Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Предметно-развивающая среда для девочек
в образовательном пространстве музыкального зала детского сада

Антонова Татьяна Анатольевна,
муз. руководитель ГБДОУ №12
комбинированного вида
Кировского района Санкт-Петербурга
                 
        С введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, вопрос организации предметно-развивающей среды ДО на сегодняшний день стоит особенно актуально. В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
        Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка, в частности девочек. Комфортной является среда, которая эстетически и функционально выдержана для пребывания в ней  детей. Известно, что предметно - развивающая среда, построенная на основе личностно-ориентированного взаимодействия детей и взрослых, направлена на предоставление каждому ребенку равных стартовых возможностей, в рамках которых осуществляется систематическое развитие его личности. В период раннего и дошкольного детства у всех детей, независимо от места их проживания, формируется гендерная идентичность и среда является одним из ведущих условий для её формирования и закрепления у девочек и мальчиков положительных стереотипов и качеств. Деятельность ребенка и его взаимодействие с детьми своего и другого пола в такой среде способствуют актуализации, воспроизведению и закреплению имеющегося у него опыта, а также формированию новых способов гендерного поведения.                                                              
        Гендерный подход в организации предметно-развивающей среды, нацелен на успешность гендерной социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста, основываясь на ряде факторов: ​содержание среды должно быть простроено в соответствии с основными элементами социальной культуры, учитывая возрастную и гендерную адреснность оборудования и материалов.
      Учёт психологических особенностей развития девочек осуществляется как в организации пространства, так и в содержании. Пространство, представляющее интерес для девочек, невелико, им достаточно угла в группе или небольшого места на улице, чтобы долгое время играть, например, в дочки-матери, или они раскладывают перед собой «богатства» - кукол, украшения - и играют в ограниченном пространстве, однако оно до мелочей проработано, отражено в сознании.  Девочки более чувствительны к шуму, опираются на ближнее зрение, для них комфортно ограниченное пространство и восприятие эмоциональных отношений. Вопрос гендерного воспитания в наши дни становится все более актуальным.
          Музыкальному руководителю тоже необходимо развивать музыкальные способности детей, используя свои знания о гендерном различии детей, помогать осознавать себя представителями того пола, к какому они принадлежат.  Также на музыкальных занятиях у педагога есть масса возможностей подчеркнуть самые привлекательные черты детей противоположного пола. Так, все основные части музыкального занятия: музыкально- ритмические движения, пение, слушанье музыки, танцевальная деятельность, игра на музыкальных инструментах и музыкально-дидактическая игра — следует проводить с учетом гендерных различий.
                    В танцевальной деятельности, особенно в парных танцах, тоже необходимо подчеркивать отличительные движения девочек и мальчиков.         
                     Атрибуты для детского танцевального творчества, элементы костюмов к знакомым народным танцам (косынки, веночки, шляпы) и атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону (листики, снежинки, цветы и т. д.) ; разноцветные перчатки, султанчики, газовые платочки или шарфы, разноцветные ленточки, разноцветные перышки для музыкально-танцевальных импровизаций.  В танцевальных движениях девочек следует поощрять плавность, легкость, пластичность. Девочки, услышав свое музыкальное проведение, танцуют с лентами, шарфами, платочками, веночками и т.п. Это помогает подчеркнуть женственность, мягкость, доброту, заботу в поведении девочек. Цель такого воспитания - сформировать понятие у ребёнка о половой принадлежности. В игре на музыкальных инструментах - ложки, барабаны, гармони – для мальчиков, а бубны, колокольчики, бубенчики – для девочек. Для решения гендерных задач помогают и такие средства воздействия, как художественное слово (сказки, былины, стихи, рассказы), видеоматериал и элементы мужских и женских костюмов. Наиболее полно всё это используется при театрализации. 
           Одежда должна быть комфортной, не стесняющей движения. Девочкам обязательно посещать занятия в платьях или юбочках. Казалось бы, такая мелочь, однако же это сразу настраивает детей на правильный тон поведения.
               Таким образом, содержание развивающей предметно-пространственной среды должно соответствовать интересам мальчиков и девочек, периодически изменяться, варьироваться, постоянно обогащаться с ориентацией на интерес ребёнка, на «зону ближайшего развития», на информированность, индивидуальные возможности  и способности детей.
                                                                                                                                                                                        
Литература:
1.      Ананьев Б.Г, Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. М., 2004.
2.      Артамонова О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности // Дошкольное воспитание. - 2005. - №4.
3.       Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду /Н.В. Нищева. - Спб.:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.
4.      Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования / Приказ министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009 г. №655 // Дошкольное воспитание.- 2010.- №4. - С. 4-11.
5.      Глушкова Г. Устройство вариативной предметно-пространственной среды в групповых помещениях. // Ребёнок в детском саду.– 2008.-№ 5

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»