Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Методическая разработка занятиятия по музыкальной грамоте в 4 - 5 классах

Музыкальные интервалы

Морева Нина Александровна,
педагог дополнительного образования,
1 квалификационная категория
Цель для учителя: Освоение учащимися практико-теоретического раздела «Музыкальные интервалы»     
Цель для учащихся: Получение знаний о построении и интонировании музыкальных интервалов
Задачи для учителя:
1) представить учащимся палитру музыкальных интервалов;
2) обучить правилам построения музыкальных интервалов;
3) работать над чистотой интонирования музыкальных интервалов;
4) сформировать систему знаний, нацеленных на осмысление интервалов;
5) побудить детей к самостоятельному поиску звуковых образов;
6) воспитывать в детях эстетический вкус, стремление к творчеству, прекрасному.
                                                        
Задачи для учащихся: 1) формировать умения и навыки в освоении интервалов;
2) воспитывать  в себе эмоциональную отзывчивость, организованность, работоспособность, активность, самостоятельность;
3) учиться выполнять индивидуальные задания на занятии;
4) закреплять смысловые связи, формировать представление о музыкальной грамоте, как целостной музыкальной дисциплине;
Формируемые УУД
Развивающие (регулятивные) УУД
  • получение устойчивого представления о содержании, форме, языке музыкальной речи, местоположении в ней музыкальных интервалов, как организующей составляющей различных жанров, стилей народной и профессиональной музыки;
  • усвоение словаря музыкальных терминов и понятий, в частности, названий музыкальных интервалов,  в процессе восприятия, размышлений о музыке, музицирования, проектной деятельности;
  • применение полученных знаний о музыке и музыкантах, о других видах искусства в процессе самообразования, внеурочной творческой деятельности.
  • прогнозирование результатов художественно-музыкальной деятельности при выявлении связей музыки с литературой, изобразительным искусством, театром, кино;
  • осмысленность и обобщенность учебных действий, критическое отношение к качеству восприятия и размышлений о музыке, о других видах искусства, музицирования, коррекция недостатков собственной исполнительской деятельности;
  • оценка воздействия музыки разных жанров и стилей на собственное отношение к ней, представленное в музыкально-творческой деятельности (индивидуальной и коллективной).
  • самооценка и интерпретация собственных коммуникативных действий в процессе восприятия, исполнения музыки, театрализаций, драматизаций музыкальных образов.
Обучающие  УУД:
  • получение устойчивого представления о содержании, форме, языке музыкальной речи, местоположении в ней музыкальных интервалов, как организующей составляющей различных жанров, стилей народной и профессиональной музыки;
  • усвоение словаря музыкальных терминов и понятий, в частности, названий музыкальных интервалов,  в процессе восприятия, размышлений о музыке, музицирования, проектной деятельности;
  •  получение конкретных знаний по музыкальной грамоте, освоение основных терминов, музыкальных интервалов, ключевых понятий;
  • получение устойчивого представления о содержании, форме, языке музыкальной речи, местоположении в ней музыкальных интервалов, как организующей составляющей различных жанров, стилей народной и профессиональной музыки;
  • усвоение словаря музыкальных терминов и понятий, в частности, названий музыкальных интервалов,  в процессе восприятия, размышлений о музыке, музицирования, проектной деятельности;
Воспитательные (личностные) УУД:
  • передача собственных впечатлений о музыке, других видах искусства в устной и письменной речи;
  • знакомство с различными социальными ролями в процессе работы и защиты собственной идеи в течение занятия;
  • развитие трудолюбия, терпения, преодоления себя, развитие эстетических чувств;
  • воспитание любви к данному предмету.
Тип занятия: комбинированное
Методы и технологии:
  • импровизационно-вариативный;
  • сценарно-игровой;
  • эвристический;
  • информационно-рецептивный;
  • проблемный;
  • наблюдение;
  • контроль;
  • самоконтроль;
  • поиск;
  • репродуктивный;
  • метод критического мышления
  • создание ситуации успеха.
Методические приемы: эвристическая беседа, подведение к проблемному диалогу, показ педагога, метод стихотворного усвоения материала, метод дидактической игры, работа с наглядными пособиями.
Организация пространства: формы работы - коллективная, самостоятельная, групповая.
Место занятия в теме: базовое
Образовательные ресурсы: альтернативное чтение с экрана печатных учебников, флеш-игра «Немая клавиатура», наглядные пособия: «Градусник тональностей», «Волшебный паровоз»
Источники информации (интернет-ресурсы) Оборудование Дидактическое сопровождение Принципы познавательной деятельности обучающихся
 
Для учителя:
  1. Боровик, Т. А., Ансамблевое музицирование в классе сольфеджио [Электронный ресурс] // http://borovik. *****/index/stati_o_metodike_i_avtore/0.
  2. Мелентьева Т. М. Развитие творческих навыков на уроках сольфеджио [Электронный ресурс] // http://*****/articles/592202/ (10.03.2012).
  3. Парфенова Е. М Развитие музыкальности и музыкальных способностей на уроках сольфеджио [Электронный ресурс] // http://*****/articles/584121/ (10.03.2012).
  4. Современные инновационные технологии в школьном образовании [Электронный ресурс] // http://school16konst. *****/load/vospitatelnaja_rabota/sovremennye_innovacionnye_tekhnologii_v_shkolnom_obrazovanii/8-1-0.
  5. Шапорин Ю. В Сольфеджио как предмет обучения [Электронный ресурс] // http://*****/solfedjio/110-predmet. html (10.03.2012).
  6. Шлыкова О. С., Говорова А. В. Инновационные технологии в музыкальном образовании: развитие вокально интонационных навыков на уроках сольфеджио [Электронный ресурс] //Фундаментальные исследования, №1 2005 //http://www.
Доска, фортепиано (синтезатор), мультимедийный проектор, наглядные пособия,  нотные тетради
 
 

 
рабочие нотные тетради, таблица «Немая клавиатура»,  карточки с номерами ступеней, римскими цифрами, магнитная доска, магниты, ксерокопии нотных
  1. принцип ведущей роли теоретических знаний в начальном обучении;
  2. принцип обучения на высоком уровне трудности;
  3. принцип обучения быстрым темпом;
4) принцип осознания
  1. *****/fs/?section=content&op=show_article&article_id=7779.
Для учащихся:
  1. «Цветомузыкальная обучающая компьютерная программа PianoRainbow v.3.1» .
  2. Софт Моцарт (SoftMozart) - комплекс обучающих музыкальных игр-тренажеров для интерактивной пары из компьютера и синтезатора (или цифрового фортепиано), Хелен Хайнериз, США.
  3. «42 классических произведения в легком переложении для фортепиано» Аллана Смолла
  4.  «Легкие классические пьесы для фортепиано» под редакцией Джеймса Бастьена.
  5. «Большая музыка – маленькому музыканту» Т. Юдовиной - Гальпериной под редакцией О. Геталовой.
примеров, компьютер, фортепиано (синтезатор), 
музыкальный материал
школьниками процесса учения;
5) принцип целенаправленной и систематической работы над общим развитием всех учащихся, в том числе наиболее слабых.

 
 
 
Межпредметные связи:
• формирование знаний об окружающем мире и его закономерностях в целом,
•  установление внутрипредметных связей в усвоении основ изучаемых сфер (наук, культуры, видов искусства и т. д.);
  • формирование непосредственных связей с литературой, историей посредством биографий композиторов и их жизненных историй;
  • концентрация внимания на смысловом понимании мира младшими школьниками;
  •  взаимное усиление формально-логических мыслительных операций, эмоционального настроя и отношения детей к учебной деятельности.
Основные понятия: музыкальная грамота, интервал, тетрахорд, гамма, тональность, ключевые знаки, прима, секунда, кварта, квинта, октава, секста, терция, септима.
 
Планируемые результаты
Предметные результаты Личностные УУД Метапредметные результаты
Регулятивные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД
предметный характер учебных действий проявляется в том, что они обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития;
предметные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося;
происходит значительное расширение познавательной сферы школьников в области музыкальной грамоты, что осуществляется постепенно в процессе решения эвристических заданий, нацеленных на самостоятельный поиск и решение художественно-творческих задач, например, понимание значения музыки в жизни человека и общества; 
учащийся становится музыкально образован, что сродни освоению иностранного языка, более того, данное направление развития  является предпрофильным, поскольку предполагает углубленное изучение теории музыки, сольфеджио, музыкальной грамоты
отражают систему ценностных ориентаций школьника, его отношение к различным сторонам окружающего мира;
проявляется положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе;
происходит осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способности к самооценке своих действий, поступков; растет осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры;
формируется интерес и уважение к другим народам;
появляется стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.
Личностные результаты проявляются в авторском стиле учащегося, в умении использовать образный язык музыкального искусства: звук, мелодию, ритм, композицию,  фактуру для достижения своих творческих замыслов, в способности моделировать новые образы путём трансформации известных (с использованием средств музыкального языка).
обеспечивают способность учащегося организовывать свою учебно-познавательную деятельность, проходя по её этапам: от осознания цели - через планирование действий - к реализации намеченного, самоконтролю и самооценке достигнутого результата, а если надо, то и к проведению коррекции.
К регулятивным  метапредметным УУД относится способность принимать и сохранять учебную задачу;
планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану, использовать данное умение в других образовательных дисциплинах; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы;
адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

 
обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации.
К познавательным метапредметным УУД относится способность осознавать познавательную задачу;
читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, нотных тетрадей;
понимать информацию, представленную в схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач;
выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

 
 обеспечивают способность осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности, проявляя толерантность в общении, соблюдая правила вербального и невербального поведения с учётом конкретной ситуации.
К коммуникативным метапредметным УУД относится умение  вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность индивидуально, в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий обеспечивается в результате диалога субъектов образовательного процесса.
Расширение навыков общения происходит в процессе игровых ситуаций, деловых игр, предполагающих многопозиционные роли: композитора, зрителя, критика, ценителя музыки и др. Коммуникативный опыт складывается в процессе рассуждений ученика о музыкально-художественных особенностях произведений, в умении обсуждать индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности, в процессе сотрудничества и создания коллективных творческих проектов, с использованием возможностей ИКТ и справочной литературы.
 

              Технологическая карта занятия (45 минут)
              Тема: Музыкальные интервалы
Деятельность учителя Деятельность учащихся Формирование и методы диагностики Формируемые УУД Методическое оснащение
  1. Организационный момент. Распевка.
Цель: сконцентрировать внимание учащихся, настроить на учебно-познавательную деятельность.
Время: 5 минут
Педагог
Исполняет музыкальное приветствие.
Проводит распевание на  гаммах с названием ступеней, нот и ключевых знаков. Дирижирование в размере 2\4.
Изучены тональности (C-dur, G-dur, F-dur, D-dur).
Педагог играет на синтезаторе, интонирует вместе с детьми, создавая эмоционально открытую и непринужденную атмосферу занятия.
Приветствие друг друга и учителя вставанием. Интонирование приветствия.
Распевание на изученных гаммах.
Методы диагностики: проблемный,
игровой, обобщающий.
Формы работы:
фронтальная (повторение терминологии,
мониторинг общего уровня знаний, закрепление знаний, полученных на предыдущих занятиях)
Личностные УУД: желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе;
умение использовать полученные ранее знания.
Коммуникативные УУД: умение  вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
осуществлять совместную деятельность индивидуально, в рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

 
Синтезатор
«Немая клавиатура»
Доска
Наглядное пособие «Градусник тональностей»
  1. Актуализация знаний и мотивация учащихся.
Цель: организовать подготовку учащихся к открытию нового знания и выполнение ими учебных действий. Фиксация затруднений.
Время: 12 минут
Педагог
Предлагает небольшую рефлексию к изученным ранее музыкальным интервалам (звуковое напоминание, теоретическое проговаривание, напоминание терминологии).
Изучены: кварта, прима, квинта, октава, терция большая и малая)
Педагог играет гаммы, интонируя вместе с учащимися, далее предлагает исполнить известные детям попевки  о музыкальных интервалах
Интонирование известных музыкальных интервалов. Чтение стихов о музыкальных интервалах с видеоподдержкой на мультимедийном экране.
Индивидуальная работа у доски с целью построения известных интервалов. Анализ работы коллективом. Обсуждение трудностей.
Методы диагностики:
формирование и закрепление смысловых связей;
применение знаний в новых условиях.
Формы работы: индивидуальная и фронтальная форма работы  с  элементами театрализации

 
Личностные УУД:
умение осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе;
умение использовать образный язык музыкального искусства: звук, мелодию, ритм, композицию,  фактуру для достижения своих творческих замыслов, в способности моделировать новые образы путём трансформации известных (с использованием средств музыкального языка).
Регулятивные УУД:
формирование способности организовывать свою учебно-познавательную деятельность, проходя по её этапам: от осознания цели - через планирование действий - к реализации намеченного, самоконтролю и самооценке достигнутого результата, а если надо, то и к проведению коррекции;
умение адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.
Познавательные УУД:
умение устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Коммуникативные УУД:
уметь осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности, проявляя толерантность в общении, соблюдая правила вербального и невербального поведения с учётом конкретной ситуации
Мультимедийный экран
Синтезатор
Нотная тетрадь
Наглядное пособие «Веселый паровоз»
«Немая клавиатура»

 
  1. Целеполагание: определение темы, постановка учебной цели
Цель: обеспечение мотивации и принятия цели занятия учащимися
Время: 10 минут
Педагог:
Задает вопрос о том, какая будет тема  нашего занятия? Предлагает обсудить это вслух. 
Педагог корректирует высказывания детей и объявляет тему и цели занятия, обращая внимание на наглядные пособия.
Педагог:
одобряет действия учащихся. Предлагает дальнейшее освоение музыкальных интервалов.
Интересуется, какие трудности испытывают учащиеся.
Педагог рассказывает, что существуют и другие, не менее интересные и романтичные музыкальные интервалы (секста малая и большая). Играет музыкальные примеры, знакомые учащимся, заостряя внимание на музыкальных интервалах.
Дети обсуждают данный вопрос и высказывают свои предположения по теме занятия.
Ученики внимательно слушают музыкальные примеры, рассматривают наглядное пособие «Веселый паровоз», размышляют, задают вопросы по звучанию и строению интервалов, отвечают на вопросы педагога.
Методы диагностики:
формирование и закрепление смысловых связей;
выявление умения работать с наглядностью.
Формы работы:
индивидуальная и фронтальная формы опроса.
Наблюдение.
Личностные УУД:
участвовать в творческом, созидательном процессе;
способности моделировать новые образы путём трансформации известных (с использованием средств музыкального языка).
Регулятивные УУД:
действовать от осознания цели - через планирование действий - к реализации намеченного, самоконтролю и самооценке достигнутого результата, а если надо, то и к проведению коррекции.
Познавательные УУД:
уметь слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, нотных тетрадей;
понимать информацию, представленную в схематичной, модельной форме.
Коммуникативные УУД:
формирование умения  вступать в учебный диалог с педагогом, товарищами, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
понимать информацию, представленную в схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач;
задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

 
Мультимедийный экран
Синтезатор
Нотная тетрадь
Наглядное пособие «Веселый паровоз»
«Немая клавиатура»

 
  1. Музыкальная минутка.
Исполнение песни «Веселые нотки» о музыкальных интервалах стоя, с применением навыков пластической импровизации.
Цель: снятие эмоциональных зажимов, психологическое переключение, отдых в виде смены видов деятельности.
Время: 3 минуты.
  1. Совместное открытие новых знаний. Практическая работа.
Цель: формирование  знаний о новых изученных музыкальных интервалах в практической деятельности и закрепление.
                               Время: 10 минут
Педагог:
дает описание интервалов с помощью карандаша в нотной тетради;
отдельно уточняется строение интервалов в тоновом измерении;
напоминает о методах определения тональности;
все сокращения выписываются педагогом  на доске и демонстрируются на наглядном пособии «Веселый паровоз».
Предлагает игровую
ситуацию, при которой учащиеся предлагают педагогу самому построить музыкальные интервалы и оценивают их правильность.

 
Ученики после инструктажа педагога приступают к выполнению задания.
По степени выполнения задания, приглашаются к доске и демонстрируют свои знания.
Оценивают правильность построения другими учащимися и педагогом
Методы диагностики:
фронтальная работа на этапе работы  с помощью диалога.
Педагог предлагает обдумать этап предстоящей работы.
Формы работы:
самостоятельная работа.
Личностные УУД:
происходит осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена коллектива, способности к самооценке своих действий, поступков.
Регулятивные УУД:
уметь принимать и сохранять учебную задачу;
планировать в сотрудничестве с педагогом и самостоятельно необходимые действия, операции, действовать по плану.
Познавательные УУД:
понимать информацию, представленную в схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач;
выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме.
Коммуникативные УУД:
умение  осуществлять продуктивную работу в совместной деятельности, соблюдая правила вербального и невербального поведения с учётом конкретной ситуации.

 
Мультимедийный экран
Синтезатор
Нотная тетрадь
Наглядное пособие «Веселый паровоз»
«Немая клавиатура»

 
  1. Анализ и оценка результатов деятельности.
           Цель: формировать умения обобщать знания, осуществлять рефлексивную самооценку собственной учебной деятельности.
            Время: 5 минуты
Педагог организует итог урока, позволяющий ученикам осмыслить выполнение целей и задач, которые перед ними ставили, ведет диалог, позволяющий проанализировать, осмыслить, увидеть полученный результат.
Педагог предлагает
вспомнить тему, учебную задачу занятия, говорит о том, что в дальнейшем учащиеся будут планировать все этапы своей работы самостоятельно. Педагог проводит рефлексию занятия. Предлагает выполнить домашнее задание на построение музыкальных интервалов с учетом индивидуальных способностей учащихся
Учащиеся следят за ответами товарищей, дополняют,
подводят итог занятия, рассказывают, что было интересного на занятии, что понравилось, что вызвало затруднения. Оценивают полученное домашнее задание

 
Методы диагностики:
самооценка обучающимися своей учебной деятельности. Фиксация их соответствия.
Формы работы:
фронтальная и индивидуальная
Личностные УУД:
происходит осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способности к самооценке своих действий, поступков; растет осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры.
Регулятивные УУД:
формируется умение  действовать по плану, использовать данное умение в других образовательных дисциплинах; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы;
адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.
Коммуникативные УУД:
коммуникативный опыт складывается в процессе рассуждений учащихся о музыкально-художественных особенностях произведений, в данном случае, о музыкальных интервалах, в умении обсуждать индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности, в процессе сотрудничества, с использованием возможностей ИКТ и справочной литературы.

 
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»