воздействия, стиль жизни-все это находится в прямой зависимости от того, какой образ кровной семьи сформировался у ребенка». (7) У детей, оставшихся без попечения родителей, как правило, отсутствует положительный пример родителей, нравственный опыт взаимоотношений в семье. Следует отметить, что подростковый, да и юношеский возраст является сложным «кризисным» этапом развития и характеризуется изменениями в психофизиологическом, психологическом и социально-личностном плане. Именно на этом этапе могут проявляться черты отклоняющегося поведения, в том числе возникать риски развития зависимостей разных видов. Поэтому одной из важных задач, стоящей перед педагогами, воспитателями  учреждений для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и для детей, оставшихся без попечения родителей, является разработка эффективных механизмов профилактики девиантного развитию и зависимого  поведения детей, создание условий «максимально приближенных к семейным, способствующих интеллектуальному, эмоциональному, духовному, нравственному и физическому детей». (5)  Поэтому очень важна работа с коллективом детей, наполняемость жизни детского  коллективного организма, которая является проводником социальных норм, нравственных основ и культурных пластов. Здесь хочется вспомнить высказывание А.С. Макаренко «Ничто так не скрепляет коллектив,  как традиции». Недаром, так важным является в обществе поддержка семейных традиций, как  определенного порядка вещей, способа поведения, устоявшегося со временем и повторяющегося с определенной периодичностью раз за разом. Особенно такие традиции, для которых характерны проявления взаимной заботы, атмосферы сердечности и человеческой  близости. Семейные нормы и обычаи в воспитании помогают ребенку в самоопределении, самоутверждении, раскрытии способностей, талантов, проявлении своей индивидуальности. Существование хороших семейных обычаев помогает понять ребенку свою особенность, индивидуальность, раскрыть способности и таланты. Благодаря традициям формируются и множество других положительных черт, таких как общительность, любовь и понимание, искренность, ответственность, умение прощать, инициативность и т.д.
Cохранение положительных воспоминаний о родителях, поддержание контактов с родственниками поможет поддержать традиции в детском коллективе, где возможностью будет использование положительных сторон их жизненного опыта, что поможет сохранить «положительный образ родителей и других ближайших родственников». (7)
Поэтому  считаю очень важным поддержку  и развитие традиций детского коллектива, особенно детей, оставшихся в трудной жизненной ситуации, как основополагающего фактора в профилактике зависимого и отклоняющегося поведения.

Теоретическая часть
Портрет ребенка, оставшегося  без попечения родителей, находящегося в трудной жизненной ситуации очень неоднозначен. « Почти ни у кого из подростков нет нормальной семьи. Каковы бы ни были причины разрушения их семей,... все эти ребята были лишены душевного спокойствия, сознания собственной нужности и значимости, наконец,  простой любви и заботы». (2,35) Как пишет Мелвин Роуз, «в действительности плохо воспитанные дети не могут самостоятельно разобраться в том, что хорошо и что плохо, что правильно, а что нет; постепенно они привыкают делать все, что заблагорассудиться.»(2,54). При этом образовательная модель профилактики зависимого поведения построена на учебно-воспитательных методах деятельности специалистов образовательных учреждений, направленных на формирование у детей и молодежи знаний о социальных и психологических последствиях зависимостей; создание педагогических условий для диагностики, предупреждения,  является очень важной.  Но все же исправление деструктивных стратегий поведения детей; развитие их личностных ресурсов, способствующих успешной адаптации к требованиям среды это область воспитания и взаимопроникновения педагога и подростка, установление  и восстановление мира и доверия к людям и к себе. «Одной из проблем разных групп «то, что атмосфера в них не только не радует, но даже способствует усилению депрессии; им явно не хватает хорошего внутреннего настроя, подобающего интерьера и культурной деятельности… понятия сугубо материальные, а духовному отводится  второстепенная роль». (2,116) Вот почему в данном контексте хочется обратиться к опыту общины Пепер Хэроу, их книги М. Роуз «Дом, где исцеляются души».

Автор рассказывает о положительном опыте построения  общинной жизни в группе  трудных подростков. Основные принципы общины  это:
  • Дать каждому воспитаннику возможность осознать себя участником общегрупповых процессов.
  • Надо придерживаться  основных потребностей подростка – понимать и чувствовать, что тебя понимают; потребности любить и быть любимым; потребности прощать и получать прощение; и наконец потребности верить в других и тем самым поддерживать в окружающих веру в твои собственные силы.
  • «Окружающая среда, в которой все это происходит, должна постоянно объединять их фрагментарные личности…это возможно лишь при последовательно позитивной деятельности самой общины» (2,106)
  • «Не забывайте питать окружающую среду – возможность психотерапевтических изменений всегда будет существовать» (2,117)
  • «Образ жизни, сформированный множеством самых разных видов деятельности, становится значимым для каждого  подростка и способствует  возникновению чувства собственного достоинства» (2,123)
 «Проявить терпение и благополучно перенести эту непроизвольную демонстрацию  ощущений индивида».Какие же формы общинной жизни предлагает автор:
Общинные собрания – «общее собрание также представляло собой своеобразный реальный и непреодолимый обряд, притягивающий его участников посредством общегрупповых реакций».
  • « Создана своя отложенная система веселых праздников и специальных мероприятий, каждое их которых дарило подростку восторг и удивление по поводу того, что они сделали собственными  руками…» ( 2,117)
  • Пятничные вечера, при зажженном огне (чтение историй, слушание музыки).
  • «Игра, как пишет Майер, включает в себя самообучение и самореализацию». (2,300)
  • Как подчеркивает автор, жизнь была наполнена СОБЫТИЯМИ.
Важен и интересен опыт Игоря Петровича Иванова, доктора педагогических наук Российской Академии образования, профессора, создателя педагогики общей заботы, педагогики социального творчества, о которой говорят как о «педагогике сотрудничества», называют ее «коллективное творческое воспитание». Учиться сотрудничеству в общей заботе об улучшении жизни – главнейшая задача, которая стоит перед каждым из нас. В настоящее время основными образовательными и воспитательными процессами выступают образование личностных смыслов учения и жизни, педагогическая поддержка становления детской индивидуальности, воспитание как забота о духовно-нравственном развитии ребенка. Главное, чтобы в делах детей и взрослых объединяли общие цели, общие жизненно важные заботы. Коллективные творческие дела – это, прежде всего полнокровная жизнь старших и младших, воспитателей и воспитанников и в то же время их общая забота об улучшении окружающей жизни, в которой педагоги выступают как старшие товарищи ребят.
Коллективные творческие дела отличаются друг от друга прежде всего по характеру общей практической заботы, которая выступает на первый план: трудовой или общественно- политической, познавательной или художественно-эстетической, спортивно-оздоровительной или организаторской. КТД, обогащая коллектив и личность социально-ценным опытом, позволяет каждому проявить и совершенствовать лучшие человеческие задатки и способности, потребности и отношения, расти нравственно и духовно.
Также уместно вспомнить о важном воспитывающемвлиянии традиций на подрастающее поколение. Существование хороших семейных обычаев помогает понять ребенку свою особенность, индивидуальность, раскрыть способности и таланты. Благодаря традициям, формируются и множество других положительных черт, таких как общительность, любовь и понимание, искренность, ответственность, умение прощать, инициативность и т.д.
Поэтому:
  • традиция должна быть приятна и приносить удовольствие всем членам семьи;
  • традиция должна выполняться регулярно, а не от случая к случаю;
  • традиция должна быть эффектной и эффективной: удивлять, радовать, запоминаться;
  • традиция должна быть естественной;
  • традиция должна нести воспитательную составляющую.
Практическая часть
Складывая воедино всю информацию о важности использования традиций, ценности группового дела, которое «в какое бы благостное состояние не ввергло бы участников группового дела, но есть воспитывающая деятельность, которая выводит ребенка на активное взаимодействие с окружающей действительностью»(3,5), я и мои коллеги уделяем этому большое значение, как важному факторуразвития Личности, профилактике зависимого поведения и для дальнейшей жизни ребенка.
Работая в детском доме, сейчас центре, с 1991г сложилась  система традиций в жизни нашей группы, которые благополучно передаются вновь прибывшим детям и имеют воспитывающее и развивающее влияние. В контексте современных требований, где особое внимание уделяется профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. А  в документе  «О национальной стратегии действий  в интересах детей 2012-2017год» дан вектор: «Максимальная реализация потенциала каждого ребенка. В Российской Федерации должны создаваться условия для формирования достойной жизненной перспективы для каждого ребенка, его образования, воспитания и социализации, максимально возможной самореализации в социально позитивных видах деятельности.»(6) Считаю важным поделиться  опытом построения жизни в группе. Мы с коллегами стараемся поддерживать в группе терапевтический характер среды, где образ жизни,  сформированный множеством самых разных видов деятельности, становится значимым для каждого ребенка и способствует возникновению чувства собственного достоинства и значимости для других. Каждому воспитаннику дается возможность осознать себя участником общегрупповых  процессов. Профессор  В. В. Зеньковский отмечал, что «в социально-психологическом развитии ребенка большее значение имеет социальное унаследование, чем физическая наследственность»(1,42). Поэтому важно, чтобы социальная среда, окружающая ребенка лечила раны ребенка. Важно удержать воспитанника на позитивной ступени, дать возможность ему развиваться и не останавливаться на достигнутых успехах. И в этом очень помогают традиции группы.
 
 
Наши традиции:
  • Встречи в гостиной, где решаются  важные текущие дела, составляются планы на ближайшее время, где решаются вопросы, которые волнуют коллектив детей. Цель: развитие детского коллектива, желание выражать свое мнение.
  • Вечернее чтение в гостиной, при свечах. Цель: приобщение детей к литературному нравственному миру.
  • Игра «Эрудит».  Цель: развитие и поддержание познавательного интереса, логики, вариативности мышления, умению работать со справочной литературой.
  • Игровой досуг. Цель: раскрытие личностного потенциала.
  • Подведение итогов «Эрудита», итогов года. Цель: обращать внимание на успехи каждого воспитанника.
  • Чаепития и поздравления с днем рождения. Цель: поддержка эмоционального комфорта.
  • Встречи с выпускниками. Цель: Осуществить связь поколений.
  • Ведение стенда интересной и полезной  информации. Цель: поддерживать самостоятельный выбор  ребенком прочтения интересующей информации.
  • Традиция празднования русских и православных праздников. Цель: приобщение детей к традиционным для Православной России духовно-нравственным ценностям и способствование повышению значения семейных ценностей, формированию гражданского самосознания, любви к Родине и русскому народу.
  • Совместные поездки, походы. Цель: раскрытие личностного потенциала ребенка, поддержка детского коллектива.
  • Ведение своего портфолио. Цель:  Повышение самооценки, анализ своих результатов и достижений за определённый отрезок времени.
  • Стена фотографий. Цель: объединение детей и взрослых в единое пространство событий.
  • Поделись своим талантом. Цель: поддержка способностей ребенка.
  • Новогодний сюрприз. Цель: Поддержка сказочного настроения. Ожидания чуда.
Важно отметить, что складывались эти традиции во времени, и каждое последующее поколение привносило новые традиции. Так, например, «Эрудит» проходит с 1997года,  стена фотографий с 2005г., а портфолио –самая молодая традиция, она укрепилась с 2012г.
Подробнее о некоторых традициях.
 Интеллектуальная игра «Эрудит» – эта форма работы сформировалась в 1997г. В группе ведется экран, где отмечается правильность ответов. Вопросы вывешиваются на общее обозрение, оговариваются сроки на поиск ответа. Когда ответы собраны, а они у нас опускаются в ящичек, сделанный руками выпускника, на стенд вывешивается правильный ответ. Иногда для поиска ответа устраивается мозговой штурм. Основные характеристики игры: добровольность, соревновательность, каждый может задавать вопрос, вопросы должны заставлять думать, безграничная поисковая деятельность, наличие призовой системы. Игра захватывает ребят. А главное – у детей есть возможность быть участниками поисковой деятельности, быть первооткрывателями. Важен опыт придумывания вопросов самими детьми. Ведь в этот момент ребенок перерабатывает полученную информацию, будь то услышанную  на уроке или прочитанную самим, и транслирует ее другому человеку.
Вечернее чтение: традиция вечерних чтений возникла в 2000году, когда стало мало общения в течение дня, а было много вопросов, на которые дети хотели получить ответы. Причиной  стал спад интереса к художественной литературе. Другой немаловажной задачей является сплочение коллектива  при совместном переживании ситуации, осмысление и вынесение из нее личного опыта. А то, что художественная литература является источником доброй и нравственной жизни, известно давно.
За два дня вывешивается объявление о времени и название произведения. В назначенный день все, желающие услышать рассказ, собираются в гостиной, усаживаются, где кому удобно, зажигаются свечи, и в гостиной начинают царить художественные образы. Читает педагог. После прочитанного не всегда происходит обмен мнениями и впечатлениями, часто ребенку надо осмыслить самостоятельно услышанное. Литература подбирается в зависимости от возраста и от внутреннего чутья, что надо сегодня прочитать. Среди авторов: О. Генри, Лесков, С. Томпсон, О. Уайльд, Ф. Достоевский,    В. Гюго, М. Лермонтов, Е. Шварц, Э.Хемингуэй, Г.Х. Андерсен, Л. Н.Толстой, Л. Чарская, И. Бунин, А. Чехов т.д.
Игровой интеллектуальный досуг: здесь включаются в канву игры интеллектуальные задания различного  характера и сложности (ребусы, шарады, шифр, креативные таблицы, загадки, задачи на смекалку). Используются интеллектуальные эстафеты, поиск по заданиям командами, игры ходилки. Итогом таких игр является подведение результатов игры, чаепитие,  награждение. Про игру В.В. Зеньковский написал, что игры для детей «полны внутреннего содержания, они увлекают их своей радостью, творческим напряжением; игры непосредственно нужны и дороги детям.» (1,266)
Наиболее эмоциональный отклик в душе детей, дающий духовные ростки, вызывают народные и православные праздники. Рождество Христово, Крещение, Масленица, Пасха, День Святой Троицы – все эти красочные и торжественные праздники глубоко влияют на детское сознание, помогают формированию духовной жизни ребенка и становятся почвой и фундаментом для его действий в будущем. Соприкосновение с народными традициями, участие в народных праздниках, духовно обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре.
В теплой домашней обстановке проходят  все  календарные православные праздники. Дети осознают смысл, историческое значение и традиции празднования православных праздников. Практическое освоение традиций ведет к обретению душевного равновесия, добротворчеству  и духовному самосовершенствованию.
Пасха – самый радостный, светлый и большой праздник христиан. В детском Центре №11 празднование Пасхи стало традицией. Именно Пасха считается большим семейным праздником, к которому нужно готовиться каждому члену семьи. Готовясь к празднику Светлого Христова Воскресения мы вспоминаем земную жизнь Иисуса Христа, его Крестную смерть и Воскрешение, и в этот момент все понимают, что Господь Иисус Христос является воплощением Бога на Земле.
Мною был проведен цикл бесед: «Об истории возникновения праздника», «Что такое пост? Как вести себя во время поста», «Праздник Пасха», «Чистый четверг», «Почему мы красим яйца», «Как в старину люди готовились к празднику Пасхи». Я использовала такие формы работы, как чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, просмотр видеороликов, мультфильмов, игра. Основным содержанием занятий являлось художественно-продуктивная деятельность. Был проведен мастер-класс «Окраска и декорирование яиц для освящения в Храме», мастер-класс «Пасхальная открытка». Как радостно было видеть, как на глазах оживало Пасхальное яйцо, украшенное диковинными узорами, переливаясь разными оттенками.
У нас сложились добрые отношения с волонтерами Православной детской миссии им. прп. Серафима Вырицкого.
Так, например, в канун Вербного воскресения воспитанники вместе с воспитателями,  волонтерами  Православной  Детской миссии имени прп. Серафима Вырицкого посетили Божественную Литургию для детей в Исаакиевском соборе.
В воскресенье, в праздник Входа Господня в Иерусалим, была проведена игра «Поле чудес». Все задания были связаны с праздником. Дети отгадывали такие слова, как Иерусалим, вайя, смирение, Голгофа. После игры была проведена интересная викторина. Было неважно, кто победил, важно было то, что ребята очень живо, увлеченно познали основные важные факты, связанные с этим праздником.
Все ребята приняли участие в Пасхальной выставке «Пасху радостно встречаем», а в Чесменской церкви Рождества Святого Иоанна Предтечи мы с ребятами освятили куличи и яйца. На Пасхальном празднике был показан спектакль «Пасхальный колобок», актеры исполнили песню «Христос Воскрес». Разнообразие ролей позволило каждому участнику праздника стать действующим лицом в соответствии со склонностями и способностями. Одни показали замечательные актерские способности, приняв участие в театрализованной сценке, другие исполняли песни, читали стихи. На Пасху принято ходить в гости. И на праздник к детям приехал молодежный ансамбль духовной музыки «Светилен» храма Покрова Божией Матери на Боровой. В их исполнении звучали тропари Пасхи и детские песни. Игр и конкурсов было много в это день, и дети с радостью приняли в них участие. А в конце праздника всех  ожидали  пасхальные подарки.
Но дети учатся не только получать, но и отдавать, не только потреблять, но и служить обществу. Так ребята стали заниматься детским волонтерством, посетив насельников в доме престарелых, бабушек в Покровской Богодельне в канун праздника Рождество Христово. В гости ребята отправились с целой корзиной подарков.  Ребята приготовили авторские открытки и разноцветное мыло, которое сделали своими руками.
Впечатления о поездке в Богодельню воспитанницы Екатерины (14 лет):
«Сегодня мы ездили в Богодельню к бабушкам. Это была весьма необычная поездка. Мне уже приходилось бывать в подобном месте, это сложно…Сегодня мы поздравляли старых бабушек со светлым праздником – Рождеством. Они были безумно рады нас видеть. Смотря в их глаза, я понимала, что такое счастье. Старушки были рады каждому нашему слову, вздоху, улыбке... на их глазах были слезы, на устах улыбки и слова молитв за каждого из нас. Меня это растрогало, по телу пробежались мурашки, из глаз потекли слезы… Мы дарили им подарки и маленькие сувенирчики, сделанные нашими руками. Они хотели дать нам что-то взамен – это было забавно. После мы пошли к другим бабушкам, они не могли уже ходить на ногах. На них было больно смотреть, но никто этого не показывал. Мы также спели им песни и подарили подарки. Я стояла у кровати очень старой старушки. Она лежала и тихо что-то бубнила. Мне стало интересно, я нагнулась пониже, чтобы разобрать ее речь. Она говорила, что хочет работать, что она всем это говорит, но никто ее не слышит… Потом к ним пришел Святой отец, он угостил их конфетами и повел нас за стол. Там мы помолились и приступили к трапезе. Отец Валерий нам рассказал историю о том, что надо дарить Христу на его день Рождения. Это была необычная история, но интересная. После чая мы еще раз пошли к бабушкам попрощаться. Они не хотели нас отпускать. Отец Валерий сказал, что мы – ангелочки, которые прилетели к ним. Это заставило меня улыбнуться, весьма мило сказано. Бабушки сказали, что будут ждать нас вновь, и обязательно придем поздравить их с Пасхой!!»
«Миссия добрых дел» призвана воспитывать детей, направлять их от жажды потребительства и развлечений к помощи нуждающимся, от замкнутости к развитию своих дарований в социальной деятельности, от ощущения собственной неполноценности, ненужности, ожесточения к постепенному осознанию себя в качестве полноценного, уважаемого члена общества.
Нужно научить ребенка видеть в себе движение к добру и злу и различать их, воспитывать желание делать выбор в пользу добра, следовать за добрыми влечениями сердца и совести (добронравие). Народная мудрость гласит: «Кто добро творит, тому зло не вредит».
Совместные поездки по различным интересным местам нашего города и области. Познавая мир, мы сплачиваемся и сближаемся, отдыхаем. Где мы только не бывали и что только не видели: поселок Вырица, страусиная ферма, Приозерск, Приморск, пос. Репино, Выборг, варяжское селение, выставка песчаных фигур, Линдуловская роща, гидрологический заказник, Храмовый комплекс в пос. Ленинское, Зеленогорск, ночной Петербург, Готторпский глобус в Кунсткамере и т.д.
Новогодний сюрприз – это поиск  своего новогоднего подарка по письму, что оставлено Дедом Морозом. Чаще всего  в стихотворной форме завуалировано место тайника. У каждого свое письмо, свой поиск. Но неподдельная детская радость  переполняет всех в этот день.
Конечно же невозможен результат без слаженной работы всего учреждения. В нашем центре продумана работа по дополнительному образованию, каждый воспитанник выбирает дело по вкусу: занятия в бассейне, в спортивном клубе, в изо-студии, в театральной или цирковой школе. Достаточно интересна программа поездок и встреч. На базе нашего центра проходит реализация программы «Ступени», «Школа Жизни» и т.д. Нашем центре есть свои традиции – такие как подготовка к Новогоднему спектаклю, День рождения дома. Поэтому вся обстановка дома, группы, наполненность жизни, возможность реализовывать себя, возможность быть услышанным, возможность получить помощь и поддержку – все это есть лучшая профилактика зависимого поведения.
 Теперь обращусь к результатам своего опыта.
Надо помнить, что для зависимого поведения характерна прежде всего неспособность к ощущению вины и раскаяния; неспособность эмоционально привязываться; отношения, основанные на эксплуатации людей; лживость и неискренность; слабость суждений и неспособность учиться на жизненном опыте; неспособность следовать жизненному плану, нежелание учиться. В одних случаях такое поведение может иметь активно-агрессивную форму, в других – пассивно-паразитическую.
 Так эффективность использования таких форм работы  как традиции, можно проследить, например, по небольшому исследованию игры «Эрудит».
Методы исследования: наблюдения, беседа, обработка результативности успеваемости и участия в игре. Объект исследования дети от 9-15 лет. Исследование проходило два этапа. Первый этап – начало учебного года (до проводимой работы), второй этап – конец учебного года (после проводимой работы). Все данные говорят о положительном результате выбранных форм работы. Что позволило детям быть успешными в учебной деятельности, в игровом интеллектуальном процессе, иметь положительные отзывы от  учителей, повысился интерес к учебе, к чтению книг.
При проведении опроса среди выпускников от 21-29 лет, результат разделился так, что с большинство выпускников выразили свое негативное отношение к ПАВ, выразили свое беспокойство опасностью ПАВ для своих детей, высказали свою активную жизненную позицию.
При проведении Теста «Лесенка» с вновь поступившими детьми(2014г), результат показал низкий уровень самооценки, при проведение повторно, результат изменился, один ребенок с заниженной самооценкой, остальные- с адекватной самооценкой. Что говорит о правильном механизме работы с детьми  и отсутствием зависимого поведения.
Если проанализировать карты индивидуального сопровождения ребенка, то по основным разделам: социально-бытовая адаптация, личностное развитие, учебная и трудовая деятельность, эмоциональная сфера, видно возрастание личности воспитанников.
Другим результатом является то, что в группе за последние 5 лет не выявлено детей, имеющих зависимое поведение.
Как  еще один результат  работы  – это выпускники. Из 27 выпускников большинство имеют семьи, воспитывают детей, работают по специальности.
Результаты исследования и наш опыт работы показал положительное использование традиции в организации и наполнении жизни детей. Что является воспитательной формой в профилактике зависимого и деструктивного поведения. Немаловажно отметить, что работа включает  ежедневное и последовательное проживание с детьми горестей и радостей, основанная на любви, заботе и опоре на положительное в ребенке.

Вывод
Невозможно уйти от проблем, их необходимо решать. И, продумывая работу, деятельность центров, клубов  по профилактике зависимого поведения среди несовершеннолетних, понимая как важно приводить несовершеннолетнего к осознанию его формирующейся зависимости, ее пагубности и возможности выхода из данного состояния, создавать у несовершеннолетнего прочную мотивацию на здоровый (независимый) образ жизни путем работы с возможными образами его ближайшего и отдаленного будущего, но, главное – необходимо создавать ту базу, основу, на которой  перечисленная выше работа будет зиждиться. Так как повышение самооценки, коррекция ценностной структуры личности несовершеннолетнего через акцентирование положительных сторон его личности, снижение чувства изолированности, помощь в формировании и расширении контактов с позитивной, личностно значимой группой, вовлечение в социально-одобряемую коллективную деятельность возможно только в творческой, активной и позитивной среде. Среде, имеющей свои традиции, как важные слои социального унаследования.
Список литературы и ссылок на электронные ресурсы.
  1. Зеньковский В.В.  Психология детства. / В. В.Зеньковский.- М.: Академия  1996. – 384с.
  2. Роуз М. Где исцеляются души: опыт общины Peper Haroy/ М. Роуз.- М.: Образование и культура.1999.- 400с.
  3. Шуркова У.У. Собрание пестрых дел: методический материал для работы с детьми /У.У. Шуркова. - М.: Новая Школа 1994. -95с.
  4. Организация Объединенных Наций: Декларации: Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей. http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/decl_child90.shtml
  5. Интернет-портал "Российской газеты": Постановление Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г. N 481 г. Москва: О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей. http://www.rg.ru/2014/05/27/detdom-site-dok.html
  6. Сайта Президента России: Указ Президента РФ от 01.06.2012 N 761 О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017года. http://graph.document.kremlin.ru/page.aspx?1613662
  7. Бондаревская Р.С. Дети, оставшиеся без попечения родителей: проблемы самоидентификации и построения семейной жизни// Электронный журнал «Практика социальной работы. Открытый методический ресурс»: сетевое издание. 2017. №1/ СПБ

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»