Атмосфера взаимоотношений в объединении – предмет воспитания
Романова Наталия Алексеевна,
заместитель директора по ВР,
педагог дополнительного образования,
руководитель хорового коллектива «Созвучие»
ГБОУ лицей № 387 имени Н.В.Белоусова
Кировского района Санкт-Петербурга
заместитель директора по ВР,
педагог дополнительного образования,
руководитель хорового коллектива «Созвучие»
ГБОУ лицей № 387 имени Н.В.Белоусова
Кировского района Санкт-Петербурга
За последние годы дополнительное образование показало, что оно является важным элементом развития ребенка, его воспитания и социализации.
Уже не раз доказано, что ребенок, который не всегда успешен в школе по общеобразовательным предметам, у которого не складываются отношения с другими учащимися в своем классе, приходя на занятия дополнительного образования, раскрывается для всех с другой стороны.
Дополнительное образование способно изменить статус ребенка. Специфика занятий в дополнительном образовании способно компенсировать недостаток внимания и участия, который испытывает определенная часть детей в семье и школе, занятия зачастую направлены на помощь в решении проблем педагогически запущенных и даже девиантных детей, через создание им условий для посильной и интересной работы, поднимающей их статус в детском обществе. Сегодня известен опыт определенного числа педагогов дополнительного образования, которым удается скорректировать поведение самых трудных подростков, сформировать у них социально-значимые ценностные ориентиры. Причем они это делают это в той ситуации, когда решить эти проблемы не могли школьные социальные педагоги и психологи, сотрудники инспекции по делам несовершеннолетних.
Каждый день в школе происходит большое количество разных конфликтов среди учащихся. И для их разрешения привлекаются социальные педагоги, учителя, родители. Однако, процент таких конфликтов в объединениях дополнительного образования значительно меньше. И если он возникает, то разрешается тут же. Почему же так происходит? Почему мы можем говорить об особой атмосфере на занятиях дополнительного образования?
Этому способствует много факторов. И в первую очередь, потому что педагоги дополнительного образования не связаны как учителя общеобразовательной школы рамками конкретного предмета, где показателем успеха является оценка или балл по ЕГЭ, а вся деятельность педагога дополнительного образования направлена на ребенка, его способности, его творческий потенциал.
В дополнительном образовании есть огромный плюс – это самостоятельное желание ребенка заниматься своим любимым делом, будь - то спорт, музыка, танцы, рисование. Дополнительное образование позволяет создавать «ситуации успеха», которые так важны для ребенка. И сам факт данной добровольности высоко оценивается детьми, которые, как один из наиболее привлекательных моментов в деятельности учреждений дополнительного образования, выделяют возможность самостоятельного выбора интересующего их вида деятельности. Находясь в ситуации выбора, ребенок сам определяет в каком кружке или клубе, он будет заниматься, выбирает время занятий удобное для него, перераспределяет свое свободное время с учетом будущих занятий. В отличие от школы, в учреждениях дополнительного образования ребенок добровольно выбирает себе руководителя и детское сообщество, в котором чувствует себя наиболее комфортно. Часто именно эти факторы оказывают прямое влияние на первичный выбор школьником студии, секции или кружка. Добровольность как плюс для ребенка, для педагога дополнительного образования является одним из минусов его работы. Ребенок в любое время может поменять кружок или покинуть учреждение вообще. Для его удержания педагоги дополнительного образования не могут использовать тот арсенал дисциплинарных приемов, который есть у школьного учителя. Только привлекательность самой деятельности, форм и методов её организации, комфортная атмосфера в разновозрастном детском сообществе и, наконец, яркая индивидуальность, искренность и доброжелательность педагога способствуют тому, что ребенок в течение длительного времени проводит свой досуг, свое время в том или ином объединении.
Конечно, любому педагогу дополнительного образования, заинтересованному в своем объединении, в детях, в сохранении своего коллектива приходится много времени и внимания уделять выстраиванию взаимоотношений внутри коллектива. Особенно это важно в таких коллективах, как танцевальные, хоровые, спортивные, где конечный результат зависит от взаимодействия каждого участника.
Поскольку, если мы не воспитаем, не взрастим в наших детях чувство ответственности, взаимопонимания, чувства, когда каждый учащийся будет осознавать себя частью коллектива, то не будет никаких результатов.
Что помогает сформировать коллектив в дополнительном образовании?
По-моему мнению, есть несколько важных факторов, которые я сформулировала для себя за многие годы работы с хоровым коллективом.
Первый из них - высокая цель. И чем эта цель выше – тем интереснее. Когда я пришла в лицей, как педагог дополнительного образования и стала руководителем вокально-хоровой студии, мы начинали со школьных концертов, участия в районных конкурсах. Но как только заканчивалась работа к одному концерту, конкурсу, мы сразу ставили перед собой следующую задачу. Сейчас мы можем гордиться выступлениями на таких площадках как Санкт-Петербургская Государственная певческая капелла. За нашими плечами участие в международном фестивале «Земля детей», в областном хоровом фестивале «Гатчинская радуга». Также мы принимаем участие в хоровых проектах на Исаакиевской и Дворцовой площади, выступали в Доме композиторов. Ребят, которые почувствовали вкус выступлений, совместных выездов уже не надо уговаривать ходить на занятия.
Второе, на что стоит обратить внимание – это взаимоотношения с родителями. Наше общение с родителями играет важную роль в формировании коллектива. Как часто бывает: родитель записал ребенка в кружок, в объединение и у родителя одна цель – обеспечить досуг ребенку. Цель хорошая. Но ему, родителю, дела нет до наших с вами концертов, выступлений, соревнований, высоких идей. Поэтому, когда ему удобно – он ребенка забирает, даже посреди занятия. Очень важно, чтобы родители тоже становились частью коллектива. Они должны видеть нашу работу. В нашем коллективе мы устраиваем дни открытых занятий, особенно для родителей первоклассников. Родительские собрания, на которых освещаем планы работы, перспективы. Обязательно устраиваем отчетные концерты. У нас есть группа «в контакте», где мы пишем актуальную информацию, выкладываем записи своих выступлений. Постоянная работа «на телефоне». Иногда приходиться доказывать родителям, что его ребенку просто необходимо заниматься в студии, что у него есть способности, талант.
Третий пункт я назвала «расширение границ». Понятно, что для вокально-хоровой студии выступления на концертах, фестивалях – это то, к чему мы стремимся. Но только концертная деятельность, тоже детям быстро надоедает. Поэтому мы ищем возможность иногда уходить от традиционных выступлений. Этому способствует участие в различных проектах. Наш хоровой коллектив за эти годы принимал участие в разных творческих и социальных проектах: совместная работа по подготовке спектаклей с театральными студиями, участие в благотворительных концертах, акциях, создание музыкально-литературных гостиных, шефская работа. Походы на музыкальные спектакли, фестивали в качестве слушателей.
В любом коллективе необходимы совместные праздники. Чаепития после концертов с просмотром и обсуждением наших выступлений. Встреча Нового года, дней рождений, поздравления мальчиков и девочек и т.п.
На атмосферу в коллективе влияет стиль общения педагога с детьми. Конечно, в дополнительном образовании стиль общения имеет свои особенности. Это общение людей, живущих общими интересами. Здесь нужно быть увлеченным, чтобы увлечь детей, нужно быть интересным, чтоб вызвать интерес у них, нужно быть ярким, чтоб разжечь их способности, талант, нужно быть открытым, чтобы дети тянулись к тебе, нужно быть дружелюбным, чтобы создавать атмосферу радости и взаимного уважения. На занятиях должно быть место и шуткам, и воспоминаниям, и обсуждениям жизненных ситуаций. И, конечно, поддержка всех участников нашего коллектива в непростых ситуациях, если они возникают.
Еще один важный момент – это шефство. Взаимодействие более взрослых детей с маленькими. Оно не появляется сразу. Но в коллективах с долгосрочными образовательными программами или коллективах с разновозрастными детьми, мне кажется нужно уделять внимание таким взаимоотношениям. Например, наша образовательная программа состоит из трех ступеней по три года каждая. И сейчас в вокально-хоровой студии выросло поколение старших ребят (8-11 класс) и, конечно, каждый год пополняется новыми младшими участниками. На совместных концертах очень трогательно наблюдать, как старшие помогают младшим. Ни разу не возникло никаких противоречий между взрослыми и маленькими. Этому способствует и репертуар нашего хора (некоторые произведения мы исполняем сводным составом), и мобильность среднего звена наших участников, которые могут выступать как с младшим хором, так и со старшими. Старшие участники вокально-хоровой студии приводят в коллектив своих братьев и сестер, и сейчас в нашем коллективе поют уже семейные дуэты. И самое главное, участники вокально-хоровой студии знают и ценят друг друга, и доверительные, дружеские отношения из коллектива переносят и на школьные взаимоотношения.
Выезд в лагерь. Это пункт достаточно сложный в плане организационной работы, но в то же время именно совместные выезды на длительный период послужили хорошим толчком для дальнейшего развития нашего коллектива.2 года мы выезжали с вокально-хоровой студией на летние смены в детский оздоровительный лагерь. И, когда, ты со своим коллективом уже не один раз в неделю, а 24 часа в сутки – то возникает новый, другой уровень взаимоотношений в коллективе. Все ребята связаны постоянной творческой работой между собой и с педагогом. Подготовка с детьми к совместным выступлениям на различных лагерных мероприятиях занимает все свободное время, привлекает всех участников коллектива. У педагога есть возможность индивидуальной работы с каждым ребенком. Есть возможность коллективной работы каждый день. Повышается уровень исполнительского мастерства коллектива. На любом мероприятии в лагере весь коллектив выступает как единое целое. Соревновательный момент между отрядами - творческими коллективами играет важную роль. Ребята пытаются доказать, что их коллектив самый лучший. После таких выездов был огромный подъем творческой работоспособности. И родителей уже не надо было убеждать в необходимости занятий для их детей, они готовы были нас поддерживать в любых начинаниях.
Подводя итог, можно сказать, что, конечно, атмосфера взаимоотношений в коллективе является предметом воспитания. И любой заинтересованный в успехе своего коллектива педагог это понимает. У нас есть замечательные возможности для развития, как целого коллектива, так и каждого его участника, и этом смысле, работа педагога дополнительного образования является уникальной. Дополнительное образование позволяет заниматься самым главным – ребенком, и создавать вокруг него неповторимую атмосферу творчества, созидания, уважения и любви.
Уже не раз доказано, что ребенок, который не всегда успешен в школе по общеобразовательным предметам, у которого не складываются отношения с другими учащимися в своем классе, приходя на занятия дополнительного образования, раскрывается для всех с другой стороны.
Дополнительное образование способно изменить статус ребенка. Специфика занятий в дополнительном образовании способно компенсировать недостаток внимания и участия, который испытывает определенная часть детей в семье и школе, занятия зачастую направлены на помощь в решении проблем педагогически запущенных и даже девиантных детей, через создание им условий для посильной и интересной работы, поднимающей их статус в детском обществе. Сегодня известен опыт определенного числа педагогов дополнительного образования, которым удается скорректировать поведение самых трудных подростков, сформировать у них социально-значимые ценностные ориентиры. Причем они это делают это в той ситуации, когда решить эти проблемы не могли школьные социальные педагоги и психологи, сотрудники инспекции по делам несовершеннолетних.
Каждый день в школе происходит большое количество разных конфликтов среди учащихся. И для их разрешения привлекаются социальные педагоги, учителя, родители. Однако, процент таких конфликтов в объединениях дополнительного образования значительно меньше. И если он возникает, то разрешается тут же. Почему же так происходит? Почему мы можем говорить об особой атмосфере на занятиях дополнительного образования?
Этому способствует много факторов. И в первую очередь, потому что педагоги дополнительного образования не связаны как учителя общеобразовательной школы рамками конкретного предмета, где показателем успеха является оценка или балл по ЕГЭ, а вся деятельность педагога дополнительного образования направлена на ребенка, его способности, его творческий потенциал.
В дополнительном образовании есть огромный плюс – это самостоятельное желание ребенка заниматься своим любимым делом, будь - то спорт, музыка, танцы, рисование. Дополнительное образование позволяет создавать «ситуации успеха», которые так важны для ребенка. И сам факт данной добровольности высоко оценивается детьми, которые, как один из наиболее привлекательных моментов в деятельности учреждений дополнительного образования, выделяют возможность самостоятельного выбора интересующего их вида деятельности. Находясь в ситуации выбора, ребенок сам определяет в каком кружке или клубе, он будет заниматься, выбирает время занятий удобное для него, перераспределяет свое свободное время с учетом будущих занятий. В отличие от школы, в учреждениях дополнительного образования ребенок добровольно выбирает себе руководителя и детское сообщество, в котором чувствует себя наиболее комфортно. Часто именно эти факторы оказывают прямое влияние на первичный выбор школьником студии, секции или кружка. Добровольность как плюс для ребенка, для педагога дополнительного образования является одним из минусов его работы. Ребенок в любое время может поменять кружок или покинуть учреждение вообще. Для его удержания педагоги дополнительного образования не могут использовать тот арсенал дисциплинарных приемов, который есть у школьного учителя. Только привлекательность самой деятельности, форм и методов её организации, комфортная атмосфера в разновозрастном детском сообществе и, наконец, яркая индивидуальность, искренность и доброжелательность педагога способствуют тому, что ребенок в течение длительного времени проводит свой досуг, свое время в том или ином объединении.
Конечно, любому педагогу дополнительного образования, заинтересованному в своем объединении, в детях, в сохранении своего коллектива приходится много времени и внимания уделять выстраиванию взаимоотношений внутри коллектива. Особенно это важно в таких коллективах, как танцевальные, хоровые, спортивные, где конечный результат зависит от взаимодействия каждого участника.
Поскольку, если мы не воспитаем, не взрастим в наших детях чувство ответственности, взаимопонимания, чувства, когда каждый учащийся будет осознавать себя частью коллектива, то не будет никаких результатов.
Что помогает сформировать коллектив в дополнительном образовании?
По-моему мнению, есть несколько важных факторов, которые я сформулировала для себя за многие годы работы с хоровым коллективом.
Первый из них - высокая цель. И чем эта цель выше – тем интереснее. Когда я пришла в лицей, как педагог дополнительного образования и стала руководителем вокально-хоровой студии, мы начинали со школьных концертов, участия в районных конкурсах. Но как только заканчивалась работа к одному концерту, конкурсу, мы сразу ставили перед собой следующую задачу. Сейчас мы можем гордиться выступлениями на таких площадках как Санкт-Петербургская Государственная певческая капелла. За нашими плечами участие в международном фестивале «Земля детей», в областном хоровом фестивале «Гатчинская радуга». Также мы принимаем участие в хоровых проектах на Исаакиевской и Дворцовой площади, выступали в Доме композиторов. Ребят, которые почувствовали вкус выступлений, совместных выездов уже не надо уговаривать ходить на занятия.
Второе, на что стоит обратить внимание – это взаимоотношения с родителями. Наше общение с родителями играет важную роль в формировании коллектива. Как часто бывает: родитель записал ребенка в кружок, в объединение и у родителя одна цель – обеспечить досуг ребенку. Цель хорошая. Но ему, родителю, дела нет до наших с вами концертов, выступлений, соревнований, высоких идей. Поэтому, когда ему удобно – он ребенка забирает, даже посреди занятия. Очень важно, чтобы родители тоже становились частью коллектива. Они должны видеть нашу работу. В нашем коллективе мы устраиваем дни открытых занятий, особенно для родителей первоклассников. Родительские собрания, на которых освещаем планы работы, перспективы. Обязательно устраиваем отчетные концерты. У нас есть группа «в контакте», где мы пишем актуальную информацию, выкладываем записи своих выступлений. Постоянная работа «на телефоне». Иногда приходиться доказывать родителям, что его ребенку просто необходимо заниматься в студии, что у него есть способности, талант.
Третий пункт я назвала «расширение границ». Понятно, что для вокально-хоровой студии выступления на концертах, фестивалях – это то, к чему мы стремимся. Но только концертная деятельность, тоже детям быстро надоедает. Поэтому мы ищем возможность иногда уходить от традиционных выступлений. Этому способствует участие в различных проектах. Наш хоровой коллектив за эти годы принимал участие в разных творческих и социальных проектах: совместная работа по подготовке спектаклей с театральными студиями, участие в благотворительных концертах, акциях, создание музыкально-литературных гостиных, шефская работа. Походы на музыкальные спектакли, фестивали в качестве слушателей.
В любом коллективе необходимы совместные праздники. Чаепития после концертов с просмотром и обсуждением наших выступлений. Встреча Нового года, дней рождений, поздравления мальчиков и девочек и т.п.
На атмосферу в коллективе влияет стиль общения педагога с детьми. Конечно, в дополнительном образовании стиль общения имеет свои особенности. Это общение людей, живущих общими интересами. Здесь нужно быть увлеченным, чтобы увлечь детей, нужно быть интересным, чтоб вызвать интерес у них, нужно быть ярким, чтоб разжечь их способности, талант, нужно быть открытым, чтобы дети тянулись к тебе, нужно быть дружелюбным, чтобы создавать атмосферу радости и взаимного уважения. На занятиях должно быть место и шуткам, и воспоминаниям, и обсуждениям жизненных ситуаций. И, конечно, поддержка всех участников нашего коллектива в непростых ситуациях, если они возникают.
Еще один важный момент – это шефство. Взаимодействие более взрослых детей с маленькими. Оно не появляется сразу. Но в коллективах с долгосрочными образовательными программами или коллективах с разновозрастными детьми, мне кажется нужно уделять внимание таким взаимоотношениям. Например, наша образовательная программа состоит из трех ступеней по три года каждая. И сейчас в вокально-хоровой студии выросло поколение старших ребят (8-11 класс) и, конечно, каждый год пополняется новыми младшими участниками. На совместных концертах очень трогательно наблюдать, как старшие помогают младшим. Ни разу не возникло никаких противоречий между взрослыми и маленькими. Этому способствует и репертуар нашего хора (некоторые произведения мы исполняем сводным составом), и мобильность среднего звена наших участников, которые могут выступать как с младшим хором, так и со старшими. Старшие участники вокально-хоровой студии приводят в коллектив своих братьев и сестер, и сейчас в нашем коллективе поют уже семейные дуэты. И самое главное, участники вокально-хоровой студии знают и ценят друг друга, и доверительные, дружеские отношения из коллектива переносят и на школьные взаимоотношения.
Выезд в лагерь. Это пункт достаточно сложный в плане организационной работы, но в то же время именно совместные выезды на длительный период послужили хорошим толчком для дальнейшего развития нашего коллектива.2 года мы выезжали с вокально-хоровой студией на летние смены в детский оздоровительный лагерь. И, когда, ты со своим коллективом уже не один раз в неделю, а 24 часа в сутки – то возникает новый, другой уровень взаимоотношений в коллективе. Все ребята связаны постоянной творческой работой между собой и с педагогом. Подготовка с детьми к совместным выступлениям на различных лагерных мероприятиях занимает все свободное время, привлекает всех участников коллектива. У педагога есть возможность индивидуальной работы с каждым ребенком. Есть возможность коллективной работы каждый день. Повышается уровень исполнительского мастерства коллектива. На любом мероприятии в лагере весь коллектив выступает как единое целое. Соревновательный момент между отрядами - творческими коллективами играет важную роль. Ребята пытаются доказать, что их коллектив самый лучший. После таких выездов был огромный подъем творческой работоспособности. И родителей уже не надо было убеждать в необходимости занятий для их детей, они готовы были нас поддерживать в любых начинаниях.
Подводя итог, можно сказать, что, конечно, атмосфера взаимоотношений в коллективе является предметом воспитания. И любой заинтересованный в успехе своего коллектива педагог это понимает. У нас есть замечательные возможности для развития, как целого коллектива, так и каждого его участника, и этом смысле, работа педагога дополнительного образования является уникальной. Дополнительное образование позволяет заниматься самым главным – ребенком, и создавать вокруг него неповторимую атмосферу творчества, созидания, уважения и любви.