Литературный клуб «Восток-Запад»
в системе дополнительного образования
Малышева Майя Владиславовна
Дополнительное образование является важной составляющей современного образования, являясь средством формирования и воспитания личности и в то же время источником мотивации в учебной деятельности, выбора профильного обучения, профессиональной ориентации.Школьные кружки, клубы, секции, научные сообщества развивают и поддерживают интерес учащихся к деятельности определенного направления, дают возможность расширить и углубить знания и умения, полученные в процессе учебы. Разнообразие форм работы и разнонаправленность деятельности объединений дополнительного образования создает условия для разностороннего развития личности.
Система дополнительного образования Государственного бюджетного образовательного учреждения «Центр спорта и образования «Московская экспериментальная школа» Департамента спорта и туризма города Москвы направлена на создание педагогических условий для выявления, формирования и максимального развития индивидуальных способностей, мотивации личности учащихся-спортсменов к познанию и творчеству с учетом специфики образовательного учреждения (углубленное изучение английского и китайского языков и спортивная подготовка по виду спорта ушу).
Занимаясь в системе дополнительного образования, учащийся-спортсмен получает возможность полноценно организовать свой досуг, расширить кругозор, реализовать свои познавательные интересы, развить коммуникабельность, творческие способности.
Учебный план дополнительного образования ГБОУ «ЦСиО «МЭШ» Москомспорта отражает специфику учреждения и учитывает потребности и образовательные запросы учащихся и их родителей, включает разнообразные формы деятельности: кружки, клубы, научные сообщества. Так, участники клуба «Знатоки Китая» получают возможность углубить свои знания по истории, культуре, философии Китая и других стран. На занятиях клуба через изучение культуры, истории, философии страны изучаемого языка учащимся-спортсменам прививается чувство патриотизма с одной стороны, и толерантности и космополитизма с другой стороны.
Кружок «Гид-переводчик» (с английского и китайского языков) не только расширяет социокультурные знания учащихся, но и закладывает основы профессионального самоопределения. В основе работы кружка «Путь к слову» лежит проектная деятельность учащихся, направленная на развитие научно-исследовательских, творческих способностей с использованием языковых навыков в русском, английском, китайском языках.
Особую роль в системе дополнительного образования играет литературный клуб «Восток-Запад». Данный курс знакомит учащихся с художественной литературой Китая и англоязычных стран и разработан специально для учащихся, изучающих такие иностранные языки, как английский и китайский. Программа занятий клуба, с одной стороны, служит дополнением и расширением разделов основной образовательной программы по литературе, связанных с изучением зарубежной литературы, с другой стороны, повышает мотивацию учащихся в изучении китайского и английского языков, позволяя им не только познакомиться с литературой стран изучаемых языков, но и даже читать художественные произведения (адаптированные тексты) на языке оригинала. Основной формой занятий клуба является чтение и обсуждение художественных произведений (или их фрагментов) Китая (в первой части программы) и англоязычных стран (во второй части).
При проведении занятий клуба используются различные приемы изучения художественной литературы: инсценирование отрывков произведений, выразительное чтение стихотворений, чтение и/или прослушивание произведений на языке оригинала, перевод фрагментов произведений (адаптированных текстов) с английского и китайского языков на русский и сопоставление с авторскими переводами, создание творческих работ на основе переработки текста, подготовка к «изданию» антологии произведений китайской и/или англоязычной литературы и др.
При реализации программы решаются следующие задачи: приобщение к чтению и изучению значимых для духовного и нравственного развития и соответствующей возрастной эволюции школьников-читателей произведений авторов китайской и англоязычной литературы; формирование представления о китайской литературе и о литературе англоязычных стран как социокультурных феноменах; приобщение к профессиям журналиста, культуролога, переводчика, литературоведа, издателя.
На занятиях клуба совершенствуются навыки сравнения и анализа художественных текстов разных родов и жанров, навыки художественного перевода; формируется умение выделять главное и второстепенное в тексте; умение видеть художественное произведение в историко-культурном контексте. Кроме того, развиваются творческие способности в процессе создания собственных работ на основе переработки текста и редактирования продукта творчества.
Основной целью современного школьного образования является не только дать ученику необходимые знания и подготовить его к высшему образованию, к социализации личности, но и воспитать полноценного, гармонично развитого человека, гражданина, патриота. Особую роль в этом играет дополнительное образование. Занимаясь в системе дополнительного образования, учащийся получает возможность полноценно организовать свой досуг, расширить кругозор, удовлетворить свои познавательные интересы, развить коммуникабельность, творческие способности, стать успешным в различных сферах деятельности.