Открытое занятие
Активизация работы над звуком при обучении
туристической песни. Ровное звуковедение
Фёдорова Ольга Николаевна,
педагога дополнительного образования детей (ОДОД)
ГБОУ средняя общеобразовательная школа №464
Пушкинского района Санкт-Петербурга
педагога дополнительного образования детей (ОДОД)
ГБОУ средняя общеобразовательная школа №464
Пушкинского района Санкт-Петербурга
Общеобразовательная (общеразвивающая) программа
Клуб песни «На привале»
Туристско-краеведческая направленность
Тема занятия: «»
Раздел: Учебно-тренировочный материал
Цель занятия: Развитие патриотического чувства у обучающихся через изучение отечественных, туристических песен.
Задачи:
Образовательные:
Отработать основную форму звукообразования – связное непрерывное пение
Познакомить с туристической песней родного края.
Развивающие:
Развивать музыкальные способности
Развивать умение поведения на сцене.
Добиваться эмоционального раскрепощения детей.
Расширять музыкальный кругозор детских туристических песен.
Воспитательные:
Воспитывать чувство патриотизма, товарищества, чувства личной ответственности.
Воспитывать и развивать художественный вкус, интерес к музыке
Обогащать внутренний мир ребёнка.
Воспитывать дисциплину в жизни и в творчестве
Ожидаемые результаты:
Дети, посетившие данные занятия….
- Смогут выразительно исполнить детскую туристическую песню
- Научатся различать музыку разного характера
- Будут владеть навыками публичного выступления на сцене
- Поддержат песенное настроение в туристических походах.
- Начнут уважительно и раскрепощено общатся со сверстниками и взрослыми на туристических слетах.
- Будут мотивированны на поддержку отечественных туристических традиций
Ход занятия:
I. Организационный этап. | Тема нашего урока –« Активизация работы над звуком при обучении туристической песни. Ровное звуковедение». |
Дыхательная разминка с использованием здоровье сберегающих технологий. | Упражнение для положения корпуса. «Столб достоинства» Дыхательные упражнения. Надуй шарик. Стокато – легато. «Ха» Упражнения на дикцию: Надуваем щеки «Лев» Движение челюстью Цоканье язычком |
Вокальная разминка | Для размягчения и снятия напряжения голосовых связок «укачивание» расслабляющий массаж. на звук «бррр» На развитие дыхания и подачу звука. «Маленькой елочке холодно зимой…» На выравнивание регистров. Упражнение для выработки кантилены Упражнение для выработки свободы и подвижности артикуляционного аппарата - пение скороговорок |
Основная часть. | Работа над каноном а) разучивание слов б) соединение слов с движениями в) деление и исполнение канона (2-3группы) Работа над приемами звукоизвлечения и звуковедения в песне «Зимняя сказка» С.Крылова |
Заключительная часть.. | Подведение итогов |
Добрый день. ребята. Добрый день, дорогие гости. Сегодня наше занятие посвящено работе над формированием красивого, ровного звука.
Ведь для того, чтобы вокальное произведение получилось красивым нужно немало потрудиться. Выучить хорошо текст, выучить мелодию, и, конечно поработать над звуком.
И начнем мы как всегда с разминки - распевания.
Упражнение для положения корпуса, которое певец занимает во время пения «Певческая установка»
Итак необходимо потянуться, поиграть всеми мышцами, распрямить плечи, высоко поднять голову (так называемый «столб достоинства»), почувствовать себя победителем.
Выполнение данного упражнения, его осознание, зафиксирует горделивую позу в мозгу, и мозг даст команду всем системам организма работать на его благополучие.
Упр: Надуй шарик.
Упр: Стокато – легато.
Упр: «Ха»
Упр: «Лев»
Круговые движения языком (рот закрыт – по 4 р.)
Движение челюстью (4 р.)
Цоканье язычком по 2 раза – губы вперед, растенуть в улыбку
Надуваем щеки: одну, другую, обе.
Пение закрытым ртом на букву (м-м-м)
а) «укачивание»
б) расслабляющий массаж.
Упр:на подвижность голосовых связок: воспроизведение последовательности звуков «ма-мэ-ми-мо-му, «да-дэ-ди-до-ду», «ра-рэ-ри-ро- ру», «гра-грэ-гри-гро-гру» .
Упр. на формирование подачи звука и дыхания.
а) на звук «бррр» (до, ми, соль – До1, соль, ми – доо) – триолями на 6 счетов, движение рук поочередно: вниз, вперед, вверх, встороны…
б)то же самое на звук «ррр»
Упр. На развитие дыхания и подачу звука. «Маленькой елочке холодно зимой…»
Упр. На выравнивание регистров.
а)С нижнего звука – глиссандо на верх на звуке «брр» (звук за счет работы губ)
б) Кошка. Распевание слога «мя-а-а-у» на кварту, по полутонам.
в) Распевка «Сидит кошка в коридоре»
Упр: для выработки кантилены (плавное, напевное исполнение мелодии):"Во поле береза стояла"
Упр: для выработки свободы и подвижности артикуляционного аппарата пение скороговорок "Из под топота копыт пыль по полю летит"; "по бревну бобры бредут".
Итак, мы хорошо распелись, приготовили свой певческий аппарат к серьезной работе.
И сегодня мы продолжим разучивать красивую туристическую песню – «Зимняя сказка»
А кто мне скажет что такое туристические песни?
-
Да, это песни, которые звучат в походах, у костра. Их можно петь под гитару и даже без сопровождения
А кроме инструмента как еще можно украсить песню?
-
Можно ее спеть на несколько голосов – это будет очень красиво!
А для того, чтобы петь двух, трех-голосье нужно хорошо знать партию и стараться не сбиться (удержать) ее. Ну, и конечно слушать, что поют другие
Давайте проверим – все ли умеют у нас держать партию?
Работа над каноном
а) разучивание слов
б) соединение слов с движениями
в) деление и исполнение канона (2-3группы)
Молодцы!
Садитесь, передохните, и мы продолжим наше занятие. Давайте вспомним нашу новую песню «Зимняя сказка».
Я напомню вам первый куплет.
Исполнение 1 куплета учителем
Мы уже немного познакомились с текстом и мелодией.
Вспомните, какой характер у этой песни?
Мягкий, нежный, задушевный.
Кажется, что эту песню спеть очень легко.
Но, чтобы исполнить ее по-настоящему красиво нужно нужно поработать над дыханием, над фразами, над плавным ведением звука, и, конечно над дикцией и интонацией
Для начала давайте вместе вспомним и повторим слова первого куплета
Хорошее дыхание ….. и проговорим первую фразу.
Постарайтесь потянуть гласные, а согласные – чуть короче и не забывайте про дыхание
А теперь мелодию на звук «лё»
Дыхание в этой песни очень важно, его нужно брать быстро, но незаметно, чтобы не прервать ощущение волшебства, сказки
Вспомните, как мы сегодня пели красиво и протяжно, плавно кантилену.
Попробуем так же напевно и плавно исполнить первый и второй куплеты.
Все наши слушатели должны представить себя в зимней сказке. Поэтому вы сейчас волшебники и исполняя песню всех погружаете в сказку
Исполним 2 первых куплета
А как вы думаете в этой песни есть место, которое можно назвать главным, т.е. – кульминацией? Посмотрите ещё раз на слова
-
Кульминацию в песне принято как-то выделять: петь громче, быстрее, четче произнося слова, менять характер.
Давайте подумаем вместе как можно выделить кульминацию в этой песне, чтобы она прозвучала ярче…
Давайте попробуем исполним 1 куплет –нежно, таинственно, 2 куплет – добавим чуть-чуть движения (быстрее)
И 3 куплет – к словам «Красавица русская бродит зима» мы постепенно добавим громкости т.е. крещендо, а сами эти слова выделим, делая на каждом из них акцент.
Попробуем.
Исполним 3 куплета
Молодцы! На сегодня достаточно, вы отлично поработали!
Вам понравилось наше занятие?
У нас в гостях сегодня были педагоги, так-же работающие с ребятами в других школах. Я раздам нашим гостям тексты песни «Зимняя сказка» и мы все вместе попробуем ее исполнить под видео версию.
Готовы?
Исполнение песни под видео