Хоровое пение - доступный путь приобщения к музыкальному искусству
Наумова Евгения Михайловна
В настоящее время в нашем информационном мире потребность людей в творческом самовыражении возрастает. Детям, воспринимающим мир в художественных образах, легче раскрыть всю глубину своего потенциала в исполнительской деятельности. Самой массовой школой музыкального воспитания и образования является хоровое пение.К числу наиболее актуальных проблем относится развитие художественно-образного мышления и творческой активности учащихся в процессе раскрытия художественного образа музыкального произведения средствами выразительности разных видов искусств. Это значит, что процесс обучения должен быть направлен не на передачу готового опыта музыкальной деятельности, накопленного в истории существования человечества, а на освоение способов быть сопричастным к этому опыту, самому осваивать, преобразовывать и пополнять его.
На занятиях хора и вокального ансамбля у певцов формируется «творческое отношение к действительности, где действительность предстаёт как система взаимоотношений с миром, с культурой». Хоровое пение является коллективным видом музицирования и играет одну из самых ярких ролей в духовном развитии и формировании творческой личности. Дети стремятся к выступлениям на концертах, фестивалях и конкурсах. Хоровое пение это самый доступный путь приобщения детей к музыкальному искусству.
Пение для ребёнка это способ выразить свои чувства, настроения. Слово и музыка, соединённые в песне – это те средства музыкальной выразительности, которые воспитывают у детей эмоциональную отзывчивость, развивают чувство прекрасного. Коллективное исполнение музыкальных произведений, эмоциональное переживание их содержания сплачивает хористов в единый творческий коллектив.
Вместе с тем пение воспитывает у детей внимание, наблюдательность, дисциплинированность.
Одна из особенностей хорового пения - возможность объединения детей с различным уровнем развития голосовых и слуховых данных. Такая форма музицирования способствует развитию музыкальных навыков (чистого ладоустойчивого пения) у менее одарённых детей. Специфика работы в детском хоре отличается от работы во взрослом. Чтобы развитие младшего школьника в хоре шло правильно, необходимо сформировать у него основные вокально-хоровые навыки.
К ним относятся:
1. Певческая установка
Учащиеся обязательно должны узнать о певческой установке, как основе успешного освоения учебного материала.
1. Дирижёрский жест
Обучающиеся должны быть ознакомлены с видами дирижёрских жестов:
- внимание
- дыхание
- начало пения
- окончание пения
- менять по руке дирижёра силу звука, темп, штрихи
3. Дыхание и паузы
Педагог должен научить детей овладевать техникой дыхания - бесшумный короткий вдох, опора дыхания и постепенное его расходование. На более поздних этапах обучения овладевать техникой цепного дыхания. Дыхание воспитывается постепенно, поэтому на начальном этапе обучения в репертуар нужно включать песни с короткими фразами с последней долгой нотой или фразами, разделёнными паузами. Далее вводятся песни с более продолжительными фразами. Необходимо объяснять учащимся, что характер дыхания в песнях различного движения и настроения не одинаков. Для работы над развитием дыхания лучше всего подходят русские народные песни.
4. Звукообразование
Формирование мягкой атаки звука. Твёрдую рекомендуется использовать крайне редко в произведениях определённого характера. Большую роль в воспитании правильного образования звука играют упражнения. Например, пение на слоги. Как результат работы над звукообразованием - выработка у детей единой манеры пения.
5. Дикция
Формирование навыка ясного и чёткого произношения согласных, навыка активной работы артикуляционного аппарата.
6. Строй, ансамбль
Работа над чистотой и точностью интонирования в пении - одно из условий сохранения строя. Чистоте интонации способствует чёткое осознание чувства «лада». Воспитать ладовое восприятие можно через освоение понятий «мажор» и «минор», включение в распевки различных звукорядов, главных ступеней лада, сопоставление мажорных и минорных последовательностей, пение
a kappella.
Младший хор, как уже отмечалось выше, характеризуется ограниченным голосовым диапазоном. До первой октавы -ре - ми-бемоль второй октавы. Здесь тембр голоса трудно определить на слух. Редко встречаются ярко выраженные сопрано, еще реже альты. В связи с этим, мы считаем, что в начале занятий деление на хоровые партии нецелесообразно. Главная наша задача - добиться унисонного звучания хора.
Перед младшим хором стоят задачи усвоения дирижерских жестов и выработки хорошей реакции на них (внимание, дыхание, вступление, снятие, фермата, пиано, форте, крещендо, диминуэндо и т. д.). Особое внимание здесь стоит уделить дыханию - широкому дыханию по фразам.
Каждое занятие младшего хора (хор занимается 2 раз в неделю 50 минут) начинаем обычно с распевания, далее следуют упражнения хорового сольфеджио. Все разучиваемые песни выписываем на доске, либо на бумажном носителе. Использование видео распевок дает тоже не малый результат, так как дети приучены к современным технологиям и их применение на занятиях просто необходимо. Иногда применяем прием релятива: вместо неудобной тональности со многими знаками на доске пишем ближайшая удобная, например вместо ре-бемоль мажора ре мажор, вместо фа минора ми минор и т.д.
Разучивание песни может проходить с голоса (по слуху), особенно на первом этапе, потому что чрезмерное пользование нотами может оттолкнуть детей от занятий (трудно!), но затем нужно вернуться к нотам.
Пение мелодий по нотам приносит определенную пользу. Во-первых, дети привыкают петь по нотам, во-вторых, происходит психологическая перестройка: «оказывается, это интересно - петь по нотам, и не так уж трудно». Поэтому немаловажная роль в планировании работы хоровой студии отводится именно хоровому сольфеджио
Такое занятие в студии, по моему мнению, должно проходить стремительно, эмоционально. В дальнейшем каждый хороший хоровой коллектив - это актив для проведения спевок, пения на сборах. Обязательно необходимо использование различных методов и приемов, которые должны быть направлены на развитие основных качеств певческого голоса детей путём стимулирования слухового внимания и активности.
Педагог просто обязан подобрать соответствующий репертуар, чтобы он отвечал всем психологическим особенностям данной возрастной категории детей:
- высокохудожественнность
- воспитательный характер материала
- разнообразие по характеру и содержанию
- хорошо подобранным трудности т.е. каждое произведение должно двигать хор вперёд в приобретение тех или иных навыков, или закреплять их.
Программа обязательно должна стимулировать профессиональный рост детей, поэтому процентное соотношение легкого и сложного материла должна быть закономерной. А так же он должен быть интересен исполнителям, это даёт даже некое облегчение в работе, так как дети будут стремиться как можно лучше работать, и прислушиваться к каждому слову руководителя.
Список литературы
- Затямина. Т.А. Конструирование современного урока музыки. – М.: Глобус, 2007, с 12
- Струве Г.А. Школьный хор: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1981. - С. 76.
- Тевлина В.К. Вокально-хоровая работа / Музыкальное воспитание в школе. - Выпуск 15. М., 1982