Методическая разработка занятиятия по музыкальной грамоте в 4 - 5 классах
Музыкальные интервалы
Морева Нина Александровна,
педагог дополнительного образования,
1 квалификационная категория
Цель для учителя: Освоение учащимися практико-теоретического раздела «Музыкальные интервалы» педагог дополнительного образования,
1 квалификационная категория
Цель для учащихся: Получение знаний о построении и интонировании музыкальных интервалов
Задачи для учителя:
1) представить учащимся палитру музыкальных интервалов;
2) обучить правилам построения музыкальных интервалов;
3) работать над чистотой интонирования музыкальных интервалов;
4) сформировать систему знаний, нацеленных на осмысление интервалов;
5) побудить детей к самостоятельному поиску звуковых образов;
6) воспитывать в детях эстетический вкус, стремление к творчеству, прекрасному.
Задачи для учащихся: 1) формировать умения и навыки в освоении интервалов;
2) воспитывать в себе эмоциональную отзывчивость, организованность, работоспособность, активность, самостоятельность;
3) учиться выполнять индивидуальные задания на занятии;
4) закреплять смысловые связи, формировать представление о музыкальной грамоте, как целостной музыкальной дисциплине;
Формируемые УУД
Развивающие (регулятивные) УУД:
- получение устойчивого представления о содержании, форме, языке музыкальной речи, местоположении в ней музыкальных интервалов, как организующей составляющей различных жанров, стилей народной и профессиональной музыки;
- усвоение словаря музыкальных терминов и понятий, в частности, названий музыкальных интервалов, в процессе восприятия, размышлений о музыке, музицирования, проектной деятельности;
- применение полученных знаний о музыке и музыкантах, о других видах искусства в процессе самообразования, внеурочной творческой деятельности.
- прогнозирование результатов художественно-музыкальной деятельности при выявлении связей музыки с литературой, изобразительным искусством, театром, кино;
- осмысленность и обобщенность учебных действий, критическое отношение к качеству восприятия и размышлений о музыке, о других видах искусства, музицирования, коррекция недостатков собственной исполнительской деятельности;
- оценка воздействия музыки разных жанров и стилей на собственное отношение к ней, представленное в музыкально-творческой деятельности (индивидуальной и коллективной).
- самооценка и интерпретация собственных коммуникативных действий в процессе восприятия, исполнения музыки, театрализаций, драматизаций музыкальных образов.
- получение устойчивого представления о содержании, форме, языке музыкальной речи, местоположении в ней музыкальных интервалов, как организующей составляющей различных жанров, стилей народной и профессиональной музыки;
- усвоение словаря музыкальных терминов и понятий, в частности, названий музыкальных интервалов, в процессе восприятия, размышлений о музыке, музицирования, проектной деятельности;
- получение конкретных знаний по музыкальной грамоте, освоение основных терминов, музыкальных интервалов, ключевых понятий;
- получение устойчивого представления о содержании, форме, языке музыкальной речи, местоположении в ней музыкальных интервалов, как организующей составляющей различных жанров, стилей народной и профессиональной музыки;
- усвоение словаря музыкальных терминов и понятий, в частности, названий музыкальных интервалов, в процессе восприятия, размышлений о музыке, музицирования, проектной деятельности;
- передача собственных впечатлений о музыке, других видах искусства в устной и письменной речи;
- знакомство с различными социальными ролями в процессе работы и защиты собственной идеи в течение занятия;
- развитие трудолюбия, терпения, преодоления себя, развитие эстетических чувств;
- воспитание любви к данному предмету.
Методы и технологии:
- импровизационно-вариативный;
- сценарно-игровой;
- эвристический;
- информационно-рецептивный;
- проблемный;
- наблюдение;
- контроль;
- самоконтроль;
- поиск;
- репродуктивный;
- метод критического мышления
- создание ситуации успеха.
Организация пространства: формы работы - коллективная, самостоятельная, групповая.
Место занятия в теме: базовое
Образовательные ресурсы: альтернативное чтение с экрана печатных учебников, флеш-игра «Немая клавиатура», наглядные пособия: «Градусник тональностей», «Волшебный паровоз»
Источники информации (интернет-ресурсы) | Оборудование | Дидактическое сопровождение | Принципы познавательной деятельности обучающихся |
Для учителя:
|
Доска, фортепиано (синтезатор), мультимедийный проектор, наглядные пособия, нотные тетради |
рабочие нотные тетради, таблица «Немая клавиатура», карточки с номерами ступеней, римскими цифрами, магнитная доска, магниты, ксерокопии нотных |
|
|
примеров, компьютер, фортепиано (синтезатор), музыкальный материал |
школьниками процесса учения; 5) принцип целенаправленной и систематической работы над общим развитием всех учащихся, в том числе наиболее слабых. |
Межпредметные связи:
• формирование знаний об окружающем мире и его закономерностях в целом,
• установление внутрипредметных связей в усвоении основ изучаемых сфер (наук, культуры, видов искусства и т. д.);
- формирование непосредственных связей с литературой, историей посредством биографий композиторов и их жизненных историй;
- концентрация внимания на смысловом понимании мира младшими школьниками;
- взаимное усиление формально-логических мыслительных операций, эмоционального настроя и отношения детей к учебной деятельности.
Планируемые результаты | ||||
Предметные результаты | Личностные УУД | Метапредметные результаты | ||
Регулятивные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | ||
предметный характер учебных действий проявляется в том, что они обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития; предметные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося; происходит значительное расширение познавательной сферы школьников в области музыкальной грамоты, что осуществляется постепенно в процессе решения эвристических заданий, нацеленных на самостоятельный поиск и решение художественно-творческих задач, например, понимание значения музыки в жизни человека и общества; учащийся становится музыкально образован, что сродни освоению иностранного языка, более того, данное направление развития является предпрофильным, поскольку предполагает углубленное изучение теории музыки, сольфеджио, музыкальной грамоты |
отражают систему ценностных ориентаций школьника, его отношение к различным сторонам окружающего мира; проявляется положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; происходит осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способности к самооценке своих действий, поступков; растет осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры; формируется интерес и уважение к другим народам; появляется стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья. Личностные результаты проявляются в авторском стиле учащегося, в умении использовать образный язык музыкального искусства: звук, мелодию, ритм, композицию, фактуру для достижения своих творческих замыслов, в способности моделировать новые образы путём трансформации известных (с использованием средств музыкального языка). |
обеспечивают способность учащегося организовывать свою учебно-познавательную деятельность, проходя по её этапам: от осознания цели - через планирование действий - к реализации намеченного, самоконтролю и самооценке достигнутого результата, а если надо, то и к проведению коррекции. К регулятивным метапредметным УУД относится способность принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану, использовать данное умение в других образовательных дисциплинах; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления. |
обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации. К познавательным метапредметным УУД относится способность осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, нотных тетрадей; понимать информацию, представленную в схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач; выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. |
обеспечивают способность осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности, проявляя толерантность в общении, соблюдая правила вербального и невербального поведения с учётом конкретной ситуации. К коммуникативным метапредметным УУД относится умение вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность индивидуально, в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий обеспечивается в результате диалога субъектов образовательного процесса. Расширение навыков общения происходит в процессе игровых ситуаций, деловых игр, предполагающих многопозиционные роли: композитора, зрителя, критика, ценителя музыки и др. Коммуникативный опыт складывается в процессе рассуждений ученика о музыкально-художественных особенностях произведений, в умении обсуждать индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности, в процессе сотрудничества и создания коллективных творческих проектов, с использованием возможностей ИКТ и справочной литературы. |
Технологическая карта занятия (45 минут)
Тема: Музыкальные интервалы
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование и методы диагностики | Формируемые УУД | Методическое оснащение |
Время: 5 минут |
||||
Педагог Исполняет музыкальное приветствие. Проводит распевание на гаммах с названием ступеней, нот и ключевых знаков. Дирижирование в размере 2\4. Изучены тональности (C-dur, G-dur, F-dur, D-dur). Педагог играет на синтезаторе, интонирует вместе с детьми, создавая эмоционально открытую и непринужденную атмосферу занятия. |
Приветствие друг друга и учителя вставанием. Интонирование приветствия. Распевание на изученных гаммах. |
Методы диагностики: проблемный, игровой, обобщающий. Формы работы: фронтальная (повторение терминологии, мониторинг общего уровня знаний, закрепление знаний, полученных на предыдущих занятиях) |
Личностные УУД: желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; умение использовать полученные ранее знания. Коммуникативные УУД: умение вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; осуществлять совместную деятельность индивидуально, в рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач. |
Синтезатор «Немая клавиатура» Доска Наглядное пособие «Градусник тональностей» |
Время: 12 минут |
||||
Педагог Предлагает небольшую рефлексию к изученным ранее музыкальным интервалам (звуковое напоминание, теоретическое проговаривание, напоминание терминологии). Изучены: кварта, прима, квинта, октава, терция большая и малая) Педагог играет гаммы, интонируя вместе с учащимися, далее предлагает исполнить известные детям попевки о музыкальных интервалах |
Интонирование известных музыкальных интервалов. Чтение стихов о музыкальных интервалах с видеоподдержкой на мультимедийном экране. Индивидуальная работа у доски с целью построения известных интервалов. Анализ работы коллективом. Обсуждение трудностей. |
Методы диагностики: формирование и закрепление смысловых связей; применение знаний в новых условиях. Формы работы: индивидуальная и фронтальная форма работы с элементами театрализации |
Личностные УУД: умение осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; умение использовать образный язык музыкального искусства: звук, мелодию, ритм, композицию, фактуру для достижения своих творческих замыслов, в способности моделировать новые образы путём трансформации известных (с использованием средств музыкального языка). Регулятивные УУД: формирование способности организовывать свою учебно-познавательную деятельность, проходя по её этапам: от осознания цели - через планирование действий - к реализации намеченного, самоконтролю и самооценке достигнутого результата, а если надо, то и к проведению коррекции; умение адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления. Познавательные УУД: умение устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Коммуникативные УУД: уметь осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности, проявляя толерантность в общении, соблюдая правила вербального и невербального поведения с учётом конкретной ситуации |
Мультимедийный экран Синтезатор Нотная тетрадь Наглядное пособие «Веселый паровоз» «Немая клавиатура» |
Время: 10 минут |
||||
Педагог: Задает вопрос о том, какая будет тема нашего занятия? Предлагает обсудить это вслух. Педагог корректирует высказывания детей и объявляет тему и цели занятия, обращая внимание на наглядные пособия. Педагог: одобряет действия учащихся. Предлагает дальнейшее освоение музыкальных интервалов. Интересуется, какие трудности испытывают учащиеся. Педагог рассказывает, что существуют и другие, не менее интересные и романтичные музыкальные интервалы (секста малая и большая). Играет музыкальные примеры, знакомые учащимся, заостряя внимание на музыкальных интервалах. |
Дети обсуждают данный вопрос и высказывают свои предположения по теме занятия. Ученики внимательно слушают музыкальные примеры, рассматривают наглядное пособие «Веселый паровоз», размышляют, задают вопросы по звучанию и строению интервалов, отвечают на вопросы педагога. |
Методы диагностики: формирование и закрепление смысловых связей; выявление умения работать с наглядностью. Формы работы: индивидуальная и фронтальная формы опроса. Наблюдение. |
Личностные УУД: участвовать в творческом, созидательном процессе; способности моделировать новые образы путём трансформации известных (с использованием средств музыкального языка). Регулятивные УУД: действовать от осознания цели - через планирование действий - к реализации намеченного, самоконтролю и самооценке достигнутого результата, а если надо, то и к проведению коррекции. Познавательные УУД: уметь слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, нотных тетрадей; понимать информацию, представленную в схематичной, модельной форме. Коммуникативные УУД: формирование умения вступать в учебный диалог с педагогом, товарищами, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; понимать информацию, представленную в схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения. |
Мультимедийный экран Синтезатор Нотная тетрадь Наглядное пособие «Веселый паровоз» «Немая клавиатура» |
Цель: снятие эмоциональных зажимов, психологическое переключение, отдых в виде смены видов деятельности. Время: 3 минуты. |
||||
Время: 10 минут |
||||
Педагог: дает описание интервалов с помощью карандаша в нотной тетради; отдельно уточняется строение интервалов в тоновом измерении; напоминает о методах определения тональности; все сокращения выписываются педагогом на доске и демонстрируются на наглядном пособии «Веселый паровоз». Предлагает игровую ситуацию, при которой учащиеся предлагают педагогу самому построить музыкальные интервалы и оценивают их правильность. |
Ученики после инструктажа педагога приступают к выполнению задания. По степени выполнения задания, приглашаются к доске и демонстрируют свои знания. Оценивают правильность построения другими учащимися и педагогом |
Методы диагностики: фронтальная работа на этапе работы с помощью диалога. Педагог предлагает обдумать этап предстоящей работы. Формы работы: самостоятельная работа. |
Личностные УУД: происходит осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена коллектива, способности к самооценке своих действий, поступков. Регулятивные УУД: уметь принимать и сохранять учебную задачу; планировать в сотрудничестве с педагогом и самостоятельно необходимые действия, операции, действовать по плану. Познавательные УУД: понимать информацию, представленную в схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач; выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме. Коммуникативные УУД: умение осуществлять продуктивную работу в совместной деятельности, соблюдая правила вербального и невербального поведения с учётом конкретной ситуации. |
Мультимедийный экран Синтезатор Нотная тетрадь Наглядное пособие «Веселый паровоз» «Немая клавиатура» |
Время: 5 минуты |
||||
Педагог организует итог урока, позволяющий ученикам осмыслить выполнение целей и задач, которые перед ними ставили, ведет диалог, позволяющий проанализировать, осмыслить, увидеть полученный результат. Педагог предлагает вспомнить тему, учебную задачу занятия, говорит о том, что в дальнейшем учащиеся будут планировать все этапы своей работы самостоятельно. Педагог проводит рефлексию занятия. Предлагает выполнить домашнее задание на построение музыкальных интервалов с учетом индивидуальных способностей учащихся |
Учащиеся следят за ответами товарищей, дополняют, подводят итог занятия, рассказывают, что было интересного на занятии, что понравилось, что вызвало затруднения. Оценивают полученное домашнее задание |
Методы диагностики: самооценка обучающимися своей учебной деятельности. Фиксация их соответствия. Формы работы: фронтальная и индивидуальная |
Личностные УУД: происходит осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способности к самооценке своих действий, поступков; растет осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры. Регулятивные УУД: формируется умение действовать по плану, использовать данное умение в других образовательных дисциплинах; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления. Коммуникативные УУД: коммуникативный опыт складывается в процессе рассуждений учащихся о музыкально-художественных особенностях произведений, в данном случае, о музыкальных интервалах, в умении обсуждать индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности, в процессе сотрудничества, с использованием возможностей ИКТ и справочной литературы. |