Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Методическая разработка

Работа над вокально-певческими упражнениями в хоре

Швец Анна Каринеевна,
ГБОУ СОШ № 110
Выборгского района Санкт-Петербурга

В данной  методической разработке представлены основные направления работы, которые включают в себя вокально-певческие  упражнения, являющиеся  подготовкой к основной части занятия и работе над произведениями в хоровом коллективе. Адресована данная разработка руководителям и концертмейстерам, работающим в  детских вокально-хоровых коллективах.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...4
1. Значение вокально-певческих упражнений в работе с хоровым коллективом………………………………………………………………5
2. Эмоционально - психологический настрой на занятиях………………6
3. Работа над певческим дыханием в упражнениях………………………7
4. Работа над качеством звука в упражнениях…………………………….7
5. Работа над ритмической точностью в упражнениях…………………...8
6. Работа над техникой многоголосного пения в упражнениях………….9
Заключение ……………………………………………………………………...9
Список использованных источников………………………………………….11
Приложение 1. Примеры вокально-певческих упражнений для работы на занятиях с вокально-хоровым коллективом.……………………………………………………………………..12

Введение

Большое место в системе хоровой работы с детьми занимают вокально-хоровые упражнения. Основная цель этих упражнений – выработка специальных певческих навыков, которые помогают юному певцу в передаче художественного образа песни, содержания хорового произведения. Вместе с тем, планомерное и целенаправленное применение упражнений способствует и развитию голоса, улучшению его гибкости и выносливости.
Пение упражнений перед началом разучивания и исполнения хоровых произведений служит своеобразной настройкой голоса, помогает привести его в рабочее состояние. Однако дело этим не исчерпывается. Известно, что в лучших детских хорах пение упражнений носит характер осмысленной художественной деятельности.
 Целью настоящей разработки является выявление и систематизация основных направлений в работе над вокально-певческими упражнениями в хоровом коллективе.
Задачами данной разработки являются:
• изучение и обобщение существующего педагогического  и концертмейстерского опыта в данном направлении;
• накопление и предоставление  нотного материала по данной теме в качестве примера для работы над вокально-певческими упражнениями на занятиях с детскими хоровыми коллективами.

В основной части разработки представлены типы и направления работы над вокально-певческими упражнениями в хоровых коллективах, в приложении даны примеры  вокально-певческихупражнений, направленных на выработку того или иного вида певческих навыков, используемых в работе педагогами и концертмейстерами детских хоровых коллективов.

 

 

 


1. Значение вокально-певческих упражнений в работе с хоровым коллективом

Распевание в хоре – это настройка коллектива певцов на певческую установку, правильное дыхание и звукообразование, на звучание вокального аппарата.
Распевание выполняет две функции:

1. разогревание и настройка голосового аппарата певцов с целью подготовки их к работе;
2. развитие вокально-певческих навыков с целью достижения правильности и выразительности звучания певческого голоса в процессе исполнения вокально-хоровых произведений.

Упражнения для подготовки к работе в хоре включают в себя:
• дыхательную гимнастику, которая способствует развитию дыхательного аппарата, формирует дыхание, необходимое при вокальной работе;
• речевые, дикционные упражнения, нацеленных на правильность в произношении гласных и согласных звуков;
• упражнений для голосового аппарата. Эти упражнения расширяют диапазон голоса, укрепляют дыхание, развивают певческий голос, вокальный и гармонический слух, навык многоголосного пения, улучшают звукообразование, вырабатывают чистоту интонации.

Вокально-певческим называются только такие упражнения, при исполнении которых происходит фонация, т.е. пение. Под упражнениями понимается повторение какой-либо деятельности с целью улучшить способ её выполнения. Упражнения являются основным средством приобретения навыков. В вокально-хоровой работе упражнения служат для выработки основных навыков, необходимых для профессионального пения. И правильное зарождение звука, и техника звуковедения в различных условиях, диктуемых мелодией, – всё это осваивается и закрепляется, прежде всего, на упражнениях.
Упражнения, которые построены на коротких отрезках музыкальных фраз, как правило, транспонируются по полутонам вверх и вниз. Такое повторение одних и тех же распевок, одних и тех же музыкальных движений ведёт к установлению прочных навыков их выполнения. В дальнейшем, встречая подобные фигурации в произведении, певец не испытывает затруднений при их исполнении. Однако пение повторяющихся сочетаний звуков-распевок можно назвать упражнением только тогда, когда оно производится с определённой целью и когда происходит оценка результатов каждой попытки.
Материал для хоровых упражнений можно, хотя и несколько условно, разделить на две основные категории. К первой относятся те упражнения, которые применяются вне связи с разучиванием конкретного произведения. Эти упражнения чаще всего исполняются в начале занятия в качестве распевания. Вторая категория упражнений связана с конкретным хоровым произведением и направлена на преодоление в нем вполне определенной трудности. Упражнения второго рода обладают значительно более узкой направленностью и не могут быть систематизированы с достаточной четкостью и последовательностью.
Распевание в хоре должно согласовываться с вокальным строем разучиваемого репертуара и быть направлено на поддержку его звучания.
В процессе обучения важная роль принадлежит фортепианному сопровождению, в частности выразительной гармонизации упражнений, которая воспитывает не только слух, но и музыкальный вкус поющих и, в известной степени, влияет на качество звука, обогащая его новыми обертонами и даже активизируя звучание голоса.
Нужно ли играть вокальную партию на инструменте или достаточно давать только гармоническую основу? На этот счет существуют различные мнения. Каждый педагог в каждом конкретном случае руководствуется соображениями методического порядка и поступает так, как находит нужным. Если вокальная партия не играется, то певец внимательнее вслушивается в звучание своего голоса, достигает нужного в звуковысотном и тембральном отношениях певческого тона. Повторяя то же упражнение с аккомпанементом, обучающийся поет его уже более осознанно.

2. Эмоционально - психологический настрой на занятиях

Настроение учеников еще до начала занятий, их готовность к пению и умение включаться в творческое состояние имеют огромное значение для освоения стоящих перед ними задач. Неактивные ученики, с пониженным тонусом, не достигнут высоких результатов.
Сосредоточенность внимания, фиксирование указаний педагога, творческий подъем зависят в первую очередь от самих учеников – в этом проявляются их способности, профессиональные качества. Но и роль педагога в создании необходимой психологической настройки также чрезвычайно велика. Важно установить необходимый творческий контакт. От эмоциональной зарядки педагога часто зависит настроение обучающихся и результаты занятий.
В работе над упражнениями необходимо воспитывать у поющих сознательное отношение к формированию звука, к приобретению и фиксации певческих навыков. Не только педагог, но и обучающиеся должны знать, для чего дается то или иное упражнение, как достигнуть поставленной вокально-технической цели. Использование несистематизированных, нецеленаправленных упражнений, которые трудно усваиваются и вызывают напряженность звучания из-за насильственного расширения диапазона, не только не дают положительного эффекта, но могут даже принести непоправимый вред.
Длительность распевания не должна превышать 10-15 минут репетиционного времени. В упражнениях не всегда имеет смысл доходить до крайних звуков диапазона. Следует помнить, что певческий голос «разогревается» нескоро и начинает полноценно звучать лишь через 30-40 минут после начала репетиции.

3. Работа над певческим дыханием

Опорой вокальной техники является певческое дыхание. Необходимо заметить, что чрезмерное внимание к нему и часто путаное представление мешают певцам контролировать само качество звучания своего голоса, интонации, уделять должное внимание творческим моментам. Поэтому рекомендуется не слишком фиксировать внимание начинающих певцов на процессе дыхания, не допуская при этом его нарушений, как например: поднятые  плечи, выпячивания живота, излишние движения грудной клетки и, особенно, перебор дыхания, а также «бездыханное» пение – пение без дыхательной опоры.
Еще до начала пения весь корпус учащихся должен быть расправлен, живот поднят, грудь приподнята, спина и плечи ровные. Общее настроение певца предполагает творческую активность при полной мышечной свободе всего организма, состояние приподнятости, будто связанное с удивлением или восхищением, когда человек восклицает: «Ах! Как хорошо!» При этом мысленно произнесенном «ах!» расширяются нижние ребра, которые необходимо удерживать до конца пения.
Вдох должен быть легким, бесшумным (через нос и слегка открытый рот). Дыхание на долю секунды как бы задерживается, и вот на таком «затаенном» дыхании и следует начинать пение. Для овладения более глубоким вдохом можно предложить ученикам представить себе, что они медленно вдыхают аромат любимых цветов.
Эти приемы вошли в педагогическую практику многих известных педагогов-вокалистов. Певческое дыхание следует развивать и укреплять постепенно.

4. Работа над качеством звука

Не менее важным певческим навыком является правильная атака звука. Наилучшей, по мнению многих педагогов, является мягкая, но точная атака звука, т.е. такое начало пения, при котором звук рождается без толчков и придыхания, без жесткого удара по голосовым связкам. Это обеспечивает плавное голосоведение, наиболее красивый тембр голоса, оберегает связки от переутомления.
Не меньшего внимания, чем начало звучания, требует и его окончание. У начинающих или плохо обученных певцов, от неумения распределять дыхание, концы фраз звучат неспокойно, неустойчиво (нет точности «снятия», прекращения звучания).
Чрезмерная напряженность мышц в какой-либо части голосового аппарата сразу же отражается на качестве звука. Управляя же качеством звука, можно добиться и правильной согласованности в работе всего голосообразующего комплекса. Регулировка качества звука может осуществляться педагогом с гармонично развитым вокальным слухом.
Результатом правильной координации в работе голосового аппарата будет ненапряженная, но в меру активное звучание голоса. Такое качество звучания должно сохраняться при выполнении различных вокальных заданий на всем диапазоне с различной динамикой, на всех гласных и в любом темпе.
В упражнениях достаточно ограничиться рабочим диапазоном певческого голоса: «ре» первой октавы – «фа», «фа-диез» второй октавы у сопрано; «си-бемоль» малой октавы - «ре» второй октавы у альтов. Юношеские (мутирующие) голоса поют в диапазоне «до» малой октавы – «ре», «ми- бемоль» первой октавы.
Сочетание быстрого и медленного темпов в упражнениях помогает овладеть ровностью звучания. В быстром темпе голос не успевает выявить свои недостатки (так считают многие педагоги). Упражнение, спетое в быстром темпе, звучит ровнее, повторенное сразу же медленно, оно сохраняет ровность звучания.
Очень полезно чередование пения стаккато и легато. Стаккато дает ощущение «близости» звука, большей точности попадания в позицию. Кроме того, соединение стаккато с легато помогает почувствовать опору звука.


5. Работа над ритмической точностью

Как уже говорилось, вокальные  упражнения подготавливают обучающихся к исполнению художественных произведений, на них отрабатываются различные элементы вокального мастерства. Одним из таких элементов является ритмическая организованность. Нужно настойчиво добиваться от обучающихся ритмической точности. Обычно перед пением упражнения проигрываются на инструменте в заданном темпе и со строгим соблюдением всех длительностей, четким выдерживанием пауз между звеньями модуляционной секвенции. Развитие чувства ритма с первых же шагов обучения – очень важный момент во всей системе воспитания необходимых певческих навыков.

 


6. Работа над техникой многоголосного пения

Большая, если не решающая, роль в музыкальном развитии детей, пришедших в вокально-хоровой коллектив, принадлежит многоголосному пению.
Многоголосным пением пронизана  народная певческая традиция нашей страны, а также огромный пласт многовековой истории музыкальной культуры разных стран и народов. Обучаясь исполнению  многоголосных произведений, учащиеся имеют возможность соприкоснуться с великим наследием музыкальной культуры, познакомиться с произведениями разных стран, эпох, стилей и обогатить при этом свой исполнительский опыт.
Как известно, хоровое многоголосие с наибольшей активностью развивает гармонический слух и ладовое чувство, совершенствует чистоту интонации.
В хоровой практике получили распространение также и распевки, основанные на простых полифонических формах, таких как имитация и канон. Эти упражнения развивают ансамблевые навыки, вырабатывают ориентацию певцов в многоголосном пении, а также позволяют решать проблемы уравновешенности различных голосовых партий.
Полезно сочетать распевание с выработкой навыков многоголосия. Простейшим видом является выстраивание трезвучия или аккорда – пение гаммы с остановками на звуках аккорда.
Наиболее ответственный этап – первоначальный. Тут закладываются основы многоголосного пения и, что не менее важно, воспитывается любовь к этому виду хорового исполнительства. Трудности многоголосного пения содержатся не столько в пении как таковом, сколько в умении слышать. Вот почему с самого начала, с самых простых песен и упражнений нужно, чтобы дети приучались вслушиваться в красоту звучания двух и нескольких голосов, чувствовать их выразительность, новое качество звучания, по сравнению с одноголосным пением. Главная задача состоит в том, чтобы подобрать такой музыкальный материал, который бы заинтересовал обучающихся, позволил бы с первых шагов дать им возможность ощутить многоголосное звучание.

Заключение

В настоящей разработке были выявлены и систематизированы основные направления в работе над вокально-певческими упражнениями в хоровом коллективе, изучен и обобщен существующий педагогический  и концертмейстерский опыт в данном направлении.  Нотный материал по данной теме в качестве примера для работы над вокально-певческими упражнениями на занятиях с детскими хоровыми коллективами представлен в приложении.
В заключении следует отметить, что наибольшую пользу приносит комплексное использование вокально-певческих упражнений. Каждое упражнение следует исполнять интонационно чисто, ровно, на певческом дыхании, свободным округленным звуком. Постановка корпуса должна быть красивой, артистичной. Обязательным является и требование правильного произношения гласных (ясность и однотембральность) и согласных (четкость, но без нарушений общей певческой установки). Артикуляция, положение нижней челюсти, мимика лица, выражение глаз должны быть естественными.
 Часто преодоление какой-нибудь отдельной трудности настолько концентрирует на себе внимание руководителя, что прочие стороны певческого процесса, призванные формировать физиологически полноценное красивое звучание детских голосов, ускользает из его поля зрения. Разумеется, не следует делать вывод о невозможности изолированно работать над устранением определенной ошибки преодолением конкретной исполнительской трудности, если она требует именно изолированной работы. Говоря в целом, комплексное использование упражнений экономит дорогое время занятий и подводит учащихся к осознанию взаимодействия всех элементов вокально-хоровой звучности.

Список использованной литературы:

1. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. –М.,2000
2. Бандина А.В., Попов в.С., Тихеева Л.В. Школа хорового пения. – М., 1981. – вып.1.
3. Белецкая В.К. Путешествующий голос. Развитие речевого и воклаьного диапазона. Учебное пособие. – Спб.: Композитор, 2011.
4. Виардо П. Упражнения для женского голоса. – М.: «Музыка», 1994
5. Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты  вокального мастерства. Изд 5-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.
6. Глинка М.И.  Упражнения для усовершенствования голоса. Школа пения для сопрано: Учебное пособие 2-е изд., испр. и доп. – Спб.: Издательство «Лань»; Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2012.
7. Дмитриевский Г.А. Ансамбль хора // работа с хором: Методика. Опыт. – М., 1972
8. Егорычева М. Упражнения для развития вокальной техники. Киев., 1980.
9. Левандо П.П. Хороведение. – Л.,1982.
10. Овчинникова Т. Воспитание детского певческого голоса в хоре // Детский голос. Экспериментальные исследования/ Под ред. В.Н. Шацкой. – М.,1970.
11. Осенева М.С., Самарин В.А. Хоровой класс и практическая работа с хором: Учеб. Пособие для студ. Муз. Фак. Высш. Пед. уч. Заведений. – м.: Издательский центр « Академия», 2003.
12.  Осенева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников. – М.: издательский центр «Академия», 2001.
13. Струве Г.А. Школьный хор: Книга для учителя. – М. ,1981.
14. Юдин С.П. Певец и голос. О методологии и педагогике пения. – М.: Либроком, 2014.


You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»