Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Конкурсная программа

"Творческая палитра" как форма воспитательной работы педагога дополнительного образования

Срек Лариса Викторовна,
педагог дополнительного образования
ГБОУ Средняя образовательная школа №110
Выборгского района Санкт Петербурга,

руководитель изостудии «Краски радуги»
отделения дополнительного образования

В современных условиях творческая личность становится востребованной обществом на всех ступенях ее развития.  Это объясняется тем, что количество изменений в жизни, происходящих за небольшой отрезок времени, настоятельно требуют от человека качеств, позволяющих творчески и продуктивно подходить к любым изменениям. Для того, чтобы выжить в ситуации постоянных изменений, чтобы адекватно на них реагировать, человек должен активизировать свой творческий потенциал, самостоятельно принимать решения, быть способным к сотрудничеству, отличаться мобильностью, динамизмом, быть конкурентноспособным на рынке труда.
      В связи с этим в образовании возникает проблема развития творческих способностей связанных с поиском и применением различных форм воспитательной работы, которые бы позволили повысить её эффективность, помогли педагогу пробудить интерес у учащихся к осмыслению своего места и роли в мире знаний и  развлечений.
         Развитие творческих способностей осуществляется в интеграции учебного процесса с воспитательным, образовании такой среды, в которой каждый учащийся имеет возможности для творческой самореализации и обретает опыт жизненного        успеха.
        Одним из социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальную интеграцию различных субъектов воспитания, является учреждение дополнительного образования детей, которое имеет ряд преимуществ: обучение детей строится по принципу добровольности, отсутствует  жесткая оценочная система, есть возможности, позволяющее обучающемуся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя,  способствует поиску своей индивидуальности, самоактуализации   и       профессиональной ориентации     личности.
       Однако в последние годы в деятельности учреждений дополнительного образования наблюдается ослабление воспитательных функций за счет усиления образовательных акцентов. Педагоги дополнительного образования в работе с детьми на первое место ставят задачи обучения специальным знаниям и навыкам, способствующим освоению детьми опыта творческой деятельности. Задачи воспитания творческой активности осуществляются не на научно-практическом уровне,       а на эмпирическом уровне.  .
     Решение данной проблемы нам представляется таким образом. Нужно активизировать воспитательный процесс,  «как процесс воздействия педагога и учеников, сущностью которого является создание условий для самореализации субъектов этого процесса», наполнив его новыми формами и содержанием, тем самым,  повышая  эффективность          воспитательной  работы.
       Развитию творческой личности способствует не только занятия изобразительным творчеством, но и различные формы воспитательного процесса, наполненные интересным, непривычным содержанием, которое пробуждает         воспитанников    к         творчеству.
        Выбор форм зависит от возраста учащихся, мастерства педагога, особенностей детского коллектива и от других условий в которых протекает процесс     воспитания.
         В педагогической науке не существует единого мнения о формах воспитательной         работы.
       В педагогическом словаре форма рассматривается как способ организации, способ существования и выражения содержания, предмета, явления, процесса
         Формы и методы воспитания - это способы взаимодействия воспитателя и обучающихся, в процессе которых происходят изменения в уровне развития качеств         личности    воспитанников.
        Опираясь на высказанные ранее подходы (С.П. Афанасьев, Л.В. Байбородова, В.С. Безрукова, А.Г. Кирпичник, С.Д. Поляков, М.И. Рожков, Е.В. Титова) мы полагаем, что сущностными признаками формы воспитательной работы являются: участники деятельности; педагогические задачи, которые можно решить при помощи данной формы (потенциал формы, ее содержательность); организация времени (фиксированный промежуток времени проведения формы); набор актов, ситуаций, процедур; порядок действий (алгоритм); организация         пространства.
        На сегодняшний день существует множество классификаций форм воспитательной работы. Они различаются по следующим признакам:
-        по     целевой      направленности;
-        по     позиции     участников                   воспитательного процесса;
-         по     объективным      воспитательным возможностям.
       Можно классифицировать такие формы воспитательной работы: словесные  (собрания, лекции, доклады, конференции и т. д); практические ( походы, экскурсии, конкурсы и т.д); наглядные (выставки художественного творчества, тематические стенды и т.д).

  В изостудии «Краски радуги» о средней образовательной школы вся воспитательная работа направлена на непосредственное воздействие на воспитанника, на включение учащихся в разнообразные виды деятельности, развитие детского самоуправления.

В раскрытие личностных качеств личности, творческих способностей, в формировании  культуры общения играют различные форма воспитательной работы: смотр, выставка, турниры, творческий отчет, праздник, КВН, беседы, экскурсии.
         Одной из наиболее популярных форм организации воспитательного процесса с учащимися в изостудии « Радуга» является конкурсная программа  «Творческая палитра» в основе, которой лежит принцип соревновательности, состязательности.
        Конкурсная программа разработана для воспитанников изостудии «Краски радуги» средней образовательной школы №110 г. Санкт Петербурга с учетом возрастных, индивидуальных особенностей, активности, пристрастий, вкусов, предпочтений  детей. Важно, чтобы   содержание представленной конкурсной программа, способствовало  приобщению  учащихся к миру искусства,  развитию нестандартного мышления, фантазии, креативности.   

    Целью конкурной программы «Творческая палитра» является  самореализация личности посредством участия в познавательной, творческой       деятельности.
    Задачи:

1.     Создать условия для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения личности ребенка, раскрытие его творческого потенциала   в художественно - творческой деятельности.

2.     Создание мотивации к занятиям  изобразительным искусством, через         знакомство с  различными  техниками и жанрами изобразительного искусства    

3.     Способствовать   сплочению детского коллектива.

4.     Развить нестандартное мышление, фантазию, творческое воображение.

Конкурная программа « Творческая палитра» состоит из несколько этапов взаимосвязанных между собой, построена по принципу соревнования между двумя студиями в количестве 6-7 человек.

Участники: воспитанники изостудии «Краски радуги», возраст от 8-14 лет. Продолжительность программы:  1ч 30 минут

      На первом этапе из всех присутствующих выбирается 3 человека в состав жюри. Для этого педагогу необходимо задать вопросы, которые  направлены на выявление находчивых, активных личностей. Дети, выбранные в состав жюри, должны  быть  объективными к оценки выполняемых работ, непривзято относиться к участникам конкурса. Педагогу нужно оценивать детей именно по этим критериям.

     Из числа оставшихся участников формируется 2 команды-студии по 6-7 человек. Далее подбираются руководители студий, главные художники, дизайнеры, скульпторы. Разбивка на студии осуществляется по принципу жеребьёвки. Каждый участник получает палитру определенного цвета.

(Продолжительность этого этапа 5-10 минут)

На втором этапе « Разминка-класс».

       Команды придумывают название своей студии и представляются жюри конкурса. Этот этап состоит из конкурсов в который используется жанр пантомимы и  методы погружения в определенную среду. (увлеченность, хандру, ликование). В проведение этого ряда конкурсов дети получают заряд положительных эмоций,  раскрывают свои артистические способности.

(Продолжительность 10-15 минут)

    На третьем этапе « Творческий полет. Конкурсы «Картина из клякс»,

«Новые дорожные знаки», «Художественное выдавливание», «Канцелярская картина» выполняются необычными для художников материалами - трубочкой для коктейля, зубной пастой, тушью, кнопками и скрепками. Такие задания способствуют развитию у начинающих художников нестандартного мышления, умение смотреть на привычные вещи непривычно, развивают фантазию, изобретательность, преодолевая штампы и стереотипы.

(Продолжительность  20 минут)

    Четвертый этап конкурса «Кто хочет стать художником?»

На этом этапе дети становятся участниками популярной на ТВ передачи «Кто хочет стать миллионером?». Использование мультимедиопроектора, позволяет лучше приблизиться к визуальным ощущением телевизионной игры. В этой игре воспитанники демонстрируют знания  в  области изобразительного искусства, умение подходить к вопросу с юмором и находчивостью. К этому  конкурсу никто из участников не остается равнодушным.

(Продолжительность 15-20минут)

     Пятый этап конкурса  “Цветная перестрелка”

В этом конкурсе участвуют два капитана – главные художники команд- студий.  В подготовке вопросов  этого конкурса педагог затрагивает все области  человеческих знаний, что помогает раскрытию интеллектуального, нравственного самовыражения личности ребенка.

(Продолжительность 5-10минут)

        Подведение итогов конкурсной программы. Это очень важный этап конкурса, где дети высказывают свое мнение о происходящем событии. На этом этапе важно создать атмосферу яркого, эмоционально окрашенного переживания, мысленно пережитого вхождения в образ. Стимулируя  активность детей, можно устроить демонстрацию творческих работ, организовать награждение в виде сувениров и поделок, выполненных самими детьми.

       Предлагаемая конкурсная программа позволяет учащимся побывать в разнообразных ролевых позициях: руководителем студии, главным художником, дизайнером, скульптором, актером, членом жюри и просто членом команды.       

         Ролевые позиции являются эффективным инструментом установления и расширения способов взаимодействия ребенка с окружающим миром, развития его творческих способностей, личностного роста. Доставляя радость и удовольствие, конкурсная программа соответствуют внутренней мотивации учащихся, и обеспечивает творческое развитие личности. И чем активнее проявляются и развиваются в воспитательном процессе творческие способности ребенка, тем активнее и успешнее будет его жизненная позиция в дальнейшем.

        Из всего выше сказанного можно сделать вывод,  что конкурсная программа «Творческая палитра» является наиболее удачной  формой организации детского досуга не только для воспитанников студии, но и  предоставляет возможность использования этой формы на игровой летней площадке, организации летней лагерной смены.       

        Такая форма организации воспитательного процесса как конкурсная программа «Творческая палитра» дает возможность  педагогу увидеть и правильно, по достоинству, оценить возможности каждого ребенка, наметить разумную перспективу в дальнейшем развитии его творческих способностей,  Улучшает межличностные отношения в коллективе, способствует развитию важнейших коммуникативных, организаторских умений. Непосредственно совместно-групповая деятельность   воспитывает доброжелательное отношение к своим товарищам, развивает взаимовыручку, способствует сплочению коллектива.

Литература

1. Агеева И.Д.Занимательные материалы по изобразительному искусству. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера,2006.-160с. (Игровые методы обучения)

2.  Воспитание и социализация школьников и воспитанников учреждений дошкольного и дополнительного образования в современных условиях: проблемы и опыт их решения: Мат. научно практ. конференции (Чита 2010)/Под редакцией В.А Сарапулова.- Чита: Экспресс-издательство, 2010.-512с.
3. Евладова Е.Б., Логинова Л. Г. Организация дополнительного образования детей: Практикум: Учебное пособие для студ. учреждений сред. Проф. Образования.- М.:ГИЦ         ВЛАДОС,2003.-192с.
4. Классному руководителю. Учебно методическое пособие/ под ред. М.И Рожковой-М;ГИЦ       ВЛАДОС,2001-280с.
5.Педагогика. Учебное пособие/Под ред. П.И. Пидкасистого - М.: Педагогическое         общество   России,2005.
6. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания.-М.:ТЦ Сфера,2003.- 160с.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»