Фортепианная аппликатура
Кошкарёва Татьяна Александровна,
МУ ДО «Сосновская детская школа искусств»
Все музыканты знают, что трудно переоценить значение аппликатуры в исполнительстве. И все музыкальные педагоги сталкивались с проблемой усвоения аппликатурных навыков учащимися. Эту проблему необходимо решать с самых первых уроков, объясняя ученику важность верной аппликатуры, её правила и закономерности, не допуская небрежного, поверхностного отношения к её обозначениям. Важнейшая задача педагога – воспитать у учащегося умение самостоятельно разбираться в аппликатуре. Она всегда должна быть осмысленной и логичной, исходить не только из соображений удобства, но и в первую очередь должна служить наиболее яркому выявлению художественности музыкального произведения. Сначала немного истории. Термин «аппликатура» обозначает порядок чередования пальцев. В эпоху клавесина применяли в основном 2,3,4,5 пальцы. С усложнением инструмента, с появлением виртуозных пьес возникла необходимость в работе по укреплению пальцев. В 19 веке Клементи, Крамер, Черни создали множество этюдов, в которых разрабатываются типичные формулы фортепианной фактуры, они же и систематизировали основные принципы аппликатуры. Клементи в своих этюдах отразил технику композиторов-классиков, хотя иногда приближался к приёмам изложения романтиков. Будучи сторонником изолированной пальцевой игры, при неподвижной кисти, он построил большинство этюдов по принципу развития позиционной техники: вырабатывалась сила и независимость пальцев, особенно 4 и 5, которые он стремился уравнять с остальными. У Черни - в противовес Клементи с его позиционной техникой и неподвижностью рук – наблюдается стремление к некоторой гибкости и свободе передвижения рук вдоль клавиатуры. Независимости, четкости и равности всех пальцев в этюдах Клементи он противопоставил стремление к связной игре, к большей мягкости движений и предпочтительному использованию более сильных пальцев. Черни считал невозможным одинаковое развитие всех пальцев. Огромное значение он придавал подкладыванию первого пальца, не рекомендовал употреблять 1и 5 пальцы на черных клавишах, а также советовал не играть одним и тем же пальцем ряд последовательных звуков. В дальнейшей эволюции аппликатуры главная роль принадлежит Шопену и Листу. Одним из характерных принципов Шопена является применение широко арпеджированных аккордов, в которых одной позицией руки охватывается расстояние больше децимы. Он широко использует 1и 5 пальцы на черных клавишах, перекладывание 5-го через 1-ый, скольжение 1-ого пальца в терциях в нижнем голосе, взятие одним пальцем двух звуков. Эти же принципы последовательно развил в своём творчестве Лист. В выборе аппликатуры он отдает предпочтение звуковой выразительности, а не удобству. Кроме того, Лист широко применял приём распределения пассажа между двумя руками. Как же научить ученика разбираться в аппликатуре? С самых первых уроков нужно внушить ученику важность применения правильных, то есть указанных в тексте пальцев. Почти весь нотный материал начального периода написан в пятипальцевой позиции, надо объяснить ребенку, а потом неукоснительно требовать выполнения основного правила: если ноты идут подряд, то и пальцы применяем подряд, если в звукоряде пропущена нота, то пропускаем палец. Для воспитания аппликатурных навыков нельзя жалеть время и силы, иначе незнание аппликатурных закономерностей приведет к анархии в аппликатуре, а разбор или чтение нот станет непреодолимой трудностью. Следующий этап в этой работе - изучение основных формул фортепианной техники, начинаем учить их с гамм. Я спрашиваю ребенка: «Сколько в октаве звуков (клавиш)?» -Восемь. -А сколько у тебя на руке пальцев? -Пять. -Как же быть? Как же тебе сыграть гамму из восьми звуков? Сколько пальцев не хватает? -Три. -Сыграй левой рукой пять звуков и прибавь, перекладывая третий палец, еще три. Вот и получилась гамма. А теперь сыграй гамму сверху вниз, то есть, к трём пальцам добавь пять. А сейчас мы научим и правую руку: поставь оба первых пальца на одну клавишу « до» и шагай пальцами в разные стороны. Пусть правая рука делает все точно как левая. Вот у нас получилась формула: 5+3=3+5. Когда ребенок прочно усвоит игру гаммы в одну октаву, можно предложить ему сыграть гамму в две октавы и подвести его к выводу о чередовании групп пальцев: 1-3 -- 1-4. Первые 3-4 года этот навык закрепляется при игре гамм с симметричной аппликатурой. Есть определенная трудность в игре гаммы двумя руками, так как сложно следить за чередованием пальцев в обеих руках. Помогает преодолеть эту трудность следующее: я предлагаю ученику определить и запомнить « опорные точки»: ноты, на которые приходятся 4-ые пальцы (это вводные ступени), значит, приближаясь к тонике, будь особенно внимателен и применяй 4 палец, сначала в правой руке, потом в левой. В репертуаре 2 класса есть хорошая пьеска Майкапара «Маленький командир», в которой встречается довольно длинный пассаж - гамма До-мажор двумя руками, малышу это трудно. Надо обратить его внимание на тот факт, что 1-ые пальцы обеих рук совпадают на клавишах До, и поучить с ним эту гамму отдельно. В дальнейшем, когда ученик приступит к изучению гамм от черных клавиш, ему нужно объяснить, что в таких случаях аппликатура подбирается по принципу удобства: длинные пальцы – на черных клавишах, короткие – на белых, подкладывание первого пальца – на ближайшую после черной белую клавишу. Этот принцип будет применяться и при игре длинных арпеджио от черных клавиш. Хроматическую гамму мы учим самой понятной и простой аппликатурой: 1и 3 пальцами (2 – запасной, применяется на ми и си в левой руке и на до и фа в правой руке). Позже ученик встретится и с другими аппликатурами в хроматической гамме . Изучая с учеником тоническое трезвучие с обращениями, выясняем и запоминаем, что в обращениях над квартой остаются 2 незанятых пальца: в правой руке секстаккорд, в левой – квартсекстаккорд, (то есть, применяется 2-ой палец), причем при переносе рука должна как бы принимать форму следующего аккорда и готовить нужные пальцы. При изучении коротких арпеджио мы опять встречаемся с чередованием 3 и 4 пальцев. Сравнивая аппликатуру в трезвучиях и обращениях, делаем вывод: если от 5-ого пальца - терция, применяется 4-ый палец, если кварта - 3-ий палец. Приступая к игре двойных нот (терций), объясняю, что в одной позиции можно сыграть 3 терции:1-3 пальцами, 2-4, и 3-5 пальцами. Для усвоения этого приёма у К.Черни есть хороший этюд: сборник под редакцией Гермера Этюд№ 8. Попутно показываю приём игры 4-х терций в одной позиции: 1-2, 1-3, 2-4, 3-5 пальцами. Этот пример встречается в Этюде Лемуана №37 ор.37. В сборнике Черни- Гермера Этюд№15 (2ч.) помогает усвоить приём перекладывания пальцев при игре терций через 5-ый палец в восходящих пассажах и через 1-й — в нисходящих. В произведениях танцевального характера в аккомпанементе в сочетании бас-аккорд надо избегать применения 5-го пальца в аккорде, заменяя его 4-ым. Своевременное приобретение учеником этих основных аппликатурных навыков имеет большое значение, и для достижения этого не надо жалеть ни сил, ни времени. При разборе нотных текстов требую очень внимательного отношения к аппликатуре. Наряду с умением читать аппликатуру, нужно вырабатывать у ученика умение самостоятельно создавать и записывать аппликатуру, при этом объясняю, что не надо выписывать аппликатуру подряд, над каждой нотой, что в родственных фактурах сохраняется один тип аппликатурной формулы (как, например, в секвенциях). Если случается ошибка, предлагаю ученику посмотреть, подумать и найти верную аппликатуру, опробовать её и записать в тексте карандашом. Стараюсь, чтобы в нотах было меньше дополнительных пометок, так как текст, испещренный карандашом, а еще хуже ручкой, трудно читается, внимание распыляется, а ученик быстро утомляется, и процесс усвоения аппликатуры затягивается. Работу над аппликатурой нужно понимать в её связи с фразеровкой, с движениями руки, нужно выгрываться в произведение; существует определённая взаимосвязь между осознанием аппликатуры и осознанием музыки. Часто неправильная аппликатура не только разрушает красоту звучания, но и мешает техническому овладению произведением. Необходимо своевременно замечать нелогичность выбранных учеником приёмов аппликатуры и научить его исходить при решении этого вопроса из двух взаимосвязанных моментов – достижения выразительности звучания и пианистического удобства. При выборе аппликатуры нужно учитывать особенности каждого пальца. Обычно я рассказываю ученику «Сказку про семейку пальцев»: 3-й палец – самый высокий из всех, стоит над всеми, он- директор, руководитель; 2-й палец — рабочий: ловкий, подвижный, трудолюбивый; 4-й палец — певец, у него мягкая подущечка, он способен извлекать мягкие певучие звуки; 5-й палец самый маленький, слабый, его опекают старшие братья, 1-й палец — крестьянин, живёт вдали от города, сильный, привык к тяжёлой работе, но, попадая в приличное общество, ( например, когда мы играем гамму), он должен уметь вести себя прилично, не отличаясь от остальных братьев. Сильные пальцы обычно являются опорными в позиционных подвижных фигурах, ими мы стараемся исполнять мелизмы, ритмически выпуклые, сильные звуки. В то же время следует избегать применения 1 и 3 пальцев при исполнении мягких окончаний кантиленных мотивов. Выполнение аппликатуры является первым шагом; вслед за прочтением аппликатуры нужно добиваться понимания её – то есть выяснить, с исполнением какого мотива, какой фразы связана данная аппликатура, затем искать и найти те свободные естественные движения руки, которые подразумевает эта аппликатура. Осознание аппликатуры тесно связано с осознанием музыки, фразеровки, с движениями руки, что и составляет суть обучения. После разбора и осознания аппликатуры её надо выучивать, то есть пользоваться мышечной памятью, которая играет огромную роль в выработке автоматизма. Итак, с первых шагов, ученик привыкает к тому, что прежде, чем взять ноту, надо подумать – каким пальцем это сделать, приготовить, почувствовать этот палец. Постепенно усвоив основные аппликатурные правила, учащийся учится в дальнейшем применять их на практике творчески, сообразно художественной звуковой цели. Начиная с 4-го класса в педагогическом репертуаре появляются произведения, ставящие перед учеником новые музыкально-художественные задачи. Как было сказано выше, выбор аппликатуры — это не только и не столько соображения удобства, аппликатура должна служить наиболее яркому и убедительному выявлению художественности произведения. И в этом случае для ученика начинаются «исключения из правил», которые необходимо ему объяснить в каждом конкретном случае. Рассмотрим несколько примеров. В пьесе В.Ребикова «Осенние листья» в аккомпанементе в 3х-звучных аккордах по правилам нужно применить 3-ий палец — это удобно, но в верхнем подголоске мотив из двух нот нужно исполнить legato 1-2 пальцами, и тогда 3-й палец мешает это сделать, создаётся ненужное напряжение в кисти, поэтому в аккорде лучше применить 4-й палец, в этом случае рука ученика не напрягается, и мотив в подголоске прозвучит мягко, с нужной интонацией вздоха. В этом же произведении в мелодии неоднократно приходится применять 1-й палец на чёрной клавише, так как именно это позволит объединить звуки широких интервалов певучим legato (такты 27, 30, 44-49). Следующий пример - И.С. Бах Инвенция №1. Как известно, Бах не выписывал в своих произведениях штрихи, оттенки, аппликатуру, не считая единичных случаев. Существует несколько редакций Инвенций. Мне больше других нравится редакция Ройзмана. В 3-4 тактах в нисходящем секвенционном движении он предлагает применить 4-й палец после 3-его,хотя на первый, беглый взгляд это может показаться неразумным. Но ведь именно эта аппликатура позволяет ненавязчиво подчеркнуть мотивное строение пассажа, помогает ученику понять логику развития темы! Кстати, и в теме, которая состоит из двух мотивов, аппликатура, предложенная Ройзманом, помогает без цезуры разделить их: если первый мотив сыграть в одной позиции, взяв последний тон 5-ым пальцем, а затем плавно перенести руку на 3-й палец на восьмушку До, то получится естественное отделение первого мотива от другого. Почти такое же кажущееся «неудобное» разъединение конца одного мотива от начала другого путём использования одного и того же пальца, требующего переноса руки, на самом деле является наглядным подтверждением связи аппликатуры с мелодическим дыханием (Бах Инвенция №11, Инвенция № 14) В Полонезе g-moll И.С. Баха в 3 такте на спускающихся двойных нотах (терциях) нужно применить следующую аппликатуру:5-3, 4-2, 4-2, 3-1; именно такая аппликатура позволит выявить хореический оборот, вкраплённый в течение мелодии. Это так называемый мужественный хорей – незалигованное отчленённое произнесение хореического окончания, это придаёт Полонезу характер мужественного шага. И.С.Бах Маленькая прелюдия №6 (2т.) - в 4 такте второй части на ноты фа-ми-ре проставлены 5-3-1 пальцы, что противоречит правилу «подряд ноты — подряд пальцы», но это оправдано последующим секвенционным построением. М В пьесе Э. Грига «Одинокий странник» в 3 такте при игре секст приходится применить неудобное перекладывание 4-ого пальца через 5-й (2-5 – 1-4), но это единственно возможное исполнение; ученику нужно показать, как в сочетании с плавным движением предплечья вправо пальцы легко справляются с этим приёмом. Таких примеров встретится немало в учебном репертуаре, и задача педагога не просто потребовать исполнения аппликатуры, а обязательно объяснить смысл того или иного «исключения из правил» и помочь ученику выучить правильную аппликатуру. Используемая литература: И. С. Бах Маленькие прелюдии и фуги И.С. Бах Тетрадь Анны-Магдалины Бах. И. С.Бах Инвенции К. Черни (ред. Гермера) Избранные этюды А. Лемуан Избранные этюды В. Ребиков Осенние листья Э. Григ Лирические пьесы МУ ДО «Сосновская детская школа искусств»